Древний мир. Энциклопедический словарь.
ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ - миф. представления зап.-семит. народов ханаанейско-аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистич. культа Яхве, моавитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4 - 3-го тыс. до н.э. Сирию, Финикию и Палестину, восстанавлив. на основе источ., имеющих фрагментарный хар-р, - эпиграфики (со 2-й пол. 2-го тыс. до н.э.), включающей упомин. богов и их эпитетов, описания жертвоприношений; археологич. материалов; данных ономастики (прежде всего теофорные имена). Нек-рые сведения о З. м. имеются в письм. памятниках соседних народов - егип., месопотамских, хеттских; основу для ряда реконструкций дает Библия (отразившая добибл. миф. представления); определен. информацию содержат произв. греч. и римских, а также эллинизир. ближневосточ. авторов (указывающие, в частн., на соотв. зап.-семит. богов божествам др. мифологий). Эти источ., однако, представляют тенденциозную интрепретацию З. м. Более подробно известны миф. представления населения Угарита (гор.-госуд. на терр. Финикии) - по сохранивш. спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н.э. (самые ранние из известных материалов) со слов верхов. жреца (местная храмовая традиция).

У зап.-семит. народов не сложилась единая для всех этнич. групп система миф. представлений, несмотря на языковую близость, общность важнейших элементов культуры, по-стоянные контакты. В отдельных обществах складывались свои миф. циклы, типологич. тожд., а часто и сюжетно близкие; наряду с существованием общих имелись и местные, локальные божества; на первый план могли выдвигаться разные боги, в их облике преобладали те или иные черты, появл. новые. Наличие уже на раннем этапе общих мифов и божеств (в т.ч. верховных) не привело к формированию ед. пантеона; наоборот, в поздней З. м. местные боги играли первенствующую роль и становились верхов. божествами, воспринимая атрибуты более ранних верхов. богов.

Имена богов в З. м. часто были табуированы. Они, как правило, заменялись эпитетами, прозвищами и др. апеллятивами: Балу в более позднем произношении Баал - «хозяин, владыка»; Мильком, Мильк - «царь, хозяин»; Адон - «господь»; Эшмун, Шем - «имя» и т.п. Один апеллятив мог применяться к неск. богам, иногда определенным, очевидно, составляющим в миф. представл. некий «класс»; в таких случаях в применении к одному из этих богов апеллятив нередко сочетался с конкретным эпитетом (Алиййану-Балу, где «Балу» - апеллятив, «Аллиййану» («силач») - эпитет; с др. стороны, апеллятивы могли постепенно превращаться в им. собственные. Имена богов часто обозначали соотв. предмет или явление: Рашап, позднее Решеф - «пламя», Йамму - «море», Йарих - «луна» и т.д.

Наряду с этим, имена могли принимать значение «бог», как имя Илу, первонач. - «сильный, могучий».

В сочетаниях с именами богов часто встреч. термины родства (аб - «отец», ах - «брат», амму - «дядя», и т.п.), что указывает на существование представл. о богах как о сородичах, очевидно, первопредках. Нек-рые боги мыслились как основатели и владыки определен. городов, о чем свидет., напр., ряд топонимов: Иерихон - город Йариха, Сидон (Цидон) - Цида, Иерусалим (Йерушалем) - «построенный Шалиммом».

