Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОС"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОС"-"ПРО")

ПОСЕЙДОНИЯ

ПОСЕЙДОНИЯ - греч. назв. луканского г. Пестум.

ПОСИДОНИЙ

ПОСИДОНИЙ (ок. 135 - ок. 51 до н.э.) - др.-греч. философ-стоик, историк. Ему принадлежит «История» в 52 кн., явл. продолж. труда Полибия (в ней изложены события от 146 до 80-х гг. 1 в. до н.э.). П. считал, что Рим. республика 2 - 1 вв. до н.э., объед., по его мнению, многие народы, была отражением божеств. госуд. - космоса, политич. служение к-рому - религ. долг философа. «История» П. содержала обширный географич. и этнографич. мат-л. П. был выдающ. философом, добился замечат. для своего времени успехов в географии, космологии и геометрии, занимался этикой, риторикой, поэтикой и т.п. От «Истории» П. сохран. лишь фрагменты.

ПОССЕССОР

ПОССЕССОР - по рим. праву фактич. владелец чего-либо без юридич. права на собственность. П., в частн., назыв. фактич. владельцы земель, формально принадлежавших госуд.

ПОСТУМ

ПОСТУМ - Марк Кассианий Латиний - рим. полководец, узурпиров. власть в Галлии ок. 258 (при имп. Галлиене) и создавший независимую Галльскую империю (258 - 273), в к-рую были включены также отпавшие от Рим. империи Британия, Германия и Испания. Убит своими солдатами при осаде Майнца за отказ отдать город им на разграбление.

ПОТАЛА

ПОТАЛА - в будд. миф. назв. рая, где обитают Авалокитешвара и Тара. По инд. и тибетским источ., находится на вершине горы на побережье Индийского океана.

ПОТЕСТАС

ПОТЕСТАС - частноправовая власть отца фамилии. В принципе была неогранич., но фактич. она ограничивалась религией и обществ. мнением. П. обладали все магист-раты. П. - право издавать эдикты, обращаться к нар. собранию и сенату и их созывать, накладывать штрафы. Нар. трибуны относительно действий магистратов внутри померия имели право интерцессии. Власть нар. трибунов со времен Августа была внутриполитич. основой прин-ципата.

ПОТИДЕЯ

ПОТИДЕЯ - др.-греч. город на Палленском п-ове в Халкидике. Осн. ок. 600 до н.э. как колония Коринфа. П. входила в состав Афинской Архе. В 432 до н.э. при поддержке Коринфа восстала против Афин, в 430 после длит. осады вновь захвачена Афинами. С 356 принадлежала Филиппу II. По-видимому, ок. 348 была им разрушена. С кон. 4 в. до н.э., после завоев. ее Кассандром, стала назыв. Кассандрией.

ПОУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ

ПОУЧЕНИЯ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ - лит. дидактич. произв. Др. Египта. Большинство «поучений» облечено в сложивш. уже в эпоху Др. царства традиц. лит. форму наставл. отца сыну. «Поучения» Др. царства (до нас дошли в копиях Ср. царства) приписыв. высокопостав. сановникам или знаменитым мудрецам: так, в папирусе Присс сохран. «поучение» вазира фараона Хуни (III династия) своему сыну Кагемни и «поучение» вазира Птахотепа (период V династии) своему сыну; в др. более поздних текстах упомин. «поучения» мудрецов Др. царства - Имхотепа (период III династии), Джедефхора (период IV династии), Каиреса (время неизвестно). «Поучение» Птахотепа представляет собой собрание правил хорошего тона и поведения в высшем обществе, знание к-рых необходимо для успеш. продвижения по ступеням иерархич. лестницы егип. бюрократии. В нем имеются предписания и нравств. порядка, напр., предостереж. от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимател. к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д. В последующие эпохи наряду с «поучениями» фараонов своим наследникам (таковы «поучение» неизвест. фараона Х династии, вероятно Ахтоя II, своему сыну Мерикарэ, и «поучение» фараона Аменемхета I своему сыну), в к-рых содержатся весьма интересные предписания политич. хар-ра, существует множество др., авторами к-рых были лица, занимавшие различ. обществ. положение. Особенно популярны были «поучения», адресов. ученикам писцов, в к-рых всячески подчеркивается привилегиров. положение писца в обществе, огромные преимущества этой про-фессии перед всеми др. Первое из таких «поучений» относится ко времени Ср. царства и известно в науке как «Поучение Ахтоя I, сына Дуау, своему сыну Пепи (Пиопи)». Особое место занимают «поучения» Ани (сохран. в каирском папирусе XXI династии) и Аменемопе (относится к периоду XXI - XXIlI династий или даже позже).

ПОЧИТАНИЕ УМЕРШЕГО

ПОЧИТАНИЕ УМЕРШЕГО - погребение человека сопровожд. причитаниями над покойным, что было хар-рно как для народов Востока, так и для народов Др. Греции и Др. Рима. Покойнику клали в рот мелкую монету - обол, чтобы заплатить Харону за то, что тот переправит душу умерш. через реки подземного царства.

По пышности обряда можно было судить о том, какое место в обществе занимал умерший, в надгробных речах отмечались его заслуги. После кремации и поминок в доме покойного делали уборку и совершался обряд омовения всех прикоснувш. к усопшему. При жизни человек мог заключить договор с к.-л. похоронной корпорацией, согл. к-рому она брала на себя совершение всего обряда погребения. Позже в обязанности таких корпораций входило совершение обряда жертвоприношения у могилы покойного и подношение плодов и вина (у греков такой обряд совершался во время анфестерий - февраль-март, у римлян - в конце февраля). Покойников римляне назыв. манами.

ПОЧТА

ПОЧТА - для доставки служеб. писем перс. цари учредили на дорогах госуд. П. со станциями для смены лошадей и ночного отдыха на расст. 20 - 40 км; частная П. пересылалась с рассыльными, курьерами. Греки переняли у персов слово для обознач. почтовой службы, но не саму организацию почтового дела. Почтовая служба Афинск. мор. союза имела три гос. судна. В царстве Птолемеев на почтовых станциях велись записи о поступлении и отправл. почтовой корреспонденции. Август учредил рим. гос. П. Она была основана на повинности жителей поселения, в к-ром расположена почтовая станция. Они должны были заботиться о лошадях, ночлеге и провианте для всех гос. почтовых служащих.

Дневная норма для пеших переходов составляла ок. 30 км, на лошадях - 75 км, для нарочных курьеров в случае особой срочности - 200 км. Со времен Адриана во главе рим. имперской П. стоял префект. Почтовые всадники, надел. «паспортом», доставляли только служеб. письма; для пересылки почтовых посылок сущест-вовали почтовые дилижансы, к-рые по особому распоряжению могли быть использованы частн. лицами. В Остии находилось цент. бюро судовой П.

ПОЧТОВЫЙ ГОЛУБЬ

ПОЧТОВЫЙ ГОЛУБЬ - способность голубей возвращ. обратно к тому месту, откуда их выпустили, была известна уже в др. времена. Их использовали для передачи сообщ. китайцы и египтяне. Свидет. о существовании П. г. у греков относятся к 5 в. до н.э., в Риме - к временам Нерона. При Диоклетиане была организована регулярная голубиная почта. Корреспонденция прикрепл. к лапке П. г. или его шее. Первые селекц. работы по выведению П. г. проводились на Бл. Востоке.

ПОШЛИНА

ПОШЛИНА - ввозные и вывозные П. были известны в Греции со времен Гомера, преим. в форме П. на мор. торговлю. Особ. развитие практика взимания П. получила в Афинах с кон. 5 в. до н.э. В эллинистич. госуд., особенно в Египте, П. составляли важную статью гос. дохода (их размер доходил до 50 % стоимости товара). В Рим. империи П. вносились при пересечении гос. границы; их взимание отдавалось на откуп частным лицам.

Тамож. границы были установлены также между нек-рыми пров.; кроме того, правом взимать ввозные и вывозные П. обладали нек-рые города. В раннеимперат. эпоху размер П. составлял обычно 2 - 2,5%, в Сирии и Египте - 25% стоимости товара. В позднеантич. период на всей терр. Вост. Рим. империи была установлена единая П. в 12,5%. В Рим. империи П., наряду с прямыми налогами (податями), были важнейш. источ. гос. дохода.

ПОЭТ

ПОЭТ - в отличие от мастеров изобразит. иск-ва П. в классич. древности пользовались всеобщим признанием. Считалось, что музы вдохновляли П., к-рый воплощал поэтич. материал в худож. образах. В кач-ве носителя культурных традиций П. был учителем народа, владел средствами иск-ва, считалось, что он творил в экстатич. вдохновении, его устами вещали музы и с ним были связаны боги. Его соверш. мастерство, а также обществ. необходимость и полезность его творчества уже в эпоху Пиндара были требованием времени и возводили его в высокий ранг мудреца.

ПРАБХА

ПРАБХА - в др.-инд. миф. персониф. свет (сияние) в виде жены солнца, или жены Кальпы, или в виде Дурги; П. употребляется в эпосе как имя целого ряда персонажей - Шакти, дочери Сварбхану и матери Нахуши, одной апсары, а также как одно из назв. г. Куберы.

ПРАВО ГРАЖДАНСТВА

ПРАВО ГРАЖДАНСТВА - греч. термин означает право гражданина и одноврем. - гражданство и гос. конституцию. В большинстве греч. гор.-госуд. основанием для получения П. г. явл. обладание земельной собствен. и происхожд., обеспечивающее принадлежность к определ. семье, роду и дему. Согл. принятому в Афинах при Перикле в 451 - 450 закону, гражданином считался лишь тот, чьи родители были полноправ. гражданами. В отличие от этого основу прав гражданина в Спарте составляло владение клером, участие в гос. воспитании (агоге) и совместных трапезах (сисситиях). Наряду с полноправ. гражданами в греч. городах существовали лица с неполными гражд. правами, напр., феты в Др. Афинах и гипомеоны в Спарте, лишенные права занимать все или нек-рые адм. должности. С юридич. точки зрения неполноправ. гражданами считались также молодые мужчины, не достигшие возраста 30 лет, начиная с к-рого человек мог активно участвовать в деятельности публич. учреждений, а также женщины, лишенные в Афинах права обращаться в суд и обладать земельной собственностью. П. г. могло предоставл. чужестранцам в частном порядке или коллективно, кроме того, оно могло быть получено путем бракосочетания при договорном оформл. эпигамии. В эллинистич. времена двойное гражданство перестало быть исключ. Тяжкие политич. и религ. преступл. наказывались атимией, при этом нарушивший закон, одноврем. лишался П. г. Обязанности граждан заключ. в защите госуд. от внеш. и внутр. врагов, защите правовых установл., в повиновении законам и участии в отправл. культов. Беспрекословное выполнение этих обязанностей закрепл. в клятвах эфебов и гос. служащих. В Риме П. г. человек получал в момент своего рожд. при условии, что его родители ими обладали, а также путем наделения ими или при предоставл. свободы. Правами граждан обладали первонач. жители рим. гор.-госуд., затем оно предоставлялось постоянно увеличивающ., однако все же достаточно огранич. прослойке жителей Рим. империи. В результате Союзнической войны 90 - 88 все нас. Италии получило постепенно права граждан. В пров. наместники могли наделять этими правами отдельных лиц или целые общины. При Каракалле, согл. конституции Антонина 212, все свободные жители империи получили права рим. граждан. Хар-рными чертами гражданства были: присвоение имени, ношение тоги, воин. повинность, право голоса в нар. собрании, пассивное избират. право, право обжалования суд. приговора - казни, изгнания, заключения договоров, бракосочетания. Существовали также неграждане, т.н. перегрины, обладавшие нек-рыми из этих прав. Лица, попавшие в рабство или изгнанные, лишались гражд. прав. Решение о лишении прав гражданина могло принимать также нар. собрание.

Незаконное присвоение гражд. прав преследовалось по закону.

ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ

ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ - в Греции наследники вступали в свои права после офиц. уведомления. По аттич. праву родные и приемные сыновья становились наследниками без особого процесса, др. лица - по решению соотв. компетент. архонта. Лишение наследства было возможным в случае атимии или ссылки. При наследовании предпочтение отдавалось прямым потомкам; сыновья получали равные доли наследства. Супруга наряду с сыновьями наследовала только на основании завещания. Из наследства возмещалась сумма приданого. В случае отсутствия муж. потомков наследовали дочери-наследницы; этот институт был известен во всей Греции. Бездетный человек определял своих наследников через завещание. Наследники принимали на себя обязательство захоронения и почитания покойного с оплатой его долгов. Отказ в П. н. был возможен лишь для дальних родственников. В рим. семьях после смерти отца семейства при отсутствии завещания все члены семьи оказывались равноправ. наследниками. Этот способ сопровожд. дроблением владения, поэтому стали стремиться к единому наследнику. Первыми юридич. формами достижения этой цели были эмансипация, предоставл. одного из детей др. семье для усыновления и браки дочерей. Во 2-й пол. 4 в. до н.э. распростр. завещания, обеспечив. права единого наследника. П. н. по завещанию стало играть все более важную роль по сравнению с сохранявш. первонач. вариантом.

ПРАВО УБЕЖИЩА

ПРАВО УБЕЖИЩА - подтвержд. надписями и лит. источ. право греч. храмов и святилищ предоставлять преследуемым свободным и зависимым лицам убежище. При нарушении П. у. следовало сакрал. или гос.-админ. наказание. В Рим. республике П. у. редко применялось. Впервые П. у. находит нек-рое распростр. в Вост. Рим. империи под влиянием греч. П. у. В императорскую эпоху П. у. (прежде всего для рабов) стало составной частью культа императора. Христ. П. у. получило распростр. на Западе во времена Гонория, а на Востоке - Феодосия II.

ПРАГМАТИЗМ

ПРАГМАТИЗМ - прагматическая история - такой этап в развитии ист. познания, при к-ром историк, не ограничиваясь простым ист. описанием, дает объяснение ист. событиям, усматривая однако их причины преим. в побуждениях отдельных людей (политич. деятелей, полководцев и т.д.); при этом нередко осн. целью познания прошлого считается извлечение уроков на будущее (отсюда - прагаматич. история - то же что поучающая история). П. хар-рен для ист. воззрений античности (Фукидид, Полибий, у к-рого впервые употреблен термин «П.»., эпохи Возрождения.

ПРАДЖАПАТИ

ПРАДЖАПАТИ - в др.-инд. миф. божество - творец всего сущего.

ПРАДЖНЯ

ПРАДЖНЯ - в будд. миф. ваджраяны жен. соотв. будд, бодхисатв, идамов и пр. миф. персонажей.

ПРАКРИТИ

ПРАКРИТИ - в др.-инд. миф. и умозрении первонач. субстанция, природные условия ч.-л., материал. причина, первопричина мира объектов. В миф. П. воплощает высшую волю творца; идентиф. с майей - иллюзией, шакти - божеств. жен. энергией. В ряде философских школ, противостоит пуруше, понимаемому как «Я», отличное от тела, ума и чувств.

ПРАКСАГОР

ПРАКСАГОР (ок. 4 в. до н.э.) - др.-греч. врач. Последователь Диокла. Занимался описател. анатомией, открыл (330 до н.э.) различие между венами и артериями (термин «артерии» приписыв. ему). П. считал, что вены содержат чистую кровь, а артерии - чистый воздух. Различал 11 «соков» человеч. тела, в изменении и нарушении движения к-рых видел причину возникновения патологич. процессов.

ПРАКСИТЕЛЬ

ПРАКСИТЕЛЬ - великий др.-греч. скульптор сер. 4 в. до н.э. Ученик и, вероятно, сын скульптора Кефисодота Старшего. Работал в Афинах. Древ. авторы упомин. ок. 40 произв. П. В оригинале дошла до нас найденная в Олимпии группа «Гермес с младенцем Дионисом» (нек-рые авторы считают ее более поздней копией). В античных копиях сохран. статуи: Афродиты Книдской (изображ. прекрасной женщины, снявшей с себя одежды перед купанием); Афродиты из Арля, любующ. на свое отражение в щите; Аполлона Сауроктона в виде юноши, целящ. стрелой в ящерицу; юного сатира, льющего вино из высоко поднятого кувшина; отдыхающ. сатира и др.

ПРАКСИФЕЯ

ПРАКСИФЕЯ - Пракситея - в греч. миф.:

1. Дочь Теспия, родившая от Геракла Нефа.

2. Жена афинск. царя Эрехфея, пожертвов. своими дочерьми ради победы афинян в войне с Элевсином.

3. Наяда, жена афинск. царя Эрихтония, мать Пандиона.

ПРАТИН

ПРАТИН (ум. ок. 467 до н.э.) - др.-греч. драматург, предшественник Эсхила. Писал преимущ. сатировы драмы - комич. пьесы с участием хора сатиров. Первый ввел сатирову драму в Афинах. От многочисл. произв. П. сохран. только заглавия и незначит. фрагменты.

ПРАТЬЕКАБУДДА

ПРАТЬЕКАБУДДА - в будд. миф. тот, кто достиг нирваны, но не проповедует дхарму. П. появл. в те же самые кальпы, что и будды, но они никогда не встречают будд. Одноврем. может существовать неогранич. число П.

ПРАХЛАДА

ПРАХЛАДА - в индуист. миф. сын асура Хираньякашипу, дед асура Бали.

ПРАЩА

ПРАЩА - ручное метател. оружие в древности. Состоит из ремня (сделанного из кожи, луба, хлопка, шерсти) с расширяющ. ср. частью, в к-рую закладывается метател. камень или свинц. шарик. При метании П. вращали над головой и затем, выпуская один конец, давали полет камню. П. употребл. войсками народов Др. Востока, древ. греков и римлян.

ПРЕКАРИЙ

ПРЕКАРИЙ - в рим. праве пользование землей, предоставл. собственником на более или менее длит. срок по обращен. к нему письм. просьбе. Документ, посредством к-рого земля передавалась испрашивающему ее лицу, назыв. прекарной грамотой.

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ - в греч. праве П. каралось, как правило, в частном порядке. В соотв. с законом Дракона каждый человек, заставший посторон. в недозвол. интимной связи со своей женой, матерью, сестрой или дочерью, мог убить его на месте.

