Древний мир. Энциклопедический словарь.
ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ НАУКА И ТЕХНИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ НАУКА И ТЕХНИКА

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ НАУКА И ТЕХНИКА - наука и техника народов, населявших в теч. 4 - 1-го тыс. до н.э. терр. древ. Месопотамии (Двуречья). Уже с 5 - 4-го тыс. до н.э., в связи с потребностями ирригац. земледелия, прорываются каналы, возводятся дамбы и плотины. В это время были известны также ковка и литье металлов как в цельной форме, так и способом полой отливки. Металлы: медь, свинец, олово, сурьма, серебро и золото доставл. из Закавказья, М. Азии, Персии и Аравии.

В сер. 4-го тыс. до н.э. в Двуречье появл. первые зачатки письменности. В кон. 4-го и 1-й пол. 3-го тыс. до н.э. складыв. шумерийская письменность, возникает лит-ра и хар-рная для Вавилонии шестидесятер. система счисления.

С 3-го тыс. до н.э. изготовл. с.-х. орудия из металла, в т.ч. составной плуг, возводятся крупные сооруж. из кирпича, устраив. прочные перекрытия. Кирпич как строит. мате-риал явл. хар-рным для Др. Вавилонии; ему соотв. архитект. форма свода: сначала - ложного, а затем - цилиндрич. и в более позднюю эпоху - сферич. Применялся в стр-ве гл. обр. сырцовый кирпич. Вяжущий раствор составл. из жидкой глины с примесью золы и асфальта. Из кирпича-сырца строились многочисл. «вавилонские башни» в виде призм высотой до 90 м, т.н. зиккураты (древнейший зиккурат бога Энлиля в г. Ниппуре относится примерно к 29 в. до н.э.). В нач. 3-го тыс. до н.э. возникают первые объед. ранее само-стоят. гор.-госуд.; это содействов. дальнейш. развитию культуры. При больших храмах накапливались и систематизир. элементы науч. знаний. Усложняющ. ирригац. х-во требовало всякого рода математич. вычислений. Оно же делало необходимым и пристальное наблюд. за звездным небом, и тогда, несомненно, было положено начало той звездной карте вавилонских писцов, к-рая могла быть составл. без применения телескопа; через хеттское общество она была передана Зап. Средиземноморью. Наконец, в ту же самую эпоху (а, может быть, и неск. раньше) возник вавилонский календарь. В древнейшую эпоху каждое гор.-госуд. имело свой календарь. В конце концов, одержал победу календарь г. Ниппура, игравш. до возвышения Вавилона роль цент. святилища страны (впослед., в 18 в. до н.э., с возвышением Вавилона он стал общегос. календарем). Основой его служил лунный месяц, имевший то 29, то 30 дней (синодич. месяц - смена фаз луны - приблизит. 29,5 дней). Так как 12 лунных месяцев составл. 354 дня, а солнеч. год равн. 365 дням, то для восстановл. соотв. между лунным и солнеч. годами приходилось по временам вставлять дополнит. месяц.

Космогонич. поэма «Энума Элиш» («Когда вверху»), окончат. сложивш. в нач. 2-го тыс. до н.э., излагает древ. представл. о строении мира. Землю представл. себе полой, в виде опрокинутой полусферич. чаши, окруж. водой. В эту эпоху зачатки медицины были еще теснейшим образом связаны с магией, хотя уже тогда был собран обширный эмпирич. материал по разным болезням и способам их излеч. (целебные травы, лекарства). Экономич. потребности положили начало счетоводству, системе мер и геометрии; сохран. хоз. документы 3-го тыс. до н.э. При измерении площадей последние разбивались на прямоугольники и треугольники, площади к-рых умели вычислять. Есть основания предполагать, что если не требов. большой точности, то площадь любого четырехугол. поля определ. как произведение полусумм обеих пар противоположных сторон.

Следующий этап в развитии науки в Двуречье охват. 21 - 16 вв. до н.э. В это время в пределах Юж. Междуречья создается ед. мощная вавилонская держава. Это - эпоха обострен. класс. борьбы эксплуатир. масс против рабовлад. знати.

