Кельтская мифология. Энциклопедия.
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
Книга А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАРИТОЛОН

См. парталон

ПАРТАЛОН

В мифологии ирландских кельтов Парталон, по легенде, считался сыном Сера и предводителем одного из вторжений в Ирландию. Одни предания приписывают ему главенствующую роль во второй интервенции, другие - в третьей. Вместе со своими спутниками, парталианами, Парталон, согласно той же легенде, разбил войско фоморов и вынудил их отправиться в изгнание на Гебридские острова и остров Мэн. Именно Парталон и его приближенные, по преданию, расчистили четыре равнины и устроили семь озер, а также научили ирландцев варить эль и владеть разными ремеслами, учредили первый приют и ввели свод законов. Таким образом, Парталон, как принято считать, первым заложил основы цивилизации в Ирландии. По легенде, Парталон убил собственных отца и мать. Как гласит предание, он и все его сподвижники погибли во время мора; в живых остался только Туан Мак Стерн (см. также глава 6).

ПАТРИК

Св. Патрик - святой-покровитель Ирландии. О нем сложено немало легенд, и, хотя он, несомненно, является реальным историческим лицом, легенды склонны искажать подлинные факты. Согласно преданию, он родился в Южном Уэльсе и был сыном христианского клирика - дьякона, человека весьма влиятельного и к тому же имевшего римское гражданство. По преданию, св. Патрик был захвачен в плен отрядом скоттов (шотландцев), разбойников, грабивших имения его отца. Разбойники увезли св. Патрика в Ирландию, где обратили его в рабство. Хозяином будущего святого был некий Милхру, вождь клана антрим. Шесть лет спустя, пребывая как бы в тонком сне, святой ушел от него и после долгих скитаний оказался в гавани. По преданию, купеческий корабль увез его за море в некую страну, по всей вероятности - Францию, где он поступил в духовное училище, готовясь стать монахом. Через некоторое время св. Патрик, по преданию, возвратился в Британию, где и был рукоположен в дьякона, а затем принял сан священника. Вскоре он стал епископом и отправился в Ирландию в качестве миисионера-проповедника. Будучи неутомимым проповедником, он достиг Кэшела на юге и Ольстера на севере острова, с успехом обращая в христанство вождей местных кланов. В Армаге он основал епископскую резиденцию, где и был, по преданию, похоронен. Скончался он в Сауле, Ирландия. Впрочем, согласно другой версии, он умер в Гластонбери, где некоторое время был аббатом. Одна из легенд, связанных с именем св. Патрика, рассказывает об обращении им в христианство Ойсина (см. глава 15), другая повествует о его встрече с Кухулином (см. глава 16); кроме того, именно он, по преданию, разрушил идола Кром Круха (см. глава 27). Сохранились некоторые литературные труды св. Патрика, в частности "Confessio",* своего рода автобиография, написанная на вульгарной латыни, и послание, адресованное к одному из вождей бриттов, обратившему в рабство некоторых ирландских христиан. Писания св. Патрика не поддаются точной датировке и почти не содержат географических деталей. Ученые расходятся во мнении и отосительно даты его рождения. Некоторые считают, что св. Патрик родился ок. 389 г. н. э., попал в рабство в 405 г., вернулся в Ирландию в 432 и скончался в 461 г. По мнению других, он был захвачен в плен в 430-е гг. Возвратился в Ирландию между 450 и 460 гг., а скончался вскоре после 491 г.

* "Confessio" (лат.) - "Исповедь", излюбленный богословско-автобиографический жанр раннехристианских авторов на Западе Ср. знаменитую "Исповедь" блаженного Августина (V в.) и не менее известную "Исповедь" средневекового французского католического ересиарха Пьера Абеляра (прим. перев.)

ПВИЛЛ

В мифологии валлийских кельтов Пвилл - князь Дифеда, резиденцией двора которого был Арбет. Легенды, связанные с именем Пвилла, изложены в главе 19. Пвилл был женат на Рианнон, и у них родился сын. Придери.

ПВККИ

Ветвь эллиллонов.

ПЕЙБОУ

См. нинниау

ПЕЛЕУР

В легендах Артуровского цикла - имя Придери.

ПЕЛЛЕАС

В легендах Артуровского цикла - имя Пвилла (см. глава 25).

ПЕЛЛЕС

См. пеллеас

ПЕНАРДУН

В мифологии валлийских кельтов Пенардун, по легенде, - дочь Дон и жена Ллира. Согласно одной из легенд, она была матерью Манавидана фаб Лира, Бранвен и Брана Благословенного. По другой легенде, она не была матерью Брана и Бранвен, ибо их матерью считается Ивериадд. Пенардун, по преданию, впоследствии родила Ниене и Эфнисена от Эвросвидда (см. глава 18).

