Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕС"-"ГОП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕС"-"ГОП")

ГЕСПЕРИЯ

ГЕСПЕРИЯ - назв. Испании у древнейших греков.

ГЕСТИЯ

ГЕСТИЯ - в греч. миф. богиня домаш. очага, старшая дочь Кроноса и Реи. Покровит. неугасим. огня - начала, объед. мир богов, человеч. общество и каждую семью. Целомудр., безбрачная, пребывает в полном покое на Олимпе, символизируя незыбл. космос. В Риме Г. соотв. Веста, ей был посвящен спец. вечный огонь - символ гос. устойчивости и надежности.

ГЕТАЙРЫ

ГЕТАЙРЫ - у Гомера - ближайшие друзья и свита вождей; у македонян - советники и сопровождающие царя, также знать, служащая в тяжеловооруж. коннице. Вместе с служивш. в пехотных фалангах, Г. составл. войск. собрание как политич. представительство.

ГЕТЕРИИ

ГЕТЕРИИ - тайные политич. союзы в Др. Греции. Были созданы для взаим. поддержки на выборах, защиты своих членов в суде, культового общения. Конеч. цель Г. видели в захвате политич. власти. Составлялись олигархич. и демократич. Г. Одним из организаторов олигархич. Г. был Фукидид (сын Мелесия). Г. сыграли решающую роль в олигархич. переворотах 411 и 404 до н.э. в Афинах. Их деятельно поддерживал спарт. полководец Лисандр, видевший в Г. опору господства Спарты над Грецией. Г. послужили началом организации партий демократов и олигархов.

ГЕТЕРЫ

ГЕТЕРЫ - женщины различ. соц. рангов, ведущие свободный, независ. образ жизни. Известные Г. были, как правило, хорошо образованы, знали музыку, философию, лит-ру и т.д., играли замет. роль в обществе. К знаменитейшим Г. причисл. Аспазию, подругу, а позднее жену Перикла, Фрину, подругу Праксителя, Гликерию, возлюбл. Менандра. Образцы Г. воплощались в скульптуре (напр., «Аспазия») и рельефе (напр., «Алкивиад у гетер»), в настен. живописи и керамике (напр., на вазах кон. 6 и 5 вв. до н.э. - сцены легкомысл. содерж.). Г. новоаттич. и рим. комедии (напр., «Сплетни гетер» Лукиана, «Письма гетер» Алкифрона) различ. по уровню образования и соц. статусу.

ГЕТЫ

ГЕТЫ - фракийский племен. союз, живший в ниж. теч. Дуная; был побежден Дарием во время его скифск. похода в 513 до н.э. Получ. тогда сведения о кочевом народе этого союза, его представл. о загроб. мире и культе Замолксиса привлекли внимание греков и Овидия, место ссылки к-рого находилось неподалеку от этих мест. Г. попадали в зависимость от скифов, македонцев, галатов, в 1 в. до н.э. входили в Дакское госуд. Буребисты, позднее - в состав Рим. империи (племена, жившие южнее Дуная, - с 46 н.э., жившие севернее Дуная - со 107).

ГЕФЕСТ

ГЕФЕСТ - в греч. миф. бог огня и кузнеч. дела. Олимпийское божество малоазийск. происхожд., вместившее в себя древнейшие черты огнен. стихии. Г. выступает как фетиш пламени или как повелитель огня. Его происхожд. трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рожд. ею в отместку Зевсу. Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаич. стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом. На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служеб. роли, что также указыв. на его негреч. происхожд.

ГЕШТИНАННА

ГЕШТИНАННА - в шумер. миф. богиня. Возможно, идентична с Амагештин (букв. «матушка виноградная лоза»), богиней из Лагаша, известной с кон. 24 в. до н.э.

ГЕЯ

ГЕЯ - в греч. миф. мать-земля. Г. род. вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо и взявшая его в супруги. Вместе с Ураном Г. породила шесть титанов и шесть титанид, среди к-рых Кронос и Рея, родители Зевса. Ее порожд. также Понт-море, горы, трое киклопов и трое сторуких. Отожд. с Фемидой и имела свое древ. прорицалище в Дельфах, к-рое потом стало прорицалищем Аполлона. Образ Г. частично воплотился в Деметре, с ее благодетел. для человека функциями, в богине-матери с ее неиссяк. плодородием, в Кибеле с ее оргиастич. культом.

ГИАДЫ

ГИАДЫ - в греч. миф. нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид. Число колебл. от двух до семи.

ГИАКИНФ

ГИАКИНФ - Гиацинт - в греч. миф. сын спарт. царя Амикла (эпонима г. Амиклы) и правнук Зевса. Он был любимцем Аполлона, к-рый нечаянно убил его, попав в Г. во время метания диска. Из крови Г. выросли цветы-гиацинты, как бы обагрен. кровью, на их лепестках вырисовыв. восклицание «ай, ай» - предсмерт. стон прекрасн. юноши. Г. - древ. растит. божество умирающей и воскресающей природы догреч. происхожд. Культ Г. в Амиклах был вытеснен культом Аполлона, и праздник гиакинфии стал отмечаться как праздник Аполлона. На знаменитом троне Аполлона из Амикл изображ. шествие Г. на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающ. на троне, представляло собой жертвенник, в к-ром был похоронен Г. Во время праздника гиакинфий в этот жертвенник проникали через медную дверь и там приносили жертвы Г. еще до жертвоприношений Аполлону.

ГИБЕРНИЯ

ГИБЕРНИЯ - антич. наимен. Ирландии. Счит., что Г. расположена к С. от Британии или между ней и Испанией. Из Г., сохранившей независ. от Рима, кельты, известные под назв. скоттов, начиная с 4 в. проникали в Каледонию, к-рая стала назыв. Шотландией. В 5 в. нач. христианизация Г. (св. Патрик). Монастыри Г., к-рая не была затронута переселением народов вплоть до времени норманнов (9 в.), имели огромное знач. для сохран. лат. лит-ры.

ГИБИЛ

ГИБИЛ - Гирра, Гирру - в шумер. и аккад. миф. бог огня. Впервые имя встреч. в списках богов из Фары (26 в. до н.э.). Г. - носитель света и очищения и в то же время - причина гибели и разрушения. Отец Г. - бог Энки, и как его сын Г. - помощник в заклинаниях и разрушитель колдовства.

ГИБРИС

ГИБРИС - по греч. представл. дерзкое высокомерие людей, при к-ром они в ослеплении (Ата) переходят установл. богами рамки и караются за это Немесидой. Г. играл в греч. сказаниях (напр., о Тантале), трагедиях и мировозрении, особенно до 5 в., значит. роль (быстрая смена счастья падением у тиранов). Чрезмер. уверенность в своей удачливости в антич. времена также включ. в понятие Г.

