Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭАК

ЭАК (греч. Αιακός Aiakos)

в греческой мифологии основатель рода Эакидов, сын Зевса и Эгины. Согласно одной из легенд, Э. строил вместе с Посейдоном и Аполлоном троянские стены. После окончания работы на стену выползли змеи, и одна из них пробралась в город через участок, выстроенный Э. Жрецы истолковали это событие как указание на то, что потомки Э. овладеют Троей.

ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (EVANS)

ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (EVANS) (1851 - 1941)

английский археолог, открывший в Кносе на о. Крит остатки большого дворца, известного по мифам как «лабиринт». Найденные предметы дали Э. возможность исследовать древнейшую в Европе критскую культуру; он расшифровал большую часть знаков линейного письма Б. Свои наблюдения и исследования Э. обобщил в фундаментальном труде «Дворец Миноса в Кносе» (Лондон. Т.1-5. 1921 - 1936), где он систематизировал все находки на Крите и дал периодизацию критской культуры, назвав ее по имени легендарного царя Миноса минойской: раннеминойский период (3000 - 2200 до н.э.), среднеминойский период (2200 - 1600 до н.э.) и позднеминойский период (1600 - 1200 до н.э.). Этой периодизацией пользуется и совр. историческая наука.

Evans J. Scripta Minoa. V.1-2. Oxf., 1909-1952; Evans J. The palace of Minos. V.1-5. London, 1921-1936; Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 42-51.

ЭВКЛИД (ЕВКЛИД)

ЭВКЛИД (ЕВКЛИД) (греч. Ευκλείδης Eukleides).

1. Афинский архонт 403/402 г. до н.э, при котором афиняне официально приняли ионийский алфавит из 24 букв.

2. Э. из Мегары (450 - 380 до н.э.) - ученик Сократа и его последователь.

3. Э. из Александрии (ок. 365 - 300 до н.э.) - греческий математик, автор первого теоретического трактата по математике «Начала» (лат. «Элементы»), содержащего изложение планиметрии, стереометрии и теории чисел.

ЭВМЕНИДЫ

ЭВМЕНИДЫ - см. Эринии.

ЭВМОЛП

ЭВМОЛП (греч. Eumolpos)

в греческой мифологии жрец Деметры, родоначальник Эвмолпидов, потомственных жрецов в Элевсине.

ЭВНОМИЯ

ЭВНОМИЯ - см. Эйрена.

ЭВПАТРИДЫ

ЭВПАТРИДЫ - , Евпатриды

(греч. eupatrides)

афинская родовая аристократия, богатые землевладельцы. Из среды э. ежегодно избирали коллегию архонтов. Э. образовали высший государственный орган - ареопаг. Реформа Солона 594 г. до н.э. уменьшила влияние э. в Аттике, еще больше ограничил их власть Клисфен.

ЭВРИДИКА

ЭВРИДИКА - см. Орфей.

ЭВРИСФЕЙ

ЭВРИСФЕЙ - см. Геракл.

ЭВТЕРПА

ЭВТЕРПА - см. Музы.

ЭГЕЙ

ЭГЕЙ (греч. Aigeus)

один из первых афинских царей. Согласно легенде, он имел от дочери трезенского царя Этры (Эфры) сына Тесея. Тесей отправился вместе с афинскими юношами и девушками на Крит, убил чудовище Минотавра, но, возвращаясь домой, забыл в спешке сменить черные паруса на белые, как они с отцом условились в случае победы Тесея. Увидев черные паруса, Э. от отчаяния бросился в море, которое с тех пор стали называть Эгейским.

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА - условное название греческой цивилизации в Эгейском бассейне (другое название - крито-микенская культура). Э.к. возникла и развивалась на протяжении XXX - XII вв. до н.э. Выделяют три географических региона э.к.: элладский (материковая часть Эллады, т.е. Балканская Греция), кикладский (острова Эгейского архипелага) и минойский (о-в Крит).

Культура материковой Греции возникла на основе местной неолитической культуры; на островах же вост. части Эгеиды преобладала троянская культура. Ок. 2300 г. до н.э. Пелопоннес и северо-зап. Анатолия пережили нашествие врагов, под влиянием которых изменилась материальная культура материковой Эллады, Трои и некоторых эгейских островов. На Крите в это же время продолжала развиваться минойская культура.

Эгейский мир в целом был в тесных контактах с древнейшими цивилизациями Востока. Глубокие связи в области экономического и культурного развития с Эгеидой обнаруживают древняя Анатолия и Месопотамия, Египет и Фракия.

Периодом самой большой консолидации э.к. был бронзовый век (1-я пол. II тыс. до н.э.). Вторжение на материковую Элладу новых племен (XVI в. до н.э.) стало началом возникновения полисов, а после 1470 г. до н.э., вероятно после извержения вулкана на о-ве Фера (совр. Санторин), на Крите наблюдается упадок культуры. Ее дальнейшее развитие продолжается на материковой Элладе, где известными центрами э.к. становятся Микены, Тиринф, Пилос и др. Гибель э.к. совпала с дорийским нашествием на южную часть Балканского п-ва.

Бартонек А. Златообильные Микены / Пер. с чешск. М., 1991; Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э. М., 1966; Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976; Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. М.; Л., 1957; Полякова Г.Ф. Социально-политическая структура классического общества (по данным линейного письма Б). М., 1978; Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. М., 1972; Троя и Фракия. Каталог выставки. М., 1983.