Вавилоняне переняли мн. культурные достижения древ. шумерийцев. Неск. хроник и анналов того времени свидет. о зачатках истории. Тогда же достигли известн. развития знания о языке. У вавилонских семитов шумерийский язык продолжал играть роль свящ. языка. Поэтому вавилонские писцы были вынуждены, наряду со своим языком, изучать второй, чуждый им язык; в связи с этим создаются спец. таблицы клинопис. знаков с объясн. их значения и произношения, шумерийско-семитич. словари, а также хрестоматии и грамматич. тексты. Значит. развитие получает техника. Расширяется оросит. система (18 в. до н.э.); используются более сложные водоподъемные приспособления: саккиэ - водочерпат. колесо, и черд - скользящая по веревке система кожаных ведер, приводимая в движение животными. Появл. плуг-сеялка, т.е. плуг, к к-рому прикрепл. мешок с зерном для посева.

Наконец, в это же время был сделан крупный шаг вперед в развитии математики и знаний о природе. Практич. потребности, возник. в централизов. госуд., уже в кон. 3-го тыс. до н.э. ставили ряд задач перед писцами-вычислителями. В результате появл. математич. тексты и таблицы - умножения, квадратов и т.н. обратных величин, употреблявш. при делении. Умножение вавилоняне производ., несомн., так же, как оно производ. сейчас, если исключить различие в системах счисления.

В ту же эпоху вавилонские писцы расширили и углубили свои знания в обл. астрономии. Были выделены планеты, к-рые в противоположн. неподвижным звездам, сравнив. со спокойно пасущ. овцами, назыв. «биббу», «козлами». Каждая планета получила свое спец. назв. (кроме Меркурия, назв. «биббу», т.е. планета): Венера - «Дильбат», Юпитер - «Мулу-баббар» («звезда-солнце»), Марс - «Залбатану» и Сатурн - «Кайману».

Тогда же начались наблюд. над движениями планет; в частн., сохран. тексты, посвящ. изучению движения Венеры.

Крупный шаг вперед сделала тогда также и медицина. Вавилонские врачи умели производ. сложные операции, напр., глазные. В мед. текстах, дошедших от 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. и 1-й пол. 1-го тыс. до н.э., части человеч. тела уже были сведены в анатомич. систему. Были систематизир. также болезни и соотв. лекарства.

Больших успехов достигли вавилоняне в обл. химии, имевшей, разумеется, чисто приклад. хар-р. От 2-го тыс. до н.э. сохран. многочисл. рецепты изготовл. бронзы. В многокрасоч. поливах для керамики и в глазирован. кирпичах строи-тели нашли лучшие украшения для дворцов и храмов Вавилонии и Ассирии.

Достиж. вавилонской культуры стали во 2-ой пол. 2-го тыс. до н.э. достоянием окружающих стран. Изготовл. по вавилонской системе весов гири встреч. в это время и в Ср. Европе; вавилонская клинопись становится распростр. письмен. яз. для междунар. общения по всей Передней Азии.

В последней четв. 2-го тыс. до н.э. политич. гегемония начин. переходить к Ассирии. Ассирия перенимает от своих противников (в первую очередь хеттов) употребл. железа, а также ряд важных технич. усовершенств. Ассирийцы 9 - 7 вв. до н.э. покорили крупные культурные госуд., в том числе Вавилон, Элам и Египет. Войны доставили им большое кол-во средств и людской силы (даровой труд рабов), к-рую они употребили на обширные строит. работы. Для защиты от разливов при сооруж. дворцов и храмов возводятся платформы и прокладыв. водоотвод. трубы и дренажи. В связи с развитием торговли и с завоеват. политикой Ассирии, улучшаются средства сообщения: прокладыв. шоссейные дороги, совершенств. каменные и примен. понтонные мосты (на бурдюках, наполн. воздухом). В 8 в. до н.э. усовершенств. воен. машины (тараны и др.), впервые появивш. в Ассирии еще в нач. 1-го тыс. до н.э. Конница, воины на боевых колесницах, тяжелая и легкая пехота и др. виды войск получают в это время особое вооруж. В нач. 7 в. до н.э. строится первый известный нам аведук, заимствуется от хеттов новый тип зданий, т.н. битхилани, устраивается большой ботанич. сад, в к-ром были собраны растения всех известных окруж. стран, и вводится новая тогда в Средиземноморье культура хлопчатника.

Царь Ашшурбанипал собрал у себя во дворце первую известную нам б-ку, для к-рой многочисл. писцы копировали клинописные тексты, хранивш. в храмовых б-ках Вавилонии и Ассирии. Из вавилоно-ассир. географич. памятников известны списки стран, гор, рек, каналов, храмов и, кроме того, первая карта мира, правда, еще весьма примитивная.

7 и 6 вв. до н.э. были эпохой крупн. культурн. переворота. С ростом производит. сил рабовладение достигает еще большего развития; усиливш. торговля разрушает родовые отношения, углубляет класс. противоречия. Весь хар-р экономики и обществ. отношений приближается по типу к антич., в особенности в период существов. Ново-Вавилонского царства. Создание ассир. мировой державы привело к уничтож. наивной веры в мощь местных богов и тем самым способств. устранению религ. перегородок, разъед. др.-вост. культуры. Тяжелее всего этот процесс происходил в Двуречье. Младший современник Александра Македонского - Берос, автор вавилонской истории, уже не рискует начинать свое повеств. о сотворении мира; соотв. сказание он влагает в уста человека-рыбы Оанна, причем добавл., что весь этот рассказ нужно понимать аллегорич. Еще позднее, в 1 в. до н.э., встреч. уже соверш. отчетл. утверждения о том, что мир не был создан каким бы то ни было творч. актом, не был сотворен. Боги уже не явл. всемогущ., над ними стоит слепая судьба - фатум, веления к-рой человек может прочитать в движениях планет. В 9 в. до н.э. в Калахе строится точно ориентиров. по странам света храм Нинурты - бога осеннего солнца. С 8 в. до н.э. начин. более точные наблюдения движения небесных светил, приведшие к установлению правильн. регулирования года. Изуч. сохранивш. данных позволяет думать, что первонач. регулирование производ. по звездам (отмечаются созвездия для каждого месяца), но уже с 4 в. до н.э. в основу кладется солнечный год. Около 700 до н.э. составл. основной вавилонский астрономич. текст («Звезда-плуг»). С 6 в. до н.э. развиваются предвычисл. положения планет и вырабатываются жесткие правила для вставки дополнит. месяцев, сохранивш. с нек-рыми изменениями и до настоящ. времени в церк. календарях. В связи с изуч. движения планет устанавл. знаки зодиака; во 2-ой пол. 6 в. до н.э. грек Клеострат из Тенедоса переносит их в Грецию. Планеты получ. назв. по именам богов: Набу (Меркурий), Иштар (Венера), Нергал (Марс), Мардук (Юпитер), Нинурта (Сатурн). В 4 в. до н.э. в Греции назв. планет представл. простой перевод вавилонских. Интересно отметить, что назв. планет воспроизв. имена богов городов, бывших астрономич. центрами: так, Набу был богом Борсиппы, Иштар - Урука, Нергал - Куты, соседней с Сиппаром, Мардук - Вавилона и Нинурта - Калаха или Ниппура (первые 3 астрономич. центра упомин. у Страбона). В своих попытках предвычисл. движений планет Борсиппская школа (астроном Набурианну) разбивает путь планеты на две части, проходимые с различ. скоростями. Др. астроном - Кидинну - вводит в различ. частях орбиты изменение скорости планеты по арифметич. прогрессии. Во 2 в. до н.э. уже составл. планетные эфемериды. Последние по времени документы о вавилонской астрономии относятся к 1 в. до н.э. Нек-рые астрономич. воззрения вавилонян сохран. в инд., араб. и ср.-век. зап.-европ. науке вплоть до Коперника.

Получ. вавилонск. астрономами данные о продолжит. основных циклов и периодов в планетной системе обладают довольно большой точностью; так, напр., продолжит. лунного месяца была определена в Вавилоне в 29 дней 12 час. 44 мин. 31/3 сек.; значение, принимаемое совр. астрономией, отлич. от вавилонск. всего лишь на 0,4 сек. Вавилонские шестидесятирич. дроби до сих пор живут в наших минутах и секундах (деление часа на 60 мин. и 3600 сек., деление круга на 360 град. и т.д.). Вместе с тем, следует отметить, что вавилоно-ассир. наука, выросшая на основе рабовлад. способа произ-ва, находилась в теснейшей связи с астрологией и магией.

В начало словаря