Солон отнес наказание соблазнителя на усмотрение супруга, к-рый мог получить удовлетвор. путем денеж. возмещения. При правовом преследовании прелюбодей в большинстве случаев приговаривался к очень жестоким наказаниям. Супруг должен был отвергнуть свою уличен. в П. супругу, в противном случае подвергался атимии (напр., в Афинах). В записан. на папирусах брачных договорах Египта греко-рим. периода отражены случаи денеж. возмещения при П. В ранне-республик. Риме, как и в Греции, существовало право наказания в частном порядке; супруг мог покарать обоих участников П., т.е. убить их.

В Республике известны уголовные процессы и приговоры по делам такого рода. Законы Августа предусматривали в кач-ве наказания изгнание, лишение части состояния. Под влиянием хрис-тианства правовые установки относит. П. вновь ужесточ.

ПРЕНЕСТЕ

ПРЕНЕСТЕ - город в Лации (ныне Палестрина), славящ. храмом Фортуны (2 - 1 в. до н.э.), одним из древнейших и знаменитейших святилищ оракулов. Сооруж. с длинными террасами, рампами и лестницами принадлежит к числу наиболее выдающ. памятников рим. архитектуры. Предполагается, что знаменитая мозаика («Нильская мозаика Барберини») в апсидном зале храма выполнена по александрийским образцам. П. был ранее центром италийского бронзового иск-ва (Фибула Мания, ок. 600 до н.э., с древнейшими лат. надписями; гравирован. зеркала и лари), а во времена Империи был местом отдыха рим. аристократии.

ПРЕСВИТЕР

ПРЕСВИТЕР - первонач. христ. церк. деятель, к-рый помогал епископу и замещал его в церк. службе и должности. П. составляли вместе с епископом духовенство общины. В протестантизме - избираемый из мирян руководитель общины, правящий ею совместно с пастором.

ПРЕСЛАВ

ПРЕСЛАВ - древ. город, вторая (после Плиски) столица болгарск. царства в 893 - 972. Основан в 9 в. царем Омортагом. П. был занят киевским князем Святославом во время похода в Болгарию (969 - 971), но уже в 971 завоеван Византией.

ПРЕСС И ДАВИЛЬНЯ

ПРЕСС И ДАВИЛЬНЯ - для формовки глины, стекла и листов. металла было достаточно ручного П.: давление осуществлялось наложением камней. Есть упомин. о выжимании влаги из рыхлых масс (сыворотка из творога, сыр) при помощи двух давильных досок, но изображ. этого процесса нет. Примитив. способ давления винограда ногами изображ. часто. Для рационал. соковыжимания винограда, оливок и овощей, для отделения меда от воска были сконструировны различ. П. и Д. Известны, хотя и не в деталях, четыре системы П.:

1. П. с грузом, к-рый производит мгнов. и сильный нажим при положении груза в самой низкой точке. Должно быть, эта система явл. древнейшей конструкцией (имеются очень ранние греч. изображ.). Его недостаток состоит в том, что при ослаблении нажима рыхлые массы вновь всасывают жидкость.

2. Клиньевый П. обеспечивал продолжит. нажатие путем вбивания клиньев в основу конструкции. Такой П. изображен на одной из фресок Геркуланума. Он мог применяться для выдавлив. сока из растений при произ-ве духов.

3. П. в виде спец. бруса употреблялся для мн. целей. Основу его составлял рычаг, давящая поверхность бруса фиксировалась только в ниж. точке. Описание такого П. в земледельч. трактатах, начиная с Катона, позволяет его реконструировать. Поверх-ность бруса надавли-вает (при помощи рычага) давильной шайбой на выдавлив. массу, к-рая находится на твердом основании. Давильный брус упруго закреплен в наклонном положении (в стене, между двумя дерев. столами или деревьями) и торчит под небольшим углом вверх.

На др. высоком конце он укреплен тросом и блоком. Достигнув ниж. точки, трос по мере надобности закреплялся: выдавливаемые массы отдавали сок, давление ослабевало, и канат надо было опять подтягивать и заново закреплять. Для этого требовались значит. затраты сил и времени.

4. Винтовой П. явл. наиболее эффектив. конструкцией, он описан в неск. вариантах. Впервые изобрет. ок. 50 н.э., винтовой П. позволил в дальнейшем отказаться от прессового бруса. Эта конструкция используется до настоящ. времени, поэтому понять ее легко, хотя в описании Герона, Плиния Старшего и Витрувия есть нек-рые неясности.

Прессовая обработка успешно применялась и при глажении ткани, папируса, а также при прессовке склеен. его слоев. Из винтового П. в рим. время развился двухшпиндельный П. (валяльный П.). Античность достигла высоких результатов в механизации произ-ва при помощи П. и Д. и добилась значит. эффективности труда.

ПРЕСТОЛЫ

ПРЕСТОЛЫ - в христ. представл. один из девяти чинов ангельских. Упомин. в Новом завете. По классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 - нач. 6 вв.) - третий чин, составляющий вместе с серафимами и херувимами первую триаду.

ПРЕТ

ПРЕТ - Пройт - в греч. миф. царь Тиринфа в Арголиде, сын Абанта, брат-близнец Акрисия, отец Претид (Лисиппы, Ифианассы и Ифинои) и Мегапента.

ПРЕТЕКСТА

ПРЕТЕКСТА - вид рим. трагедии, написан. по материалам нац. рим. истории, назв. к-рой происходило от костюмов ее героев, от служебной формы рим. магистратов. Родонач. П. считался Невий. Единств. полностью сохранивш. П. - ошибочно приписыв. Сенеке «Октавия».

ПРЕТОР

ПРЕТОР - должность, а также должностное лицо в Др. Риме и независ. городах раннего Лация. В эпоху ранней рим. республики - назв. высших магистратур (консулы и диктаторы). Должность П. в кач-ве младшего колле-ги консула, ведущего суд. процессы по гражд. делам, а в отсутствие консулов имевш. высшую власть, была учреждена в 367 (или 366) до н.э. Избирались П. на год на центуриат. комициях; сначала только из патрициев, с 337 до н.э. - также и из плебеев. При вступл. в должность П. издавали эдикт, в основе к-рого лежали постановл. предшественников, но с внесен. данными П. изменениями. С 242 до н.э. стали избираться два П.: наряду с городским П., ведавшим суд. процессами среди рим. граждан, П. по ведению тяжб между чужестранцами или римлянами и чуже-странцами. С образованием провинций управл. ими было передано П., число к-рых возросло - с 227 до н.э. стали избираться еще два П.: один для управл. Сицилией, другой - Корсикой и Сардинией. Со 197 до н.э. прибавилось еще 2 П. для управл. исп. провинциями. При Сулле число П. увеличилось до 8; все они находились в Риме, возглавляя в теч. года суд. комиссии по уголовным делам, после чего посылались в кач-ве пропреторов или проконсулов в провинции. В эпоху империи П. наз. назначавш. императорами чиновники для охраны порядка в Риме, а также высшие должностные лица в городах.

ПРЕТОРИАНЦЫ

ПРЕТОРИАНЦЫ - преторианские когорты - привилегир. часть войска в Др. Риме. Первонач. П. наз. охрана полководцев; набирались из рим. союзников, а при Сципионе Эмилиане Африканском (2 в. до н.э.) - из рим. всадников. Созданная при Августе императ. гвардия, организов. в когорты (9 когорт по 1000 чел. в каждой), тоже наз. П.

Комплектов. П. только из италийцев; служили они меньший срок, чем легионеры, получали повышен. жалованье. Во главе П. стоял префект претория. Размещались они на терр. Рима и Италии. В эпоху ранней империи П. стали основной опорой императ. власти. Постепенно П. стали набираться из жителей провинций и потеряли прежнее значение; при имп. Константине Великом П. были заменены дворцовыми частями.

ПРЕТОРИУМ

ПРЕТОРИУМ - преторий - место в рим. лагере, где располагался полководец.

ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО

ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО - часть рим. права, сложивш. в республикан. эпоху Др. Рима гл. обр. из эдиктов преторов. На основании закона Эбуция (сер. 2 в. до н.э.) претор получил право, решая вопрос об обоснов. иска, вырабатывать собств. инструкцию (т.н. формулу) для назначаем. им по данному делу судьи. При каких обстоят. будет допускаться иск и в каких случаях в нем будет отказано, претор объявлял заранее в своем эдикте. В кон. 2 в. н.э. юристу Сальвию Юлиану было поручено объед. нормы П. п. в единый «Постоянный эдикт». На этом развитие П. п. прекратилось.

ПРЕТЫ

ПРЕТЫ - в др.-инд. миф. духи умерших, в теч. нек-рого периода после смерти (от неск. недель до года) остающ. жить среди людей. За это время людям необходимо совершить определ. ритуал (сапиндикарану), чтобы П. не стали бхутами, демонами из свиты Шивы, но соед. с «отцами - питарами в небесном царстве».

ПРЕФЕКТ

ПРЕФЕКТ - адм., суд. и воен. должность в Др. Риме, а также лицо, исполняющее ее. В царский период в 8 - 6 вв. до н.э. и период ранней республики цари или консулы на время своего отсутствия назначали городского П. для ведения дел в Риме. Этот обычай был восстановлен Августом (27 до н.э. - 14 н.э.), назначавшим гор. П. из лиц сенаторск. сословия. При его преемниках эта должность стала по-стоянной. А в период республики П. избирались в Риме для надзора за префектурами. Со времени Августа назначался П. для управл. провинцией Египет, а затем и нек-рыми др. провинциями. Имп. Константином были учреждены дол-жности П. претория, представлявших высшую гражд. власть в 4 префектурах. В императ. время П. наз. начальники отд. ведомств. П. с исключит. суд. функциями в эпоху республики были помощниками преторов по ведению тяжб в городах Италии, а в период империи - и в провинциях. В рим. войске ранней республики П. наз. назначавш. консулами из римлян начальники союзнич. когорт и конницы. Во флоте на всем протяжении рим. истории П. назыв. командующие флотом и отд. кораблями. Со времени Августа была учреждена должность префекта претория, командира преторианцев.

ПРЕФЕКТ ПРЕТОРИЯ

ПРЕФЕКТ ПРЕТОРИЯ - в Др. Риме:

1. Командир преторианцев. Должность П. п. была введена при Августе; назначались из всадников; до 3 в. обычно двое, позднее - один. Им поручалось ведение войн, руковод. посольствами и т.д. Нек-рые П. п. были всесильными временщиками (напр., Сеян при Тиберии). Должность П. п. была ликвидир. при Константине (306 - 337).

2. Высшая гражд. должность в префектуре.

ПРЕФЕКТУРА

ПРЕФЕКТУРА - в Др. Риме терр., подчинен. префекту. В период республики П. наз. муниципии низш. ранга, т.е. города, лишенные Римом самоуправл. и наход. под надзором рим. префекта (преимущ. сабинские общины, а также Капуя и Кумы с 210 до н.э.). Со времени Августа П. стал обращенный в императорскую провинцию Египет, а затем и нек-рые др. провинции. Со времени имп. Константина (4 в.) П. - единица адм. деления. Вся империя была поделена на 4 П. - Восток, Иллирия, Италия и Галлия, управлявш. префектами претория.

ПРИАМ

ПРИАМ - в греч. миф. последний царь Трои. Сын Лаомедонта. В «Илиаде» П. - престарелый царь, глава многочисл. семейства, насчит. 50 сыновей и 12 дочерей.

ПРИАП

ПРИАП - в антич. миф. итифаллич. божество производит. сил природы (изнач. собственно фаллос). Место происхожд. культа П. неизвестно, локализация его в Лампсаке вторична. Жители Лампсаки считали П. основателем их города, но в соперничающих городах и на о-вах утверждали, что П. был изгнан из города за небывалый по размерам фаллос. На ранней стадии (до кон. 4 в. до н.э.) П. почитался в виде древес. сучка и осла; мифы о П. и осле у Овидия, Гигина и др. После походов Александра Македонского культ П. широко распростр. по всему Вост. Средиземноморью и включается в миф. Диониса. В рим. эпоху культ П. достигает наивысш. расцвета. П. был включен в круг рим. божеств плодородия (Помоны, Сильвана и др.). Добрый сел. божок, страж садов, следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли, покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводник, кутила и педераст, он - «учитель Вакха» помощник Геракла, олицетв. «порождающего логоса» стоиков, создатель моря и суши, тожд. Эроту, Пану и Доброму демону, Всебог. П. - «священен», он - «отец», «царь», «благодетель и защитник», удостоивш. неумирающего жанра как настенной, так и книжной (Катулл, Гораций, Вергилий, Марциал) поэзии - т.н. приапей. Атрибуты П.: рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и муз. инструменты (гл. обр. двойная флейта). Кроме цветоч. венков и гирлянд, овощей, фруктов, меда, бобов и вина, П. приносили в жертву кровь бычков, козлов, ягнят, поросят, голубей и рыб, окропляя ею изображ. П. (пурпурный или густо-шафранный хитон подарила младенцу П. мать, чтобы сгладить уродство сына). Каждая кухня считалась святилищем П. Праздники в честь П. в марте и июне сопровожд. секс. неистовством и весельем; как простонар. культовый персонаж П. участвовал в праздниках Деметры, Диониса и Доброй богини. Наиболее распростр. иконо-графич. тип П. - старичок с фаллообразной головой, одной рукой поддерживающий полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой - фаллос (бесчисл. терракотовые статуэтки, мраморные рельефы, геммы, фрески; также амулеты).

ПРИАПЕИ

ПРИАПЕИ - короткие грубо-эротич. шуточные стихи о боге плодородия Приапе. Помимо отдельных П. различ. поэтов, сохран. собрание «Приапейские стихотворения» анонимн. лат. поэта предположит. 2 в.

ПРИВЕТСТВИЕ

ПРИВЕТСТВИЕ - в антич. времена П., соотносящ. с тем или иным временем суток, известны не были. Падение в ноги господина, т.н. проскинеза, пришло в Рим (в поздний период эпохи Рим. империи) и в Византию с Бл. Востока. Греки приветств. друг друга словом «рад тебе, приветствую тебя» и рукопожатием. Это П. было обиходным во время трапез и нашло распростр. также в культе усопших. Приветствуя, римляне произносили «добро пожаловать», или пожимали друг другу правую руку. Этот обычай был распростр. при утренних П. патрона-патриция с его клиентами. Позднее в него вошло целование руки господина, особенно при императ. дворе. «Будь здоров» произносилось при встрече и прощании. «Будь сильным, здоровым» употребл. только при расставании.

ПРИЕНА

ПРИЕНА - др.-греч. город на мысе Микале (М. Азия) на р. Меандре. Осн. ионийцами в сер. 11 в. до н.э.; входил в союз 12 ионийских городов. В кон. 6 в. до н.э. П. подпала под власть Персии и принимала участие в ионийском восстании 500 - 494 до н.э.; в 5 - 4 вв. до н.э. входила в состав Архе Афинской, потом державы Александра Македонского; в 3 - 2 вв. до н.э. - в состав Селевкидского, затем Пергамского царств; входила в состав Рим., затем Визант. империй. в 4 - 1 вв. до н.э. П. была важным центром торговли и ремесла, обладала прекрасной гаванью.

ПРИМИПИЛ

ПРИМИПИЛ - самый высокий по рангу центурион легиона, стоявший во главе первой центурии. В 1 и 2 вв. бывший П. мог достигнуть высокой всаднич. должности, в 3 в. П. превратился в должность в продовольств. ве-домстве.

ПРИНЦЕПС

ПРИНЦЕПС - 1. в Др. Риме П. сената - первый в списке сенаторов, обычно старейший из бывших цензоров. Офиц. он не имел особых полномочий и прав, кроме почетн. права первым высказывать свое мнение в сенате по запросу консулов. Тем не менее в эпоху Республики нек-рые П. сената пользовались большим авторитетом и нередко оказывали большое влияние на политику госуд. (П. сената в 209 - 203 до н.э. Фабий Максим Кунктатор; в 199 - 184 до н.э. - П. Корнелий Сципион Африканский Старший). В период империи, начиная с Августа, термин «П. сената» обозначал носителя монархич. власти. П. всадников - первый в списке всадников. В рим. армии П. наз. легионер, тяжеловооруж. пехотинец ср. возрастной группы.

2. В соч. антич. авторов - представители родоплем. верхушки кельтских, герм. и др. племен, а также родовая аристократия и магистры этрусских и др. италийских гор.-госуд.

ПРИНЦИПАТ

ПРИНЦИПАТ - в Др. Риме специфич. форма рабовлад. монархии, при к-рой формально сохран. респ. учреждения. Период П., или Ранней Империи, охватывает время с 27 до н.э. до 193 н.э. (правл. династий Юлиев-Клавдиев (27 до н.э. - 68 н.э.), Флавиев (69 - 96), Антонинов (96 - 192). Система П. начала складываться при Августе.

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ - воины в рим. легионе, располагавш. в первой линии (отсюда их назв.). При построении легиона по манипулам П. стояли во 2-й линии за гастатами, с к-рыми имели одинаковое вооружение.

ПРИПРАВЫ

ПРИПРАВЫ - в Средиземноморье для придания пище вкусовых кач-в употребляли П. из дикорастущих растений: тмина, ягод можжевельника, лука, чеснока, горчицы, тимиана и сильфия. Римляне любили приправлять изыскан. блюда сельдереем, петрушкой, укропом, фенхелем, майораном. В дальнейшем из Индии и с Востока в Грецию и Италию доставляли перец, имбирь, корицу; перец особенно ценили за благоприят. влияние на пищеварение. Импортные П. применялись в копчениях и солениях. Лавр считался символом победы и триумфа, вместо него употребляли миртовый сок. В произв. Петрония отразились роскошь при рим. празднествах и применение редких П. Из обл. Средиземноморья П. пришли в остальную Европу.

ПРИСЦИАН

ПРИСЦИАН - рим. грамматик из Цезарии (Мавретания), нач. 6 в., преподавал в Константинополе. Важнейшая из его грамматич. и прочих работ - «Грамматические наставления» в 18 кн. - исчерпывающее изложение лат. грамматики (включая синтаксис) и словоупотребления. Работа ценна также многочисл. цитатами из утерян. трудов древ. авторов.

ПРИСЦИЛЛИАН

ПРИСЦИЛЛИАН - исп. еретик, к-рый перенял от манихейства нек-рые аскетич. тенденции и известный принципиал. дуализм. После допроса епископским синодом он в 385 - 386 был в Трире приговорен к смерти имп. Максимом. Его приверженцы известны до 6 в.