ЭГЕРИЯ

ЭГЕРИЯ (лат. Egeria)

в римской мифологии лесная нимфа, бывшая советницей царя Нумы Помпилия по вопросам политической и религиозной жизни.

ЭГИНА

ЭГИНА (греч. Aigina).

1. См. Эак.

2. Горный остров в Сароническом заливе между Арголидой и Аттикой. Согласно Аристотелю, на нем проживало ок. 5 тыс. граждан и 470 тыс. рабов. Э. располагала сильным военно-торговым флотом, имела колонии - Кидонию на Крите, Эгинет в Пафлагонии и др. В 457 г. до н.э. вошла в состав Афинского морского союза.

ЭГИСТ (ЭГИСФ)

ЭГИСТ (ЭГИСФ) (греч. Αίγισθος Aigisthos)

в греческой мифологии сын Фиеста (Тиеста) и его дочери Пелопии. Покинутый матерью, Э. был воспитан пастухами. Согласно легенде, он убил царя Микен Атрея и его сына Агамемнона.

ЭДИЛ

ЭДИЛ (лат. edilis)

магистратура, возникшая в Риме в 494 г. до н.э. в период борьбы плебеев с патрициями. Э. были плебейскими и курульными. Плебейские э. выполняли функции помощников народных трибунов, курульные - уполномоченных патрициев, занимаясь судебными делами по важнейшим торговым вопросам. В период Республики э. обеих категорий несли службу по охране порядка в Риме и его окрестностях, контролировали продажу хлеба, организовывали общественные игры, получая от государства определенную сумму денег. Э. пользовались также большой властью и в некоторых других городах Италии. Ю. Цезарь ввел в 44 г. до н.э. должность цереальных э., которые устраивали гладиаторские игры в цирке и раздачу хлеба. Должность э. перестала существовать в IV в. н.э.

ЭДИП

ЭДИП (греч. Oidipus)

в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты. Поскольку Лай получил оракул, что будет убит собственным сыном, то велел его выбросить диким зверям на Кифероне; однако мальчика спасли пастухи и отдали на воспитание коринфскому царю Полибу. Э. стал жертвой рока: убив отца, он стал мужем своей матери. Узнав о невольном преступлении, Э. ослепил себя. Миф об Э. стал основой сюжета трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».

ЭЗОП (ЭСОП)

ЭЗОП (ЭСОП) (греч.Αἴσωπος Aisopos)

(VI в. до н.э.)

греческий баснописец, по преданию, раб из Фракии или Фригии, жил на Самосе. Став свободным, Э. путешествовал по Греции, Вавилону и Египту. Согласно легенде, он был несправедливо осужден жрецами Дельфийского храма на смерть и сброшен со скалы. Сборник басен Э. составил в IV в. до н.э. Деметрий Фалерский. Их сюжеты использовались Федром и Бабрием, а в новое время - Ж. Лафонтеном, И.А. Крыловым и др.

Басни Эзопа / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1968; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 64-66.

ЭЙРЕНА

ЭЙРЕНА (греч. Ειρήνη Eirene).

1. В греческой мифологии богиня мира, дочь Фемиды и Зевса, воспитательница бога Плутоса (в Риме известна под именем Пакс). Вместе со своими сестрами - Дике, богиней справедливости, и Эвномией, богиней законности, - входила в триаду гор - богинь-хранительниц порядка в природе и обществе.

2. Международный комитет по изучению античности, созданный в 1957 г. в Праге. За время существования комитет провел 17 международных научных конференций по наиболее актуальным вопросам античной истории и культуры. Две из них состоялись в СССР: в Ленинграде в 1964 г. и в Ереване в 1976 г. С 1960 г. издавал одноименный научный сборник.

ЭККЛЕСИЯ (ЭККЛЕЗИЯ)

ЭККЛЕСИЯ (ЭККЛЕЗИЯ) (греч. ekklesia).

1. Народное собрание в полисной Греции - верховный гос. орган, которому принадлежала вся законодательная и исполнительная власть. На э. избирались должностные лица, разбирались судебные дела. Э. контролировала исполнительную деятельность должностных лиц. В ряде полисов народное собрание имело свое специфическое наименование: апелла - в Спарте, агора - в Дельфах и городах Фессалии, алия - в Аргосе, Эпидавре и Акраганте. В трудах поздних античных авторов э. - место народного собрания.

2. Название раннехристианских общин.

ЭКСЕКИЙ

ЭКСЕКИЙ (греч. Exekias)

(2-я пол. VI в. до н.э.)

греческий мастер гончарного ремесла и художник, один из наиболее известных афинских мастеров черно-фигурной вазописи. Известны его амфоры с изображениями играющих в кости Ахилла и Аякса, борющегося со львом Геракла, Диониса на корабле, Ахилла в борьбе с Пентесилеей.

Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 90-95.

ЭЛАФЕБОЛИОН

ЭЛАФЕБОЛИОН (греч. elaphebolion)

в афинском календаре весенний месяц, во время которого праздновались Великие Дионисии и происходили соревнования драматургов.

ЭЛЕВСИН

ЭЛЕВСИН (греч. Eleusin)

город в Аттике, в 22 км на запад от Афин; возник на месте неолитического поселения. Во II тыс. до н.э. он был центром одного из ахейских полисов, на протяжении I тыс. до н.э. там проводились Элевсинские мистерии. В 396 г. н.э. Э. был разрушен готами. Раскопки Э., начатые в 1882 г., открыли часть священной дороги, ведущей из Афин в Э., остатки храмов VI - III вв. до н.э. и некрополь.