ГИГАНТЫ

ГИГАНТЫ - в греч. миф. сыновья Геи, к-рые появ. на свет из крови оскоплен. Урана, впитавш. в землю-мать. Очевидно догреч. происхожд. Г. Подробно история рожд. Г. и их гибели рассказана Аполлодором. Г. внушали ужас своим видом - густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они род. на Флегрейских полях («пожарища») на п-ове Паллена (в Халкидике, Сев. Греция); там же потом произошла битва олимпийских богов с Г. - гигантомахия. Г., в отличие от титанов, смертны. Аполлодор упомин. имена 13 Г., к-рых вообще насчит. до 150. Геракл сразил Алкионея, набиравш. силы от земли; Зевс - Порфириона, Аполлон - Эфиальта, Дионис - Эврита, Геката - Клития, Гефест - Миманта, Афина обрушила на Энкелада о-в Сицилия, содрала кожу еще с живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес - Ипполита, Артемида - Гратиона, мойры - Агрия и Тоона. Остальных поразил перунами Зевс. Геракл добивал Г. своими стрелами.

ГИГИЕЯ

ГИГИЕЯ - в греч. миф. персонифик. здоровья, дочь Асклепия.

ГИГИН

ГИГИН - Г. Юлий (ум. ок. 10 н.э.) - лат. ученый и писатель, вольноотпущенник имп. Августа. Происходил, по-видимому, из Испании. Август назначил Г. главой Палатинской б-ки. Г. был необыч. добросовест. ученым. Писал в подраж. Варрону труды по с. х-ву, философии, географии, о древностях и религии. Из его произв. ничего не сохран. Под именем Г. дошли из 2 в. до наших дней труд о легендах, связан. со звездами, и справочник по мифам, использов. как школьный учебник.

ГИДАСП

ГИДАСП - др.-греч. наимен. р. Джелама (Битаста, Бехата), одного из левых притоков Ср. Инда в Индии. На левом берегу Г. в 326 до н.э. Александр Македонский разбил войска инд. царя Пора.

ГИДЖРА

ГИДЖРА - мусульм. летоисчисл. (правильнее - хиджра).

ГИДРА

ГИДРА - в греч. миф. чудовищная змея с 9 головами, к-рая жила в Лернейском болоте в Арголиде. Г. счит. непобедимой; на месте отрубл. головы у нее вырастало две новых, и одна из голов была бессмертна. Уничтож. Г. было одним из 12 подвигов Геракла.

ГИДРИЯ

ГИДРИЯ - сосуд для воды, широко распростр. в Др. Греции. По форме Г. представл. собой сосуд с довольно узким горлом, яйцевидным, расши-ряющ. кверху, корпусом и тремя ручками. За две ручки, располож. горизонтально по бокам сосуда, поднимали наполн. Г. и поддерживали ее при ношении. Третья, вертикальная, ручка соед. венчик Г. с корпусом и служила для наклона Г. при выливании жидкости и для носки пустого сосуда. Мн. Г. были покрыты худож. росписью.

ГИДРОТЕХНИКА

ГИДРОТЕХНИКА - о знач. антич. Г. свидет. сохранивш. спец. соч. (Фронтин и др.). Водоснабжение осуществл. при помощи акведуков и трубопроводов; нек-рые из них, напр., на Самосе, проходили через туннели. Стр-во туннеля на Самосе, начатое ок. 535 до н.э. Эвпалином Мегарским одно-временно с двух сторон, достигло цели только после исправл. небольшой ошибки в измерениях, не позволявшей встретиться продвигавш. навстречу друг другу рабочим. Применявш. в водопроводах водонапорные устройства состояли из вставлявш. друг в друга конич. глиняных труб, причем высота вод. столба достигла в Пергаме 160 м, что соотв. давлению в 16 атм. Римляне в 134 до н.э. довели в Алатри разницу уровней воды до 101 м. Подобные системы использов. для приведения в действие фонтанов и нимфеев (роскошные и сложно устроенные фонтаны в Риме императорск. времени), оснащ. каскадами. Для отвода воды строи-лись отводные каналы; часто использовалась испытан. тысячелетиями в с. х-ве система отводных рвов и запруд.

Древнейший известный нам технич. чертеж водопровод. сети был сделан в Файюме во время нахождения там на должности гл. инженера Клеона, т.е. до 253 до н.э. Между людьми, бравш. воду из одного и того же оросит. канала, нередко возникали споры и сопернич. В антич. время применялись, в частн. для удаления воды из трюмов кораблей, подъемники непрерывн. действия. Основными приспособл. для поднятия воды были черпал. колеса и архимедов винт, служившие как для орошения, так и для снабжения питье-вой водой. В городах потенциал. энергия поднятой над уровнем земли воды употребл. для смывания фекалий, грязи из скотобоен, из сукновал. мастерских и прочих ремесл. отходов. В горнорудном деле для гравитац. обогащения полезных ископаемых строились многочисл. сооруж., самые крупные из к-рых применялись для гидравлич. обработки золотосодерж. породы на золотоносных копях Испании. Первонач. римляне заимств. Г. у греков и этрусков, но вскоре превзошли своих учителей, приступив к крупномаштабн. стр-ву акведуков. В нач. н.э. римлянам удалось осуществить принцип поднимания воды водой: было изобретено большое водяное колесо с закрепл. на нем лопастями, сила удара текущей воды о к-рые создавала настолько значит. крутящий момент, что колесо легко поднимало воду в установл. на нем черпаках. Кроме того, римляне сконструир. привод вод. колеса, использовавш. в водяных мельницах. Мощность такого привода, установл. в Венафре, составл. приблизит. 150 кг зерна в час (2 раба, обслуживавшие ручную мельницу, обрабат. 7 кг зерна в час).

Каскад из 32 мельнич. устройств близ Барбегаля недалеко от Арля (Галлия) обрабатывал приблизит. 28 т зерна в сутки. В 4 в. н.э. на р. Мозель были установлены камнерезные пилы, снабж. устройством для преобразования вращат. движения водяного колеса в поступат. движение лезвия пилы. Наливавш. в небольшие резервуары вода использов. в приводах часов и автоматов.

ГИЕМПСАЛ

ГИЕМПСАЛ - внук Масиниссы, сын нумидийск. царя Миципсы. Оспаривал отцовское наследство у братьев Адгербала и Югурты. Во время конфликта по поводу раздела наследства в 117 до н.э. был убит последним.

ГИЕРАПОЛЬ

ГИЕРАПОЛЬ - Гиерополь, Иераполь - назв. мн. городов в Европе и Зап. Азии в древности. Важнейш. были:

1. Г. в Сирии, один из древнейших городов Киррестики (сев.-зап. обл. Сирии), поблизости от Евфрата; местное древ. назв. - Бамбика-Мабог (совр. Менбидж); стоял на гл. дороге из Антиохии в Вавилонию и дальше на Дал. Восток. В эллинист. период - богатый торг. и важный религ. центр. В Г. находился свящ. храм и святилище бога Адада; сокровища храма ограбил Красс перед походом на парфян (53 до н.э.). В 494 город был сильно разрушен землетрясе-нием, в 8 в. восстановлен Харун-ар-Рашидом.

2. Г. во Фригии (совр. Тамбук-Калеси), первонач. - воен. поселение и крепость; возможно, осн. пергамским царем Эвменом ок. 190 до н.э. В период эллинизма и Рим. империи - центр текстил., в частн. льянного, произ-ва. В 130 включен в рим. провинцию Азия; наибольшую роль играл в 3 в. н.э.

ГИЕРОН

ГИЕРОН - в Сицилии:

1. Г. I - тиран (478 - 467 до н.э.) г. Сиракуз. Разгромив в 474 до н.э. этрусский флот у г. Кум, подчинил ряд городов Великой Греции (Мессану, Регий и др.). При Г. Сицилийская держава достигла расцвета.

2. Г. II - тиран (ок. 268 - 215 до н.э.) г. Сиракуз. Вел успеш. борьбу с мамертинцами, после победы над к-рыми (265) был объявлен царем. В нач. 1-й Пунич. войны поддерживал карфагенян, но вскоре после осады Римом Мессаны и Сиракуз в 264 заключил мирный договор с Римом (263), обеспечив этим независ. Сиракуз. Во 2-й Пунической войне участв. на стороне Рима.

ГИЕРОФАНТ

ГИЕРОФАНТ - высший жрец при Элевсинских мисте-риях, происходил из рода Эвмолпидов. Г. торжеств. открывали элевсинские мистерии и провозгл. свящ. откровения. В Афинах Г. пользов. привилегиями.

ГИЗА

ГИЗА - др.-егип. некрополь на поле пирамид близ г. Гиза (к З. от Каира). Содержит погреб. знатных египтян времени II - VI династий. 5 кладбищ некрополя имеют св. 7 тыс. могил.

ГИКСОСЫ

ГИКСОСЫ - группа азиат. племен, вторгш. ок. 1700 до н.э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших страну. Слово «Г.» - егип.: обозначение сначала чужезем. царей («правитель пастухов»), а затем всей этой группы племен. Подлинное наименов. Г. неизв.; состав Г. был весьма пестрым, судя по наличию у них как семитич., так и хурритских имен. Г. поселились в Ниж. Египте, где основали свою столицу - Аварис. Наибольш. могущества достигли при царе Хиане (17 в. до н.э.). Г. впервые ввели в Египте коневодство и колесный транспорт. Они упростили егип. письменность, создав чисто алфавит. письмо. В нач. 16 в. началось освободит. движение египтян против Г., возглавл. правителем Фив - Секененра. Борьбу завершил фараон Яхмос I (1584 - 1559), захвативший Аварис. Остатки Г. отступ. в Палестину и о дальнейшей их судьбе никаких упомин. нет.

ГИЛАРИТАС

ГИЛАРИТАС - рим. персониф. веселости. В дополн. к надписи на рим. монетах со времени правл. Адриана (117 - 138) встреч. жен. фигура, часто окружен. детьми, с атрибутами: пальмовой ветвью и скипетром, рогом изобилия, чашей или якорем.

ГИЛАС

ГИЛАС - в греч. легендах любимец Геракла, взявш. его с собой в путешествие аргонавтов. Когда Г. при остановке в Киосе в Вифинии пошел по воду, его похитили нимфы источ. Из-за поисков Г. Геракл опоздал к отплытию корабля аргонавтов. Г. предположит. был первонач. богом растительности.

ГИЛЕ

ГИЛЕ - у Аристотеля формирующ. по мере возможности, но еще не сформировавш. первич. вещество.

ГИЛЛ

ГИЛЛ - в греч. миф. сын Геракла и Деяниры. Умирая, Геракл обручил Г. с дочерью эхалийск. царя Иолой. Г. стал предводителем Гераклидов (многочисл. потомков Геракла), когда они вторгл. на Пелопоннес, чтобы вернуть царство отца. Спустя три года во время нового похода Гераклидов в Пелопоннес Г. погиб в поединке с аркадским царем.

ГИЛЬГАМЕШ

ГИЛЬГАМЕШ - шум. и аккад. мифоэпич. герой, был пятым правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлен; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встреч. уже в текстах из Фары (26 в. до н.э.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как миф. личность; продолжит. его правл. 126 лет, отец Г. - демон (лила). В эпич. текстах Г. - сын урукск. правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, ист. Г. был сыном правителя и жрицы, представл. богиню в обряде свящ. брака). Со 2-го тыс. до н.э. Г. стал счит. судьей в загроб. мире, защитником людей от демонов. В офиц. культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частн. Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род). Г. - наиболее популяр. герой из числа героев урукск. круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохран. пять шумерских эпич. песен о Г.

ГИЛЬДИИ

ГИЛЬДИИ - в широком смысле слова различ. ассоциации (религ., политич. и т.п.) периода раннего средневековья (5 - 10 вв.) в Зап. Европе; в более узком смысле - объед. купцов.

ГИМАТИЙ

ГИМАТИЙ - верхняя одежда в форме плаща для мужчин и женщин, изготовл. из шерсти или льняной ткани. Часто была окрашена и украшена вышивкой. У мужчин застегив. под правой рукой. Г. в грекоязыч. обл. Рим. империи назыв. также рим. тога.

ГИМЕНЕЙ

ГИМЕНЕЙ - в Др. Греции первонач. божество земледельч. культа, впослед. - божество бракосоч. Культ Г. был широко распростр. и у римлян. В антич. иск-ве изображ. в виде стройн. юноши с крыльями, с факелом и свадебной фатой в руках. Г. у древ. греков назыв. также свадебная хоровая песня.

ГИМЕРА

ГИМЕРА - греч. колония на сев. побережье Сицилии. Основана жителями Занклы (Мессаны) в 648 до н.э. Место победоносной битвы сицилийских греков с карфегенянами в 480 до н.э. Уроженцем Г. был лирич. поэт Стесихор. В 408 до н.э. Г. была полностью разруш. карфагенянами.

ГИМЕРИЙ

ГИМЕРИЙ (род. в 310 в Прусе, Вифиния) - греч. оратор, представитель т.н. второй софистики, учитель риторики в Афинах (его учениками были Григорий Назианзин и Василий). В 362 был приглашен имп. Юлианом в Антиохию. Из речей Г. целиком сохран. 24, др. известны по выпискам Фотия. В этих речах, далеких от всего политич. актуального, обсуждались темы прошлого, искусств. возрождался др.-греч. поэтич. яз.

ГИМЕТТ

ГИМЕТТ - равнина, располож. от Афин до примыкающ. с Ю.-В. горного выступа (мак. высота 1000 м). В древности была покрыта лесом и знаменита своим медом, каменоломнями мрамора (белого и голубого).

ГИМН

ГИМН - торжеств. песня. Г. - жанр музыки, истоками уходящий в глуб. древность. Первонач. Г. предназнач. для прославл. богов и героев. Древнейшие, дошедшие до нас тексты Г. - молитвен. песнопений лирич. хар-ра - были сложены в Египте и Месопотамии. Большое развитие Г. получ. в Др. Греции, где хвалеб. песни в честь к.-л. божества исполн. хором, стоя, под аккомпанемент кифары. Сохран. тексты 33 т.н. гомеровских Г. и напевы 2 дельфийских гимнов Аполлону Пифийскому. С утвержд. христианства получ. развитие религ. Г. в Сирии (Ефрем Сирин, 4 в., и др.), Византии (Роман Сладкопевец, 6 в., Иоанн Дамаскин, 7 - 8 вв., и др.), Киевской Руси (празднич. хвалебные Г. - кондаки), в зап.-европ. странах (католич. Г. - хоралы).

ГИМНАСИЙ

ГИМНАСИЙ - в др.-греч. городах учеб. заведение для детей полноправных граждан (в возр. от 16 до 18 лет), содержавш. на гос. и обществ. счет. Учителей для Г. спец. подбирали и платили им жалованье. Ученики Г. совершенств. в физич. упражнениях и завершали обуч. наукам и иск-вам, начатое в школах для младш. возраста. В эллинист. время в Г. учились гл. обр. дети богатых родителей. В Египте, напр., им в первую очередь была обеспечена служеб. карьера. Во главе Г. находился избираемый на определ. срок из богатых граждан гимнасиарх. В порядке литургии он должен был давать дополнит. средства на содерж. Г. Одноврем. он был почетным главой всей корпорации граждан, окончивших Г. Для взрослых Г. был местом вроде клуба, где приятно проводили время, обменив. новостями, слушали выступл. популярных философов и т.д.

ГИМНОСОФИСТЫ

ГИМНОСОФИСТЫ - со времен Ксенофонта и Геродота, а также Мегасфена назв. инд. касты брахманов, аскетич. образ жизни к-рых служил в эллин. Греции критерием моральн. образца.

ГИНДИБУ

ГИНДИБУ - вождь одного из араб. племен, кочевавш. в 9 в. до н.э. в Сирийской пустыне, по соседству с Аммоном. В 853 до н.э. участв. в битве при Каркаре на стороне Бен-Адада II, царя Дамаска, против ассириян. Сообщение об этом событии в летописи ассир. царя Салманасара III (т.н. надписи на монолите из Керха) явл. первым упомин. об арабах во всемирной истории

ГИНЕКЕЙ

ГИНЕКЕЙ - 1. Жен. покои, занимавшие заднюю часть дома в Др. Греции. Состояли из спальни, помещений для дочерей, рабынь.

2. Гос. или частная (преим. ткацкая) мастерская в поздней Рим. империи и Византии; особенно известны Г. Константинополя, изготовл. парчу.

ГИНУНГАГАП

ГИНУНГАГАП - в сканд. миф. первич. хаос, мировая бездна, в к-рой возникло первосущество Имир.

ГИПАНИС

ГИПАНИС - назв. р. Юж. Буг в антич. письм. памятниках (Геродот, Страбон и др.). Тем же именем древ. писатели назыв. р. Кубань. Обе реки явл. важными путями греко-скифской торговли.

ГИПАСПИСТЫ

ГИПАСПИСТЫ - пехот. части в армии Александра Македонского. Служили связующим звеном между флангами тяжеловооруж. гоплитов и конницы. Кроме того, в войске Александра имелись юные Г. - пажи из благород. макед. фамилий, род гвардейск. подразделения.

ГИПАТИЯ

ГИПАТИЯ (Ипатия) из Александрии (370 - 415) - Женщина-философ, математик и астроном, дочь математика Теона, последоват. неоплатоновской философской школы Ямвлиха, преподавала в Александрийском музее. Г. принадлежат труды по толкованию произв. Платона, Аристотеля и др. греч. философов, а также соч. по математике и астрономии, комментарии к Аполлонию (по теории конеч. сечений) и к Диофанту (по алгебре). Соч. Г., перечень к-рых приводится в визант. словаре Свиды (10 в.), до нас не дошли. Ученость и красноречие Г., принимавшей участие в обществ. делах города, снискали ей популярность в александрийском обществе. Г. пала жертвой религ. фа-натизма христиан: по наущению епископа Кирилла она была растерзана толпой.

ГИПЕРБОЛ

ГИПЕРБОЛ - политик-демократ в Афинах во время Пелопоннесской войны; после смерти Клеона в 422 до н.э. - вождь демоса и в кач-ве такого стал гл. мишенью комедии. В 411 до н.э. был убит на о. Самос олигархами.

ГИПЕРБОРЕИ

ГИПЕРБОРЕИ - в греч. миф. народ, живущий на крайнем С., «за Бореем» и особенно любимый Аполлоном. В некую идеал. страну Г. время от времени отправл. Аполлон на колеснице, запряж. лебедями, чтобы в уроч. время летней жары возврат. в Дельфы. Вместе с эфиопами, феаками, лотофагами Г. относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же как Аполлон, Г. художеств. одарены. Блажен. жизнь сопровожд. у Г. песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благовейные молитвы хар-рны для этого народа - жрецов и слуг Аполлона. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Арестей, обучавшие греков, счит. выходцами из страны Г.

ГИПЕРИД

ГИПЕРИД (390 - 322 до н.э.) - др.-греч. оратор и политич. деятель. Вместе с Демосфеном выступал против захватнич. политики макед. царей Филиппа и Александра. Как один из руковод. восстания (323) против макед. владычества, Г. был казнен. Из 77 речей Г. сохран. 6. Особенно славилось его «Надгробное слово» в память воинов, павших в бою за независ. при Ламии в 322.

ГИПЕРИОН

ГИПЕРИОН - в греч. миф. титан, сын Геи и Урана, супруг своей сестры Тейи, отец Гелиоса, Селены, Эос. Г. - «сияющий» бог, букв. «идущий наверху», т.е. по небу, и потому отожд. с Гелиосом - нередко у Гомера, в эллин.-рим. миф. - постоянно; сыновья Гелиоса имен. Гиперионидами.

ГИПЕРМНЕСТРА

ГИПЕРМНЕСТРА - в греч. миф. одна из Данаид (дочерей Даная). Она единств. ослушалась отца и не убила в брачную ночь своего мужа Линкея. За это Данай заключил Г. в темницу, но затем признал брак дочери. Сыном Г. и Линкея был Абант - царь Аргоса.