ПРИТАНЕЙ

ПРИТАНЕЙ - общинный дом, место пребывания пританов и исполняющих в теч. одного дня должность председателя (эпистата пританов), к-рый хранил афинскую гос. печать и ключ от гос. казны и архива. Пританы сообща обедали в П. и поддерживали свящ. огонь в очаге. Обед в П. считался для афинянина и иностранца высокой почестью.

ПРИТАНИЯ

ПРИТАНИЯ - исполн. обязанности председателя. 500 членов афинского совета избирали по жребию сроком на 1 месяц в кач-ве пританов (председателей) 50 булевтов (членов совета) одной из 10 фил для исполнения текущих обязанностей: созыв и ведение нар. собрания, подготовка заключений, ведение переговоров, подсчет суточных, прием послов. После отчетного доклада П. принимала на себя следующая фила, так что в теч. 10 месяцев афинского календарного года каждая фила исполняла П. на протяж. одного месяца. Остальные 450 булевтов заседали в булевтерии (совете) по мере надобности.

ПРИТХИ

ПРИТХИ - Притху - в др.-инд. миф. первый царь, потомок Ману Сваямбхувы.

ПРИТХИВИ

ПРИТХИВИ - в др.-инд. миф. обожествл. и персониф. земля.

ПРИЧАЩЕНИЕ

ПРИЧАЩЕНИЕ - таинство в христ. религии. Согл. Новому завету, введено Христом (с 1 в. - евхаристия). Первонач. означало трапезу, во время к-рой христиане всем братством поминали смерть Христа, избавившую его от мук и страданий. Примерно до 150 соц. и культурное значение П. были различны. Общинный ужин выражал взаимную заботу о ближнем, а само П., во время к-рого верующие в поминание о распятии вкушали хлеб и вино, явл. составной частью утр. литургии.

ПРИЧЕСКИ

ПРИЧЕСКИ - у греков были популярны длинные, по-видимому, заимствов. на В. прически (пучки на затылке, распущ. и перевязан. на конце, завитушки, двойные заплет. косички и косы, улож. вокруг головы); возможно, они были распростр. и у римлян до 5 в. до н.э. Уже в 6 в. до н.э. среди атлетов, ремесленников, рабов и нек-рых др. соц. групп распростр. короткая стрижка, к-рая в процессе демократизации в 5 в. до н.э. (прежде всего в Афинах) стала популярной (такие прически мы видим и на изображ. богов) и существовала до поздней античности (исключ. составляли германцы). В кач-ве украшений для волос служили диадемы, венки, металлич. кольца и спирали. Стриженые короткие волосы были типич. для римлян времен Республики, однако во времена Империи при Адриане распростр. короткие завивки (по греч. образцу). Жен. прически в целом были сильнее подвержены влиянию моды, но иногда, по свидет. изобразит. иск-ва, они приближались к муж. Шнуровка или подвязыв. пучка, заплетание и скручивание в узел, завязыв. волосяной петли на передней части головы сменились обвязыв. платком, голова закрывалась чепчиком или сеткой.

Прическа в форме дыни появилась в 4 в. до н.э. Офиц., часто изыскан. прически римлянок примерно с нач. н.э. могут быть прослежены до мельчайших подробностей на основании данных нумизматики.

ПРИШНИ

ПРИШНИ - вед. миф. персонаж, жен. божество, имеющее облик коровы; собственно - божеств. небесная корова.

ПРОАСТИЙ

ПРОАСТИЙ - термин, обознач.:

1. В Др. Греции и Византии - пригород, предместье.

2. В Византии, согл. источ. 10 в., - зем. владение, обрабатыв. рабами и мистиями (с 11 в. преим. феод.-зависимыми людьми).

ПРОБ

ПРОБ - Марк Аврелий (232 - 282) - рим. император (276 - 282) иллирийск. происхожд. Прославился как полководец при имп. Валериане, Клавдии II Готском, Аврелиане и Таците, после смерти к-рого был провозгл. войском императором. Правил в согласии с сенатом. Упрочил власть Рима в Галлии и по всей рейнской границе, оттеснив в 277 вторгнувш. в Галлию франков, алеманнов и др. племена; удачно воевал в Африке с блеммиями и маврами. Его меры по укрепл. дисциплины в армии вызвали восстание солдат, во время к-рого П. был убит.

ПРОБКА

ПРОБКА - вечнозеленый пробковый дуб произрастает по всему Средиземноморью; каждые десять лет можно снимать слой коры в 4 - 8 см, нарастающий за это время. Из П. греки и римляне делали поплавки для якорей и сетей, подошву для жен. зимней обуви, переносные ульи, затычки для сосудов, содержимое к-рых не было предназнач. для длител. хранения.

ПРОВАНС

ПРОВАНС - ист. местность в Средиземноморье на Ю. Франции между ниж. теч. Роны и Вост. Альпами. Назв. «П.» восходит к лат. «провинция». Так римляне называли основан. ими в 125 - 118 до н.э. пров. Нарбоннская Галлия, древнейшую трансальпийскую пров. на Ю. страны между Пиренеями и Альпами, в отличие от еще не завоев. ими частей Галлии. Совр. П. получил это назв. в эпоху переселения народов, когда в сер. 5 в. н.э. Зап. Рим. империя владела только этой частью древ. пров.

ПРОВИНЦИИ РИМСКИЕ

ПРОВИНЦИИ РИМСКИЕ - терр., завоев. Др. Римом, вне Апеннинского п-ва и управлявш. рим. наместниками. Ко 2 в. н.э. в состав П. р. входили: Сицилия (первая П. р.; захвачена в 241 до н.э.; превращена в провинцию в 227 до н.э.), Сардиния и Корсика, Испания, Галлия, Британия, Норик, Иллирик, Мезия, Дакия, Азия, Вифиния и Понт, Сирия, Аравия, Месопотамия, Египет, Африка, Нумидия, Мавретания и др. Наместники П. р. (до 27 н.э.) назнач. сенатом из числа преторов. Часто в П. р. посылались бывшие консулы и преторы (т.н. проконсулы и пропреторы). По отношению к местному населению власть наместников была неогранич. В 27 до н.э. П. р. были разделены на императ. (подвластные только императору) и сенатские (оставш. в ведении сената).

ПРОВОКАЦИЯ

ПРОВОКАЦИЯ - в Рим. республике право апелляции к народу гражданина, осужд. консулом или претором. В императ. время император был наивысшей инстанцией для аппеляции. Совр. понятию «П.» предшествов. изменен. его значение.

ПРОВОЛОКА

ПРОВОЛОКА - в культурах позднебронз. периода П. изготовляли, наливая расплавл. металл в глиняную форму дл. 4 - 5 м, снабж. прорезью диаметром 3 - 5 мм. Литую П. греки использовали еще в 4 в. до н.э., ее обрабатывали затем молотком и пилой. Короткие кусочки П. могли растягиваться из листовых полосок с помощью молотка. При нагревании на слабом огне золотые и серебр. П. вытягивались до диаметра 1,5 - 2 мм.

Волочильные доски для изготовл. золотой П. были известны в Персии приблизит. с 525 до н.э. Греки заимств. их метод лишь в 300 до н.э. Железная П. применялась редко, т.к. она быстро ржавела. Бронзовая П. использовалась для изготовл. сит и решет. Римляне применяли П. из благород. металлов значит. реже, чем греки и этруски. В древности изготовл. П. не отделялось от ее обработки.

ПРОДИК

ПРОДИК - младший современник Протагора, софист и языковед (основатель синонимики) в Афинах; был знаменит ист.-религ. тезисом: все, что полезно людям: Солнце, реки, источ. - причисляется ими к божест-вам. П. в составе своего соч., назв. «Часы», среди прочего привел переданный Ксенофонтом знаменитый миф. рассказ «Геракл на распутье», в к-ром он предоставил Гераклу возможность избрать тернистый путь добродетели вместо легкой дороги радости и порока.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ ВОЙСК

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ ВОЙСК - в армии спартанцев гоплиты были обязаны обеспеч. себя продовольствием сами. Каждый гоплит имел при себе носильщика, к-рый нес провиант. В армии афинян воину возмещались расходы за добытое для самого себя продовольствие. В дальних походах армию сопровождал обоз с провиантом. В эпоху эллинизма наемные солдаты получали наряду с жалованьем и продовольствие. Рим. солдат получал порцию пшеницы (примерно 852 г ежедневно), сало, соль, иногда мясо и овощи, в лагере он мог дополнит. купить себе сыр, вино и т.п. или пополнить свои запасы за счет добычи.

ПРОЗЕРПИНА

ПРОЗЕРПИНА - лат. форма имени греч. богини подзем. царства и плодородия Персефоны; римляне офиц. ввели ее культ с 249 до н.э.

ПРОКЛ

ПРОКЛ (410 - 485) - греч. философ-идеалист, видный представитель позднего неоплатонизма, нек-рое время был главой Афинской школы неоплатоников. Прозван Диадохом, т.е. преемником (в рук-ве афинской школой). Автор многочисл. соч. по философии и математике, из к-рых часть дошла до нашего времени («Элементы теологии», «Относительно теологии Платона», комментарии к диалогам Платона «Государство», «Парменид», «Первый Алкивиад», «Кратил», комментарий к «Началам» Эвклида и др.).

ПРОКЛЯТЬЯ

ПРОКЛЯТЬЯ - заклинания, основан. на уверенности в магич. силе слова. Посредством П. насылали заговоры на преступника, заслуживавш. наказания, или на не исполнивш. договор, призывали богов в кач-ве мстителей. П. в античности практиковались очень часто, причем в большинстве случаев речь шла о колдовстве с целью причинения вреда. С 5 в. до н.э. наряду с простонар. бранью возникли П. с призывами к подзем. богам. Эти П. записывались на свинцовых пластинках, что отчасти связано с буквенной магией. П. на таких досках зарывались в землю для подзем. богов. Согл. суеверным представл., П. могли быть обезврежены.

ПРОКНА

ПРОКНА - в греч. миф. дочь афинск. царя Пандиона, выданная им замуж за фракийск. царя Терея. Терей влюбился в сестру П. Филомелу. Уверив Филомелу в смерти П. (скрытой им в глуши), он женился на Филомеле, но затем отрезал ей язык и заточил ее. Филомела выткала на пеплосе письмо к П., и та разыскала сестру, убила своего сына Итиса от Терея и его мясом накормила Терея, бежав вместе с сестрой. Узнавший истину Терей бросился преследовать сестер, но они взмолились к богам, и те превратили их в птиц: П. в соловья, Филомелу в ласточку, а Терея в удода.

ПРОКОНСУЛ

ПРОКОНСУЛ - в Др. Риме должность, должностное лицо, первонач. выполнявшее воен. поручения вне Рима, а с образованием провинций осуществлявшее высшую юридич., адм. и воен. власть в провинциях (с 27 до н.э. П. управляли в осн. сенатскими провинциями). Должность П. была введена в 327 до н.э. П. назнач. сенатом из числа бывших консулов, а с кон. 3 в. до н.э. - преторов и изредка даже лиц, не занимавших эти должности. Полномочия П. давались обычно на год, иногда продлевались.

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок. 500 - после 562) - визант. историк. Советник и приверженец полководца Велизария, П. К. участвовал в походах против персов, вандалов и отсготов. В официозных соч. («Войны» в 8 кн., завершено в 553, «О постройках», 553 - 555) П. К. прославлял имп. Юстиниана; вместе с тем написал памфлет против Юстиниана и Феодоры («Тайная история», ок. 550), критикуя их политику с позиций старой сенаторской знати. Соч. П. К. - прекрасный образец поздеантич. прозы, важнейший источ. по внутр. и внешнеполитич. истории Византии 6 в. и ранней истории славян.

ПРОКРИДА

ПРОКРИДА - в греч. миф. дочь Эрехфея, убитая по ошибке своим мужем Кефалом.

ПРОКРУСТ

ПРОКРУСТ - в греч. миф. знаменитый разбойник (известен также под им. Дамаста и Полипемона), подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он изготовил два ложа: на большом ложе укладывал небольших ростом путников и бил их молотком, чтобы растянуть тела, на маленькое - высоких ростом и отпиливал те части тела, к-рые там не помещались. П. был убит вблизи реки Кефис Тесеем, когда тот, устанавливая порядок в Аттике, очистил ее от чудовищ и преступников.

Предыдущая страница Следующая страница