Античный мир в терминах, именах и названиях
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБОЛ

ОБОЛ (от греч. obolos - палка, вертел)

греческая мера веса и серебряная монета; приравнивалась к 1/6 драхмы. Вес аттического о. - ок. 0,73 г. Чеканились монеты стоимостью в два о. (диобол), три о. (триобол), четыре о. (тетробол) и т.д. До чеканки монет в Греции о. называли железные прутики; рука взрослого человека могла вместить шесть таких прутиков, что составляло драхму.

Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1979. С. 122-123; Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969.

ОВАЦИЯ

ОВАЦИЯ (лат. ovatio - ликование)

в Древнем Риме т. наз. малый триумф, который устраивался, когда не было повода для проведения большого триумфа. При о. полководец-победитель вступал в Рим пешком или верхом на лошади, а не на триумфальной колеснице; после этого в миртовом венке и в тоге-претексте он в сопровождении сената торжественно шествовал от Марсового поля к Капитолию, где приносил в жертву овцу, а не быка, как это делал триумфатор.

ОВИДИЙ, НАЗОН ПУБЛИЙ

ОВИДИЙ, НАЗОН ПУБЛИЙ (лат. Publius Ovidius Naso)

(43 до н.э. - ок. 18 н.э.)

римский поэт эпохи принципата; родился в г. Сульмона в семье всадника; занимался у известных ораторов Рима, совершил путешествие в Грецию (Афины), Малую Азию и Сицилию. Расцвет его творческой деятельности пришелся на вторую половину правления Октавиана Августа, на т. наз. «золотой век» римской литературы. В 8 г. н.э. О. был сослан по приказу Августа в г. Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря, где и умер.

Из творческого наследия О. сохранились «Любовные элегии», «Героиды» (сборник любовных писем мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным), дидактическая поэма «Наука любви», дополняющий ее отрывок из поэмы «Косметические средства», небольшая дидактическая поэма «Средства от любви», «Фесты», «Метаморфозы», «Скорбные элегии», «Письма из Понта», поэма «Ибис» и фрагменты поэмы о рыболовстве. Вершиной творчества О. считаются «Метаморфозы», основной темой которых являются мифы о превращении богов и людей в растения, животных, камни и созвездия. Ценным источником сведений по истории Причерноморья являются «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

Овидий Назон Публий. Любовные элегии / Пер. и вступ. ст. С. Шервинского. М., 1963; Овидий Назон Публий. Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова. М., 1973; Овидий Назон Публий. Скорбные элегии. Письма с Понта / Изд. подг. М.Л. Гаспаров, С.А. Ошеров. М., 1978; Овидий Назон Публий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С.В. Шервинского. М., 1983; Вулих Н.В. «Тристии» и «Послания с Понта» Овидия как исторический источник // ВДИ. 1974. № 1; Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты и перевод, комментарий. М., 1985; Сергеев А. Открытое небо. Из жизни Овидия. Спб., 1992.

ОДА

ОДА (от греч. ode - песня)

жанр лирической поэзии и музыки, выражающий торжественное, приподнятое настроение. Наиболее известны оды Сапфо, Алкея, Пиндара, Вакхилида, Горация. В средние века о. получила второе рождение.

ОДЕОН

ОДЕОН (от греч. ode - песня)

в Греции строение, подобное театру. Первый о. появился в Афинах при Перикле; он представлял собой куполовидное перекрытие, изготовленное из мачт взятых в плен перс. кораблей. В о. состязались музыканты во время Панафинейских игр, выступали поэты и даже философы, иногда велись судебные заседания. В Риме о. был впервые построен при Домициане.

ОДИССЕЙ

ОДИССЕЙ (греч. Odysseus)

в греческой мифологии басилей о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, один из предводителей греков во время Троянской войны, герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». В Риме О. называли Улиссом.

Возвращаясь домой после Троянской войны, О. переживает множество приключений: он оказывается пленником одноглазого великана Полифема, и только благодаря своей хитрости ему удается избежать смерти; на флот О. нападают великаны-людоеды лестригоны, после чего у него остается только один корабль; затем О. и его уцелевшие спутники проводят год на о. Эя, в плену у волшебницы Кирки; О. посещает подземное царство и у тени умершего прорицателя Тиресия узнает о предстоящих опасностях; наконец, О., привязанный к мачте, испытывает судьбу, слушая пение сладкоголосых сирен, в то время как его спутники, заткнув уши воском, уводят корабль от опасных прибрежных скал. В конце концов, после долгих скитаний, О. возвращается домой и, убив женихов, осаждавших Пенелопу, остается мирно царствовать на Итаке.