ГИПНОС

ГИПНОС - в греч. миф. персониф. сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти, богинь судьбы, мойр, Немесиды - богини мести. Г. спокоен, тих и благосклонен к людям в противополож. беспощад. Смерти. У Гомера Г. обитает на о-ве Лемнос. Овидий в «Метаморфозах» описыв. пещеру в Киммерийской земле, место обитания Г., где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения; Г. покоится в пещере на прекрасном ложе.

ГИПОРХЕМА

ГИПОРХЕМА - танцевал. песнь для хора в сопровожд. струнных инструментов, а также флейты, первонач. воен. танец на о. Крит. Благодаря Талету из Гортины (после 665 до н.э.) он распростр. в Спарте. Г. - один из элементов творч. Пиндара и Вакхилида.

ГИППАРХ

ГИППАРХ - 1. Сын тирана Писистрата из Афин, младший брат Гиппия, счит. покровителем иск-ва и наук, пригласил в Афины Анакреонта и др. поэтов. Был убит в 514 до н.э. Гармодием и Аристогитоном.

2. Г. из Некеи (190 - 125 до н.э.), один из выдающ. астрономов античности. Уделил осн. внимание интенсив. наблюдениям, заимствовав при этом мн. материалы вавилонских астрономов. Он рассчитал аномалии солнеч. движения и объяснил их тем, что Солнце проходит эксцентрич. путь вокруг Земли, определил с большой точностью расст. от Земли до Луны и неточно - расст. от Земли до Солнца. Наблюд. новой звезды (134 до н.э.) побудило его к созданию звездн. католога, к-рый был использован впослед. Птолемеем. Путем сравнений найден. им точек расположения звезд с теми, к-рые были обознач. в древ. каталогах, Г. открыл процессию равноденствия. Он вычислил движение узлов и апсид лунной траектории, ввел тригонометрию в астрономию и изобрел новые инструменты.

3. титул командующ. макед. конницей; в Афинах и др. греч. полисах - магистраты, уполномоч. командовать кавалерией.

ГИППАРХИЯ

ГИППАРХИЯ - конное подраздел. в макед. войске, позднее в эллинистич. армиях.

ГИППИЙ

ГИППИЙ - 1. Сын и наследник тиранич. власти Писист-рата в Афинах в 528 - 510 до н.э. Сначала он продолжил умерен. политику своего отца, но после того, как был убит правивший вместе с ним брат Гиппарх (514), перешел к политике насилия. Под давлением Алкмеонидов спартанцы изгнали его в 510. Оказавшись вместе с братьями и сыновьями в опале, Г. покинул Грецию и отправился к перс. царю Дарию I.

2. Г. из Элиды (ок. 400 до н.э.), прославл. греч. софист, отлич. большим красноречием и отлич. памятью, а также математич., астрономич., грамматич., и археологич. знаниями («многознающий» и «всемогущий»). Он составил список олимпийских победителей, к-рый имел большое знач. для греч. хронологии. Законодательство Г. называл тиранич. и противным природе человека. В двух диалогах Платона, назв. именем Г., была высмеяна суетность Г.

ГИППОДАМ

ГИППОДАМ - др.-греч. архитектор-градо-строитель и теоретик архитектуры (5 в. до н.э.). Обобщив опыт перестройки Милета, разруш. в 494 до н.э. персами, Г. выступил в Афинах с пропагандой системы планировки городов, в основе к-рой лежала прямоугол. сетка улиц. Эта планировка получ. условное назв. гипподамовой системы, хотя использов. до и после Г. Практически Г. применил эту систему при перестройке гавани Афин - Пирея, после 446/45 до н.э., и Афинской колонии Фурии, 444/43 до н.э.

ГИППОДАМИЯ

ГИППОДАМИЯ - в греч. миф.:

1. Дочь Эномая, супруга Пелопа. Изгнан. из Микен Пелопом после убийства Хрисиппа, Г. умерла в г. Мидее (Арголида), но впослед. ее прах был перенесен в Олимпию, где она имела святилище.

2. Супруга Пирифоя, из-за к-рой разгорелось сраж. между лапифами и кентаврами.

ГИППОДРОМ

ГИППОДРОМ - у древ. греков и римлян место конных скачек и состязаний в езде на колесницах.

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (ок. 460 - 377 до н.э.) - выдающ. врач Др. Греции, один из основоположн. антич. медицины, оказавший большое влияние на развитие медицины в последующие века. Родился в г. Меропис на о-ве Кос. Отец Г. происходил из рода асклепиадов (врачей), был воспитателем сына и его учителем в обл. медицины. После смерти родителей Г. много путешеств. по разным городам Эллады, Фессалии, М. Азии. Г. принадлежал к категории странств. врачей, т.н. периодевтов, на обязанности к-рых лежало, в частн., лечение бедн. населения. Это дало возможность Г. иметь обширную врачеб. практику, накопить большой опыт, обобщ. им в ряде мед. соч., часть к-рых дошла до нашего времени в т.н. «Гиппократовом сборнике».

ГИППОКРАТ ХИОССКИЙ

ГИППОКРАТ ХИОССКИЙ - греч. геометр 2-й пол. 5 в. до н.э. Г. Х. явл. автором первого систематич. соч. по геометрии (не дошедш. до нас), к-рое, вероятно, охватыв. материал первых 4 кн. «Начал» Эвклида.

ГИППОКРЕНА

ГИППОКРЕНА - Иппокрена - в греч. миф. источ. вдохновения, к-рый возник от удара копыта крылат. коня Пегаса на горе муз Геликоне (отсюда букв. «лошадин. источ.»). Искупавшись в Г. - «фиалково-темном» источ., музы водят хороводы и поют чудесные песни. Павсаний рассказыв., что такой же источ. и того же происхожд. был в г. Трезен, куда явл. Беллерофонт - владелец Пегаса - за невестой. Орест после убийства матери очищался в Г.

ГИППОМЕДОН

ГИППОМЕДОН - Гиппомедон(т) - в греч. миф. брат или племянник Адраста, участник похода семерых против Фив. Антич. авторы подчерк. его огромный рост и физич. силу, к-рые, однако, не спасли Г. от гибели при штурме Фив.

ГИППОНАКТ

ГИППОНАКТ - др.-греч. сатирич. поэт 6 в. до н.э. Преследуемый тираном Афинагором, ставленником персов, Г. переселился в Клазомены и жил в большой бедности. Он писал стихи, высмеивая нек-рых из современников (до нас дошли только незначит. отрывки). Г. известен как новатор, к-рый ввел в поэзию особую форму стиха - «хромой ямб» (холиямб), т.е. ямбич. стих, в к-ром в последней стопе вместо ямба появл. хорей. В языке Г. не мало лидийских слов. Поэзия Г. пользов. успехом в эпоху эллинизма; из Александрии она была занесена в рим. лит-ру.