ЭЛЕВСИНИИ

ЭЛЕВСИНИИ (греч. Eleusinis)

религиозный праздник с мистериями в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине. Вероятно, он возник из сельских празднеств, связанных с культом земледелия (проводился весной и осенью). Участвовать в Э. имели право посвященные греки любого пола, происхождения и социального уровня, кроме рабов и лиц, запятнавших себя нечестивыми поступками. Главной идеей Э. было утверждение веры в бессмертие человека, который, по представлениям древних, после смерти наподобие посеянному злаку давал начало новой жизни.

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ (греч. Eleusinis)

религиозный праздник с мистериями в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине. Вероятно, он возник из сельских празднеств, связанных с культом земледелия (проводился весной и осенью). Участвовать в Э. имели право посвященные греки любого пола, происхождения и социального уровня, кроме рабов и лиц, запятнавших себя нечестивыми поступками. Главной идеей Э. было утверждение веры в бессмертие человека, который, по представлениям древних, после смерти наподобие посеянному злаку давал начало новой жизни.

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ (от греч. elegos - жалобный напев флейты)

жанр стихотворного произведения, выражающего печальное, задумчивое или мечтательное настроение. Э. возникла у греков в VII в. до н.э. из оплакивания усопших; в этом жанре писали Тиртей, Солон, Мимнерм, Каллин, Феогнид, Фокилид, Симонид и др. поэты. Первоначально э. пели или декламировали под аккомпанемент флейты, затем - просто декламировали. Основоположником рим. э. был Галл Гай Корнелий (69 - 26 до н.э.). Темы его э. - любовь, счастье, муки любви. Мастерами рим. э. были Тибулл, Проперций и Овидий.

ЭЛЕКТРА

ЭЛЕКТРА (греч. Elektra)

в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ореста и Ифигении. Э. помогла Оресту отомстить за убитого отца. После того, как Ореста оправдали и он стал царем Микен, Э. вышла замуж за его друга Пилада.

ЭЛИАН, КЛАВДИЙ

ЭЛИАН, КЛАВДИЙ (лат. Claudius Aelianus)

(ок. 170 - 230 н.э.)

римский писатель, писавший по-гречески, представитель «второй софистики»; происходил из италийского г. Пренесте. Предание приписывает Э. пять произведений: «О предвидениях», «О божественных силах» (не сохранилось), «О природе животных», «Пестрые рассказы» и «Письма крестьян». Наибольшую историческую ценность имеет сборник «Пестрые рассказы» (состоит из 14 кн., которые включают в себя ок. 450 рассказов различной формы и содержания, расположенных без системы и хронологии). Глубоко понимая противоречивость жизни, Э. видел свою задачу в том, чтобы указать читателю пути к добродетели, честности и справедливости.

Элиан. Пестрые рассказы / Пер. и посл. С.В. Поляковой. М.; Л., 1964.

ЭЛИДА

ЭЛИДА (греч. Elis)

местность в юго-западной части Пелопоннеса, изобилующая пастбищами и плодородными долинами. В нач. V в. до н.э. здесь возник одноименный город; в другом ее поселении - Олимпии - с VIII в. до н.э. проводились всегреческие игры.

ЭЛЛАНОДИКИ

ЭЛЛАНОДИКИ (греч. hellanodikes)

члены комиссии из 10 граждан Элиды, которые во время проведения Олимпийских игр выполняли функции судей: проверяли атлетов, следили за их тренировками, принимали у них присягу и распределяли награды.

ЭЛЛИНИЗМ

ЭЛЛИНИЗМ - термин, которым определяют период в истории Греции и стран Вост. Средиземноморья с походов А. Македонского (334 - 323 до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 до н.э.). Термин «э.» ввел в научный оборот в 30-х гг. прошлого века немецкий ученый Й.Г. Дройзен. Единой точки зрения на э. в мировой историографии античности не существует. Дройзен понимал э. как распространение греческой (эллинской) культуры среди стран и народов Средиземноморья. Предлагалось также рассматривать э. как этап в истории античного мира (А.Б. Ранович). Но большинство историков следуют концепции К.К. Зельина, который рассматривал э. как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, характеризующееся синтезом греч. и вост. начал, а сам период - как качественно новый этап в развитии рабовладельческих отношений античного мира.

Зельин К.К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // СА. 1955. Вып. 22; Кац А.Л. Дискуссия о проблемах эллинизма // СА. 1955. Вып. 22; Кошеленко Г.А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978; Левек П. Эллинистический мир / Пер. с фр. М., 1989; Павловская А.И. Эллинизм // Советская историческая энциклопедия. Т.16. М., 1976. С. 458-476; Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950; Свенцицкая И.С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963; Тарн В. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. М., 1949; Штаерман Е.М. Эллинизм в Риме // ВДИ. 1994. № 3; Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.

ЭЛЛИНЫ

ЭЛЛИНЫ (греч. Hellenes)

самоназвание греков, распространившееся в античности. Впервые это слово встречается у Гомера, однако по отношению только к одному племени, заселявшему небольшую область в южной Фессалии - Элладу; Аристотель локализует его в Эпире. Согласно мифологии, родоначальником э. был Эллин, сын Девкалиона и Пирры. Впервые термин «э.» как название всех греков встречается у поэта Архилоха (VII в. до н.э.). В период Греко-персидских войн этот термин стал употребляться применительно к материковой Греции, а во времена А. Македонского распространился по всей территории, где обитали греки.