ОДИССЕЯ

ОДИССЕЯ (греч. Odysseia)

поэма, одна из вершин греческого героического эпоса, авторство которой приписывают Гомеру; рассказывает о возвращении Одиссея на родину после Троянской войны. «О.» является ценным источником сведений о хозяйстве, общественных отношениях и культуре греков дополисного периода. Она состоит из 24 песен, написанных дактилическим гекзаметром.

Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. М., 1985; Тамм Э. О некоторых особенностях образа Одиссея как трагического героя поэмы Гомера // Ученые зап. Тартуского ун-та. Вып. 626.1982. С. 5-13; Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978.

ОДОАКР

ОДОАКР - см. Герулы.

ОЙКУМЕНА

ОЙКУМЕНА (от греч. oikeo - населяю)

территория земного шара, на которой, по представлению древних греков, жили люди. Впервые описание о. встречается у Гекатея Милетского (VI в. до н.э.), который включал в нее Европу, кроме сев. ее части, Малую и Переднюю Азию, Индию и Сев. Африку.

Дитмар А.Б. Рубежи ойкумены. М., 1971.

ОЙНОХОЯ

ОЙНОХОЯ (от греч. oinos - вино, cheo - лью)

древнегреческий сосуд для вина; представляет собой кувшин яйцевидной формы с одной ручкой и тремя сливами (носиками), из которого одновременно можно было наливать в три чаши. О. изготовлялись из глины и металла.

ОКЕАН

ОКЕАН (греч. okeanos)

в греческой мифологии прародитель всех богов, по Гесиоду - сын Урана и Геи, брат Крона, Гипериона и Реи, муж Тефиды, родившей ему три тысячи сыновей и дочерей - мелких речных и морских богов.

ОКТАВИАН

ОКТАВИАН - см. Август, Октавиан Гай.

ОКТАВИЙ

ОКТАВИЙ - см. Август, Октавиан Гай.

ОЛИГАРХИЯ

ОЛИГАРХИЯ (греч. oligarchia - власть немногих)

форма гос. управления, при которой политическое и экономическое господство осуществляет небольшая группа аристократов. Понятие о. впервые встречается у Аристотеля и Полибия при определении формы гос. строя, которая возникает в результате вырождения аристократии.

ОЛИМП

ОЛИМП (греч. Olympos)

самая высокая гора Эллады в сев. части Фессалии (ок. 2918 м). О. считался священным местом, жилищем олимпийских богов. В Греции было еще несколько гор с таким же названием.

ОЛИМПИАДА

ОЛИМПИАДА (греч. Olympias)

(375 - 316 до н.э.)

дочь эпирского царя Неоптолема, жена Филиппа II Македонского, мать А. Македонского. После смерти сына О. боролась против диадохов Кассандра и Антипатра; по ее приказу убили одного из наследников Александра - Филиппа III. В 316 г. по решению македон. войска она была казнена.

Тимохович Ю.Н. Мать Александра Македонского // Женщины- легенды. Минск, 1993.

ОЛИМПИАДЫ

ОЛИМПИАДЫ (греч. Olympiados)

общегреческие игры в честь Зевса Олимпийского, которые устраивались каждые четыре года в Олимпии, на берегу р. Алфей; они проводились с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э. и начинались 11 гекатомбеона.

В греческой мифологии основателем О.и. считался Геракл Идейский, один из слуг младенца Зевса; но те О.и., которые стали традиционными в историческое время, возводили к Пелопсу, устроившему в честь Зевса Олимпийского состязания, по словам Павсания, «более блестящие, чем кто-либо до него». Именно эти игры, по преданию, и были после долгого перерыва возобновлены царем Элиды Ифитом, который вместе со спартанским царем Ликургом установил их правила и порядок. Спарта и Элида заключили между собой священный союз для проведения этих игр, что стало традицией для всех последующих поколений. Год первых в историческое время О.и., 776 г. до н.э., стал началом греческого летосчисления. Расцвет О.и. относится к V в. до н.э. В это время в их проведении принимали участие все свободные жители городов Эллады, а также греки из колоний. Открытие и закрытие игр сопровождалось религиозными церемониями. В программу праздника входили также театрализованные представления, эстафета с факелом, выступления поэтов, ораторов и музыкантов.

Важнейшим событием О.и. были атлетические соревнования (агоны). Главный их вид - пятиборье - включал в себя бег, борьбу, прыжки, метание диска и копья. С течением времени в программу О.и. включались новые виды соревнований (в Приложении см. табл. «Введение новых видов агонов»). Участвовать в играх имели право только мужчины, обладавшие гражданством какого-либо греческого полиса. Они делились на три возрастные группы - мальчики, юноши и взрослые. Женщины не имели права посещать состязания, хотя рабам это не запрещалось. О.и. не только были школой мужества, силы, ловкости и физической культуры, но и преследовали политическую цель: для греков, которые не имели единого гос. образования, они служили средством объединения.

С покорением Греции Римом значение О.и. было утеряно; неоднократно нарушались сроки их проведения, попирались принципы и правила Олимпии. Победа христианства в Римской империи также не способствовала О.и. в силу их языческой окраски. В 394 г. н.э. император Феодосии I запретил О.и. Только в 1896 г. благодаря французскому педагогу и общественному деятелю Пьеру де Кубертену в Афинах состоялось открытие первых Олимпийских игр современности.

Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Олимпийские игры. Л., 1959; Немировский А.И. Возникновение Олимпийских игр // ВИ. 1980. № 6; Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969; Шанин Ю. Герои античных стадионов. М., 1979.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (греч. Olympiados)

общегреческие игры в честь Зевса Олимпийского, которые устраивались каждые четыре года в Олимпии, на берегу р. Алфей; они проводились с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э. и начинались 11 гекатомбеона.

В греческой мифологии основателем О.и. считался Геракл Идейский, один из слуг младенца Зевса; но те О.и., которые стали традиционными в историческое время, возводили к Пелопсу, устроившему в честь Зевса Олимпийского состязания, по словам Павсания, «более блестящие, чем кто-либо до него». Именно эти игры, по преданию, и были после долгого перерыва возобновлены царем Элиды Ифитом, который вместе со спартанским царем Ликургом установил их правила и порядок. Спарта и Элида заключили между собой священный союз для проведения этих игр, что стало традицией для всех последующих поколений. Год первых в историческое время О.и., 776 г. до н.э., стал началом греческого летосчисления. Расцвет О.и. относится к V в. до н.э. В это время в их проведении принимали участие все свободные жители городов Эллады, а также греки из колоний. Открытие и закрытие игр сопровождалось религиозными церемониями. В программу праздника входили также театрализованные представления, эстафета с факелом, выступления поэтов, ораторов и музыкантов.

Важнейшим событием О.и. были атлетические соревнования (агоны). Главный их вид - пятиборье - включал в себя бег, борьбу, прыжки, метание диска и копья. С течением времени в программу О.и. включались новые виды соревнований (в Приложении см. табл. «Введение новых видов агонов»). Участвовать в играх имели право только мужчины, обладавшие гражданством какого-либо греческого полиса. Они делились на три возрастные группы - мальчики, юноши и взрослые. Женщины не имели права посещать состязания, хотя рабам это не запрещалось. О.и. не только были школой мужества, силы, ловкости и физической культуры, но и преследовали политическую цель: для греков, которые не имели единого гос. образования, они служили средством объединения.

С покорением Греции Римом значение О.и. было утеряно; неоднократно нарушались сроки их проведения, попирались принципы и правила Олимпии. Победа христианства в Римской империи также не способствовала О.и. в силу их языческой окраски. В 394 г. н.э. император Феодосии I запретил О.и. Только в 1896 г. благодаря французскому педагогу и общественному деятелю Пьеру де Кубертену в Афинах состоялось открытие первых Олимпийских игр современности.

Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Олимпийские игры. Л., 1959; Немировский А.И. Возникновение Олимпийских игр // ВИ. 1980. № 6; Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969; Шанин Ю. Герои античных стадионов. М., 1979.

ОЛИМПИЙСКИЙ ПАНТЕОН

ОЛИМПИЙСКИЙ ПАНТЕОН (от греч. pan - все и theos - бог)

в древнегреческой религии 12 главных богов во главе с Зевсом, которые пребывали на горе Олимп. О.п. состоял из шести пар: Зевс и Гера, Посейдон и Деметра, Гермес и Афина, Арес и Афродита, Аполлон и Артемида, Гефест и Гестия. Римляне заимствовали о.п. у греков, однако дали богам новые имена: Юпитер и Юнона, Нептун и Минерва, Марс и Венера, Аполлон и Диана, Вулкан и Веста, Меркурий и Церера. Скульптуры всех 12 богов о.п. работы Фидия были установлены на вост. фризе Парфенона.

Гесиод. Теогония // Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М., 1963; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

ОЛИМПИЯ

ОЛИМПИЯ (греч. Olympia)

греческий город в Элиде, центр культа Зевса и место проведения Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль О. сложился в основном в VII - IV вв. до н.э. Его центром был храм Зевса Олимпийского, построенный в 468 - 456 гг. до н.э., в котором находилась статуя Зевса работы Фидия - одно из семи чудес античного мира.

В связи с запретом в 394 г. н.э. императора Феодосия I проводить Олимпийские игры О. пришла в запустение; в 406 г. Феодосии I приказал стереть О. с лица земли - были разрушены и сожжены храмы, здания, стадион, ипподром и т.п. Вскоре после этого два сильных землетрясения похоронили О. под слоем песка и речного ила.

Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 92-102; Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981.

ОЛЬВИЯ

ОЛЬВИЯ (греч. Olbia)

античная колония в Сев. Причерноморье, недалеко от устьев Днепра (Борисфена) и Южн. Буга (Гипаниса), основана выходцами из Милета (другое название О. - Борисфен). О. сформировалась как демократический полис; ее расцвет приходится на V - IV вв. до н.э. Городу принадлежали земли на двух берегах Бугского лимана с многочисленными поселениями сельского типа. В центре верхней части города находились агора и теменос, в нижней части - порт и ремесленные кварталы. Весь город был обнесен оборонительной стеной. В О. интенсивно развивались ремесла, велась торговля со скифами, которые привозили скот, хлеб, кожу и рабов; из Греции поступали оливковое масло, вина, керамические и металлические изделия, произведения искусства и проч.

В 331 г. до н.э. жители О. вместе со скифами отразили наступление полководца А. Македонского - Зопириона. В III в. до н.э. О. платила дань скифскому царю Сайтафарну, о чем свидетельствует декрет в честь Протогена. Во II в. до н.э. О. стала зависимой от скифского царя Скилура. После разгрома скифов войском Митридата VI Евпатора О. вошла в состав государства последнего. В сер. I в. до н.э. город разрушили геты. Во II в. н.э. в О. стоял римский гарнизон, а в нач. III в. н.э. она была включена в состав римской провинции Нижн. Мёзия. Археологические раскопки О. велись с 1901 г. Б.В. Фармаковским.

Леви Е.И. Ольвия. Город эпохи эллинизма. Л., 1985; Ольвия: теменос и агора. М.; Л., 1964; Славин М. Здесь был город Ольвия. Киев, 1967.

ОМФАЛ

ОМФАЛ (от греч. omphalos - пуп)

священный камень, находившийся в Дельфах в храме Аполлона; считался центром земли.

ОНАГР

ОНАГР - см. Баллиста.

ОПИСТОДОМ

ОПИСТОДОМ (греч. opisthodom)

задняя внутренняя часть храма или здания; зачастую о. служил казнохранилищем.

ОПТИМАТЫ

ОПТИМАТЫ (от лат. optimus - наилучший)

название, применяемое в Риме к сторонникам сената и традиционных (аристократических) форм правления. О. считались консерваторами и стремились сохранить аристократическую республику, основанную на власти немногих. Они противопоставлялись популярам - противникам сенатской республики, выражавшим интересы плебса, провинциалов и всаднического сословия. Наиболее известным из о. был Сулла.

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. М., 1986. С. 45-60.

ОРАКУЛ

ОРАКУЛ - см. Мантика.

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ - архитектурные стили в Греции - дорийский, ионийский и коринфский. Для первого характерными чертами были: колонна, суживающаяся кверху и опирающаяся прямо на стилобат, поверхность ее прорезалась вертикальными желобами (каннелюрами), а верх увенчивала капитель. Наиболее известные храмы дорийского стиля - Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Зевса в Олимпии и Парфенон в Афинах. Колонны ионийского ордера опирались на базу, увенчивали их капители с волютами (завитками). Наиболее известны храмы Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос, Аполлона в Дидимах, Ники и Эрехтейон в Афинах. Коринфский ордер, развившийся на основе ионийского, отличался формой капители: вместо волют колонны украшались букетом листьев южного декоративного растения аканфа. Этот ордер был чрезвычайно популярен в период эллинизма и Римской империи.

Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной архитектуры. М., 1967; Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 58-62.

ОРЕСТ

ОРЕСТ (греч. Orestes)

в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, который отомстил за смерть отца, убив свою мать и ее любовника Эгисфа. За пролитую кровь матери О. подвергся преследованиям со стороны богинь возмездия - эриний.

ОРОЗИЙ, ПАВЕЛ

ОРОЗИЙ, ПАВЕЛ (лат. Orosius Paulus)

(1-я пол. V в. н.э.)

римский историк, писатель и священник, ученик Августина Блаженного. Основное сочинение О. - «История против язычников» - охватывает события с древнейших времен до 417 г. н.э.; цель труда - обличение язычников и еретиков. О. доказывает, что христианство явилось спасением для человечества, а распад и падение Римской империи - расплата за содеянное в прошлом. Периодизацию всемирной истории он проводит по четырем царствам: Вавилонскому, Македонскому, Карфагенскому и Римскому. Труд О. - компиляция многих античных авторов, он представляет большую ценность, так как в нем использованы не дошедшие до нас книги Тита Ливия, Тацита и др.

Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. Lipsae, 1889.

ОРФЕЙ

ОРФЕЙ (греч. Orpheus)

в греческой мифологии фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. После смерти его жены Эвридики от укуса змеи он спустился в подземное царство. Там звуки его кифары покорили Кербера и очаровали Персефону, которая упросила своего супруга Аида выпустить Эвридику к О. Поскольку тот не выполнил условия Аида и оглянулся при выходе из подземного царства, Эвридика исчезла, растворившись в тумане. Разбитый горем, О. погиб от рук менад.

ОРФИЗМ

ОРФИЗМ - древнегреческое религиозное движение, возникшее в VI в. до н.э. в результате реформы культа Диониса. Идеологической основой о. являлись древние гимны, эпические поэмы и философские сочинения, приписываемые Орфею. Сторонники о. - орфики учили, что в людях присутствуют два основополагающих начала - дионисийское и титаническое, доброе и злое. Специально созданный ритуал был призван спасти в человеке дионисийский элемент, в частности, запрещалось есть мясо, яйца и бобы. По представлениям приверженцев о., душа после смерти постепенно очищалась от скверны телесного существования и достигала совершенства. Идеи о. были восприняты пифагореизмом, а через него неоплатонизмом и христианством.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. с англ. М., 1992; Русяева А.С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // ВДИ. 1978. № 1.

ОСКИ

ОСКИ (лат. Osci)

древнейшая италийская народность, обитавшая в историческую эпоху в Кампании; по языку родственна самнитам и умбрам. По преданию, о. совместно с энотрами изгнали в конце II тыс. до н.э. из Италии сикулов и заняли места их поселения. Основанные в Кампании греческие колонии оказали сильное влияние на религию и культуру о.: они приняли письменность греческого образца и включили в свой пантеон греческих богов. Однако вплоть до римского завоевания о. сохраняли свой язык и политические учреждения.

ОСТГОТЫ

ОСТГОТЫ - см. Готы.

ОСТИЯ

ОСТИЯ (лат. Ostia)

торговая гавань и военный порт в устье р. Тибр в 25 км от Рима; основана, согласно преданию, царем Анком Марцием; славилась соляными промыслами. При императоре Траяне О. была реконструирована; после перенесения столицы из Рима в Константинополь порт потерял свое значение.

ОСТРАКИЗМ

ОСТРАКИЗМ (от греч. ostrakon - глиняный черепок)

изгнание граждан голосованием при помощи черепков; введено в Афинах при Клисфене (509 до н.э.) с целью защиты политических устоев демократии. Если против обвиненного в стремлении ниспровергнуть демократию во время голосования собиралось 6 тыс. черепков, он считался осужденным и должен был покинуть Аттику в течение 10 дней. Такое изгнание (преимущественно на 10 лет) не лишало прав гражданства и собственности. Как сообщает Плутарх, Фемистокла подвергли в Афинах о., «чтобы уничтожить его авторитет и выдающееся положение, так афиняне обыкновенно поступали со всеми, могущество которых они считали тягостным для себя и несовместимым с демократическим равенством» (Фемистокл. XXII).

Предыдущая страница Следующая страница