Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАРИБДА

ХАРИБДА (греч. Charybdis).

1. В греческой мифологии дочь Посейдона и Геи, превращенная Зевсом в морское чудовище; вместе со Сциллой нападала на корабли, проплывавшие между берегами Сицилии и Италии. Отсюда выражение «попасть между Сциллой и Харибдой» - быть под угрозой с двух сторон, попасть в сложную ситуацию.

2. Опасный водоворот в Мессинском проливе.

ХАРИТЫ

ХАРИТЫ (греч. Χάριτες Charitai)

в греческой мифологии богини плодородия (в архаическую эпоху), затем, в классическую эпоху, - богини красоты, радости и женской привлекательности. Их было три: Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая») и Аглая («сияющая»); они считались дочерьми Зевса и океаниды Эвриномы (или Гелиоса и Эглы). В Риме х. соответствовали грации.

ХАРОН

ХАРОН (греч. Χάρων Charon)

в греческой мифологии сын Эреба и Ночи, старец, перевозчик душ умерших через Ахерон, реку в царстве мертвых. У греков сушествовал обычай класть покойнику в рот мелкую монету, чтобы тот мог расплатиться с Х. Этруски считали Х. демоном смерти.

ХВОСТОВ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ХВОСТОВ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1872 - 1920)

русский историк античности. Кроме многочисленных статей и рецензий его перу принадлежит монография «История восточной торговли греко-римского Египта» (Казань, 1914) и пособие «История Греции» (М., 1902, 2-е изд. 1927). В своих работах и лекционных курсах Х. проводил идею о закономерностях развития человеческого общества, об определенной преемственности, имеющей место в эволюции истории, процесса. Заметное место в отечественной историографии он занял благодаря работам по эллинизму, написанным на основе анализа папирусных и других источников. Своеобразие эллинистического мира ученый видел в расширении торговых связей, в создании предпосылок для определенного экономического единства.

Шофман А.С. Михаил Михайлович Хвостов. Казань, 1979.

ХЕРОНЕЯ

ХЕРОНЕЯ (греч. Chaironeia)

город в Беотии, располагавшийся на скалистом берегу между р. Кефис и г. Турион; родина Плутарха. Х. славилась производством ароматных масел. Около Х. Филипп II победил в 338 г. до н.э. войско греков, положив начало зависимости Эллады; в 85 г. до н.э. Сулла победил Архелая, полководца Митридата. Сохранились остатки города, а также огромная статуя льва, установленная как памятник погибшим в битве с Филиппом II.

ХЕРСОНЕС

ХЕРСОНЕС (греч. Χερσόνησος Chersonesos).

1. Х. Таврический - античная колония, основанная в 422/421 г. до н.э. на юго-западном побережье Крыма (в пределах совр. Севастополя) выходцами из Гераклеи Понтийской (сев. побережье Малой Азии). По сообщению Псевдо-Скилака (Перипла) (IV в. до н.э.) и географа Деметрия Каллатийского (III в. до н.э.), гераклеоты основали Х. вместе с делоссцами. Выбор места поселения (на берегу совр. Карантинной бухты) был продиктован как географическими, так и стратегическими мотивами. Соседями Х. были тавры и скифы. У последних на рубеже V - IV вв. до н.э. начался новый этап развития, завершившийся образованием царства Атея. Скифская знать была заинтересована в посреднической торговле, центром которой стал Х.

В сер. IV в. до н.э. Х. стал развитым демократическим полисом. Город чеканил собственную монету, имел сильную оборонительную систему стен и башен. Основу херсонесской экономики составляли земледелие, виноградарство и рыбный промысел. Его территория охватывала 36 га. В городе были 36 улиц, акрополь, агора, рынок, театр, ряд храмов и гавань. Население города достигало 6-10 тыс. Х. владел большой сельскохозяйственной территорией, в том числе Гераклейским п-вом, на котором находилось свыше 400 земельных участков (клеров), окруженных валами и каменными стенами. Усиление скифов и их стремление выйти к морю привели к столкновению с Х. Город вынужден был укрепить свои оборонительные сооружения, вступить в союз с Боспором. Во II в. до н.э. скифы отобрали у Х. Керкинитиду, Калос и Лимны, уничтожили клеры и мастерские под стенами города. Х. вынужден был обратиться за помощью к Митридату VI Евпатору, а после его гибели - к Риму. С 25 - 24 гг. до н.э. Х. вступил в новый период развития: здесь с небольшими перерывами вплоть до V в. н.э. находился римский гарнизон, а гавань города служила базой для римского флота в Сев. Причерноморье.

Одним из первых руины Х. описал академик Паллас в 1794 г., а первые систематические раскопки провел К. Костюшко-Валюжинич в 1888 - 1907 гг.

Авдеев А.Г. О времени пребывания подразделений V Македонского легиона в Херсонесе // ВДИ. 1993. № 2; Белов Г.Д. Херсонес Таврический. Л., 1948; Золотарев М.И., Буйских А.В. Теменос античного Херсонеса. Опыт архитектурной реконструкции // ВДИ. 1994. № 4; Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках н.э. Харьков, 1981; Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Киев, 1964, 1973; Щеглов А.Н. Северо-западный Крым в античную эпоху. Л., 1978.

2. Х. Фракийский - древнее название Галлипольского п-ва в Эгейском море, который был важным стратегическим и торговым пунктом на пути из Эгейского в Черное море. В VIII - VII вв. до н.э. греки основали на его территории ряд колоний: Кардию, Сест, Элеунт, Лимны и др. В 50-х гг. VI в. до н.э. сюда прибыли афинские колонисты во главе с Мильтиадом. С 493 по 478 г. до н.э. полуостров находился под властью персов; с 468 по 405 г. до н.э. города Х. входили в Афинский морской союз, затем - в Пелопоннесский союз. В 60 - 40-х гг. IV в. до н.э. им владели Афины, а с 338 г. до н.э. - Македония. В 133 г. до н.э. Х. вошел в состав римской провинции Македония.

ХИМЕРА

ХИМЕРА (греч. Χίμαιρα Chimaira)

в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, огнедышащее чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракона. Х. опустошала Ликию и Карию и по воле ликийского царя Иобата была убита Беллерофонтом, который поднялся в воздух на Пегасе. В переносном смысле Х. означает фантазию, неосуществимую мечту.

ХИОС

ХИОС (греч. Χίος Chios)

остров в Эгейском море, вблизи малоазийского побережья; славился высококачественными сортами винограда и фиг, мраморными карьерами и глиной для изготовления керамической посуды; входил в Афинский морской союз. Древнейшими жителями Х. были тирренские пеласги или лелеги, к которым присоединились жители Крита, а также карийцы и эвбейцы; впоследствии островом овладели ионийцы. Его главный город Хиос, имея хорошую гавань, был оживленным торговым центром. Х. - родина Гомера, трагика Иона и историка Феопомпа.

ХИРОН

ХИРОН - см. Кентавры.

ХИТОН

ХИТОН (греч. χιτών chiton)

женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел рукава или рукавные прорехи; в классический период х. обычно носили женщины.

ХЛАМИДА

ХЛАМИДА (греч. χλαμύς chlamys)

верхняя одежда у греков; представляла собой отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя ее фибулой на правом предплечье или же под шеей.

ХОРА

ХОРА - см. Полис.

ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСТВО (от греч. christos - помазанник)

религия, возникшая в I в. до н.э. в восточных провинциях Римской империи. Х. сложилось на основе иудейских радикальных сект и течений (зелотов, эссенов и пр.), ставших промежуточными между иудаизмом и ранним х. Важную роль в формировании учения христиан сыграла греко-римская философия и религия Востока. Х. возникло как религиозный протест угнетенных слоев населения против существующих порядков и против рабовладения в целом. Провозгласив абстрактное равенство всех людей (в виде равенства всех перед богом), х. обещало им спасение от всех бед в потустороннем мире. Успеху христианства способствовало учение о бессмертии души и загробной расплате. Первые общины, признавшие мессией и сыном божьим проповедника из Галилеи Иисуса, появились в Палестине, Эфесе, Смирне, Пергаме, Сардах, а также в Александрии. Все они отличались простотой организации. До нач. II в. н.э. единого вероучения еще не было.

Изменения в христианской идеологии наступили во II - III вв, когда в результате кризиса рабовладельчества в общины христиан стали вступать и богатые люди. В сер. II в. из числа зажиточных христиан избирались (позже назначались) епископы и дьяконы (диаконы), в обязанности которых входил присмотр за общественным имуществом и всеми хозяйственными делами общины. Постепенно из этого демократического института образовался монарший епископат. Церковная организация стала четко делиться на клир (духовенство) и мирян. Тогда же возникло и монашество. Поскольку христианская церковь стала представлять значительную политическую силу в Римской империи, императоры рассматривали ее как возможную соперницу и жестоко преследовали христиан. Гонения на них зафиксированы в годы правления императоров Деция, Валериана и Диоклетиана. Император Константин провозгласил х. разрешенной религией. В 325 г. был созван первый Вселенский собор представителей христианского духовенства в Никее (Никейский собор), на котором был выработан «символ веры» и оформлен союз между властью императора и церковью. Император Феодосий II (2-я пол. VI в.) издал приказ о закрытии всех языческих храмов. Так х. из преследуемой религии превратилось в государственную, освятив те социальные порядки и обычаи, которые вызывали негодование и ненависть у первых христиан.

Аверинцев С.С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758-760; Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954; Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967; Кубланов М.М. Возникновение христианства. М., 1960; Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1960; Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967; Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959; Робертсон А. Происхождение христианства / Пер. с англ. М., 1959; Свенцицкая И.С. От общины к церкви (О формировании христианской церкви). М., 1985.

ХРИСТОС ИИСУС

ХРИСТОС ИИСУС (греч. christos - помазанник)

согласно церковному учению, основатель христианства; по преданию, родился в Вифлееме от «святого духа» у Марии, жены Иосифа Х. был крещен в Иордане Иоанном Крестителем. Вместе со своими 12 учениками - апостолами (Петром, Андреем, Иоанном, Иудой и др.). Х. ходил по Палестине, проповедуя свое учение и творя чудеса; затем он был предан в Иерусалиме Иудой за 30 сребреников и на пасхальной неделе осужден на смерть иудейским синедрионом с молчаливого согласия римского наместника Понтия Пилата. Х. распяли вместе с двумя разбойниками, однако после снятия с креста, согласно легенде, он воскрес по прошествии субботы и вознесся на небо.

Кубланов М.М. Иисус Христос - бог, человек, миф? М., 1964; Немировский А.И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // ВИ. 1990. № 4. С. 112-122; Ренан Э. Жизнь Иисуса. Апостолы. Минск, 1991.

ХРОНОС

ХРОНОС (греч. Χρόνος Chronos)

в греческой мифологии воплощение времени; согласно легенде, родил огонь, воздух и воду, а от этих стихий произошел ряд поколений богов. Иногда Х. отождествляли с Кроном.

Предыдущая страница Следующая страница