Древний мир. Энциклопедический словарь.
АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО

АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО - Ассир. госуд. возникло в 3 тыс. до н.э. и в теч. долгого времени было в подчин. у Вавилонии и Митанни. На ранней стадии своего развития А. и. было близко иск-ву Вавилонии. Особенности Ассир. госуд. нашли яркое выраж. в архитектуре и в скульптуре. Преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура, рельефы прославляли гл. обр. победоносную деятельность ассир. властителей.

Архитектура в Ассирии была ведущим видом иск-ва. Она органич. сочет. со скульптурой, росписью и изразц. орнаментацией. Дворцовое и городское стр-во Ассирии (гг. Ашшур, Калах, Дур-Шаррукин, Ниневия и др.) свидет., равно как и храмовое зодчество, о длительной архитект. традиции. Строит. материалом был в основном кирпич-сырец, камнем пользовались гл. обр. для облицовки, а деревом для перекрытий. Стены с внеш. стороны укрепл. башнеобраз. выступами, правильное чередование к-рых придавало своеобразный ритм зданию. С внутр. стороны гладкие и однообразные стены зданий украш. рельефными композициями и росписью.

Прототипом почти всех храмовых и дворцовых сооруж. явился месопотамский жилой дом. В дворцовом стр-ве применялась гл. обр. южномесопотамская планировка жилища с централ. внутр. открытым двором, вокруг к-рого группиров. все помещения жилища. Храмовое же стр-во древнейшей поры использовало планировку северомесопотамского и, в частн., ассир. жилища, где вместо внутр. открытого двора было закрытое помещение с очагом. Массивная кирпичная стена огораж. жилище извне. Храмовый участок обычно не огораживался.

Одной из наиболее хар-рных черт ассир. зодчества явл. крепостной хар-р сооружений, вызванный воинств. деятельностью госуд. Др. своеобразной чертой явл. асиметрич. решение планировки внутр. пространства, развивающ. не в длину, а в ширину, т.е. не по продольной оси, как в Египте, а по попереч. Это выразилось и в располож. входа в здание, находящ. в одной из длинных стен, в то время как очаг в доме или статуя божества в храме (занявшая место очага) помещены по торц. стене. Наиболее древ. примером такой планировки явл. сооруж. старейшей столицы Ассирии - г. Ашшура, - восходящие в своей наиболее древ. части к 3-му тыс. до н.э. (храм богини Иштар и др.). В дальнейшем, к 1-му тыс. до н.э., планировка храма принимает вытянутую по продольной оси форму.

Ассиметрич. планировки более постоянна в дворцовом стр-ве, что, возможно, объясн. также соображениями оборонит. порядка. Наиболее хар-рным и лучше других изуч. образцом дворц. зодчества явл. дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, совр. Хорсабаде (8 в. до н.э.). Он представл. интерес еще и потому, что сооружен одноврем. с городом, постр. по определ. плану в виде квадрата с сеткой прямоугольно располож. улиц. Весь город был обнесен крепост-ной стеной (23 м ширины) с рядом выступающих башен. Башни входных ворот стены, укрепляющие входы, имели помещения для стражи. Дворец сооружен на линии городской крепостной стены и в свою очередь обнесен собств. городской крепостной стеной. Он расположен так, что одна его часть наход. в черте города, в то время как другая выходит за его пределы, оказыв. за городом, но крепостная стена охватывает его кругом. Дворец воздвигнут на иск-венно возвед. насыпи высотой в 14 м. По-следние раскопки показали, что перед дворцом со стороны города наход. обширная терр., возможно занятая резиденциями крупного чиновничества. Эта терр. была также обнесена крепостной стеной. Таким образом дворец Саргона представлял собой неприступ. крепость, изолиров. от города двойной цепью крепостных стен. Такое располож. указывает на стремл. отгородиться не только от внеш. врага, но и от внутр., и это понятно, т.к. история Ассирии полна не только внеш. войнами, но и внутр. волнениями, вызв. тяжелыми условиями существования подневол. населения.

Внутр. помещения дворца образуют как бы ряд отдел. ячеек, соед. цепью дворов. Дворец отчетливо делится на 3 части: приемную, чрезвыч. богато украш.; жилую, связан. с обслуживающ. помещениями, и храмовую, в состав к-рой входили храмы и зиккурат, явл. непремен. частью каждого храмового сооруж. Это - башнеобразное строение, состоящее из ступенч. террас, заверш. святилищем. Каждый этаж зиккурата окрашен в особый цвет. Во дворце были открыты также остатки дерев. колонн, стоявших на каменной базе, иногда имевший форму животного. Назнач. колонны гл. обр. декоративное. Покрытия дворцовых помещений в основном - плоские.

Решающая задачи оборонит. хар-ра и подчиненная идее гос. и божеств. величия царя, архитектура Ассирии отлич. чертами монументальности. Эти черты воплотились в больших размерах архитект. памятников, строгости архитект. форм, в торжеств. и массивности, присущих облику архитект. произв. в целом. Для дворц. зодчества Ассирии чрезвыч. хар-рны своеобразно оформл. парадные порталы (входы). Они были фланкированы башнями и завершены полукруглыми арками, обрамл. сверху лентой орнаментирован. изразца. Внизу входы украшались изображ. крылатых быков и рельефами. Эти скульпт. украшения - фигуры миф. гениев - покровителей дворца (крылатые быки или львы с человеч. головами) и гигантские изображ. непобедимого героя месопотамск. эпоса - Гильгамеша явл. особым типом монументал. скульптуры Ассирии. Пластика отлич. такой же монументальностью и величественностью, как и архитектура. К лучшим произв. А. и. относятся рельефы. Им принадлежит основное место в скульпт. убранстве зданий, они заполняют и оживляют огромные плоскости внутр. стен. Отличаясь повествоват. хар-ром своих изображ., торжественностью и почти протокольной точностью, рельефы в большинстве случаев явл. своеобраз. летописью царских походов. Основные сюжеты рельефных композиций - сцены войны, охоты, быта, придворной жизни и реже - сцены религ. содержания. Победа над врагами и дикими животными, воспевание физич. силы и мощи - таковы основные мотивы как монументал., так и прикладн. иск-ва. Обычно тела людей, в особенности царя и его приближенных, скрыты под покровом одежды, прямые линии к-рой не тронуты складками, но зато богато украшены тщательно выполн. отделкой. Об этом можно судить по прекрасным изображ. дворца Ашшурнасирпала в Калахе (9 в. до н.э.), среди к-рых отметим рельеф с изображ. Ашшурнасирпала, сидящего среди жрецов с жертв. чашей в руках. Объем, мускулатура человеч. тела выразительно передаются лишь в выступающих из-под одежды обнаж. его частях. Для усиления впе-чатления силы и мощи мускулы рук и ног трактуются нарочито подчеркн. линиями. Могучие фигуры неподвижны, торжеств. застыли. Лица лишены индивидуал. и сведены к определен. типу. Те же черты наблюд. и в круглой скульп-туре, общая трактовка к-рой близко напоминает рельефные изображ. (статуя Ашшурнасирпала - один из немн. образцов дошедшей до нас круглой пластики). Для оживления изображ. рельефы, как и круглая скульптура, частично раскраш. Сохран. остатки раскраски глаз, волос, губ и пр. Развитие рельефа шло от торжественности и статичности памятников 9 в. до н.э. к более сложным и живым композициям последующих веков. В ассир. рельефных композициях с большой свободой изображ. фигуры простых людей. В 8 в. до н.э. интерес к особенностям облика человека распростр. и на изображ. царя. В сценах походов, битв выявл. умелое использование пейзажа, точно фиксирующ. действительность и объед. различ. моменты действия; появл. интерес к решению проблемы пространства и частич. отходу от линейного построения композиции. Но одноврем. композиции не только усложняются, но и неск. перегружаются увелич. кол-ва деталей, происходящим из желания художника разнообразить и оживить массовые сцены, а также и наиболее точно фиксировать окружающий мир (напр., рельефы Синахериба и Ашшурбанипала).

Кроме батальных сцен, сохран. такие изображ., как «Сооружение дворца Синахериба», являющ. ярким свидет. огромного масштаба эксплуатации рабск. труда ассир. властителями. Это прекрасно выполн. рельеф явл. одним из лучших образцов иск-в 8 - 7 вв. до н.э. В нем наглядно выступает стремл. художников охватить в сложной, многоплан. композиции разнообразные явления жизни. В рельеф введены различ. сцены, не связанные непосредств. с основным сюжетом, но красноречиво и точно повествующие о природе Ассирии и событиях повседневной жизни ее жителей (животные в зарослях, рыбаки на реке и т.д.).

Время Ашшурбанипала (7 в. до н.э.) представл. собой выс-шую точку развития А. и. Наиболее ярко оно прояв. в сценах охоты, где особ. совершенства художник достигает при изображ. животных. Свободный здесь от канонов придворного иск-ва, он добивается огромной жизн. правды (умирающая львица, лев, изрыгающий кровь, бегущее стадо и др. рельефы из Ниневийск. дворца Ашшурбанипала). Блестящее развитие этого жанра в А. и. осталось на мн. веков непревзойд.

В оформл. ассир. зданий почетное место принадлежало также росписи и изразц. орнаментации. Роспись повторяла в большинстве случаев мотивы рельефных изображ., но пользов. менее сложн. композициями. Лучшим образцом явл. роспись в Тель-Барсипе.

Излюбл. мотивами изразц. декорации были в основном живот. и растит. орнаменты, красочно обрамляющие геметрич. линии сооружений. Для росписи хар-рен белый фон с изображ. на нем черной, зеленой, красной и желтой красками, для изразц. изображений - ярко-синий фон с фигурами желтого, белого, оранжевого, зеленого и черного цветов. Тона красок чистые и яркие. В архитектуре широко примен. также украшения из металла, гл. обр. бронзы: перекладины над дверями и окнами, инкрустация косяков, порогов, обшивка ворот и пр. Такие произв., как бронз. обшивка ворот Балават, явл. образцом высокохудож. ремесла.

Это подтвержд. и изде-лиями из дерева (мебель), слоновой кости и др. материалов, а также и иск-вом ткачей. Не меньш. мастерства достигают и резчики печатей. По тонкости исполн. и зрелости этих мастеров напоминают лучшие работы монументал. иск-ва и во мн. случаях служат дополнит. материалом для изуч. культуры Ассирии.

А. и., связанное в своем развитии с иск-вом соседних стран (в частн. Урарту), сыграло значит. роль в истории иск-в Др. мира.

В начало словаря

© 2000- NIV