Фукидид считал, что до Троянской войны эта территория не имела названия: до Эллина, сына Девкалиона, подобного имени вообще не существовало. «После же того, как Эллин с сыновьями захватил власть во Фтиотиде, а другие города начали призывать их на помощь, отдельные племена одно за другим уже в силу близкого общения друг с другом мало-помалу стали называться эллинами, но во всеобщее употребление это название вошло лишь недавно. Наилучшее доказательство этому дает Гомер. Ведь Гомер, хотя он жил гораздо позже Троянской войны, нигде не обозначает все племена одним общим именем эллинов и никого так не называет, кроме воинов дружины Ахиллеса из Фтиотиды - они-то и были первыми эллинами. Остальных же Гомер в своих поэмах именует данайцами, аргивянами или ахейцами; не употребляет он и слова «варвары», - очевидно, оттого, что эллины тогда еще не отделились от них и не объединились под одним именем» (История, I, 3).

Язык э. подразделялся на три основных диалекта: эолийский, дорийский и ионийский. На первом диалекте разговаривали жители северо-зап. побережья Малой Азии, о-ва Лесбос, Беотии и Фессалии. Дорийский диалект был распространен среди племен, проживавших на юго-зап. побережье Малой Азии, на Пелопоннесе, о-вах Крите и Родосе, а также в колониях Южной Италии и Сицилии. Ионийский диалект был присущ племенам зап. побережья Малой Азии, Аттики и некоторых островов Эгеиды; из него образовался аттический диалект, ставший литературным языком Эллады.

Олива П. К вопросу о возникновении и развитии эллинской народности в древней Греции // ВДИ. 1954. № 4; Тюменев А.И. К вопросу об этногенезе греческого народа // ВДИ. 1953. № 4; 1954. № 4.

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ (греч. Empedokles)

(ок. 490 - ок. 430 до н.э.)

греческий философ, оратор, врач и политический деятель; сторонник рабовладельческой демократии. С приходом к власти аристократии в его родном г. Акрагант (Сицилия) Э. был изгнан и переселился на Пелопоннес, где и умер (или бросился в кратер Этны). Э. приписывают две поэмы: «О природе» и «Очищение». Основой вещей Э. считал простые элементы - землю, воду, воздух и огонь; из соединений этих элементов образована вселенная.

ЭМПОРИЙ

ЭМПОРИЙ (греч. emporion)

место (или местность), служившее складом для товаров, перевозившихся по морю. На месте э. часто основывались колонии, например в Сев. Причерноморье. Наиболее известный в Элладе э. находился на территории афинского порта Пирей.

Немировский А.И. Греческий эмпорий в этрусском порту // ВДИ. 1982. № 1.

ЭНЕИДА

ЭНЕИДА - см. Вергилий.

ЭНЕЙ

ЭНЕЙ (греч., лат. Aeneas).

1. В античной мифологии сын Анхиза и Афродиты, родственник троянского царя Приама, царь дарданов. По наиболее распространенной версии, Э, покидая горящую Трою, вынес на плечах своего отца Анхиза и вывел сына Аскания (Юла). После долгих странствий корабли Э. причалили к берегам Лация, где правил царь латинов Латин. Получив в жены дочь Латина Лавинию, Э. дал ее имя городу, который заложил на лат. земле. После того как Э. был взят на небо во время сражения с ополчившимися на пришельцев рутулами, его сын Асканий, покинув Лавиний, построил Альбу Лонгу, с которой римская традиция связывала основание Рима, возводя его основателя к потомкам Юла - Юлиям.

Ильинская Л.С. Находки в древнем Лации и их место в понимании традиции об Энее на Западе // ВДИ. 1983. № 3. С. 146-158.

2. Э. Тактик (IV до н.э.) - греческий писатель, автор труда «Об обороне города», излагающего теорию античного военного искусства.

3. Э. из Газы (V в. н.э.) - греческий философ, представитель неоплатонизма, автор трактата «Теоффаст, или О бессмертии души и воскресении тел».

ЭННИЙ, КВИНТ

ЭННИЙ, КВИНТ (лат. Quintus Ennius)

(239 - 169 до н.э.)

один из первых римских поэтов, участник 2-й Пунической войны, автор исторической эпопеи «Анналы», в которой изложил гекзаметром римскую историю от времен Энея до своего времени. Э. писал трагедии в традициях Еврипида; сохранились незначительные фрагменты его сочинений.

История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 80-94.

ЭНОМАЙ

ЭНОМАЙ (греч. Oinomaos)

в греческой мифологии царь Элиды, сын Арея, отец Гипподамии. Обещая руку своей дочери тому, кто победит его в состязаниях на колеснице, всегда побеждал, а своего противника убивал копьем. Его сумел перехитрить Пелопс, подкупив конюха, который не закрепил колесо в колеснице Э., и тот в разгар состязаний разбился.

ЭОЛ

ЭОЛ (греч. Aiolos)

в греческой мифологии сын Посейдона и Меланиппы, властелин ветров; проживал на Эолийских (Липарских) островах с супругой Аретой, шестью сыновьями и столькими же дочерьми. Э. оказал гостеприимство Одиссею, подарив ему мех, наполненный попутными ветрами.

ЭОС

ЭОС (греч. Heos, Eos)

в греческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и титаниды Теи (Феи), сестра Гелиоса и Селены. У римлян аналогичной богиней была Аврора.

ЭПАМИНОНД

ЭПАМИНОНД (греч. Epameinondas)

(ок. 418 - 362 до н.э.)

греческий полководец и политический деятель. После демократического переворота в Фивах в 379 г. Э. возглавил Фиванское государство, возобновив вместе с Пелопидом Беотийский союз. Захватив большую часть Пелопоннеса, Э. дважды побеждал спартанцев: в 371 г. под Левктрами и в 362 г. под Мантинеей, где и погиб. Тактику ведения боя Э. использовали Филипп II и А. Македонский.

ЭПИГРАММА

ЭПИГРАММА (от греч. epigraphe - надпись)

сложившийся в VII - VI вв. до н.э. в Греции жанр небольших, но завершенных по форме и содержанию стихотворений. Первые э. возникли в виде сентенций, надписей на надгробных стелах, алтарях, треножниках. Э. была близка к элегии, у которой она заимствовала стихотворный размер (дистих элегический), стиль и определенную тематику, преимущественно морально-дидактического содержания. Первым известным мастером э. в греческой литературе был Симонид Кеосский, его последователи - Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский, Каллимах, Антипатр Сидонский и др. В I в. до н.э. была составлена первая антология э., которая, дополняясь в I, VII и X вв. н.э., выросла в большой сборник «Палатинская антология» в 16 кн., содержащий ок. 4 тыс. э. В римской литературе жанр э. стал популярным во II - I вв. до н.э., его мастерами были поэты Катулл и Марциал.

Греческая эпиграмма / Сост. и примеч. Ф. Петровского, Ю. Шульца. М., 1960; Чистякова Н.А. Греческая эпиграмма VIII - III вв. до н.э. Л., 1983.

ЭПИГРАФИКА АНТИЧНОСТИ

ЭПИГРАФИКА АНТИЧНОСТИ - специальная историческая дисциплина, изучающая надписи на твердых материалах - камне, металле, керамике, а также предметах домашнего обихода и т.п. Надписи стали собирать и изучать еще в эпоху Возрождения. Как наука, исследующая форму и содержание надписей, их датировку, приемы дешифровки, дающая историко-филологический комментарий и изучающая надписи с точки зрения их исторической ценности, э.а. оформилась в XIX в. Кроме греческих и латинских надписей э.а. изучает тексты линейного письма Б на глиняных табличках сер. и 2-й пол. II тыс. до н.э., найденных на Крите, в Пилосе и в др. центрах Эгеиды, а также этрусские надписи. Их содержанием являются гос. декреты и договоры, тексты законов, списки должностных лиц и атлетов, строительные надписи, проксении, посвящения, надгробные надписи (эпитафии), надписи на постройках, триумфальных арках и т.п., а также надписи на глиняной посуде - граффити и дипинто.

Annee epigraphique. Paris, 1888; Supplementum epigraphicum graecum. Leiden, 1923; Новосадский Н.И. Греческая эпиграфика. 2-е изд. М., 1915; Соломоник Э.И. Древние надписи Крыма. Киев, 1988; Федорова Е.В. Латинская эпиграфика. М., 1969; Федорова Е.В. Введение в латинскую эпиграфику. М., 1982.

ЭПИДАВР

ЭПИДАВР (греч. Epidauros).

1. Город в Арголиде, расположенный недалеко от Микен и Коринфа. Был известен благодаря храму Асклепия, где собирались больные со всей Эллады. В Э. находился один из самых больших в Элладе театров, сохранившийся частично по сей день.

2. Э. Иллирийский - колония Э. на адриатическом побережье Балканского п-ва; была завоевана Филиппом II, а в 229 - 219 гг. до н.э. попала под влияние Рима. Во времена императора Юстиниана в Э. стояла эскадра римского флота. В сер. VI в. н.э. колонию уничтожили варвары. Оставшиеся в живых жители поселились в Раузиуме, названном затем Рагузой (совр. Дубровник). На месте Э. возникло новое поселение Рагуза-Веккиа, переименованное в Цавтат (славянский вариант от лат. civitas - город).

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (греч. Epiktetos)

(ок. 50 - ок. 130 н.э.)

греческий философ-стоик; родился рабом во фригийском г. Гиерополь; попав в Рим, был куплен секретарем Нерона вольноотпущенником Эпафродитом. Став вольноотпущенником, Э. занимался философией. Когда в 94 г. философы по приказу Домициана были высланы из Рима, он удалился в Эпир, где в Никополе открыл философскую школу. Возвратившись в Рим при Траяне, Э. приобрел большую популярность. Его горячим поклонником был Флавий Арриан, застенографировавший и издавший беседы Э.

Эпиктет. Беседы / Пер. Г.А. Тароняна // ВДИ. 1975. № 2-4; 1976. № 1-2.

ЭПИКУР

ЭПИКУР (греч. Epikuros)

(342/341 - 271/270 до н.э.)

знаменитый греческий философ; родился на о-ве Самос в семье сельского учителя; юношей переехал в Афины, затем путешествовал по городам Малой Азии. Окончательно поселившись в Афинах в 307 г., Э. основал школу, известную под названием «Сад Эпикура». Он написал свыше 300 трудов, развивавших атомистическое учение Демокрита, среди них - «О природе», «Об атомах и пустоте», «О богах», «Канон» (все они сохранились лишь частично). Э. объяснял все явления природы ее же внутренними закономерностями, считая мир материальным и состоящим из пустоты и движущихся в ней атомов разной формы и величины. Боги, согласно Э., тоже состоят из атомов и обитают в пространствах между мирами, ведя блаженную жизнь и не вмешиваясь в земные дела.

Свое атомистическое учение Э. использовал для построения этической теории, в первую очередь, чтобы обосновать положение о свободе воли: атомы души так же свободны, как и все другие атомы, и не подчиняются никакому принуждению. Смысл человеческой жизни в удовольствии, но не в узком, а в широком смысле слова: это не только наслаждения, а и свобода от душевных и физических страданий, безмятежность духа. Человек должен освободиться от страха смерти и стремиться к покою и уравновешенному состоянию; однако достигнуть такого состояния можно только обладая добродетелью и мудростью. Все это определяло главные черты этики Э. - индивидуалистичность и созерцательность. Жить в тихом, укромном месте, отказаться от участия в общественной жизни и гос. делах - вот к чему должен, по мысли Э., стремиться человек. Этические взгляды Э. получили широкое распространение в первую очередь благодаря личному примеру философа и деятельности его школы, которую могли посещать даже женщины и дети.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 397-442; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 178-236; Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С. 223-230.

ЭПИМЕТЕЙ

ЭПИМЕТЕЙ (греч. Epimetheus)

в греческой мифологии брат Прометея, неразумный и боязливый человек. Его жена Пандора принесла людям несчастья и беды.

ЭПИР

ЭПИР (греч. Epeiros)

историческая область в северо-западной части Эллады, на побережье Ионического моря; граничила с Фессалией, Иллирией, Этолией и Акарнанией. В Э. жили племена молоссов, хаонов, теспротов и частично греки. Наивысшего экономического и политического развития Э. достиг при царе Пирре. В 168 г. до н.э. Э. заняли римские войска во главе с Эмилием Павлом, разграбили свыше 70 городов и взяли в рабство ок. 150 тыс. жителей. При Августе территория Э. была включена в состав римской провинции Ахайя.

Вершинин Л.Р. Государство молоссов и территориальная консолидация античного Эпира // ВДИ. 1987. № 1; Hammond N.L. Epirus. The geography of the ancient remains, the history and the topography... Oxford, 1967.

ЭПИСТАТ

ЭПИСТАТ (греч. epistates)

в демократических греческих полисах ежедневно избираемый из пританов начальник, который председательствовал в совете (буле) и народном собрании, если они созывались.

ЭПИТОМА

ЭПИТОМА (греч. epitome - отрывок, выдержка)

сокращенное изложение научного или литературного труда. Эпитоматоры - историки, излагающие содержание произведений своих предшественников; такими, напр., в Риме были Юстин, Анней Флор и др.

ЭПОНИМ

ЭПОНИМ (греч. eponymos - дающий имя)

тот, чье имя присваивалось городу, местности, году; города называли именами богов или героев, годы - именами должностных лиц. Э. Афин была богиня Афина, Гераклеи - герой Геракл. В Афинах название года определилось именем первого из девяти архонтов - архонта-э., в Риме - именем консула.

ЭПОС

ЭПОС (греч. epos - слово, рассказ)

в античной литературе поэтический жанр, возникший в эпоху разложения родовых отношений. Греческая литература знала два вида э. - героический (Гомер) и морально-дидактический (Гесиод). Создателями героического э. были аэды и рапсоды. В эллинистической литературе (конец IV - I в. до н.э.) э. представлен творчеством Аполлония Родосского, в римской - Публия Вергилия Марона.

История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М., 1946. С. 73-182; Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. М., 1958; Шталь И.В. Гомеровский эпитет как элемент художественной системы // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 331-365; Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975; Ярхо В.Н. Новые папирусные тексты в области древнегреческого эпоса и элегии // ВДИ. 1983. № 3.

ЭРА НОВАЯ

ЭРА НОВАЯ - распространенная в большинстве стран мира система летосчисления; введена римским монахом Дионисием Малым в VI в. н.э. Дионисий составил новую таблицу пасхальных циклов, предложив ввести летосчисление от «рождения Христа».

Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Пер. с англ. М., 1975. С. 65-72; Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. М., 1981. С. 78-82.

ЭРАРИЙ

ЭРАРИЙ (лат. aerarium, от aes - медь)

государственная казна в Риме, находившаяся в храме Сатурна. В период Республики ее контролировал сенат; э. заведовали квесторы. Август подчинил э. себе, оставив сенату лишь вопросы чеканки и хранения медной монеты.

ЭРАТОСФЕН

ЭРАТОСФЕН (греч. Eratosthenes)

(ок. 276 - 194 до н.э.)

греческий ученый и литератор, основатель физической географии; получил образование в Александрии и Афинах, занимался астрономией, филологией и хронологией. Э. высчитал окружность Земли, а также определил дату Троянской войны (1194-1184 до н.э.).

Глухов А. «География» Эратосфена // 3емля и люди: 1976. М., 1976. С. 272-274.

ЭРГАСТЕРИЙ

ЭРГАСТЕРИЙ (греч. ergasterion - рабочее место)

ремесленная мастерская в полисах Греции, на эллинистическом Востоке, в вост. провинциях Римской империи, а также в Византии, основанная преимущественно на эксплуатации рабского труда. Число рабов в э. было небольшим: от 3 до 10, э. с 30 рабами считался уже значительным производством. В IV в. до н.э. количество рабов в самых крупных из э. могло достигать 100 чел. Вместе с рабами в э. трудились и свободные граждане, включая и собственников мастерских.

ЭРГАСТУЛ

ЭРГАСТУЛ (лат. ergastulum)

в Риме тюрьма для рабов, которая находилась в специально построенном внутри усадьбы здании, глубоко врытом в землю, с узкими, высокорасположенными окнами. В нем запирали на ночь рабов-колодников, работавших в усадьбе. В э. могли содержаться и провинившиеся городские рабы.

ЭРЕБ

ЭРЕБ (греч. Erebos).

1. В греческой мифологии персонификация мрака, сын Хаоса и брат Ночи; от связи Э. и Ночи родились Эфир и День.

2. Аллегорическое название царства мертвых. Согласно некоторым мифам, Э. был разделен на две части: Элизий (поля блаженных) и Тартар.

ЭРИДА

ЭРИДА (греч. Eris)

в греческой мифологии богиня раздора, сестра и спутница Арея. Миф рассказывает, как Э. бросила на стол богов, пировавших на свадьбе Пелея и Фетиды, золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Это послужило причиной спора между Афродитой, Афиной и Герой, которых рассудил сын троянского царя Парис.

ЭРИНИИ (ЭРИННИИ)

ЭРИНИИ (ЭРИННИИ) (от греч. Erinys)

в греческой мифологии богини возмездия, обитавшие в Аиде; э. преследовали убийц и клятвопреступников, считались хранительницами кровных родственных связей. Поскольку покаяние и религиозное очищение могли освободить преступника от преследований э., они в классический период превратились в богинь-благодетельниц - эвменид. В Риме э. соответствовали фурии.

ЭРИХТОНИЙ

ЭРИХТОНИЙ (греч. Erichtonios)

в греческой мифологии пятый афинский царь, сын Гефеста и Геи, воспитанник Афины. Предание приписывает ему установление в Аттике культа Афины, панафинейских празднеств и строительство Эрехтейона, на месте которого в 421 - 406 гг. до н.э. был сооружен новый каменный храм.

ЭРОТ (ЭРОС)

ЭРОТ (ЭРОС) (греч. Eros)

в греческой мифологии бог любви, один из древнейших богов Эллады, постоянный спутник Афродиты, ее сын от Арея или от Гермеса. Золотые стрелы Э. приносили людям и богам любовь. В Риме образ Э. отождествляли с Амуром (лат. amor - любовь), или Купидоном. Поскольку Э. мог развеять печаль, его статуи ставились в качестве надгробных памятников.

ЭСИМНЕТЫ

ЭСИМНЕТЫ (греч. aisymnetes - судья)

по Гомеру, распорядители состязаний. В архаическую эпоху в отдельных полисах Эллады э. назывались должностные лица и судьи, а также лица, стоявшие во главе полиса для регулирования политических конфликтов; таким был, напр., Солон в Афинах.

ЭСКУЛАП

ЭСКУЛАП - см. Асклепий.

ЭСХИЛ

ЭСХИЛ (греч. Aischylos)

(ок. 525 - 456 до н.э.)

греческий драматург, прозванный «отцом трагедии»; происходил из знатного элевсинского рода, принимал участие в Греко-персидских войнах, умер на Сицилии. Э. написал ок. 80 трагедий, из которых сохранилось лишь семь: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея».

Трагедия «Прикованный Прометей» переосмысливает образ древнего тирана: из примитивного обманщика, которым показывает его Гесиод, Прометей у Э. предстает не только образцом героя, которому человечество обязано всеми благами цивилизации, но и носителем глубокого внутреннего трагизма.

Редким образцом трагедии, сюжетом которой послужили не мифы, а современные драматургу события, являются «Персы». Участник Саламинской битвы и свидетель разгрома персов, Э. создал патриотическое произведение, в котором хотел показать величие подвига своих соотечественников и предостеречь врагов от захватнических планов.

«Орестея» - единственная из античных трилогий, сохранившихся полностью. В первой ее части - «Агамемнон» показана трагическая судьба предводителя ахейского войска Агамемнона, погибшего по возвращении из-под Трои от руки своей жены Клитемнестры. Во второй части - «Хоэфоры» (дословно «женщины, приносящие надгробные возлияния») рассказано о мщении сына Агамемнона Ореста, убивающего мать. В «Эвменидах», завершающих трилогию, изображено преследование Ореста эриниями. Творчество Э. не оставалось неизменным.

Даже потому немногому, что сохранилось, можно судить о различиях между его ранними и более поздними трагедиями, когда он испытал влияние Софокла. Если в ранних трагедиях действие развивалось внешне и лишь к концу трагедии, то все три части «Орестеи» дают образец нарастающего драматизма: каждый новый эпизод приближает к трагической развязке.

Творчество Э. оказало заметное влияние на дальнейшее развитие греческой драматургии. Аристофан, напр., поставил Э. на первое место среди знаменитых трагиков, охарактеризовав его как воспитателя греческого народа.

Эсхил. Трагедии / Пер. Вяч. Вс. Иванова, отв. ред. Н.И. Балашов. М., 1989; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 78-107; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 307-341; Лосев А.Ф., Сонкина Г.А. и др. Греческая трагедия. М., 1959. С. 43-102; Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

ЭСХИН

ЭСХИН (греч. Aischines)

(ок. 390 - 314 до н.э.)

греческий оратор и политический деятель Афин, лидер сторонников Македонии. Обвиненный Демосфеном в измене, Э. вынужден был по политическим мотивам удалиться в изгнание. Покинув Афины, он поселился на о-ве Родос и преподавал ораторское искусство. Из творческого наследия Э. сохранились три речи («Против Тимарха», «О предательском посольстве», «Против Ктесифонта») и несколько писем.

Эсхин. Речи / Пер. Э.Д. Фролова, Н.И. Новосадского и Л.М. Глускиной // ВДИ. 1962. № 3-4; Эсхин. Речи // Ораторы Греции / Сост. М. Гаспаров, вступ. ст. В. Боруховича. М., 1985. С. 127-210; История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 289-292.

ЭТРУСКИ

ЭТРУСКИ (лат. Etrusci, Tusci)

народ, заселявший северо-зап. часть Апеннинского п-ва. Происхождение э. не могли с уверенностью объяснить даже в античности. Историк Геродот полагал, что э. (пришли из Малой Азии; его повторили Страбон, Плиний Старший и Тацит; так считает и большинство современных исследователей. Этрусский период в истории Италии охватывает VIII - I вв. до н.э. Археологические и письменные источники свидетельствуют о развитии социальной дифференциации общества э., в том числе о наличии рабства. Собственно Этрурия представляла собой федерацию 12 городов: Цере, Тарквинии, Ветулонии, Рузелл, Популонии, Пизы и др. Во II - I вв. до н.э. в результате распространения э. к северу и югу возникли Северное Двенадцатиградье и Южное Двенадцатиградье. В Этрурии собирали самые высокие урожаи на всем полуострове, города э. снабжали пшеницей даже Рим; из этрусского льна изготавливали ткани для парусов и панцирей, этрусские вина славились во всем Средиземноморье. У э. было развито скотоводство, они достигли высокой техники обработки металлов, в самой Этрурии добывали медь, а на соседнем о-ве Ильве (совр. Эльба) - железо; особенно было развито искусство керамики. Возникшие в Этрурии гладиаторские игры распространились по всей Италии. Римляне заимствовали у э. символы власти, обучились у них строительному делу и ирригации. Одним из феноменов этрусской культуры является их письменность (общее количество надписей - ок. 10 тыс.), которая по сей день окончательно не расшифрована.

Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски / Пер. с чешск. М., 1970; Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж, 1969; Немировский А.И. Этруски: От мифа к истории. М., 1983; Паллотино М. Проблема этрусского языка // Тайны древних письмен: Проблема дешифровки. М., 1976. С. 349-380; Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск, 1980.

ЭФЕБИЯ

ЭФЕБИЯ (от греч. ephebos - юноша)

государственная организация в Афинах и некоторых других греческих полисах, в которую зачислялись 18-летние юноши после внесения их фамилий в список граждан и принесения ими присяги. Срок пребывания в э. был 2 года, но в конце IV в. до н.э. она стала одногодичной и необязательной для всех. Эфебы несли гарнизонную службу, за что получали от полиса 4 обола ежедневно.

ЭФЕС

ЭФЕС (греч. Ephesos)

город в Карии (зап. побережье Малой Азии), основанный в XII в. до н.э. в устье р. Кайстр; благодаря выгодному географическому положению стал важным торговым и религиозным центром Ионии. В Э. находился знаменитый храм Артемиды, который считался одним из семи чудес античного мира (в 356 г. до н.э. его поджег Герострат). Э. - родина философа Гераклита, художников Апеллеса и Паррасия.

ЭФИАЛЬТ

ЭФИАЛЬТ (греч. Ephialtes).

1. Э. из Афин - сын Софронида, вождь радикальной демократии; в 462 г. до н.э. возглавил оппозицию против ареопага; с целью подорвать авторитет ареопага и тем самым уменьшить его политическое влияние он организовал ряд судебных процессов, но в 461 г. был убит.

2. Трахинеец из селения Малис - предатель, проведший персидское войско Ксеркса горной тропой в тыл греков во время битвы при Фермопилах в 480 г. до н.э.

ЭФОР

ЭФОР (греч. Ephoros)

(ок. 405 - 330 до н.э.)

греческий историк из Кимы (Малая Азия), ученик Исократа. Автор обширного труда «Всеобщая история» в 30 кн., целью которого было изложение важнейших событий всего греческого мира от древнейших времен до 40-х гг. IV в. до н.э. (сохранилось 157 фрагментов). «Всеобщая история» пользовалась огромным успехом в древности, с ней постоянно полемизировал Полибий, на нее часто ссылались Диодор и др. историки.

История греческой литературы: В 3 т. Т.2. М., 1955. С. 138-140.

ЭФОРЫ

ЭФОРЫ (греч. ephoroi - наблюдатели)

члены коллегии в Спарте, избираемой ежегодно в составе пяти человек; была высшим контрольным органом полиса. Э. созывали герусию и апеллу, председательствовали на их заседаниях, заведовали гос. казной, организацией войска и судопроизводства.

ЭХЕКРАТ

ЭХЕКРАТ (греч. Echekrates).

1. Э. из Флиунта (IV в. до н.э.) - философ-пифагореец; некоторое время жил в Южной Италии. Платон вложил в его уста рассказ о последних днях жизни Сократа (диалог «Федон»).

2. Э. из Фессалии - полководец египетского царя Птолемея Филопатора; в 217 г. до н.э. победил сирийского царя Антиоха под Рафией в Палестине.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV