Современный словарь-справочник: Античный мир
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАРИБДА

ХАРИБДА - Опасный водоворот в узком (Мессинском?) проливе, традиционно расположенном между Италией и Сицилией, где течения особенно сильны. В "Одиссее" Харибда - чудовище, которое трижды в день поглощает и низвергает воды пролива, на другом берегу которого обитает шестиглавая Сцилла. Одиссей, минуя этот пролив, оказался между двумя чудовищами. Отсюда выражение - "между Сциллой и Харибдой", то есть подвергаться опасности с разных сторон.

ХАРИТОН

ХАРИТОН (ок. 2 в. н. э.)

Греческий писатель, автор самого первого из сохранившихся романов "Повесть о любви Херея и Каллирои". Для античного романа характерно чередование прозы и стихов, а также обильное цитирование великих, например Гомера.

ХАРИТЫ

ХАРИТЫ - В греческой мифологии вечно юные богини, дочери Зевса, олицетворяющие добро и радость. По Гесиоду, их имена - Аглая, Евфросина и Талия.

Р. Грейвс в «Мифах древней Греции» замечает: «Гомер упоминает двух харит - Пасифею и Кале. Две хариты - Ауксо и Гегемона - которых почитали афиняне, соответствовали двум временам года. Позднее харит стали почитать в виде триады, как и богинь судьбы, т. е. женскую триаду в ее самой непреклонной ипостаси».

В римской мифологии харитам соответствуют грации.

(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

* * *

или Грации (лат.)

Три богини красоты, родившиеся от Зевса и Евриномы, дочери Океана. Обычно называют трех: Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая") и Талия ("цветущая"). Хариты олицетворяют радостное, вечно юное начало жизни. Хариты могли сопровождать Аполлона, Диониса, Афродиту или муз.

Как олицетворение прекрасного, хариты были частым сюжетом в живописи и скульптуре более позднего времени, например статуя Кановы.

ХАРОН

ХАРОН - В греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Ахеронт в Аиде; при этом должны были быть соблюдены похоронный обряд и плата в один обол (мелкая монета), положенный под язык покойника. Харон был известен Гомеру, но уже к концу 6 в. до н. э. часто изображался на этрусских и греческих вазах. В пьесе "Лягушки" Аристофана он показан хмурым неприятным стариком; его высмеивал Лукиан. В современном греческом фольклоре Харон все еще упоминается как синоним смерти. В постклассические времена он соответствовал описаниям Вергилия в "Энеиде" - нечесаные седые космы, свирепо горящие глаза.

Таким же он появляется в "Божественной комедии", где Вергилий приказывает Харону взять живого Данте в свою лодку. Микеланджело изобразил его на плафоне Сикстинской капеллы в Риме. Образ Харона отражен также в картине Бёклина "Остров мертвецов" и в драме Сакса.

ХИМЕРА

ХИМЕРА - Мифическое огнедышащее чудовище, порожденное Ехидной и Тифоном; она опустошала страну (Ликию) и была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе. В "Энеиде" Химера обитает в преддверии Подземного мира. Из чудовища с львиной головой, телом козла и змеиным хвостом Химера превратилась в фантастическое животное, часто крылатое, и в конце концов в слово "химера", которое обозначает дикую фантазию, несбыточные мечты. Самое известное скульптурное изображение древнего чудовища - Химера из Ареццо (Флоренция).

ХИРОН

ХИРОН - Один из кентавров, в более поздних мифах он становится сыном Кроноса, и в отличие от других кентавров он выделяется благожелательностью и мудростью. Хирон - учитель таких героев, как Ясон, Ахилл и Асклепий, он известен своим умением стрельбы из лука, музыки и медицины. После того как Геракл случайно ранил Хирона отравленной стрелой, тот отказался от бессмертия (в пользу Прометея) и был превращен в созвездие Стрельца. Считается, что аллегорическое полотно Боттичелли "Паллада и Кентавр" изображает силу, которая контролируется мудростью, но более вероятно, впрочем, что на ней изображен Хирон, так как его лицо, полное задумчивой меланхолии, говорит о понимании того, что его инстинктивное, бессознательное знание ниже небесной мудрости Афины Паллады.

ХРИСЕИДА (КРЕССИДА)

ХРИСЕИДА (КРЕССИДА) - В "Илиаде" дочь Хриса, жреца Аполлона в городе Хрисе около Трои. При взятии города Хриса (до начала осады Трои) она была захвачена и отдана Агамемнону. Когда Агамемнон отказался взять за нее выкуп и вернуть отцу, Аполлон по просьбе жреца наслал мор на лагерь греков. Калхант, греческий прорицатель, объяснил причины мора, и Агамемнон возвратил Хрису дочь, но взамен отнял у Ахилла его пленницу Брисеиду, и началась знаменитая ссора. Ахилл разгневался и отказался принимать участие в Троянской войне. По преданию, вняв совету Калханта, Хрис вернул дочь Агамемнону, потому что царь к ней хорошо относился.

Средневековый "Роман о Троиле" рассказывает о любви Троила, младшего сына царя Приама, к Хрисеиде, которая оставила его ради грека Диомеда. Этот сюжет развил Боккаччо. Он же послужил толчком для поэмы Чосера "Троил и Крессида", который, в свою очередь, стал источником для драмы "Троил и Крессида" Шекспира. После этого имя Хрисеиды стало синонимом неверности, хотя Чосер сказал только, что у нее было нежное сердце.

ХРИСИПП

ХРИСИПП (281/278-208/205 до н. э.)

Греческий философ, стоик. Диоген Лаэртский писал о нем: "Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу".

Предыдущая страница Следующая страница