Современный словарь-справочник: Античный мир
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОВИДИЙ, НАЗОН ПУБЛИЙ

ОВИДИЙ, НАЗОН ПУБЛИЙ - Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8 года, когда император Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В Томах Овидий продолжал работу над "Скорбными элегиями" и написал 4 книги "Посланий с Понта", все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно неизвестна; сам же он утверждал, что предлогом послужили его стихи и "проступок". Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму "Наука любви", а "проступок", вероятно, связан с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку.

Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал редким для античности чувством цвета и любовью к видимым формам, создавая тем самым как бы руководство для художников последующих эпох. Кроме знаменитого "Искусства любви" (наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также "Лекарство от любви", где учил, как следует заканчивать любовные истории; 3 книги "Любовных элегий" и "Героини" - любовные письма в стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. "Фасты" были задуманы Овидием как календарь в стихах, однако до своего изгнания из Рима он успел написать стихи только к шести месяцам года. Некоторые ранние произведения Овидия и знаменитая "Медея" утеряны, однако до нас дошли 15 книг "Метаморфоз", представлявших собой энциклопедию античной мифологии, - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в единое изложение.

Никакое другое произведение античной литературы не оказало такого сильного влияния на европейское искусство, как "Метаморфозы". Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из Овидиевых "Метаморфоз", изображались художниками и скульпторами великое множество раз.

"Метаморфозы" были любимой книгой юности таких разных людей, как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад ("Божественная комедия", Ад, 4). В средние века Овидия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике "Видии". В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом человека, и тогда же - в 1471 его стихи были впервые изданы.

В начале 14 в. неизвестный французский автор написал поэму "Морализованный Овидий", а в 1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной целью - выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Так, например, в Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую души к Истине посредством евангельского света (ее факела). Над такими толкованиями смеялся Рабле в предисловии к "Гаргантюа и Пантагрюэлю", говоря, что у Гомера иносказаний не больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не менее "Морализованный Овидий" оказал существенное влияние на трактовку Овидиевых образов в европейской литературе (см., например, интерпретации легенд о Персее, Геракле и Леде). Философы-гуманисты видели в превращениях персонажей "Метаморфоз" в растения или животных подтверждение концепции переселения душ (см. Ариадна, Психея). Овидием продолжали восхищаться и в 19 в., и знакомство с его поэзией было обязательным элементом классического образования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало преподавателей с моральной точки зрения.

ОДЕНАТ СЕПТИМИЙ

ОДЕНАТ СЕПТИМИЙ (ок. 250-266/267)

Правитель Пальмиры, муж знаменитой Зенобии. В 261 был назначен Римом верховным главнокомандующим на Востоке. При нем персы были изгнаны из Сирии и Месопотамии. Был убит (возможно, с ведома Зенобии). После его смерти Зенобия, оставшись с маленьким сыном, стала укреплять и расширять Пальмиру, стремясь к полной самостоятельности.

ОДИССЕЙ (УЛИСС)

ОДИССЕЙ (УЛИСС) - Существует три традиции трактовки этого персонажа - две античные и одна средневековая. Одиссей Гомера - это сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из героев Троянской войны. В "Илиаде" Одиссей проявляет себя хитроумным, ловким и отважным воином: вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланником Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ночной набег на троянский лагерь, становится победителем на соревнованиях, устроенных на похоронах Патрокла. В "Одиссее" он отличается прежде всего своей изобретательностью, находчивостью и любознательностью. При этом Одиссей нежно предан своей жене - Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротивляться Калипсо и Кирке только потому, что они были богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одиссей уклонился. Одиссей все время помнит о своей главной цели - вернуться домой (ведь он не хотел участвовать в троянском походе, притворился безумным, но был разоблачен), и он действительно вновь встречается с Пенелопой после двадцати лет странствий, полных удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Циклоп, Сцилла, Сирены). Хотя Одиссей и славится своей хитростью, но всерьез никого не обманул - он, можно сказать, мастер невероятной истории. Гомеровский образ Одиссея-героя нашел отражение, например, в "Троиле и Крессиде" Шекспира, в опере "Возвращение Улисса на родину" Монтеверди, в серии картин Козимо, посвященной Одиссею.