Большое место в З. м. занимали календарные мифы; важную роль играл культ богов плодородия; были распростр. сюжеты о смене поколений богов, борьбе богов за престол, сил добрых с силами зла. На раннем этапе верхов. божест-вом, очевидно повсеместно, счит. Илу (в более позднем произношении Ил, Эл и др.). Библ. повествования о соотворении мира словом Элохима восходят, несомненно, к палестинским доиудаистич. представлениям об Илу. Супруга Илу - Асират (в позднейшем произношении Ашера), праматерь и владычица богов. В угаритском списке богов Илу предшествует «Илу отцовский», возможно, отец первого, свергнутый им (позднее, в др. местностях, отцом Илу считался Баалшамем - владыка неба). В угаритских мифах власть над миром и богами фактич. переходит от Илу (при сохран. им положения верхов. бога) к богам младш. поколения. Их борьба за власть - одна из основных кол-лизий в этих мифах. Гл. претенденту на власть умирающ. и воскресающ. богу бури и плодородия Балу, олицетвор. доброе начало, посвящен важнейший угаритский миф. цикл. С помощью сестры и возлюбленной - девы-воительницы Анат он борется со своими основными врагами - богом смерти и подзем. мира Муту (позднее Мот) и богом водной стихии Йамму. В борьбе с Муту (возможно, также наделен. плодоносящей силой) Балу гибнет, но Анат убивает Муту, и Балу воскресает. Конфликт между Балу и Муту постоянно возобновляется. В Угарите противником Балу явл. также бог плодородия Астар (олицетвор. планеты Венера), к-рому Илу пытается передать власть после гибели Балу. Очевидно, победив всех своих врагов, Балу становится фактич. властелином вселенной. Особый интерес угаритской традиции к этому персонажу объясняется, по-видимому, тем, что он был богом-покровителем Угарита.

В Угарите регулярно устраив. храмовое действо, инсце-нирующее миф (также связан. с культом плодородия) о рожд. от свящ. брака Илу богов вечерней и утренней зари Шахару и Шалимму, в результате к-рого пробуждаются силы природы.

Известны угаритские мифоэпич. предания об Акхате и о Каратау, в к-рых участвуют как боги, так и люди.

Циклы мифов, группировавш. вокруг местного бога-покровителя, к-рые составляли локальную храмовую традицию, имелись и в др. обществах переднеазиат. Средиземноморья. В храме Берита хранились записи мифов, посвящ. богу-покровителю этого города Йево (Йахве). Из миф. цикла, посвящ. этому богу, выросла библ. сакральная традиция.

По егип. источ., отражающим, очевидно, палестинско-ханаанейские миф. представления, известно повествование о Горе (видимо, соотв. зап.-семит. Астару), запечатавшем лоно Анат и Астарты, о Сете (Балу), снявшем печать, о том, как они были отданы Сету в жены богом солнца Ра (зап.-семит. Шамшу?), о свящ. соитии Сета и Анат. В др. мифе рассказыв. о том, как Йамму требовал для себя выс-шей власти среди богов и как Сет победил его.

В хеттских памятниках, пересказывающих ханаанейские мифы Сев. Сирии, рассказыв. об Асират (Ашерту), пытавш. соблазнить Балу (Баала); выполнив ее желания по приказанию Илу (Элькунирши), он унизил ее; между Асират и Балу начинается вражда. Сев.-сирийские мифы о смене поколений богов, их борьбе за престол имеют параллели в хурритской миф.; здесь, очевидно, имели место взаимовлияния.

С 1-го тыс. до н.э. на первый план выдвигаются культы местных богов. В Финикии широко почитался гл. бог г. Тир, покровитель мореплавания и колонизации Мелькарт, отожд. греками с Гераклом; он, очевидно, также явл. умирающим и воскресающим богом. Большое значение в греко-рим. мире приобрел финикийский умирающий и воскресающий бог Адонис, к-рый, согл. реконструиров. мифу, гибнет от руки Астара (Арес), ревновавш. полюбившую Адониса Астарту (Афродита). В Берите бытовал миф о безуспешных попытках Адониса стать супругом девы - владычицы этого города; его соперником и победителем был бог моря (Йамму?). Из др. финикийских богов Адонису типологич. близок Эшмун.

Еще в доэллинистич. время в Финикии предпринимались попытки систематизации мифов и создания своего рода свящ. писания. Наиболее значит. из таких соч. традиция связывает с им. Санхонйатона, жившего, согл. преданию, в Берите (по др. версиям - в Тире) во 2-й пол. 2-го тыс. до н.э. Материалы, автором к-рых считался Санхонйатон, дошли в изложении грекоязыч. писателя кон. 1 - нач. 2 вв. н.э. Филона Библского; фрагменты из его соч. известны в цитатах, использов. рим. историком церк-ви кон. 3 - нач. 4 вв. Евсевием Кесарийским («Об евангельском приготовлении»). Согл. Филону, Санхонйатон использовал храмовую традицию Берита (по материалам Гиеромбала - жреца в храме Йево) и, в частн., изучил: «письмена аммунеев», возможно - свящ. книги, приписывавш. богу мудрости Таавту. У Филона финикийская миф. традиция подверглась обработке в духе вульгализиров. идей греч. философии о первоэлементах мироздания и его развитии. Согл. космогонич. схеме Санхонйатона - Филона, первоэлементами были воздух и хаос, от к-рых произошли ветер и желание, породившие Мота - смерть и одновременно жизненная сила, - к-рый имел облик ила. Он породил все остальные элементы мироздания.

В результате вселенской катастрофы - пожара (самостоят. финикийский сюжет, усвоенный стоицизмом) возник космос и появились живые существа. От ветра - Колпия и его супруги Баау родились Айон («вечность») и Протогон («перворожденный»); их детьми были Генос и Генея (порождающие существа), к-рые поклонялись солнцу - владыке неба (Баалшамем?).

Среди их потомков выделяются свет, огонь и пламя (Рашап?), открывшие людям способ добывать и употреблять огонь. От них происходят гиганты, один из к-рых, Ипсураний, научился строить хижины. Его потомками были изобретатели охоты, рыбной ловли и земледелия.

Богами были Элиун, или Эльон («всевышний»); он погиб, растерз. диким зверем), и Берут («союз»); возможно, по-кровительница Берита и (или) к.-л. племенного союза). От них произошли Уран - небо и Гея - земля, очевидно, первонач. Баалшамем и, может быть, Арцай ("ars, «земля»; известна по угаритским мифам как дочь Балу), От Урана родились Эл (Илу) Кронос, Бетэль, Дагон, Атлас, Зевс Демарунт, чьим сыном был Мелькарт, и др. божества. Эл восстал против Урана и победил его; от Эла рожд. новое поколение богов.

Филон приводит также излож. Санхонйатоном миф о том, как Кронос (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына; этот миф известен и по изложению греч. философа Порфирия (кон. 3 - нач. 4 вв.); очевидно, он обосновывал обычай человеч. жертвоприношений.

Др. космогонич. схему традиция приписывает финикийцу Моху (2-е тыс. до н.э.), соч. к-рого известны по изложению греч. философа 6 в. н.э. Дамаския («О первых принципах»). Согл. этой схеме, первоэлементами были эфир и воздух, породившие Улом («вечность»), от к-рого произошел Хусор (первонач. Кусар-и-Хусас) - устроитель космоса. Из половин расколовш. мирового яйца (возможно, оно было расколото Хусором) возникли небо и земля.

В эллинистич. эпоху финикийские боги были отожд. с греч.; древ. традиции сохран. лишь в храмах и ученой среде.

В Карфагене (финикийская колония в Сев. Африке) среди зап.-семит. богов особо почитались бог солнца и плодородия Баал-Хаммон, отожд. римлянами с Сатурном, и его спутница Тиннит, отожд. с Юноной. С ее культом, очевидно, слился культ Дидоны, основательницы Карфагена. Имело место и почитание др. зап.-семит. богов, в частн., Астарты; рано получили распростр. культы греч. богов.

В Сирии с кон. 2-го тыс. до н.э. устанавливается господство арамейских племен; местное население усвоило арамей-ский яз. (не отличавш. существенно от ханаанейско-аморейских яз.) как язык письменности. Это привело к контаминации и синтезу культур; сирийская миф. приобрела смешан. ханаанейско-арамейский хар-р. Особое распростр. получили культы Бела, Хаддада (восходящих к Баал-Хаддаду), Баалшамина (Баалшамема), к-рый быстро занял положение верхов. бога. Широко почитался Мелькарт, его культ засвидет., в частн., в Дамаске (в 1 - 2 пол. 1-го тыс. до н.э.). По-видимому, тогда же начинает складываться приобретший большое значение в эпоху эллинизма оргиастич. культ богини Атаргатис (описанный в трактате Лукиана «О сирийской богине»), супруги Хаддада, в к-рой слились черты Астарты и Анат.

В эллинистич. время сирийские божества, отожд. с греч. и приобретшие греч. черты, во многом сохраняли первонач. хар-р. Их почитание распростр. далеко за пределы Сирии, а при рим. императорах - по всему средизем-номорск. миру. На фоне разочарования греков и италиков в собств. офиц. мифологии притягательную силу сирийским культам придавала присущая им таинств. обрядность, связанная со стремлением к постижению потусторон. мистич. сил, «правящих» миром, а также оргиастич. хар-р многих из этих культов. Наибольшее значение приобрело почитание Зевса Гелиополитанского (местный вариант Баалшамина; культовый центр - Гелиополь), Атаргатис, Элагабала, оргиастич. культ к-рого в период правл. рим. имп. Элагабала, пытавш. возвести Элагабала в «ранг» верхов. божества гос. пантеона, стал важнейшим элементом рим. офиц. религии.

Широкое распростр. (также и за пределами Сирии) получил культ Юпитера Долихенского (Баалшамина; культовый центр - поселение Долихе в Коммагене) с хар-рными для него мистериями и квазицерковной организацией. Значит. роль играл бог счастья и удачи Гад, выступавший как местный бог-покровитель и отожд. с греч. Тиха.

Одним из важнейших сакральных центров эллинистич.-рим. Сирии были Гелиополь с культами Зевса, Геи, Афродиты-Атаргатис и Гермеса (возможно, соотв. Малакбелу). Вероятно, к местной традиции относится миф о том, что в глубокой древности изображ. Зевса Гелиополитанского было доставлено из Египта и в конце концов водворено в Гелиополе. Очевидно, имели место попытки придать культу Зевса Гелиополитанского монотеистич. черты.

В пантеоне Пальмиры наиболее заметную роль играли две параллельные друг другу триады богов: Бел (верхов. бог, владыка мира), Йарихбол («гонец Бола», т.е. Бела; бог солнца), Аглибол (бог луны) и Баалшамин (глава триады), Малакбел («посланец Бела»; бог солнца, параллельный, а возможно, тожд. Йарихболу), Аглибол. Судя по эпитетам Баалшамина («великий и милосердный», «добрый и воз-дающий»), вокруг его культа в 1 - 3 вв. складывалось религ.-этич. учение. Место Баалшамина или Бела в триадах мог занимать бог, именовавш. «Тот, чье имя благословенно в вечности» (его имя было запретным, и нам неизвестно), культ к-рого широко распростр. в Пальмире во 2 - 3 вв. и также представлял собой религ.-этич. учение (он, очевидно, генетич. связан с культом Баалшамина). Возможно, что эти триады были тожд. друг другу и явл. фактич. одной триадой или имели тенденцию к слиянию. В Пальмире были широко распростр. также культы др. общесирийских, вавилонских и др.-араб. богов. Атаргатис почиталась как богиня - покровительница города и была отожд. с Тиха.

Обострение соц. противоречий привело к распростр. в Сирии религ.-этич. учений. Наряду с упомянутыми, весьма популярными были митраизм, манихейство, христианство и др. В 3 - 4 вв. в Сирии, Финикии и ее колониях в Сев. Африке утвердилось христианство. Это привело к постепен. исчезновению язычества, к-рое, однако, долго сопротивлялось; поклонение Баалшамину, напр., было засвидет. в Эдессе еще в 5 в., а в 12 в.

Вениамин Тудельский видел в финикийских городах изображения древ. богов.

В Палестине с 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. в рамках иудейско-израил. общества началось формирование иудаизма, основан. на монотеистич. культе Яхве, но еще в эпоху эллинизма в палестинском г. Йамния имело место поклонение Гераклу (Мелькарту) и Хорону.

В начало словаря