ГИПС

ГИПС - в Греции с 6 в. до н.э. для штукатур. работ широко применялся строит. Г. Модели из Г. использов. при создании форм, отпечатки к-рых повторялись в твердой после обжига глине и позволяли осуществл. литье. У римлян маски из Г. служили вспомогат. средством при изготовл. портретов умерших. В кач-ве средства защиты от ржавчины использов. смесь Г., свинцовых белил и смолы. Но осн. обл. применения Г. было стр-во (получ. строит. раствора). Г. Применяли также для улучшения кач-ва вина. В 1 в. до н.э. широкое примен. получили большие прозрач. пластины из кристаллич. Г. в кач-ве оконных стекол.

ГИПСИПИЛА

ГИПСИПИЛА - в греч. миф. дочь правителя Лемноса Фоанта, во время царствов. к-рого лемносские женщины отказались почит. Афродиту; в наказание за это богиня наделила их таким дурным запахом, что мужья их оставили.

ГИРИ ДРЕВНИЕ

ГИРИ ДРЕВНИЕ - появ. за неск. тысячелетий до н.э. одноврем. с весами. Найдено значит. число разнообраз. древ. Г. - вавилонских, егип., греч. и рим. Эти Г. имеют четырехугол., овальную, круглую или конусную форму и снабжены надписями или фигурами. Часто Г. придавалась форма фигур или голов свящ. животных, для того чтобы предохр. Г. от намеренной порчи. В храмах хранились образц. «свящ.», или «царские», Г., находивш. под наблюдением жрецов и служившие не только эталонами для торг. Г., но также и основой для денежной системы в стране. В Др. Руси, как и в др. странах, меры веса были связаны с монетными ед.

ГИРКАНИЯ

ГИРКАНИЯ - греч. назв. др.-иран. обл. (др.-перс. Варкана) располож. у юго-вост. части Каспийского м., в басс. рр. Гурган и Атрек.

ГИРЦИЙ

ГИРЦИЙ - соратник и довер. лицо Цезаря, вероятно, руковод. его канцелярии. В 46 до н.э. претор, в 43 - консул. 21.04.43 пал в битве при Мутине. Присоед. к «Галльской войне» Цезаря 8-ю кн.; его авторство «Александрийской войны» оспаривается.

ГИСТАСП

ГИСТАСП - др.-иран. маг, к к-рому в нач. н.э. приписыв., апокалиптич. соч., предвещ. гибель Рима, мира и господство Востока.

ГИСТИЕЙ

ГИСТИЕЙ - тиран из Милета. В 514 до н.э. сражался на стороне персов против скифов, обеспечил переправу через Дунай. В кач-ве вознагражд. за это получил в управл. г. Миркин (Фракия). Проявляя большую самостоят., попал в немилость при Дарии, вместе с Аристагором поднял ионийское восстание. В 493 до н.э. был казнен.

ГИСТРИОН

ГИСТРИОН - актер-профессионал в Др. Риме, исполнитель комед.-бытовых сценок. Г. были певцами, музыкантами, танцорами, фокусниками, акробатами, исполнителями комич. диалогов, а также вожаками дрессиров. животных.

ГИШЕРАМАЙРЕР

ГИШЕРАМАЙРЕР - в армян. миф. персониф. ночной тьмы, злые ведьмы, со дня создания мира со змеями в руках преследующие солнце. Вечером Г. поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой. Г. группами ищут солнце в лесу, в горах, деревнях. Не найдя его, через разруш. мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на В. поднимается солнце. Если бы Г. удалось увидеть солнце, погибли бы все люди, а земля покрылась бы змеями (тьмой).

ГЛАВК

ГЛАВК - в греч. миф.:

1. Сын троянца Антенора, помогал Парису украсть Елену. Во время взятия ахейцами Трои был спасен Одиссем и Менелаем.

2. Сын Гипполоха и внук Беллерофонта, ликиец, один из храбрейших союзников троянцев. Убит Аяксом в битве за тело Патрокла.

3. Сын Сисифа, погиб во время состязаний на колесницах, растерзан. собств. конями.

4. Сын критск. царя Миноса и Пасифаи. Ребенком, гоняясь за мышью, упал в бочку с медом и был найден мертвым. Некий Полиид с помощью целебной травы, бывшей в употребл. у змей, возвратил его к жизни.

5. Мор. божество. От рожд. был смертный, рыбак, сын Антедона (эпонима города в Беотии) или Посейдона и одной из водяных нимф. Съел случайно траву, давшую ему бессмертие и превратившую его в мор. божество с рыбьим хвостом, синими руками и зеленоватой, цвета водорослей бородой. Был наделен пророч. даром, прорицал Менелаю, возвращавш. после взятия Трои, а также явился аргонавтам. Известна его любовь к прекрасной Скилле, превращ. ревнивой Киркой в чудовище.

ГЛАВКА

ГЛАВКА - в греч. миф.:

1. Дочь Нерея и Дориды, одна из нерид.

2. Дочь коринфск. царя, невеста аргонавта Ясона, к-рую погубила ревнивая Медея, подарив ей пеплос (одеяние), пропит. ядом. Надев его, Г. сгорела вместе с отцом, пытавш. помочь ей.

ГЛАВЦИЯ СЕРВИЛИЙ

ГЛАВЦИЯ СЕРВИЛИЙ (ум. 100 до н.э.) - рим. политич. деятель. Незнатн. происхожд. Предполагаемый автор закона, огранич. суд. власть всадников, нар. трибун 106 или 104 до н.э., претор 100 до н.э. Совместно с Апулеем Сатурнином разработал широкий агр. законопроект, для осуществл. к-рого выдвинул свою кандидатуру в консулы на 99 до н.э. Пал жертвой расправы крупных землевлад.

ГЛАДИАТОРЫ

ГЛАДИАТОРЫ - в Др. Риме рабы, военнопл., осужд. и добровольцы из низших или обедневших слоев общества, спец. обучен. для вооруж. борьбы между собой или со зверями на цирк. арене. Гладиат. бои заимств. римлянами от этрусков и первонач. носили хар-р погребал. ритуала. Впервые они сост. в Риме в 264 до н.э. В период расцвета рабовладения (2-1 вв. до н.э.) бои Г. становятся офиц. зрелищами. Г. готовили из наиболее сильных и храбрых рабов, как мужчин, так и женщин; их обуч. в особых школах в условиях жесток. режима. По вооруж. и технике боя Г. делились на разряды: «велиты» (сраж. металлич. сетью и трезубцем), «самниты», «галлы», «фракийцы» (тяжело вооруж., в доспехах соотв. народов; их снаряж. состояло из открытого шлема с нащечниками, султана с перьями, бронз. нагрудных лат, панцирной перчатки, од-ной или двух поножей, большого овального или прямоуг. щита, меча - короткого прямого у «самнитов», кривого у «фракийцев», прозванного махайрой). Состязания открывали «лузории» (вооруж. деревян. мечами или тупым оружием) и «пегниарии» (вооруж. бичом и палкой). Особые Г., «вестиарии», сраж. на арене с дикими зверями. Были и др. типы Г.: «андабаты» (выступали в глухом, без прорезей шлеме), «гопломахи» (преемники «самнитов»), «димахеры» (без щита и шлема с двумя кинжалами), «эквиты» (конные Г.; вооруж. - копье, меч, маленький круглый щит, плоский шлем с забралом, легкие латы), «эсседарии» (бились на боевых колесницах, к-рыми управ. возницы; оружие: лук, стрелы, меч), «лаквеарии» (Г., похожие на «ретиариев», но ловившие противников не сетью, а лассо; вооружение: короткое копье, кинжалы), «сигиттарии» (Г., сражавш. в дальнем бою при помощи лука и стрел), «мирмиллоны» (их снаряжение: шлем с украшением в виде рыбы, большой овальный щит и прямой меч) и «секуторы» (те же «гопломахи», но специал. на схватках с «ретиа-риями»; носили гладкие, облегающие головы шлемы). Г. не раз поднимались на борьбу против своих поработителей. Крупнейшее восстание рабов происх. под руковод. гладиатора Спартака.

ГЛАЗУРЬ

ГЛАЗУРЬ (полива, мурава) - тонкий стеклообр. слой, покрывающий керамич. изделия и закрепл. на них путем обжига при высоких температурах. Иск-во Г. было известно еще в Др. Египте и в странах Передней Азии. Наиболее ранней явл. цветная оловянная Г. (в ее состав входила двуокись олова), употребл. в Др. Египте для покрытия статуэток и изразцов. Значит. распростр. имела Г. в антич. мире.

ГЛИПТИКА

ГЛИПТИКА - иск-во резьбы на драгоц. и полудрагоц. цветных камнях. Резные камни - геммы - с глубокой древности получили широкое распростр. в Египте, странах Передней Азии и в обл. эгейской культуры. Древнейшие образцы играли роль печатей (знаков собственности), амулетов и украшений. Они вырезалис сначала на мягких породах камня (гематит, стеатит, серпентин), позже использов. и твердые породы (сердолик, халцедон, лазурит и др.). К 4-му тыс. до н.э. относятся наиболее древ. произв. Г. Элама, Шумеро-Аккада и Египта, представл. собой гл. обр. цилиндры с врезан. глубь изображ. (обычно это сложные многофигурные композиции). Более поздние егип. геммы, как правило, имеют форму жуков-скарабеев, на плоском основании к-рых вырезыв. сюжетная композиция или надпись. С др.-вост. Г. связаны урартские печати (9 - 7 вв. до н.э.) из мягкого камня и др. материалов, имеющие обычно колоколовидную форму. Изображ. ураратских гемм - миф. и символич. Высокого художеств. совершенства Г. достигла в антич. мире. Антич. геммам-печатям часто придавалась форма жуков-скарабеев (мотив заимствован из Египта); обычно изображ. миф. и бытовые сцены, животные, птицы и др. От 6 в. до н.э. в лит-ре сохран. имена др.-греч. резчиков, в частн. Мнесарха, отца философа Пифагора, и Феодора Самосского, к-рый, по преданию, исполнил знаменитое кольцо тирана Поликрата. Благодаря походам и завоев. Александора Македонского камни, добывавш. на Востоке, стали в изобилии ввозиться в эллинистич. госуд. В моду начали входить аметисты, топазы, гранаты, сапфиры, аквамарины, изумруды, гиацинты и многослойные сардониксы. В это время ценится не только работа резчика, но и красота камней. Создается новый вид резных камней - камеи, т.е. геммы с рельефным, выпуклым изображ. С исключит. иск-вом вырезана из трехслойн. сардоникса (фон и верхний слой темнокоричневые, средний - молочно-белый) камея с парным портретом Птолемея Филадельфа и его супруги Арсинои (т.н. камея Гонзага; хранится в Гос. Эрмитаже). Александр Македонский имел своего придворн. резчика Пирготеля, получивш. право вырезывать портреты царя. Придворный хар-р Г. сохран. и в Др. Риме. Значит. место в антич. Г. занимают геммы Сев. Причерноморья (Боспор, Херсонес).

Замечат. образцы антич. Г. были созданы в Закавказье. Тонкостью узора надписей отличаются геммы Бл. Востока. К глубокой древности восходит кит. Г. В Китае получили распростр. печати с каллиграфич. выполн. резным текстом.

ГЛОБУС

ГЛОБУС - шар, изготовл. из дерева, камня, металла, на к-рый наносилась все более точно рассчит. картина звездн. неба. Как изображ. ночного неба, соотв. представлениям, к-рые вначале развивал Анаксагор. Астрономы нанесли на Г. два кольца (параллели и меридианы). Г. служил в школах для объясн. расположения звезд, в астрологии - для их толкования. В 4 в. до н.э. Г. стал атрибутом музы Урании, его изображ. появ. на монетах рядом с Пифагором и Анаксагором. Г., на к-ром изображ. Земля, считался гл. обр. символом власти; впервые он появ. у Деметрия I Полиоркета, затем у рим. императоров; в поздней античности и средневековье принял форму державы (эмблемы власти монарха).

ГНОМОН

ГНОМОН - один из древнейших астрономич. инструментов, представл. собой вертикал. шест, установл. на горизонтал. площадке. Сравнивая длину тени шеста с длиной самого шеста, можно определить высоту Солнца над горизонтом. В древности Г. употребл. для решения различ. астрономич. задач, напр., для определения наклонения эклиптики к экватору, географич. широты места и т.п.

ГНОСТИКИ

ГНОСТИКИ - последователи религ.-филос. течения (1 - 3 вв.), возникш. в Сирии и Месопотамии и проникш. в Рим. империю. Учение Г. представл. смесь христ. идей, вост. религий, мистики и антич. философии. Считая материал. мир греховным, верхов. божество абсолютно соверш. и непричаст. к созданию греховн. мира, Г. вводили между богом и природой мн. промежуточ. сверхъест. сил - эонов. Учение об эонах они назыв. гносисом. Г. распадались на десятки христ. и языч. сект. Во 2 в. они пользов. большим влиянием в христ. общинах. Руководители Г. - Керинф, Василид, Карпократ. Христ. Г. резко выступали против иуд. элементов в христианстве.

ГОБРИЙ

ГОБРИЙ - перс из знатн. рода Патейсхорейев, сын Мардония. В 522 до н.э. вместе с 6 знатн. персами участв. в убийстве мага Гауматы. В 520 до н.э. руководил подавл. восстания эламитян против перс. господства. Ок. 514 до н.э. сопровождал Дария в его походе против скифов Сев. Причерноморья. При Дарии Г. был нач. царских копьеносцев. Его род, как и роды остальных убийц Гауматы, пользов. до конца царства Ахеменидов большими привилегиями.

ГОГ И МАГОГ

ГОГ И МАГОГ - в эсхатологич. сказаниях иудаизма и христианства, а также ислама (Йаджужд и Маджужд), воинств. антагонисты «народа божьего», к-рые придут «в последние времена» с С. или с др. окраин населен. мира. Среди мн. предположений относит. этимологии Г. и М.: назв. страны Магог возникло из аккад. назв. «страны Гугу». Иудеи в эпоху эллинизма и Рим. империи отожд. Магога (соотв. Г. и М.) со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидянами и парфянами; византийцы сопоставл. Г., «князя Роша», с русскими.

ГОИБНИУ

ГОИБНИУ - Гофаннон - в кельт. (ирланд. и валийской) миф. бог-кузнец, принадлежащий к племенам богини Дану. Г. изготовил богам оружие, с помощью к-рого они одержали победу над демонами-фоморами во второй битве при Мойтуре, а также магич. напиток, поддержив. силы сражавш. богов.

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА - место распятия Иисуса Христа; располож. в р-не пригород. садов и могил, к С.-З. от Иерусалима, за городской стеной.

ГОЛЕМ

ГОЛЕМ - в европ. фольклорных преданиях, связан. с влиянием каббалы, оживляемый магич. средствами глиняный великан.

ГОЛИАФ

ГОЛИАФ - согл. библейской легенде, богатырь-филистимлянин, побежд. в единоборстве Давидом, ставшим впослед. царем Иудеи. Сказание о Г. отражает борьбу древ. евреев в 10 в. до н.э. с соседним народом - филистимлянами.

ГОЛОВНОЙ УБОР

ГОЛОВНОЙ УБОР - дорожным Г. у. греков был петас - шляпа с полями различ. формы; петас был и атрибутом Гермеса как вестника богов. Ремесленники, моряки и др. носили пилос - Г. у. типа колпака без полей; его делали в осн. из войлока. Фригийский колпак, к-рый носили амазонки, имел загнутую вперед верхушку. Римляне в кач-ве дорожного Г. у. тоже использов. петас. Войлоч. колпак был, очевидно, элементом всякого наряда только в ранний период рим. истории; впослед. он стал Г. у. рабочего люда, но только свободных - рабы не имели права носить его.

ГОЛОКА

ГОЛОКА - в индуист. миф. рай Кришны, располож. на юж. склонах горы Меру, неподалеку от Вайкунтхи, рая Вишну, и часто идентифиц. с ним. Через Г. протекает небесная р. Ямуна; сама Г. рассматрив. индуистами как божеств. аналог земной Гокулы - пастбища на р. Ямуна вблизи Матхуры, где, согл. легенде, проходило детство Кришны.

ГОЛУБЬ

ГОЛУБЬ - домаш. Г. попал в Др. Грецию в нач. 5 в. до н.э. из Сирии и разводился даже бедняками. У Гомера Г. - символ бегства и трусости. В Додонском оракуле Г. наделен даром пророчества. Римляне впервые познаком. с этой птицей на Сицилии, куда он был завезен греками, и тоже стали его разводить; с этой целью строились голубятни.

ГОМЕР

ГОМЕР - легенд. др.-греч. поэт, к-рому приписыв. создание величайших произв. антич. и мировой лит-ры «Илиады» и «Одиссеи». В древности Г. приписыв. и ряд др. соч.: т.н. «Киклические гимны», «Гомеровские гимны», «Маргит», «Батрахомиомахия» и др. Уже в древности время жизни Г. датировалось по-разному: от Троянской войны (нач. 12 в. до н.э.) вплоть до нач. 7 в. до н.э. Неизвестно также место рожд. и деятельности Г. Сохран. неск. антич. биографий Г., приписыв. Геродоту, Плутарху и др.; содержание их во многом противоречиво.

ГОНОР

ГОНОР - в рим. миф. персониф. почести, служащей наградой за виртус (мужественность и доблесть).

ГОНОРИЙ

ГОНОРИЙ - Флавий (384 - 423 н.э.) - первый зап.-рим. император 395 - 423 н.э. Младший сын имп. Феодосия I. Феодосий отдал управл. Востоком старшему сыну Аркадию, Зап. империю получил одиннадцатилетний Г., к-рый находился под влиянием фактич. правителя всей Империи, энергич. полководца и дипломата вандала Стилихона. В 408 при дворе Г. победила враждеб. Стилихону партия. Он был лишен власти и казнен. В царствов. Г. с большой силой развернулись восстания рабов и колонов - в Галлии (407), во Фракии (408)), в Африке (410) и Италии (410) - при одноврем. вторжении вестготов во главе с Аларихом, к-рые в 410 взяли Рим. Во время этих восстаний Г. отстаивал интересы рим. рабовлад. знати. При нем были изданы суровые законы против «еретиков».

ГОПАТШАХ

ГОПАТШАХ - в иран. миф. царь-бык (бык с торсом человека), обитающий в обетован. земле Эран Веж (авест. - Арйана Вэджа), в обл. Хванирас. Он совершает служение богам на берегу моря. По разным традицион. источ. Г. отожд. с первочеловеком Гайомартом, с царями Гилшахом («глиняный, земной царь») и Гаршахом («горный царь»), с сыном Агрерата, праведн. брата Афрасиаба. Представл. о Г. отражало почитание иранцами быка.

ГОПЛИТЫ

ГОПЛИТЫ - тяжеловооруж. воины пехоты в армиях древ. греков и македонян. С наибольшим успехом Г. использовались в тактике рим. манипул. В армиях древ. рабовлад. госуд. Г. представляли отборную и наиболее обуч. пехоту, набиравш. из рядов господств. класса. Каждый Г. в походе имел одного или неск. рабов, носивших на себе тяжелое вооружение и доспехи Г., достигавшие веса ок. 30 кг. Вооружение Г. составляли: короткий меч, длинное тяжелое копье (гл. оружие удара), большой щит различ. формы (овальный, круглый, прямоугол. и др.) и метател. дротик. Для предохран. от ранений служили медные или кожаные нагрудники с латами, шлем, набедренник и поножи. В боевом порядке Г. сражались сомкнутым строем. У спартанцев фаланги Г. строились глубиной в 8 - 16 шеренг, а у македонян - в 8 - 32 шеренги; успех их натиска обычно решал исход битв.

Однако тесносомкн. строй фаланги был неповортливым, что потребовало для защиты ее флангов введения легковооруж. пехоты. В 4 в. до н.э. фиванский полководец Эпаминонд применил ударную фалангу (колонну) в 50 шеренг; еще более усовершенств. было применение Г. в макед. армии, где они взаимодейств. в бою с конницей.

Предыдущая страница Следующая страница