ПЕНДАРАН ДИФЕД

В мифологии валлийских кельтов Пендаран Дифед - свинопас, ставший приемным отцом Придери (см. глава 19).

ПЕРЕДУР

В мифологии валиийских кельтов Передур - сын Эфравга. В легендах Артуровского цикла он послужил прототипом для образа Персиваля, отправляющегося на поиски Святого Грааля (см. глава 23 и глава 25).

ПЕРЕЖИТКИ КЕЛЬТСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В НОВЕЙШИЕ ВРЕМЕНА

см. глава 27.

ПЕРЕПЛЕТАЮЩИЕСЯ ЛИНИИ

Один из наиболее распространенных мотивов орнаментов, встречающихся на кельтских крестах и прочих старинных каменных изваяниях. Как показывает его название, состоит из узелков и переплетающихся линий.

ПЕРСИВАЛЬ

В легендах Артуровского цикла - персонаж, прототипом которого является Передур (см. глава 25).

ПИКСИ

После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; в частности, пикси были феями на западе Англии (см. также глава 26).

ПИКТЫ

Общее название племен, населявших Северную Британию в эпоху римского владычества. Это название впервые встречается в одной латинской поэме, датированной 297 г. Название это означает "раскрашенные люди" и, по-видимому, было дано римлянами туземцам из-за их обычая раскрашивать свои тела перед боем, чтобы придать себе свирепый, воинственный облик. По всей вероятности, название пикты относилось к конфедерации нескольких северных племен (кланов). Существуют различные мнения относительно того, являлись ли пикты или хотя бы часть их кельтами по происхождению. Известно, что самоназвание их было притены - то есть это слово явно кельтского происхождения, а некоторые из упоминаемых в источниках названий их кланов также были кельтскими. Более того, некоторые кланы пиктов говорили на кельтском языке. Высказывались разные предположения о том, откуда пикты пришли в Британию. Беда указывает, что они были выходцами из Скифии, то есть региона на территории нынешней Украины, но средневековый ирландский поэт Мэл Мура Отэйнский говорит о том, что пикты пришли в Британию из Фракии. Есть разные мнения о том, появились ли они в Британии раньше бриттов или позже их.

ПИННЕР

В мифологии кельтов Британии Пиннер - король Ирландии, разбитый Молмоциусом и павший от его руки. Молмоций расширил пределы своих владений - королевства Корнуолл, унаследованного им от отца.

ПИСИР

В мифологии ирландских кельтов - король Персии, у которого сыны Туиреанна должны были раздобыть отравленное копье (см. глава 8).

ПОБЕДЫ СИЛ СВЕТА НАД ТЬМОЙ

см. глава 22.

ПОКА

После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; так. Пока - фея, заставляющая путников в Ирландии заблудиться и сбиться с пути (см. также глава 26).

ПОКИ

После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; в частности, поки считались феями в Уорчестершире (см. также глава 26).

ПОКЛОННЫЕ КРЕСТЫ

Поклонные кресты были весьма популярны у кельтов, восходя к дохристианским большим крестам. Ранние поклонные кресты представляли собой вертикально стоящие камни с резными изображениями. Постепенно на протяжении веков такие кресты трансформировались в знаменитые кельтские кресты, покрытые сложной резьбой.

ПОКОРЕНИЕ БОГОВ СМЕРТНЫМИ

см. глава 10.

ПОРОСЯТА И СВИНЬИ

Древние кельты очень высоко ценили свиней. Свиньи и поросята часто упоминаются в кельтских мифах, ассоциируясь с различными видами магии. Так, например, Изал, король Золотых Столбов, передал сынам Туиреанна семь волшебных поросят, которых можно было убить и съесть, но на следующий день они вновь бегали живыми как ни в чем не бывало (см. глава 8). Люди, которым посчастливилось отведать мяса этих свиней, навсегда исцелялись от всех болезней.

ПОРРЕКС

В мифологии кельтов Британии Поррекс - британский принц. Согласно "Истории" Джеффри Монмутского, он был потомком Брута и сыном Горбодука и Джудон. У Поррекса был брат, Феррекс, с которым они поспорили из-за того, кто из них должен стать королем по праву наследования. Феррекс, опасаясь коварства со стороны брата, бежал в Галлию и возвратился во главе целого войска. Однако это не спасло его, ибо он был разбит и пал от руки брата. Его мать, Джудон, настолько обезумела от горя, вызванного утратой любимого младшего сына, что в исступлении убила Поррекса, когда тот спал, и растерзала его на куски. После этой трагедии кооль Горбодук лишился обоих наследников, а после кончины его самого прямая линия потомков Брута пресеклась.

ПОТУСТОРОННИЙ МИР

В мифологии кельтов Потусторонний мир, помимо всего прочего, - название места, куда попадают после смерти души людей, чтобы переродиться. Потусторонний мир - составная часть воззрений кельтов, признававших бессмертие души. В ночь накануне праздника Самхейн Потусторонний мир, по поверью кельтов, становится видимым для смертных и его врата скрываются настежь. Согласно легенде, обитатели Потустороннего мира в эту ночь отказываются от мести жителям этого мира, чем-либо обидевшим или оскорбившим их при жизни. Простые смертные могут свободно совершать путешествие в Потусторонний мир, оставаясь живыми людьми, но, хотя там к ним и возвращается молодость, после возвращения в земной мир они опять обретают свой прежний возраст. Такая судьба не миновала и Ойсина после того, как он уехал в Потусторонний мир вместе с Ниамх, а затем вернулся обратно. Потусторонний мир - это также и страна богов. Ирландский Потусторонний мир для богов состоял из множества сидхов (см. сидх), в каждом из которых существовал свой собственный неисчерпаемый котел, обеспечивающий вечный источник провизии. Сидхи были местами обитания богов Туатха Де Данаан и, как считалось, находились под землей Ирландии. Боги Туатха Де Данаан были вынуждены перебраться в этот подземный мир под натиском Сынов Мил Эспэйна - первых смертных правителей Ирландии. В мифологии валлийских кельтов Потусторонний мир носил название Аннвн. Местонахождение Потустороннего мира часто ассоциировалось с неким островом или архипелагом к западу от Уэльса или Ирландии. Это была не только земля мертвых, но и страна вечной молодости, страна блаженства, настоящая земля обетованная. Однако простым смертным, побывавшим там и вернувшимся живыми, в том числе и знаменитому Кухулину, она представала своей мрачной стороной, и те видели там всевозможных чудовищ и прочие кошмары. Корнуэлльские кельты считали Потусторонним миром полуостров Гоуэр и остров Ланди, Аннвн валлийцев находился в Ирландии, а для ирландцев Потусторонним миром была Британия. Впрочем, ирландцы и валлийцы сходились во мнении, что малой преисподней является остров Мэн.

ПРАСУТАГ

В мифологии кельтов Британии Прасутаг - муж Будикки. Он был вождем племени икенов, формально признававших владычество римлян, но пользовавшихся определенной автономией. После его смерти римляне, воспользовавшись неясной ситуацией, захватили обширные земли, принадлежавшие Прасутагу и его семейству. Кроме того, они, по преданию, грубо расправились с Будиккой и надругались над ее дочерьми. Действия римлян вынудили Будикку выступить против них, и она, пылая жаждой мести, подняла восстание против захватчиков. Восстание пользовалось широкой поддержкой, и поначалу восставшие даже добились немалых успехов, но конец его оказался весьма печальным.

ПРЕВРАЩЕНИЯ

Превращения, изменение облика - излюбленный мотив кельтской мифологии и религиозных воззрений кельтов, отражающий их веру в бессмертие души. Божества свободно могли принимать любой облик. Так, например, Морриган и Бадб часто являлись воинам на поле битвы в виде ворона. Боги и богини, обладавшие сверхъестественными способностями, могли превращать людей в любые существа, чаще всего - животных, обычно в качестве наказания. Так, согласно валлийской мифологии, Тврх Трвит, прежде бывший королем, был превращен в дикого вепря. Иногда акт превращения является следствием ревности или зависти со стороны божества. Так, когда Туиреанн забеременела, колдунья - любовница ее мужа Иллана из ревности превратила ее в самку волкодава. Детей Лира злая мачеха, ревновавшая их к отцу, превратила в лебедей.

ПРИБЫТИЕ БОГОВ

см. глава 6.

ПРИВИДЕНИЯ

См. богли

ПРИДВЕН

В легендах Артуровского цикла - название корабля Артура (см. глава 24).

ПРИДЕИН

В мифологии кельтов Британии Придеин, по преданию, был королем Корнуолла, захватившим всю Британию после смерти Поррекса. Некоторые источники указывают, что само название Британии происходит от его имени.

ПРИДЕРИ

В мифологии валллийских кельтов Придери - сын Пвилла и Рианнон, родившийся, когда его родители почти потеряли надежду, что Рианнон сможет забеременеть. Когда Придери исполнилось всего несколько дней, он таинственным образом исчез (см. глава 19). Согласно легенде. Придери был участником похода Брана Благословенного в Ирландию ради спасения его сестры, Бранвен (см. глава 20), и стал одним из семи выживших в этом походе. После смерти своего отца Придери стал лордом (владыкой) Дифеда, а Рианнон, вдова Пвилла, вышла замуж за Манавидана фаб Лира. К тому времени Придери успел взять в жены Кигфу. Эту четверку - Придери, Кигфу, Манавидана и Рианнон - ожидали всевозможные приключения (см. глава 21).

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БОГОВ АННВНА

см. глава 19.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV