Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "С" (часть 5, "СИШ"-"СОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СИШ"-"СОР")

СИ-ШЭНЬ

СИ-ШЭНЬ - в кит. нар. миф. божество радости, наслажд.; покровитель бракосочетания.

СЙАВАРШАН

СЙАВАРШАН - Сиявахш, Сиявуш - герой иран. эпоса. Сын Кай Кавуса.

СКАДИ

СКАДИ - в сканд. миф. богиня - охотница и лыжница. С. - дочь великана Тьяцци, жена бога Ньерда.

СКАЗАНИЕ

СКАЗАНИЕ - как и повсюду, антич. С. возникли и развив. благодаря стремл. объяснить прошлое. Возможность вмешательства потустор. сил не подверг. сомнению. В Греции наиболее распростр. были С. о героях, что нашло отраж. в эпосе и изобразит. иск-ве. С. о богах имеют аналогич. знач. Наряду с этим существов. также С. местн. хар-ра - о кладах и природ. явлениях (они использ. в историографии). Сравнит. редко встреч. волшебные С. Это, в осн., С. о гномах. С. имеют выраж. соц.-критич. окраску. Нац. черты не исключ. «варварских» мотивов.

СКАЗКА

СКАЗКА - с эпохи античности до нас дошли различ. виды как нар. («Жили-были...»), так и лит. С.: по худож. уровню наиболее интересной представл. история Амура и Психеи, в к-рой также развив. сюжет о бедной сироте, спасенной полюбивш. ее животными.

Целый ряд архаич. сказоч. сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказоч. мотивы содерж. также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отлич. С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на перед-ний план выдвиг. басня (содерж. в сказоч. форме к.-л. поуч.) и оставались в тени обыч. сказоч. мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отраж. соц.-критич. мотивы - не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прослав. «добрых людей». Для антич. С. также не хар-рны связь ее осн. образов с представит. определ. обществ. слоев, к-рая могла бы представл. интерес с точки зрения социологич. анализа. В антич. эпоху, очевидно, окончат. сформировались специфич. худож. формы С. как одного из осн. жанров устн. нар. творчества. В сказоч. фольклоре различ. народов встреч. значит. кол-во сказоч. образцов и мотивов, восходящих к антич. периоду. Среди них С. о желаниях - хотениях (выполн. З желаний Тесея) и волшеб. С. Широкое использов. во мн. худож. произв. известных сказоч. мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молоч. реками и кисельн. берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставл. крова и пищи незнак. людям, оказавш. богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необход. анализа процесса заимств. сюжетов. В эпоху античности рассказчик С., повествуя о фантастич. мире, использовал худож. приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.

СКАЗКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ

СКАЗКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ - древнейшие из извест. сказок; были широко распростр. с глубоч. древности. Самая ранняя запись относится к 20 в. до н.э. (т.н. сказка о потерпевшем кораблекруш.). С. д. были волшеб. и миф. (о двух братьях, об обреч. царевиче Сатни-Хемуасе), ист. (о взятии Яффы, где в фантастич. форме воспроизв. эпизод из завоеват. походов Тутмоса III в Азию). Нек-рые темы С. д., по-видимому, были заимств. древ. греками и др. народами древности и через них вошли в фольклор совр. народов.

СКАЛЬДЫ

СКАЛЬДЫ - певцы-поэты Др. Норвегии и Исландии. Сохран. стихи ок. 250 С. Древнейшие из норвежских С. - Браги Боддасон, Тьодольв из Хвина, Торбьерн Хорнклови (9 в.).

СКАЛЬПЕЛЬ

СКАЛЬПЕЛЬ - широкий загнутый нож для срезания и заостр. стволов камыша (в антич. время) либо заточки гусиных перьев, к-рые служили для письма (в ср. века).

СКАМАНДР

СКАМАНДР - в греч. миф. бог одноим. реки на троянской равнине (др. назв. - Ксанф), связанный с царским родом: он - отец Тевкра, чья дочь Батия стала женой Дардана; дочь С. Каллироя стала женой Троса, а др. дочь Стримо - Лаомедонта. В Троянской войне С. сочувств. своим потомкам-троянцам; в негодовании на свирепств. Ахилла, заваливш. реку трупами убитых, С. выходит из берегов и пытается поглот. Ахилла, но вынужден смириться перед Гефестом, направившим на С. вал огня.

СКАНДА

СКАНДА - в индуист. миф. предвод. войска богов, иногда осмысляемый как бог войны.

СКАНДИНАВИЯ

СКАНДИНАВИЯ - в антич. времена С. считалась о-вом. Туле, о к-ром писал Пифей, не явл. всей С. (как позднее утверждал Прокопий), но лишь частью ее (Норвегией). В 5 в. до н.э. мор. экспедиция римлян достигла Кимврских предгорий (мыс Скаген на С. п-ова Ютландия). Тогда они услышали про прол. Каттегат и про «о-в» С. Позднее они узнали о стране свионов (Швеция) и о гаутаях, населявших Гетарике (Ю. Швеции). В С. находят многочисл. рим. монеты и украшения 1 и 2 вв. н.э., к-рые попадали туда торг. путем через дельту Вислы («янтарный путь»).

СКАНДИРОВАТЬ

СКАНДИРОВАТЬ - определять долготу слогов антич. стиха. Существительное - скандовка.

СКАРАБЕЙ

СКАРАБЕЙ - изображ. свящ. жука в Др. Египте. Вырезан. из камня изображ. жука - С. священного служили предметами культа (культ солнца), амулетами и украшениями.

СКАЧКИ

СКАЧКИ - один из видов конного спорта. В Греции как при беге колесниц, так и в С. приз на больших играх достав. владельцу лошади, а не всаднику. В Олимпии с 648 были введены С. на лошадях. Кроме обычных конных соревн. на скорость, проводились и комбинир. конно-беговые соревн., во время к-рых всадник на скаку спрыгивал с лошади, пробегал определ. расст. рядом с нею и должен был опять сесть на лошадь. Эти соревн. предъявл. высокие требования как к наезднич., так и атлетич. данным соревнующихся.

СКЕНА

СКЕНА - одна из трех основных частей др.-греч. театра (С., орхестра и места для зрителей). Вначале - времен. дерев. строение для переодев. и выхода актеров, располож. вне поля зрения публики. Использов. С. для обознач. места действия (храма, дворца, перед к-рым развертыв. события пьесы и т.п.) было, как предполагают, введено Эсхилом в 1-й пол. 5 в. до н.э. С этого времени С. стали сооруж. непосредст. за орхестрой. С. имевшая 2 - 3 этажа, сооруж. из камня; фасад ее богато декорировался. Перед фасадом С. находился сценич. помост высотой в среднем 1,5 м, на к-ром и играли актеры. Рим. С., в отличие от греч., была соед. с местами для зрителей. Над сценич. помостом устраив. кровля.

СКЕПСИС

СКЕПСИС - исследование, размышление, сомнение. Склонность подвергать сомнению всякую новую информацию. Употребл. также в смысле «скептицизм».

СКЕПТИЦИЗМ

СКЕПТИЦИЗМ - философское направл., проповед. сом-нение в возможн. познания объектив. действительности. С. как философское направл. возник в Др. Греции. Его родонач. был Пиррон. После Пиррона гл. представит. антич. С. были Энезидем (точное время жизни неизв.) и Секст-Эмпирик (2 в. до н.э.). Последователи Пиррона, а также Аркесилай (315 - 241 до н.э.) и Карнеад (214/212 - 129/128 до н.э.) - представители более умерен. С.

СКИЛ

СКИЛ - скифский царь 5 в. до н.э. По рассказу Геродота, С. был сыном царя Ариапейта (Ариапифа) и гречанки из г. Истрополя, к-рая науч. сына греч. языку и грамоте. С. «не любил скифск. образа жизни» и религии. Он выстроил в Ольвии богатый дом, в к-ром «во всем жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинск. обычаю». Узнав об этом, скифы восстали против С. Он бежал к фракийск. царю Ситалку. Во время войны между скифами и фракийцами С. был выдан своему брату Октамасаду и казнен.

СКИЛАК

СКИЛАК - греч. мореплав. и географ. В 6 в. до н.э. по поруч. перс. царя Дария I предпринял экспедицию вверх по Инду и вдоль перс. и араб. побережий до Суэцкого перешейка. Его трудами (ныне уже утерян.) пользов. Гекатей и Геродот. До нашего времени дошли сведения о Перипле (Псевдо-Скилаке), более позднем авторе (4 в. до н.э.), к-рый свой труд о плавании по Средиземному м. подписал именем «С.».

СКИЛЛА

СКИЛЛА - Сцилла - в греч. миф.:

1. Мор. чудовище, подстерег. мореходов в пещере, на крутой скале узк. пролива (по др. сторону к-рого жило др. чудовище Харибда). У С. шесть собач. голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Она дочь мор. божества Форкия или Кратеиды (варианты: Гекаты, Эхидны и т.д.).

2. Дочь царя Мегары Ниса, влюбл. в царя Миноса, осадивш. их город. Она вырвала у отца пурпурный волос, делавший его бессмерт., чтобы предать город Миносу, обещавш. жениться на С. Минос захватил Мегару, но потом утопил С., опасаясь ее.

СКИЛУР

СКИЛУР - скифский царь 2 в. до н.э. Известен из соч. Страбона, Плутарха, из надписи, найден. близ Симферополя, и по монетам г. Ольвии. Скифия при С. включ. ниж. теч. Юж. Буга и Днепра и степной Крым со столицей в Неаполе (близ Симферополя). В Ольвии, попавшей в зависим. от скифов, С. чеканил свою монету, налаживал при помощи ольвийских купцов экспорт хлеба, стремился расшир. пределы своего госуд. и получ. выход к морю, захватив побережье Крыма с рядом владений Херсонеса (Керкинитида, Прекрасная гавань и др.). Он вступил в воен. союз с сарматским племенем роксоланов. Херсонес отдается под защиту понтийск. царя Митридата Евпатора. В войне с Митридатом (во время к-рой С. умер) Скифия ок. 108 - 107 до н.э. потерп. пораж.

СКИМНОС ХИОССКИЙ

СКИМНОС ХИОССКИЙ (ок. 200 до н.э.) - греч. географ, автор не дошедш. до нас описания Европы и Азии. Ранее приписывавш. ему стихотвор. трактат в ямбах (ок. 100 до н.э.) представл. собой географич. описание, основывающ. на более древ. трудах («Псевдо-Скимнос»). В этом состоит его единств. ценность. Соч. дошло до нас не полностью (сохран. всего 981 стих с опис. стран европ. Средиземноморья, а также стран, прилегающих к Черному м.).

СКИПЕР

СКИПЕР - символ власти и достоинства правителя. С. счит. атрибутом Зевса (Юпитера) и Геры. Входил в число знаков достоинства греч. и рим. правителей и дол-жност. лиц, напр., консулов в императ. эпоху. Знач. символа власти осталось за С. и в послеантич. время: он был одной из коронацион. регалий ср.-век. государей.

СКИРОН

СКИРОН - в греч. миф. сын Посейдона (вариант - Пелопса), разбойник. Он убивал путников на дороге между Афинами и Мегарой, сбрасывал их в море, где их пожирала чудовищ. черепаха. По др. варианту мифа С. - сын мегарск. царя, женивш. на дочери царя Пандиона, когда тот наход. в изгнании в Мегаре. С. спорил с Нисом, сыном Пандиона, о власти, к-рую Эак отдал Нису и его потомкам.

СКИРОС

СКИРОС - скалистый о-в сев.-восточнее Эвбеи, самый большой в группе о-вов, ныне имен. Сев. Спорадами. В 476 - 475 до н.э. афинский полководец Кимон отнял С. у долопов, населявших о-в вслед за карийцами и критянами. С тех пор, за исключ. коротких перерывов, С. принадлежал Афинам вплоть до времени рим. имп. Септимия Севера (ок. 200 н.э.).

СКИРЫ

СКИРЫ - назв. народа, появивш. в Юж. Европе ок. 200 до н.э. В 5 в. н.э. С. упомин. в связи с ругиями и готами. Однако речь, очевидно, идет о др. народе, называвш. так же.

СКИФИЯ

СКИФИЯ - назв. Сев. Причерноморья в 7 - 1 вв. до н.э. в соч. антич. писателей. Терр. С. занимала степи между устьями Дуная и Дона, включая степной Крым и лесостеп. р-ны Сев. Причерноморья. С. была заселена собств. скифск. и нескифск. племенами, близк. скифам по культуре, образу жизни и политич. зависим. от них. Геродот представлял С. как квадрат со сторонами протяжен. в 20 дней пути. После занятия С. сарматами Сев. Причерноморье стало наз. Сарматией.

СКИФИЯ МАЛАЯ

СКИФИЯ МАЛАЯ - рим.-визант. назв. обл. Добруджа, где в эллинистич. время осели скифы, наряду с прежде обитавш. здесь фракийск. гетами. После гос. реформы Диоклетиана С. м. отделил. от Мезии и cтала самостоят. пров. Антич. руины на терр. С. м. находятся в Истрии к Ю. от дельты Дуная, в Томах (Констанца) и в Тропеум-Траяни.

СКИФОС

СКИФОС - или котила, греч. сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтал. ручками. Чаще всего изготовл. из обожж. глины. Назв. «котила» происходит от аттич. меры объема, равной 0,27 л.

СКИФО-САРМАТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКИФСКИЙ ЯЗЫК

СКИФСКИЙ ЯЗЫК - яз. древ. скифов. Под назв. «С. я.» обычно объед. родств. иран. наречия, представл. собой самостоят. сев.-вост. ветвь иран. языков. Носители С. я. были известны антич. авторам под назв. скифов, сарматов, алан, роксолан и др. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. скифские наречия распростр. на обшир. терр. Сев. Причерноморья и Прикаспия, от Дуная до Яксарта (Сыр-Дарьи). Связных текстов на С. я. до нас не дошло, но в эпиграфич. памятниках и у антич. авторов сохран. значит. кол-во скифских собств. имен, топонимич. и энтонимич. назв. Потомком скифо-сарматских наречий, сохранивш. до наших дней, явл. осетинский язык на Кавказе.

СКИФСКОЕ ГОСУДАРСТВО

СКИФСКОЕ ГОСУДАРСТВО - политич. объед., сложивш. в Сев. Причерноморье на основе союза собств. скифских племен. У исследователей нет един. мнения о времени сложения С. г.: одни относят его сложение ко времени скифских походов в М. Азию (7 в. до н.э.) или к эпохе Геродота (5 в. до н.э.), другие - к 4 в. до н.э., когда Скифию объед. царь Атей и Скифия пережив. свой расцвет, третьи определяют его рубежом 3 - 2 вв. до н.э., когда столица скифов под натиском сарматов перенос. в Крым на р. Салгир (Неаполь Скифский), а Скифия переживает политич. и экономич. подъем при царях Скилуре и Палаке. С. г. прекрат. свое существов. в 3 в. н.э., когда оно подверг. разгрому со стороны готов.

СКИФЫ

СКИФЫ - общее назв. ираноязыч. населения, обитавш. в 7 в. до н.э. - первые века н.э. в Сев. Причерноморье и состоящ. из разных племен. Наиболее обстоят. сведения о С. оставил греч. историк Геродот (5 в. до н.э.). По словам Геродота, С., обитавшие первонач. в Азии, в 7 в. до н.э. были вытесн. оттуда др. народами. Переселивш. в Сев. Причерноморье, они изгнали живших здесь ранее киммерийцев. По данным ассир. источ,, киммерийцы и С. с 8 в. до н.э. соверш. набеги на страны Др. Востока и участв. в борьбе между Ассирией, Мидией и Ново-Вавилонским царством. По Геродоту, С., вытеснив киммерийцев из Сев. Причерноморья в М. Азию, последов. за ними и, завоевав Мидию, Сирию и Палестину, господств. в Передней Азии 28 лет. В нач. 6 в. мидийские войска разбили и изгнали их оттуда. К северу от Черного м. С. образов. вместо разгромл. ими киммерийск. союза новое политич. объед., в к-рое вошли мн. из местных племен. В состав Скифии в 5 в. до н.э. входили не только кочевые племена степей Причерноморья от Днепра до Дона, но и оседлые земледел. племена, к-рые занимали низовья Днепра и местности по Днестру, Бугу и днепровск. правобережью и, по словам Геродота, сеяли хлеб не только для себя, но и на продажу. Во главе скифск. союза Геродот назыв. царских С., кочевников, считавших всех остальных С. своими рабами; они жили в степях между Днепром и Доном. В степном Крыму и Ниж. Приднепровье обитали С.-кочевники, подвласт. С. царским и отличавш. от последних. По берегам низовьев Днепра жили С.-земледельцы, или борисфениты (р. Днепр назыв. Борисфеном), по Бугу обитали племена каллипидов и алазонов, а севернее, до верховьев Буга, жили племена, назыв. Геродотом скифами-пахарями. Из соседних племен ближе всего к С. стояли савроматы (сарматы), к-рые говорили на яз., сходном со скифским.

В 6 в. до н.э. Скифия представл. большую политич. силу. Перс. царь Дарий, стремивш. к мировому владыч. и пытавш. овладеть Скифией, воевал со С., но безуспешно. С. хар-рны бронз. шлемы местных или греч. образцов, чешуйч. панцири, обитые железом или медью широкие пояса; в р-нах, соседних с греч. городами - металл. поножи для защиты голеней.

Щиты были небольшие, круглые, четырехугол. и овальные со срезан. концами. В наступат. вооруж. господств. небольшой сложный лук. Стрелы снабжались бронз., железн. и костян. наконечниками. Лук носили с левой стороны в налучии (горите), иногда украш. золотыми и серебр. пластинами с воен. миф. сценами или с изображ. зверей. Распростр. было копье, имевшее ок. 2 м длины, с железн. наконеч., лавролистной или узколистной формы. Нередки дротики с длинным стержнем, заканчив. коротким жалом. Мечи короткие, со сплошной железной ручкой, иногда покрытой золотой насадкой с навершием в виде бруска, овала, лапы хищной птицы или двух обращ. друг к другу орлиных головок. Крестовина меча имела форму сердца, бабочки, трапеции или треугольника и часто украш. изображ. зверей. Ножны нередко покрыв. золотом с изображ. разных сцен и животных, как на горитах. Необход. предметом у С. был железный нож с горбатой спинкой, имевший обычно костяную ручку.

Конское снаряж. состояло из узды с бронз. (7 - 6 вв. до н.э.) и железн. (6 - 2 вв. до н.э.) удилами, сначала со стремявидн., а затем с круглыми неподвиж. петлями на внешних концах.

В эти петли продевались псалии. Узда украш. бронз. серебр. или золотыми бляхами с резными изображ. зверей. Такие же украш. и колокольчики были на груди у коня. Мягкие седла украш. золотыми полосками. С. вели оживл. торговлю с греками, в 6 в. до н.э. основавш. на сев. побережье Черно-го м. ряд городов-колоний. В обмен на скот, кожи, меха, зерно и т.п., а также рабов. С. получ. от греков ткани, вино, оливк. масло, различ. украш. и т.п. К 5 в. до н.э. С. еще сохран. первобытнообщ. строй в его последней переходной к класс. обществу фазе - воен. демократии. Действующ. органами этого строя были: нар. собрание, совет старейшин и племенные вожди. Наибольшим почитанием у С. пользов. богиня Табити - покровительница домаш. очага. Верхов. божеством у них считался Папай, его греки сравнив. с Зевсом. Почитался еще бог войны, к-рому С. приносили человеч. жертвы. С образов. сильных фракийских госуд. С. были вытесн. из Зап. Причерноморья. С нач. 4 в. до н.э. с В. их теснят сарматы. В кон. 3 - 2 вв. до н.э. Скифия, весьма сокращ. в своих размерах и охватывающая степной Крым и нижнее Поднепровье, оформл. как рабовлад. госуд. С первых веков н.э. этнонимы С. и сарматы почти сравнялись; в дальнейшем С. стали назыв. готов, славян и даже печенегов, т.е. все народы, с к-рыми встреч. греки и римляне в Сев. Причерноморье.

СКЛИР

СКЛИР - Варда (ум. 991) - визант. военач. из рода Склиров. Родственник Иоанна I Цимисхия, магистр, затем куропалат; доместик схол.

СКЛИРЫ

СКЛИРЫ - один из могуществ. родов в Византии, к к-рому принадлеж. наиболее видные представители воен. знати.

СКОЛИЙ

СКОЛИЙ - короткая, как правило из четырех стихов, песня, исполн. во время кругового запева на симпосии. С. мог быть импровизацией, общеизвест. стихотворением или же спец. придуман для данного исполнения. Образцы этой поэзии 6 - 5 вв. до н.э. (Симонид, Афиней) сохран. до наших дней. Их отличает многообразие тем: политика (напр., восхваление тираноубийц), практич. житейская мудрость и т.д.

СКОЛОТЫ

СКОЛОТЫ - самоназв. причерноморских скифов. Встреч. у Геродота (5 в. до н.э.), к-рый писал: «всем же (скифам) сообща - имя сколоты».

СКОМОРОХИ

СКОМОРОХИ - акробаты, улич. певцы, укротит. зверей, жонглеры, канатоходцы, фокусники, маги. Их выступл. требовали примен. довольно слож. технич. приемов. Уже в 5 в. до н.э. встреч. упомин. о С. В Риме зажиточ. граждане нередко приобрет. рабов, способ. развлек. их своим иск-вом. Как соц. состав групп С., так и этнич. (за исключ. представл. с участ. негров) не известен. Против С., участвов. в отправл. языч. культов, и в особенности против чревовещат. выступила христ. этика. В ср. века это преврат. в гонение на «бродячий народ».

СКОПАС

СКОПАС - греч. скульптор и архитектор 4 в. до н.э. с о-ва Парос, соврем. Праксителя. Руководил постр. храма Афины в Тегее (Пелопоннес), а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Галикарнасе (вост. сторона). Среди произв., приписыв. ему, выделяется дрезденская мраморная статуэтка пляшущей менады, уменьш. копия скульптуры, принадлежн. к-рой С. подтвержд. лит-рно. Темперамент, отлич. эту менаду, аналогичен сохранивш. в оригинале изображ. голов с тегейских фронтонов. Подлин. приписыв. С. скульптур Геракла из коллекции лорда Ленсдау-на, Мелеагра, а также Ареса Людовизи оспарив.

СКОТОВОДСТВО

СКОТОВОДСТВО - уже в древнейшей греч. традиции облад. стадами счит. знаком особого богатства. Из мелк. рогат. скота наиболее интенсивно в Греции развив. овцеводство; кроме того, существ. разведение крупн. рогат. скота, разведение коз и свиноводство. Фессалия специализир. на коневодстве, а Аттика славил. высокоразв. овцеводством. В с. х-ве Италии С. также занимало важное место. Развед. коров, лошадей (особ. в Апулии), овец и свиней было одним из гл. источ. дохода рим. землевлад. Среди рим. аристократии пастбищное х-во ценилось выше, чем земледелие. До возникнов. денеж. обращения скот имел особое знач. для простого товарообмена. Тот же корень имеет слово пекулий (имущество раба), первонач. обознач. состоящую из скота собственность сына или домаш. раба.

СКОТТЫ

СКОТТЫ - скоты - группа кельтск. племен в древ. Ирландии и Шотландии. Впервые упомин. у позднерим. писателей (Аммиана Марцеллина, Орозия и др.) в связи с набегами С. и пиктов на рим. провинцию Британию. Первонач. жили в Ирландии (в рим. источ. Ирландия - Гиберния, иногда наз. также Скоттией), позднее (видимо, в сер. 1-го тыс. н.э.) часть С. пересел. в Сев. Британию, где, подчинив пиктов, в сер. 9 в. основали королевство Шотландия.

СКРИПТОРИЙ

СКРИПТОРИЙ - мастерская письма при монастырях в Зап. Европе в 6 - 12 вв. В С. переписыв. для церкви и знати книги, гл. обр. религ. содерж., а также ср.-век. хроники и произв. антич. авторов.

СКРУПУЛ

СКРУПУЛ - весовая ед. в Др. Риме в 1,137 г, равнявш. 1/24 унции, 1/288 либры. Вес рим. монет обычно определялся в С., напр., денарий = 4 С. (4,55 г), викториат = 3 С. (3,41 г), квинарий = 2 С. (6,275 г), сестерций = 1 С. (1,137 г) и т.д. Со временем этот вес монет уменьшился.

СКУЛЬПТУРА

СКУЛЬПТУРА - вид изобразит. иск-ва, произв. к-рого имеют объемную пластич. или полупластич. форму (рельефы) и выполнены из мрамора, бронзы, обожж. глины (терракота), дерева, слоновой кости, янтаря, воска и др. материалов, а также большого или малого размера изображ. из золота и слоновой кости (хрисоэлефантин) или золота и мрамора (акролит). С. из терракоты, известняка, мрамора и др. материалов часто разрисовыв., заметные следы красок сохран. на С. Акрополя. Мн. С., в первую очередь монументал., существуют только в мраморных или бронз. копиях или в др. видах изобразит. иск-ва. Для др.-греч. С., начиная с раннего периода, хар-рны стремл. к пластичн., пропорциональн. и монументальн. и одновременно гражданств. пафос, свойств. свободным гражданам греч. полиса-госуд. В период классич. демократии создаются изображ. человека, сохраняющие вплоть до периода поздн. эллинизма, несмотря на сильную степень индивидуализации, следы идеализации образов, к-рым через преодол. случайн. придавалось нечто неизмен. и общее для всех. В этом находило свое проявл. воздействие классич. наследия, традиции полисов, интегриров. эллинистич. госуд. Для рим. С., напротив, хар-рно изображ. отдельных людей или процессов в их неповторим., исключит. (С. предков, ист. рельефы). Особенно тщательно в рим. С. выполн. голова портретируемого (бюсты и поясные портреты). В основе подобной С. у римлян лежит принцип республикан. централизма, действие к-рого продолжало ощущаться и во времена Империи.

СЛАВЯНЕ

СЛАВЯНЕ - большая группа племен, предков совр. слав. народов Цент., Юж. и Вост. Европы, говоривших на яз., принадлеж. к индоевроп. языковой семье. Источ. по истории С. явл. археол. и лингвистич. памятники, известия греко-рим. и визант. авторов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), а также раннеср.-век. летописей, хроник и араб. авторов. Древнейшие ист. известия о С. относятся к 1 - 2 вв. н.э. и связыв. с именем венедов, обитавших в пределах т.н. «Европ. Сарматии», между Карпатами и Балт. м., восточнее германцев (Плиний Старший, Птолемей). В кон. 1 в. венеды были известны Тациту, локализовавш. их между бастарнами и феннами (финнами) т.е., по-видимому, на В. от Вислы. В Пейтингеровых таблицах венедо-сарматы указаны по соседству с бастарнами, гетами и даками, живш. в низовьях Дуная и на Карпатах. Иордан помещал венедов в басс. Вислы. Среди венедских племен, обитавших севернее Карпат, во 2 в. Птолемею были известны суовены. В нач. 6 в. о «славянах» говорит визант. автор Псевдо-Кесарий Назианский; с сер. 6 в. наименов. «славяне» неоднократно встреч. в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. 7 в. относится первое упомин. о славянах (сакалиба) в араб. источ. (Абу Малик аль-Ахталь).

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕЙПНИР

СЛЕЙПНИР - в сканд. миф. восьминогий конь бога Одина. Род. от Свадильфари - коня строит. жилища богов - и (превративш. в кобылу) бога Локи. Один на С. участв. в конном соревнов. с великаном Хрунгниром. Сын Одина Хермод скачет на С. в царство мертвых хель, чтобы вернуть оттуда своего брата Бальдра.

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО - вместо С. м., к-рое др. грекам и римлянам было плохо известно, использов. оливковое. Также и в более поздние времена С. м. оставалось «иноземным» продуктом сев. народов, в осн. скифов, находившим, за нек-рыми исключ., использов. в медицине и отдельных религ. культах.

СЛОГОВОЕ ПИСЬМО

СЛОГОВОЕ ПИСЬМО - редкий, архаич. тип письма в античности, применявш. только на Кипре и представ. собой пережиток древ. критск. С. п.

СЛОН

СЛОН - впервые боевые С. получ. примен. в войнах Др. Индии. В боевых С. очень ценились их большая сила, смышлен. и большое психологич. воздействие на пехоту и кавалерию противника. Позднее С. использов. в сраж. Александром Македонским и эллинистич. царями. С. составл. целые подразделения, имевшие собств. командиров, и сопровожд. пехоту. Римляне познаком. с инд. С. благодаря Пирру и карфагенянам (Ганнибал), но в рим. войсках С. использов. редко. Со времен Империи С. в боевых действиях уже не примен., хотя отдельные случаи их участия в воен. операциях отмеч. и позже.

СЛОНОВАЯ КОСТЬ

СЛОНОВАЯ КОСТЬ - собират. термин, означающий обработ. клыки кабана, бегемота, особенно бивни слона, ископ. бивни мамонта, к-рые высоко ценились со времен Др. Египта до эпохи Рим. империи. С. к. примен. для изготовл. статуэток, рельефов, утвари (гребни), украшений, инкрустаций (шкатулки Кипсела), а также для хрисоэлефантинной (из золота и С. к.) скульптуры, хар-рной для антич. иск-ва.

СМБАТ I БАГРАТУНИ

СМБАТ I БАГРАТУНИ - царь Армении (891 - 914). Вел политику, направл. на окончат. освобожд. Армении от власти Халифата.

СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР

СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР - привод. в исполн. в той форме, какая была принята в данной местности, регионе. Для Греции были типичны: забрасыв. камнями, утопление (Македония), обезглавл. (Массалия), сбрасыв. в каменоломню (иногда до привед. в исполн. этого приговора над приговорен. соверш. экзекуция - Спарта, Сиракузы, удуш. (Спарта), отравл. (приговорен. давали чашу с ядом - казнь Сократа в 399 до н.э.); известно что для устраш. в Афинах в 7 в. до н.э. примен. распятие (не для свободных граждан). В Риме примен. в осн. те же способы исполн. С. п. По Законам 12 таблиц поджигателя сжигал. на костре; позднее на костре стали сжигать перебежчиков. Кроме подобной формы казни, существ. и др.: повеш., колесов., утопл. для отцеубийц, сбрасыв. в пропасть и распятие (за преступл., соверш. рабами), обезглавл., удушение, военнопленных выпускали на арену сраж. с дикими зверями или делали из них гладиаторов. В период существ. Рим. империи практиков. «самоубийство» в присутствии представит. власти.

СМИРНА

СМИРНА - золийский, позже ионийский торг. город (ныне Измир) на зап. побережье М. Азии при впадении р. Герма в Эгейское м. Ок. 575 до н.э. захвачен и разрушен лидийским царем Алиаттом. В эллинистич. период восстанов. Антигоном I и Лисимахом в 4 км южнее старого города. Стал одним из значительнейших городов М. Азии.

СНОВИДЕНИЕ

СНОВИДЕНИЕ - отражение в С. мира переживаний человека рассматрив. в античности как божеств. внушение (напр., у Гомера) и влекло за собой попытки истолков. снов. Эти попытки, широко распростр. на Др. Востоке, отверг. антич. врачами и философами: Гиппократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном. Но в эпоху эллинизма под непосредств. влиянием Востока толков. С. распростр. и на др. регионы. Многочисл. указания по толков. С. можно встретить у Артемидора Эфесского.

СНОФРУ

СНОФРУ - др.-егип. царь (тронное имя - Небмаат), основатель IV династии (27 в. до н.э.). Правил, согл. Туринскому папирусу, 24 года (по Манефону - 29 лет).

СОБАКА

СОБАКА - как домаш. животное была известна уже в эпоху неолита (ок. 8 тыс. лет до н.э.). Из античности до нас дошло 183 назв. различ. пород С. Греки использов. С. в кач-ве поводырей слепых и помощников в сраж. В Спарте С. принос. в жертву богу войны.

На одной из картин в Пестром портике изображ. боевые С. в битве при Марафоне. Из охотнич. С. лучшими были призн. лаконские С., за ними следовали молосские доги, к-рые часто изображ. в произв. иск-ва. У римлян С. посвящ. фавнам и ларам. В Др. Риме перед домами устанавл. доски, на к-рых делалась надпись «Берегись собаки». Изображ. С. встреч. на мозаич. панно в Помпеях. Др. римляне знали об опаснейшей и неизлеч. болезни бешенстве как следствии укусов бешеной собаки. В кач-ве профилакт. от бешенства они применяли чемерицу, примеш. ее к корму С. Во времена христианства С. стала символом верности офиц. вероучениям и бдительности по отношению к ересям. Поэтому изображ. С. находят часто у подножия могильных памятников. У германцев С. была в почете, но это не носило никакого религ. оттенка.

СОГДИАНА

СОГДИАНА - Согд, Сугуд - древ. обл. в Ср. Азии, располож. в басс. рр. Зеравшана и Кашкадарьи. На севере С. граничила с терр., насел. массагетами, на Ю.-З. - с Бактрией. Население С. говорило на яз., входивших в иран. группу индоевроп. яз. Гл. город С. - Мараканда (Самарканд), ныне городище Афрасиаб близ Самарканда. Наиболее раннее упомин. о С. встреч. в Бехистунской надписи Дария (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Наряду с Бактрией и Хорезмом, С. была древнейшим госуд. образованием на терр. Ср. Азии. Рабовлад. общество в С. начало складыв. ок. 7 в. до н.э. Согл. сведениям, содерж. в Авесте, общество в С. делилось на классы, оформл. в виде каст (жрецы, воины, земледельцы, рабы); существовало рабовлад. госуд., но патриархально-родовые отнош. еще сохран. большое знач.

Наряду с пережитками первобыт. культов получил распростр. зороастризм. В обществ. строе древ. С. значит. роль играла сельская община. С. х-во и садоводство были основаны на искусств. орошении; большое знач. имело скотоводство. Было широко распростр. ремесл. произ-во (гончарное, обработка металла, ткачество). В С. рано начали складыв. поселения городского типа, становивш. торг. и ремесл. центрами. В 6 - 5 вв. до н.э. С. вместе с Парфией и Хорезмом входила в состав 16-й сатрапии Ахеменидской державы, но возглавл. династией местн. происхожд. Известно, что жители С. поставл. киноварь и лазурит для строивш. в Сузах дворца Дария I. В 4 в. до н.э. С. была захвач. войсками Александра Македонского и присоед. к его империи. Трехлетнее героич. сопротивл. согдийцев возгл. Спитамен. Мараканда, захвач. Александром, была в это время большим городом с цитаделью и внешн. укреплениями протяж. в 10 км. В кон. 4 в. до н.э. С. перешла к Селевкидам; в 3 в. до н.э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства. Около 170 до н.э. была объед. с царством Кангха (китайск. Кангюй), к-рое отожд. с Хорезмом, а в 1 в. до н.э. вошла в состав Кушанского царства; столицей этого царства был г. Кушания в ср. теч. Зеравшана, в связи с чем Мараканда пришла в упадок. В кон. 4 - 5 вв. С. наход. под властью эфталитов.

Наибольшое знач. имели в это время гг. Ривдад (Тали-Барзу) и Пайкенд, бывш. столицей эфталитов. Арабское завоев. в нач. 8 в. прекратило существ. самостоят. государственности в С.

СОГДИЙСКИЙ ЯЗЫК

СОГДИЙСКИЙ ЯЗЫК - язык согдов; относится к вост.-иран. группе индоевроп. семьи яз. Потомком согдийского явл. ягеобский яз.

СОГДИЙСКОЕ ПИСЬМО

СОГДИЙСКОЕ ПИСЬМО - разновидн. сев.-семитич., арамейск. письма. Засвид. в неск. вариантах, к-рые можно свести к двум основным типам: более древ. и более новому. У согдов заимств. алфавит уйгуры, а уйгурский алфавит лег в основу монгольск. и маньчжурск.

СОГДИЙЦЫ

СОГДИЙЦЫ - согды - древ. вост.-иран. народность Ср. Азии, к-рая с сер. 1-го тыс. до н.э. населяла Согд (Согдиану). С. явл. одними из предков совр. таджиков и узбеков.

СОДОМ

СОДОМ - по библ. легенде, др.-палестинский город, жители к-рого, как и жители г. Гоморры, отлич. крайней развращ., за что бог наказал их и уничтожил эти города землетрясением и огн. дождем.

СОКАР

СОКАР - в егип. миф. бог плодородия и покровитель мертвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет С. - «из Расетау», т.е. из царства мертвых. Изображ. в виде сокола, нередко - сидящим на холме около некрополя. Отожд. с Птахом (Птах-Сокар) и считался его ба (душой) и мумией (впослед. культ Осириса оттеснил в Мемфисе почит. С.). С эпохи Ср. царства известен синкретич. бог загроб. царства Птах - Сокар - Осирис. Праздник С. в птолемеевский период связыв. с поворотом солнца к весне.

СОКРАТ

СОКРАТ (470/469 - 399 до н.э.) - др.-греч. философ-идеалист. Род. и жил в Афинах; свое учение проповедовал на улицах и площадях, сам ничего не писал. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алквиад, Критий. Был обвинен в «безбожии» и «совращ. молодежи». По приговору суда выпил яд и умер.

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ - др.-греч. философские школы, созд. учениками и последоват. Сократа. Платоном была создана школа, извест. под назв. Академии; Евклид из дорийской Мегары явился основат. мегарской школы; Федон из Элиды - элидо-эретрийской школы; Антисфен - кинической школы; Аристипп из Кирены - киренской школы. Все эти школы возн. в 4 в. до н.э. после смерти Сократа. Платонова Академия, в к-рой на протяж. ее истории сменялись различ. идеалистич. философские направл., была как нехрист. школа закрыта Юстинианом в 529 н.э. Мегарская, элидо-эретрийская и киренская школы существ. сравнит. недолго (4 и 3 вв. до н.э.). Кинич. школа в 3 в. до н.э. была поглощ. школой стоиков и вновь возрод. в 1 - 2 вв. до н.э. (Дион Хрисостом, Демонакс, Перегрин Протей и др.).

СОЛ

СОЛ - рим. солнеч. бог, культ к-рого возник очень рано. Соотв. греч. Гелиосу. Во время гонок в цирке С. охранял колесницы, запряж. четверней, во времена Империи отожд. с вост. божествами (в особенности с перс. богом света Митрой). Имп. Элагабал в 218 перевез со своей родины Эмесы в Рим каменный идол С. Непобедимого, а имп. Аврелиан в 274 ввел в Риме культ бога С. Непобедимого, праздник к-рого отмечался 25 декабря.

СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ

СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ - правит. Рим. империи в период с 235 по 284, как правило быстро сменявшие один др. К ним причисл. также и Северов (193 - 235), прежде всего Септимия Севера и Каракаллу, а также Коммода (180 - 192). Войско явл. опорой трона не только при С. и.; оно было теснейшим обр. связано с властью с первых лет Империи. В 1 - 3 вв. власть в Риме менялась неоднокр.; при этом большую роль играла преториан. гвардия. В 68 - 69 и в 193 - 197 решающее влияние на ход событий оказали легионы провинций. Но ко времени С. и. легионеры все чаще стали провозгл. своих военач. верхов. правителями, что приводило к гражд. войнам. Такой способ захвата трона хар-рен для кризиса Империи в 3 в. В борьбе различ. слоев нас., представл. С. и., выразились противоречия между городскими ср. собственниками, в х-вах к-рых основн. работн. были рабы, и крупными землевлад., эксплуатиров. колонов. Такие С. и., как Коммод, Септимий Север, Каракалла, Максимин Фракиец и Галлиен, в соц.-экономич. отношении опирались на армию и ветеранов, т.е. на ср. собственников.

СОЛИД

СОЛИД - 1. Золотая рим. монета, к-рую вместо ауреуса ввел в обращение имп. Константин I (306 - 337) сначала в г. Трире (ок. 309), а с 314 - в вост. части Рим. империи. С 324 г. монета стала чеканиться и в зап. части империи. С. = 1/72 рим. фунта = 1/6 унции = 4 скрупулам = 4,55 г. С того времени С. стал основной монетой и денежно-счетной ед. Рим. госуд., а затем Византии. Из-за ее высокой пробы, к-рая до 1453 оставалась почти неизменной (небольшие колебания имели место с 1071 по 1078), она оказала значит. влияние на чеканку золотых монет в соседних странах (сначала - у варваров, затем - в раннефеод. госуд. эпохи великого переселения народов - 4 - 5 вв.). Несомненно влияние С. (под назв. - золотой безант) на выпуск золотых монет во Флоренции (флорин) и Венеции, позднее - во всей Зап. Европе. Кроме С., чеканились также 1/2 (семис) и 1/3 (триенс, или тремис) С.

Как денежно-счетная ед. С. равнялся 24 серебр. силиквам. На З. Рим. империи чеканились легкие С., равные 20 и 21 силикве.

2. Золотая монета франкских королей, к-рые чеканили ее вначале по рим. стопе (1/72 фунта), а позднее в 1/84 рим. фунта. С 584 н.э. вес С. равнялся в среднем 3,88 г.

СОЛИНГ

СОЛИНГ - лат. писатель 3 в. н.э. Его происхожд. неизв. С. издал «Собрание вещей достопамятных» компендиум с интерес. заметками и описан. достопримеч. из обл. географии, природных явлений и истории. В своем соч. С. основыв. на трудах Плиния Старшего.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ - с тех пор как Анаксимандр из Милета по вавилонск. образцу сконстр. первые греч. С. ч., греки постоянно работали над их совершенств.

Математич. деление долготы дня на 12 частей привело к введению понятия «световой изменяющ. час». В зависим. от различ. высоты солнца над горизонтом в разное время года он имел разную длительность. В Афинах (или в Милете) он составлял зимой, в самый короткий день, 44 минуты, а в самый длинный день лета - 87 минут. И только в день равноденствия, при равенстве дня и ночи, этот час равн. 60 минутам. Длительность светов. часа опред. посредством измерения меняющ. длины тени стержня (гномона) С. ч. Направл. и длина тени давали возможн. считывать показания со шкалы, каждый широтный градус к-рой можно было рассчитать. Так, в Афинах отметки «12 шагов» тень достигала зимой в 13 часов, а летом - только в 17 часов. Для градуир. шкалы Евдокс Книдский разработал т.н. «арахну» (греч. - паутина). Тень падала на полушарие, на к-ром были выгравир. месяч. линии; последние можно было математич. рассчит., но, как правило, они наносились эмпирич. Для упрощ. неуклюжей конструкции таких стационар. вертик. часов тень ловили на горизонтал. поверхность, куда наносились месяч. линии. С. ч. широко использов. во времена Рим. империи. На шкалу никогда не наносились цифры, обознач. собственно часы. Просто от полуден. линии отсчитыв. нужное кол-во линий, указывавших время с 6 до 12 и с 12 до 18 часов. Для того чтобы в разгар лета опред. время до 6 и после 18 часов, необходимы были «сев. часы», дополнявшие обычные С. ч., ориентиров. только на Ю. Изящное решение («боковые часы») предложил Андроник из Кирра. Походные С. ч. были пригодны для 15 пров. Их конструкция учитыв. возможн. ориентировать гномон (придавая ему соотв. длину) на соотв. географич. широту. Создателями С. ч. были архитекторы, выдающ. математики, а также ремесленники, принимавшие в их произ-ве непосредств. участие.

СОЛНЕЧНЫЙ ПАРУС

СОЛНЕЧНЫЙ ПАРУС - тент, использов. летом в амфитеатрах для защиты от солнца во время многочас. представл. Надписи на стенах в Помпее, возвещ. о таких представл., снабжались особой пометкой: - имеется С. п. Археологами обнаруж. спец. конструкции для натягив. С. п. Кроме того, имеются их изображ.

СОЛОМОН

СОЛОМОН - Шеломо - третий царь Израильско-Иудейского госуд. (ок. 965 - 928 до н.э.), изображ. в ветхозавет. книгах величайшим мудрецом всех времен; герой мн. легенд. Его отец - царь Давид, мать - Вирсавия. По легенде, С. поддерж. друж. отнош. с Египтом, Тиром и с Сабейским царством (Юж. Аравия). При С. для облегч. управл. и сбора налогов страна была разделена на 12 терр. округов, в противоположн. прежнему племен. делению. В целях централиз. культа в Иерусалиме был воздвигнут храм бога Ягве. После смерти С. началось восст. израильтян, результатом к-рого явилось разделение госуд. ок. 935 до н.э. на 2 царства: Израильское и Иудейское. В ср.-век. лит., особенно вост., С. - премудрый, справедл. царь, повелитель духов и т.д. С. приписыв. ряд произв., вошедших в Библию: «Книга притчей», «Книга премудрости», книга любовно-свадебных песен («Песнь песней») и др. Основной источ. сведений о С. - «Первая книга царей» (по синодальн. переводу Библии - «Третья книга царств») и «Вторая книга хроник» (или «Паралипоменон»).

СОЛОН

СОЛОН (640/635 - ок. 559 до н.э.) - политич. деятель и соц. реформатор Афин. Происходил из обедневш., но знатн. рода Кодридов; заним. мор. торговлей, путешествовал по Греции, Ионии (до 594), был в Египте, на Кипре, в Лидии (после 593). Прослав. как военач. в войне с Мегарами за Саламин (кон. 7 в.). Будучи избранным в 594 архонтом и айсимнетом, провел ряд соц.-политич. реформ в интересах афин. демоса. Известен также как автор элегий политич. содерж. Имя С. было очень популярно в Др. Греции, его причисл. к «семи мудрецам».

СОЛОНА РЕФОРМЫ

СОЛОНА РЕФОРМЫ - экономич., соц. и политич. преобразования, провед. Солоном в Афинах в 594/593 до н.э. в обстан. острой соц. борьбы между демосом и родовой знатью. Первая реформа - сисахфия (букв. - стряхив. бремени, т.е. снятие долговых камней с зем. участков бедноты), означ. отмену поземельной задолж., освобожд. из рабства должников на родине и выкуп проданных за границу, запрещ. на будущее долг. рабства.

Солоном были проведены также реформы, направл. на удовлетв. интересов и требований торг.-ремесл. слоев: унификация мер и весов: замена эгинской монетной системы эвбейской; запрещ. вывоза из Афин хлеба и поощр. вывоза оливок и вина; закон, разреш. сыну отказать в содерж. отцу, не обучивш. его в юности к.-л. ремеслу; разреш. создавать торг. сотоварищества. Среди С. р. видное место занимает закон о свободе завещаний, в силу к-рого стало возможно дробл. родовых зем. владений и к-рый офиц. утвердил вошедший в жизнь полиса принцип частной собств. Этот принцип лег и в основу реформы гос. строя - тимократич. (т.е. основ. на имуществ. цензе) конституции Солона, согл. к-рой все граждане были разделены на 4 класса (или разряда) по кол-ву доходов с земли: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты. Политич. права кажд. класса отныне опред. размером его имущества. Число граждан было увелич. Солоном за счет метеков, навсегда переселивш. в Афины. Он усилил роль нар. собрания (экклесии), создал два новых демократич. органа: Совет 400 (буле) и гелиэю (суд присяжных). Однако аристократич. совет - ареопаг и коллегию архонтов сохранил, уменьшив и четко опред. их полномочия. Для защиты нового гос. устройства Солон ввел два закона: наказание атимией за неучастие в политич. борьбе и обязанность граждан сообщ. о покушениях на существующий гос. строй. Завершала этот цикл реформ политич. амнистия. Солоном были проведены также законы в обл. уголов. права (штрафы за скверносл., смертная казнь за прелюбод. и т.д.).

СОЛЫ

СОЛЫ - город на юж. побережье М. Азии. Основан финикийцами, затем заселен родосцами. В 333 до н.э. С. занял Александр Македонский; в эллинистич. период город принадл. нек-рое время Птолемеям, а затем надолго вошел в состав империи Селевкидов. После ее крушения Тигран Армянский депортир. население в свою столицу Тигранакерт. В оставл. городе Помпей поселил киликийских мор. разбойников.

СОЛЬ

СОЛЬ - носители лат. культуры (ок. 100 до н.э.) выпарив. воду, содерж. С., в открытых солевар. печах. Позднее С. получали из соленых водоемов, на мор. солеварнях и открытым способом. В Египте на С. была введена пошлина. Торговля С. явл. гос. монополией. Мор. С. добывали на Мертвом м., в р-не Мегары и в Остии (до 15 в.), в каменную С. - близ Халлейна (Австрия), Торды (Карпаты) и Кардоны (Пиренеи). Мор. С. делали негорькой, промывая в дожд. воде или росе. Из Остии в обл. сабинов тянулся соляной путь. О том времени напомин. Соляные ворота в Риме. С. употребл. в кач-ве пищевой приправы, кожевники использ. ее в своем ремесле; рыбные маринады, солонина и оливк. масло консервир. с помощь С. Добавляя чебрец, получали травяную С. для приготовл. деликатесов. С. приписыв. очищающее, дезинфиц. действие, она была символом чистоты и дружбы. Народы, не знавшие С. и употребл. вместо нее поташ, вызывали сожаление.

Карбонат натрия, добывавш. из С. пустынь, содержал гипс и потому примен. только для мумификации. С С. связаны назв. дорог, обл., озер. Солдатам платили жалованье С. Затем был введен соляной эквивалент (соляные деньги). Чиновники получ. соляной паек. Во времена Империи он стал играть роль вознагражд.

СОЛЯНАЯ ДОРОГА

СОЛЯНАЯ ДОРОГА - древ. торг. путь, связывав. Рим с сабинским г. Реате. По С. д. сабиняне ввозили из Рима соль, что и дало повод к назв. дороги. Август продолжил С. д. до Труэнтского лагеря на адриатич. побережье Пицена.

СОНИ

СОНИ - животные, к-рых наряду с кроликами охотно развод. римляне. С. содержали в т.н. глиариях, загонах, обнес. забором. Приготовл. из них блюда подавали в спец. керамич. сосудах. Варрон и Марциал описывают пиры, где подавались блюда из С.

СООБЩЕНИЯ

СООБЩЕНИЯ - начиная с архаич. эпохи вместе с развитием торговли расшир. объем внешних сношений греч. полисов. В разнообраз. связях с др. странами принимали участие мн. слои населения Греции. Напр., у Гесиода даже крестьянин спорадич. участвует в мор. торговле. Обще-эллинские празднества побужд. греков, особенно молодежь, к дальним путешествиям. Геродот ок. 450 до н.э. упомин. о связях с отдал. народами зап. части Сев. Африки, Индии и южнорусско-кавказких обл. Хорошо налаж. сухопутный транспорт существ., однако, только в Перс. империи; для греч. полисов гл. роль в сношениях играл мор. транспорт. Мор. С. происход. в летний период, причем корабли старались держаться прибрежной полосы; зимние плавания и прямые плавания через откр. море по возможн. избегались. При сухопутных переездах использов. вьюч. животные: наиболее распростр. из них были неприхотл. и не нуждающ. в дорогах ослы, а на равнинах - лошади и мулы. В эллинистич. период походы Александра Македонского существ. расшир. С. с Востоком; в это же время усилив. С. между Великой Грецией, Испанией и Галлией. Для облегч. С. уже в 4 в. до н.э. римляне начали строить свои первые дороги - засып. щебнем и мощеные транспортные пути. За 600 лет существ. рим. госуд. общая длина транспортной сети в рим. Средиземноморье состав. 80 000 км. Развитие этой сети было тесно связано с общим увелич. объема С. Внеш. торговля Рим. империи простир. на гораздо более дальние расст. и достигала отдаленных обл. При путешествиях через пустыни в Африке, Аравии и вдоль Велик. шелк. пути использов. верблюды (дромедары). Для обеспеч. мор. С. строились маяки и издав. руководства по мор. плаванию; для облегч. движения сухопут. транспорта возвод. мосты, прорывались туннели, устанавл. постоялые дворы, составл. дорожные карты и путеводители (итинерарии). Безопасность С. обеспеч. воен. посты, оберегавшие гл. магистрали от разбойников. В надписях рим. времени почти отсутств. упомин. о транспортных происшествиях. Следы антич. кораблекрушений исследует совр. подводная археология. С. на близкие расст. осуществл. частные торговцы, к-рые с 3 в. н.э. были обязаны объед. в корпорации. Антич. транспортная сеть, способная перевозить огромные объемы грузов, заслуж. самой высокой оценки.

СОПДЕТ

СОПДЕТ - Сотис - в егип. миф. богиня звезды Сириус, покровит. умерших. Изображ. в виде коровы или женщины с коровьими рогами. Первый утренний восход Сириуса после зимн. перерыва совпадал с нач. нового года по егип. календарю и разлива Нила, поэтому С. почиталась также как богиня наступающ. года, наводнений и чистой воды (С. очищает умерших). С. отожд. с Исидой и Сатис.

СОПДУ

СОПДУ - в егип. миф. бог в образе сокола. Охраняет вост. границу и борется с врагами Египта. Центр его культа - вост. дельта Нила. Изображ. в длинной одежде, с двумя перьями на голове, с длинными волосами и бородой. Фетиш С. - зубы, эпитет (в период Др. царства) - «владыка чужеземных стран». Как соколиное божество отожд. с Гором (Гор-Сопду) и Гором-ахути.

СОРАКТ

СОРАКТ - гора под Римом высотой 691 м, на правом берегу Тибра, воспетая Горацием. На ее верш. наход. храм Аполлона, на месте к-рого ныне стоит небольшая церковь св. Сильвестра и монастырь. У юго-вост. склона горы лежит деревня Сан-Орест, к-рая получ. свое назв. благодаря неправил. прочт. антич. наимен. горы С.

СОРАН

СОРАН - греч. врач, практиков. в Риме в нач. 2 в. н.э., крупнейший представитель методич. мед. школы. Ему принадл. около двадцати трактатов (часть их посвящ. вопросам, не связан. с медициной). До нас дошли такие соч. С., как «Гинекология», иллюстр. труд «О переломах» и жизнеопис. Гиппократа. Сохран. также учебник в лат. обработке Целия Аврелиана, посвящ. хронич. и приобрет. болезням. Мусцию (6 в. н.э.) принадл. компиляция, составл. из работы С. «Гинекология» и рук-ва для акушерок. В ср. века она служила учеб. пособием для студентов-медиков и повивальных бабок.

Предыдущая страница Следующая страница