В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя настоящим негодяем, таким же мы его находим у греческих трагиков - только в "Аяксе" Софокла Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным Филоктетом, но еще и заставляет участвовать в обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к Еврипидовой Гекубе, когда, несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене. В Афинах 5 в. до н. э. Одиссей был образом самого беспринципного софиста: действительно, Одиссей у Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по поводу похищения святыни - Палладия, а Синон рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по ложному обвинению в предательстве, придуманному им самим, Диктис выставляет Одиссея в том же свете.

Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги "Одиссеи". Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невредимым, однако потом должен будет с веслом в руке совершить путешествие в страну, жители которой никогда не видели ни лодок, ни моря и не солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло Одиссея за лопату, это будет означать, что цель Одиссея достигнута, и тогда, воткнув весло в землю, он может возвращаться домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого путешествия Одиссея была разработана в "Телегонии" - эпической поэме позднего происхождения, однако для европейской литературы оказались существенными не новые приключения героя, а сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде не находящего успокоения. Одиссей и Диомед помещаются в восьмой круг Дантова Ада - в "стонущем огне" среди "лукавых советчиков" ("Божественная комедия", Ад, 26), причем Одиссей терпит наказание еще и за свое стремление исследовать недозволенное, которым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со своими товарищами проплывают Геркулесовы столбы, отправившись в путешествие, чтобы "изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны".

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и к знанью рождены, -

говорит Одиссей своим спутникам, и они продолжают плавание до тех пор, пока не достигают огромной горы Чистилища и терпят кораблекрушение. Таким же предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона. В "Одиссее" Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет странствий пытается основать мировую столицу в Африке, однако ему это не удается, и он заканчивает свои дни в Антарктике (символ одиночества), ища правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса - это индивидуум современного типа, не принимающий жизнь такой, как она есть, в то время как герой написанного на пятьдесят лет раньше "Улисса" Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи Джойса - жители современного автору Дублина имеют своих прототипов в "Одиссее" Гомера.

Образ Одиссея - один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во время Возрождения. Рубенс, Йорданс, Тибальди, Карраччи, позже Тишбейн, Тернер, Серов оставили замечательные интерпретации этого одного из самых парадоксальных характеров античности.

ОКЕАН

ОКЕАН - В ранних греческих мифах Океан представляет собой скорее стихию, чем личность: у Гомера Океан - это река, омывающая своими водами весь мир, в которую садятся и из которой вновь появляются солнце и звезды. Изображение Океана окаймляет щит, сделанный Гефестом для Ахилла. У Гесиода Океан становится сыном Урана и Геи (то есть Неба и Земли), мужем Тефиды и отцом всех морских и речных богов. В качестве самостоятельного действующего лица Океан выступает только у Эсхила в "Прометее прикованном", и в отличие от Посейдона он так и не приобретает в греческой мифологии законченного образа.

Античные географы придали слову "океан" современный смысл, хотя еще в римскую эпоху антропоморфный образ присутствовал в произведениях искусства в виде бородатого бога. Он известен своим добродушием и миролюбием: так, Океан пытался (безуспешно) примирить Прометея с Зевсом. На крайнем Западе он омывает границы между жизнью и смертью.

ОКТАВИЯ

ОКТАВИЯ - 1. Сестра Августа, жена Марка Антония и мать Марцелла от первого мужа. Антоний развелся с Октавией в 32 ради Клеопатры, чем окончательно разорвал свои отношения с будущим императором. В исторической традиции было принято восхищаться законопослушностью и преданностью Октавии.

2. Дочь императора Клавдия и Мессалины, жена Нерона с 53 по 62. После развода с Нероном Октавия была сослана сначала в Кампанию, а потом на остров Пандатерию, где ее казнили по ложному обвинению в государственной измене. Героиня трагедии "Октавия" неизвестного латинского автора - современника тех событий. Обычно эту трагедию издают вместе с сочинениями Сенеки, хотя доподлинно известно, что Сенека не является ее автором.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ - Господство нескольких семей, отличающихся либо древностью происхождения, либо воинской доблестью, либо богатством.

В истории известны такие примеры господства олигархии, как Тирания тридцати во главе с Критием (Афины).

ОЛИМП

ОЛИМП - Самая высокая гора в Греции, находящаяся на границе Македонии и Фессалии. В греческой мифологии считается, что Олимп достигает неба и что на его вершине обитают боги. Представления об олимпийских богах принесли в Грецию пришедшие с Севера дорийцы, и это новое поколение богов постепенно вытеснило архаических - титанов.

ОЛИМПИАДА

ОЛИМПИАДА - Жена Филиппа II Македонского, дочь царя Неоптолема I, мать Александра Македонского. После смерти сына была казнена по решению македонского войска в осажденной Пидне.

Олимпиада - образ прекрасной, но деспотичной царицы, принесшей македонцев в жертву своим амбициям.

ОМФАЛ

ОМФАЛ - Монолитный камень, посвященный Аполлону и хранившийся в его храме в Дельфах. Символизировал собою центр Земли, или, по-другому, "пуп Земли". Имел вид цилиндра, закругленного сверху, сплошь покрытый каменной резьбой.

ОМФАЛА

ОМФАЛА - Царица Лидии, которой был продан в рабство Геракл. Она заставляла героя делать женские работы и обряжала его в женское платье. Имя Омфалы вошло в поговорку для обозначения зависимости мужчины от женщины.

Этот миф использовали в живописи Лукас Кранах, Тинторетто, Рубенс, в музыке - композитор Телеман.

ОПС (ИЛИ ОПА)

ОПС (ИЛИ ОПА) - Римская богиня урожая, превратившаяся со временем в богиню богатства. Цезарь хранил государственную казну в ее храме. Иногда отождествлялась с Реей. В честь богини богатства справлялись праздники - опиконсивии 25 августа и опалии 9 декабря.

ОРБИЛИЙ, ПУПИЛЛ ЛУЦИЙ

ОРБИЛИЙ, ПУПИЛЛ ЛУЦИЙ - Грамматик, живший в Риме времен правления Августа, учитель знаменитого поэта Горация. Благодаря "Посланиям" Горация, Орбилия вспоминают главным образом как олицетворение "палочной педагогики", однако известно, что он был также автором сатир.

ОРЕСТ

ОРЕСТ - Сын Агамемнона и Клитемнестры. В отместку за вероломное убийство своего отца Орест убил любовника своей матери Эгисфа. Гомер не говорит прямо, что Орест расправился и со своей матерью, однако это подразумевает. Гомер не сообщает никаких подробностей об Оресте - просто он говорит, что Эгисф правил на Аргосе семь лет, пока его не убил Орест, так что, по-видимому, греческие драматурги, создавая трагедии на тему предания об Оресте, следовали не Гомеру, а Стесихору - автору утерянной "Орестеи". В своей трилогии "Орестея" Эсхил специально акцентирует тему вины Ореста и преследующего его в виде Эриний или Фурий. Преследуемый богинями мщения, Орест оказывается в Дельфах, где оракул сообщает ему, что он должен вернуться в Афины. В Афинах Ореста привлекают к суду, но ареопаг благодаря заступничеству самой Афины его оправдывает. По словам Павсания, он своими глазами видел алтарь, на который возвели Ореста в знак его невиновности. В "Оресте" Эсхила на сцене появляется сама Афина и успокаивает Эриний, сводя их в Подземное царство, после чего злые Эринии становятся благими Эвменидами - справедливость олимпийских богов побеждает обычай кровной мести, заведенный древними хтоническими божествами. В трагедиях Софокла и Еврипида Фурии представляют собой лишь плод болезненной фантазии Ореста, и драматургов интересует прежде всего разница характеров Ореста и его сестры Электры. Согласно Еврипиду, для того чтобы избавиться от мук совести, Оресту было необходимо перевезти в Грецию из Тавриды статую Артемиды. Культ этой статуи существовал в Аттике, однако Павсанию ее показывали в Спарте. Кроме того, Павсаний видел в Спарте могилу Ореста, прах которого был перевезен туда по требованию оракула в середине 6 в. до н. э. И у Софокла, и у Еврипида Орест показан слабохарактерным человеком, находящимся под влиянием Электры, - так же его обычно трактуют и в современных вариантах этой драмы.

ОРИОН

ОРИОН - Легендарный великан-охотник, преследователь Плеяд. По одним источникам - сын Посейдона и Эвриалы, по другим - одной Геи. Посейдон наделил его способностью ходить по морю. Во время сватовства был ослеплен, но Гелиос возвратил ему зрение. "Розовоперстая Эос", богиня зари, полюбила его и похитила. По одной версии - Орион погиб от стрел Артемиды, по другой - от укуса скорпиона. После смерти был взят на небо и превращен в созвездие Ориона.

В мифах об Орионе нашли отражение мотивы столкновения догреческого великана с олимпийским миром.

ОРФЕЙ

ОРФЕЙ - По представлениям греков - величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии - фракийского царя). Орфей считался основателем орфизма - особого мистического культа. Аполлон дал Орфею лиру, с помощью которой тот мог приручать диких зверей и двигать скалы и деревья. Орфей путешествовал вместе с аргонавтами и помогал путешественникам своей музыкой. По возвращении из плавания Орфей женился на Эвридике. Когда Эвридика погибла от укуса змеи, Орфей спустился за ней в Подземное царство, очаровав пением сторожившего вход Кербера. Орфею удалось также растрогать владык Подземного царства Аида и Персефону, и они позволили Эвридике покинуть Аид вместе с Орфеем при одном условии: Орфей должен идти впереди и не оглядываться на жену. Забыв об этом условии, Орфей вторично потерял Эвридику и после этого бродил по Фракии с песнями о своей несчастной любви до тех пор, пока его не растерзали обезумевшие от ревности женщины - то ли фракиянки, то ли вакханки - участницы дионисийских празднеств. Согласно более поздней легенде, музы собрали останки Орфея и предали их огню, однако голова Орфея, продолжая петь вместе с его лирой, приплыла на остров Лесбос - родину лирической поэзии.

Уже в 7 в. до н. э. Орфею приписывалось множество стихов, впрочем, так называемые "Орфические гимны" были написаны гораздо позже - в римскую эпоху. На надгробьях, относящихся к эллинистической эпохе, находят стихи, которые умерший в соответствии с орфическим культом должен был произнести при входе в преисподнюю, где его душа очистится судом и наказанием. Отражения орфического представления о том, что душа может стать свободной, только оторвавшись от тела, мы находим у Платона и у Вергилия. К образам Орфея и Эвридики поэты обращались во все эпохи.

ОРФИКИ

ОРФИКИ (7 в. до н. э.)

Последователи течения в греческой мифологии, которое противостояло официальным культам, являвшим собой мировоззрение родовой аристократии. Орфики считали себя последователями мифического Орфея и отчасти - Диониса. Идеи орфиков - это протест против превращения людей в "говорящие орудия". Орфики вербовались из рабов и разоряющегося крестьянства. Свое освобождение раб связывал с тем, что его душа покидает тело, принадлежащее рабовладельцу. По представлениям орфиков, земная жизнь - страдание, загробная - блаженство, вечный пир.

ОСИРИС

ОСИРИС - Египетский бог мертвых, бог плодородия. Почитался и в Греции. Легенда рассказывает, что Осирис был царем в Египте. Его брат Сет хитростью лишил Осириса жизни. Осирис был воскрешен своей сестрой и женой Исидой, от которой имел сына - Гора. Гор отомстил Сету за отца и стал править в Египте.

Греки отождествляли Осириса с Дионисом.

ОТОН, МАРК САЛЬВИЙ

ОТОН, МАРК САЛЬВИЙ (32-69)

Был римским императором после Гальбы в течение нескольких месяцев 69 ("год четырех императоров") до тех пор, пока его войска не были разбиты Вителлием у Кремоны. Тацит, Светоний и Плутарх характеризуют Отона как некомпетентного и беспринципного правителя.

ОФЕЛЬТ (ИЛИ ОФЕЛЕТ)

ОФЕЛЬТ (ИЛИ ОФЕЛЕТ) - В греческой мифологии малолетний сын царя Ликурга. Офельт был задушен змеей, когда его нянька Гипсипила посадила его в траву, желая показать источник Семерым, воевавшим против Фив. Семеро увидели в смерти Офельта зловещее предзнаменование.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV