Древний мир. Энциклопедический словарь.
БУДДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БУДДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

БУДДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - комплекс миф. образов, персонажей, символики, связанный с религ.-философской системой буддизма, возникшей в 6 - 5 вв. до н.э. в Индии, в период централизов. госуд., и широко распростр. в Юж., Юго-Вост. и Цент. Азии и на Дальнем Востоке. Буддизм принято разделять на три теч.: хинаяну («малая колесница»), махаяну («большая колесница»), ваджраяну («алмазная колесница»).

Общебудд. миф., во мн. близкая брахманистской и индуист., по-видимому, испытала влияние прежде всего неарийских миф. Индии. Для космологич. представл. Б. м. хар-рны широта охвата и стремление умножить все элементы мироздания до бескончности.

Неисчислимое кол-во миров группируется в огромные мировые системы (сахалока), к-рых, по образному сравнению из будд. текстов, больше, чем песчинок в р. Ганг. Каждый отдельный мир представляет собой плоский диск земли, он лежит на воде, та покоится в воздухе, а воздух - в пространстве (акаша). В центре мира стоит огромная гора Меру (Сумеру), вокруг к-рой вра-щаются солнце, луна и звезды. Меру окружают концентрич. семь горных хребтов (они отделены друг от друга кольцевид. озерами). За ними расположены четыре континента: на В. - Пурвавидеха, на Ю. - Джамбудвипа, на З. - Апарагодана, на С. - Уттаракуру. Каждый из них окружен 500 о-вами, омываем. огромным мировым океаном. Мировой океан окружен скалистой стеной Чакравала. У людей, живущих на четырех континентах, жизнь неодинакова: в Джамбудвипе - самая короткая, в Уттаракуру, где нет частной собств., зерно созревает само собой и люди не работают, - наиболее счастливая; более удачлививым считается рожд. в Джамбудвипе (к-рая сопоставл. с Индией), где люди отличаются мужеством, острым умом и благочестием. Только в Дамбудвипе появл. будды и чакраватины. На континентах живут и животные, глубоко под поверхностью земли находятся преты, еще глубже - различ. ступени ада. Асуры обитают гл. обр. в пешерах горы Меру. Отчасти на Меру, но преимуществ. над ней живут боги, к-рые в Б. м. разделены на иерархич. группы. Ниже всех находятся «четыре великих царя» (Чатурмахараджа) - Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана, к-рые правят соотв. ганд-харвами, кумбхандами, нагами и якшами. Над ними, на вершине Меру, расположено «небо 33 богов» (трая-стринса), возгл. богом Шакра (Индра). Еще выше, в воздушных дворцах (вимана) находятся небеса - яма, тушита, нирманарати и паранирмита-васавартин. Боги, к-рые живут в назван. небесах, а также люди, животные, преты, асуры и обитатели нараки составляют т.н. сферу желаний (камавачара или камадхату), ибо гл. мотивом их действий явл. стремление удолетворить свои желания. Остальные боги и живые существа обитают в двух др. сферах. В «сфере, имеющей форму» (рупавачара или рупадхату), находятся шестнадцать (иногда упомин. и семнадцать) низших небес Брахмы; располож. над ними «сфера, не имеющая формы» (арупавачара или арупадхату), разделяется на четыре выс-ших неба Брахмы. Боги, как и все др. существа, подчинены, по Б. м., законам кармы. Они могут оказывать определен. влияние на ход событий в мире, но мир изменяется в первую очередь под влиянием всеобщ. закона кармы. Существование в кач-ве бога явл. лишь одной из преходящих форм существования в безначал. сансаре.

Несмотря на то, что сансара в целом не имеет начала, каждый отдельный мир возникает, развивается и гибнет во времени. Существование одного мира продолжается в теч. одной махакальпы, к-рая разделяется на четыре неисчисл. кальпы (асанкхьея кальпа), каждая из них приравнивается к мил-лионам лет. Махакальпы бывают двоякими - «буддакальпы», когда в мире появл. будды, и «пустые кальпы» (шуньякальпы), когда в мире не появл. ни одного будды. Совр. кальпа явл., по Б. м., буддакальпой и считается чрезвыч. счастливой, т.к. в теч. всей кальпы должна появ. тысяча будд. Общебудд. миф. называет шесть будд, к-рые появ. до Шакьямуни, - Вишвабху, Випашьина, Шикхина, Кракучханду, Канакамуни, Кашьяпу - и одного будду, к-рый появ. в будущем, - Майтрею.

Образ будды явл. основной темой Б. м. Будды появл. во всех мирах (хотя не во всех кальпах) и т.о. их кол-во тоже неисчислимо. Будды начинают свой путь к просветлению как бодхисатвы, в теч. мн. кальп (нередко и здесь употребл. слово «неисчислимые») они воплощаются в образы разных существ и совершают добрые деяния. Наконец, после достижения совершенства, они пребывают долгое время на небесах (по разным версиям, или в тушите, или в акаништхе). Их рожд. в мире сопровождается мн. чудесными явлениями (происходят землетрясения, с неба падают цветы). Все будды имеют махапурушалакшану, они обладают такими силами и способностями, что превосходят все др. существа, в т.ч. и богов. Лишь будды имеют возможность оказать влияние не только на ход событий в своем мире, но и в др. мирах. После достижения нирваны они проповедуют свою дхарму (т.е. учение, при помощи к-рого люди могут достичь нирваны). Дхарма не явл. вечной, она имеет особую силу в теч. первых 500 лет, после чего постепенно исчезает. Наконец, когда мир погрузится полностью во тьму неведения, назреет время для появл. нового будды. Путь бодхисатвы и состояние будды описыв. в будд. лит-ре в осн. на примере Шакьямуни, будды настоящ. времени.

Наряду с буддами и бодхисатвами Б. м. упомин. еще нек-рые категории людей, достигших совершенства (в смысле наивысш. предела своего личного развития). В общебудд. миф. этих категорий две - архаты и пратьекабудды.

Важное место в Б. м. занимает описание и объясн. чудотвор. сил, к-рыми обладают будды и др. лица, достигшие совершенства или стремящ. к нему. Эти силы явл. или психич. (понимание намерений и мыслей др. людей, знание прошедших и будущих перерождений - своих и чужих), или физич. (способность летать, ходить по воде, превращаться в невидимое и т. д.).

Определен. место в Б. м. занимают и элементы флоры и фауны. Среди цветов чаще всего упомин. лотос, считающ. символом чистоты, а также чудесного рожд., духовн. просветления и сострадания. Из цветов лотоса рожд. боги (по миф. махаяны, также обитатели сукхавати и др. раев), а по миф. ваджраяны - даже нек-рые выдающ. люди и в этом мире (напр., Падмасамбхава). Из деревьев в Б. м. вошло прежде всего дерево бодхи (просветления) - представитель вполне реально существующ. вида ficus religiosa, под к-рым Шакьямуни, согл. будд. мифу, достиг просветления (бодхи). Дерево бодхи становится неотъемл. атрибутом всех будд всех времен и во всех мирах - достижение просветления считается возможным только под ним. Но Б. м. знает и чисто миф. деревья - это прежде всего т.н. кальпаврикши, к-рые находятся на всех четырех континентах и существуют в теч. всей кальпы. Во владе-ниях асуров растет дерево Читтапатали, объект раздора между асурами и богами, ибо из-за огромной высоты этого дерева плоды достаются только богам.

Из представителей фауны в Б. м. первое место занимают наги (миф. змеи, драконы), к-рые нередко частично или полностью антропоморфизируются. Наги проявл. интерес к учению будды, охраняют свящ. тексты и дарят их людям, когда те созрели для понимания этих текстов. Из индуист. миф. в Б. м. вошли также миф. птицы гаруды, мор. животное макара и др. В кач-ве зооморфных символов у разных будд и бодхисатв выступают павлин, черепаха, конь, бык, слон, лев. Излюбл. животными явл. газели: счит., что две из них оказались первыми слушателями проповеди дхармы Шакья-муни (поэтому над дверями будд. храмов часто находится изображ. двух газелей, между к-рыми изображено колесо дхармы). Образ животного могут принимать также бодхисатвы, к-рые имеют при этом цель проповедовать дхарму среди животных. В будд. мире широко распростр. легенды, повествующие о прошлых рожд. Шакьямуни в образе животного (обезьяны, птицы, оленя и т.д.).

Общебудд. миф. выступает как обобщение мифологий различ. теч. буддизма, но она, видимо, не представляет т.н. первонач. буддизм, степень мифологизации к-рого была довольно низкой.

Мифология хинаяны. Как особое направл. в буддизме хинаяна оформилась в окончат. виде к 1 в. до н.э. Слово «хинаяна» не самоназв. направления, этим словом сторонники махаяны обозначали те будд. школы, учения к-рых им казались огранич. (напр., в хинаяне путь бодхисатвы не счит. универсальным и достижимым для всех). Тем не менее термин прочно вошел, наряду с терминами «ма-хаяна» и «ваджраяна», в терминологию буддологии. По нек-рым данным, число школ хинаяны достигало восемнадцати, к настоящ. времени продолжает существовать лишь одна школа - тхеравада.

Об особенностях миф. хинаяны можно делать лишь самые общие выводы, т.к. каноны инд. школ хинаяны сохран. только в фрагментах (целиком дошел до нас лишь канон школы тхеравады - «Типитака»). Различия миф. хинаяны и общебудд. миф. относительно малы и сводятся в осн. к деталям описания разных персонажей, образов и сюжетов. По всей вероятности, миф. первонач. буддизма отличалась открытостью и динамизмом, способностью к изменению и обогащению своего содержания. В миф. хинаяны прояв., напротив, консервативные тенденции, стремление сохранить уже сложивш. систему миф. представл. (но, как показывает история буддизма хинаяны на Шри-Ланке и в странах Юго-Вост. Азии, это удалось далеко не полностью.

Мифология махаяны.Как самостоят. направл. в буддизме махаяна сложилась, вероятно, в первых веках до н.э. на основе раннебудд. школы махасангиков. В отличие от хинаяны, махаяне присущ универсал. хар-р идеи освобождения: возможность достигать состояния буды дается всем существам, т.к. они имеют изначально сущность будды. Цент. место в махаяне занимает образ бодхисатвы, к-рый заботится не только о своем спасении, но и об освобожд. всей сансары.

Миф. махаяны принадлежит к наиболее богатым миф. в истории культуры человечества. Стремление к созданию миф. образов и сюжетов, столь хар-рное для буддизма в целом, проявл. в махаяне с особенной силой. Почти каждая махаянистская сутра (а канон махаяны содержит их тысячи) предлагает в каком-то смысле свою, отличающ. от др. сутр, мифологию. Миф. махаяны соед. в единое целое не система, не одинаковые миф. образы и сюжеты, а общность в подходе (стремление ко все большей мифологизации буддизма) и целый ряд общих принципов, на основе к-рых вырабатывались элементы миф.

Число будд в махаяне доведено до бесконечности, они появл. всегда в безначал. и в беспредел. сансаре и будут появл. до конца ее; но все они имеют одну сущность, к-рая выражена в концепции дхармакаи. Также бесконечно и число бодхисатв, к-рые в текстах махаяны выступают или чисто миф. персонажами, или мифологизир. ист. лицами.

Один из гл. элементов махаяны - мифологизация обстановки создания сутр.

Согл. миф. махаяны, будда Шакьямуни проповедует дхарму не только своим ученикам. Его окружают и бодхисатвы, и боги, и наги, и др. миф. персонажи, кол-во к-рых нередко назыв. неисчислимым. Одноврем. неисчислимое кол-во будд в др. мирах проповедуют ту же самую дхарму аналогич. окружению. Мифологизации подвергались также местности, связан. с деятельностью Шакья-муни. Они представлены в махаяне не столько конкретными городами, реками, горами и лесами, в к-рых пребывал в какое-то определен. время Шакьямуни, сколько вечными символами достижения просветления. Напр., по воззре-ниям махаяны, Шакьямуни проповедовал на горе Коршуна (Гридхракута) возле г. Раджагриха не только в годы своей жизни, а сама гора Коршуна находится не только на определен. месте в Индии, но и везде.

Наряду с мифологизацией реально существующих мест-ностей в миф. махаяны важное место занимают описания миф. стран и городов. В нек-рых сутрах махаяны они локализуются преимуществ. на Джамбудвипе нашего мира (миф. г. Гандхавати, резиденция бодхисатвы Дхармодхгаты, находится, по описанию «Аштасахасрики Праджняпарамиты», где-то на В. Джамбудвипы, а миф. г. Вайрочана-вьюха-аланкара-гарбха «Гандавьюха - сутры» распола-гается на Ю.). Эти миф. города и страны со своим идеал. порядком и драгоценностями, из к-рых построены и дома, представляют собой своеобразные будд. утопии.

К будд. утопиям можно отнести и т.н. поля будды (буддакшетры) - целые миры, созданные умствен. усилием нек-рых будд и поэтому отличающ. от прочих миров своим идеал. порядком и возможностью достичь нирваны без особых усилий (при помощи будды, создавш. данное «поле будды»). Наиболее известные «поля будды» - абхирати и сукхавати созданы соотв. буддами Акшобхьей и Амитабхой и находятся от нашего мира на невероятно далеком расст.: между этими мирами и нашим миром располагаются целые мириады миров.

Нередко в кач-ве синонима махаяны служит слово «бодхисатваяна» («колесница бодхисатв»), ибо образ бодхисатвы, как идеала человеч. стремлений, занимает цент. место не только в теории освобождения, но и в миф. махаяны, канонич. лит-ра к-рого заполнена описаниями деяний миф. (Авалокитешвара, Манджушри, Кшитигарбха, Майтрея и др.) и полумиф. бодхисатв. Нек-рые бодхисатвы (напр., Авалокитешвара) почитаются наравне с буддами, а в иных случаях и выше. Образ будды в миф. махаяны также под-вергся изменениям. В теории «трех тел будды» тело драхмы (дхармакая) наделяется хар-ром абсолюта и явл. в сущнос-ти, единым для всех будд. В поздней махаяне на основе этого возникла концепция ади-будды, получившая особое распростр. в миф. ваджраяны.

Мифология ваджраяны. Ваджраяна (др. назв. - мантраяна, тантраяна, сахаджаяна, будд. тантризм) рассматр. или как часть махаяны, или как самостоят., третье направл. (кроме хинаяны и махаяны) в развитии буддизма. По-видимому, как самостоят. теч. в буддизме ваджраяна оформилась в сер. 1-го тыс. до н.э.

В основе ваджраяны лежат те же общебудд. принципы, на к-рые опираются хинаяна и махаяна. Но в отличие от них ваджраяна делает упор на идею возможности достичь состояния будды в теперешней жизни человека. Для этого буддист должен наряду с методами, принадлежащ. к пути бодхисатвы, заниматься и определен. йогическ. упражнениями (созерцание идама, медитация, чтение мантр и т.п.). Особо важное место в ваджраяне занимает почитание гуру (духовн. наставника).

Для миф. ваджраяны хар-рно стремление к систематизации пантеона и прочих миф. представл. Пантеон миф. ваджрая-ны систематизир. по пяти дхьяни-буддам. Но он не представляет собой замкнутой системы, а открыт для включения новых миф. персонажей (особенно в число бодхисатв, идамов, локапалов) из миф. народов, находящ. в сфере распростр. ваджраяны или спец. созданных с целью йогич. практики крупнейшими гуру (к-рые якобы получили эти персонажи от к.-н. из будд, особенно от Ваджрадхары). Наиболее хар-рно для пантеона ваджраяны присутствие огромного числа идамов. В миф. ваджраяны имеется большое кол-во полумиф. персонажей - знаменитых йогов и учителей, создателей разных школ и направл. ваджраяны, основателей будд. монастырей и т.д. Их нередко почитают наравне с наивысш. персонажами будд. пантеона и, в сущности, их жизнеописания, заполнен. миф. деталями, мало чем отличаются от легенд, повествующих о чисто миф. персонажах. Особое место в миф. ваджраяны занимают персонажи жен. пола - жен. бодхисатвы (напр., Тара), жен. соотв. идамов и др. Миф. ваджраяны знает и свою утопию. Это - страна Шамбхала, миф. родина мистич. учения «колеса времени» (калачакры). После т.н. шамбхалинской войны между добрыми и злыми силами в мире наступит время справедливости и благодати.

Б. м. оказала большое влияние на миф. мн. религ. систем (джайнизм, индуизм, бон, даосизм, синто и др.) и на нар. верования.

В начало словаря