Статьи на букву "О"
ОБОЛ (от греч. obolos - палка, вертел) греческая мера веса и серебряная монета; приравнивалась к 1/6 драхмы. Вес аттического о. - ок. 0,73 г. Чеканились монеты стоимостью в два о. (диобол), три о. (триобол), четыре о. (тетробол) и т.д. До чеканки монет в Греции о. называли железные прутики; рука взрослого человека могла вместить шесть таких прутиков, что составляло драхму. Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1979. С. 122-123; Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969. |
ОВАЦИЯ (лат. ovatio - ликование) в Древнем Риме т. наз. малый триумф, который устраивался, когда не было повода для проведения большого триумфа. При о. полководец-победитель вступал в Рим пешком или верхом на лошади, а не на триумфальной колеснице; после этого в миртовом венке и в тоге-претексте он в сопровождении сената торжественно шествовал от Марсового поля к Капитолию, где приносил в жертву овцу, а не быка, как это делал триумфатор. |
ОВИДИЙ, НАЗОН ПУБЛИЙ (лат. Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) римский поэт эпохи принципата; родился в г. Сульмона в семье всадника; занимался у известных ораторов Рима, совершил путешествие в Грецию (Афины), Малую Азию и Сицилию. Расцвет его творческой деятельности пришелся на вторую половину правления Октавиана Августа, на т. наз. «золотой век» римской литературы. В 8 г. н.э. О. был сослан по приказу Августа в г. Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря, где и умер. Из творческого наследия О. сохранились «Любовные элегии», «Героиды» (сборник любовных писем мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным), дидактическая поэма «Наука любви», дополняющий ее отрывок из поэмы «Косметические средства», небольшая дидактическая поэма «Средства от любви», «Фесты», «Метаморфозы», «Скорбные элегии», «Письма из Понта», поэма «Ибис» и фрагменты поэмы о рыболовстве. Вершиной творчества О. считаются «Метаморфозы», основной темой которых являются мифы о превращении богов и людей в растения, животных, камни и созвездия. Ценным источником сведений по истории Причерноморья являются «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Овидий Назон Публий. Любовные элегии / Пер. и вступ. ст. С. Шервинского. М., 1963; Овидий Назон Публий. Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова. М., 1973; Овидий Назон Публий. Скорбные элегии. Письма с Понта / Изд. подг. М.Л. Гаспаров, С.А. Ошеров. М., 1978; Овидий Назон Публий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С.В. Шервинского. М., 1983; Вулих Н.В. «Тристии» и «Послания с Понта» Овидия как исторический источник // ВДИ. 1974. № 1; Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты и перевод, комментарий. М., 1985; Сергеев А. Открытое небо. Из жизни Овидия. Спб., 1992. |
ОДА (от греч. ode - песня) жанр лирической поэзии и музыки, выражающий торжественное, приподнятое настроение. Наиболее известны оды Сапфо, Алкея, Пиндара, Вакхилида, Горация. В средние века о. получила второе рождение. |
ОДЕОН (от греч. ode - песня) в Греции строение, подобное театру. Первый о. появился в Афинах при Перикле; он представлял собой куполовидное перекрытие, изготовленное из мачт взятых в плен перс. кораблей. В о. состязались музыканты во время Панафинейских игр, выступали поэты и даже философы, иногда велись судебные заседания. В Риме о. был впервые построен при Домициане. |
ОДИССЕЙ (греч. Odysseus) в греческой мифологии басилей о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, один из предводителей греков во время Троянской войны, герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». В Риме О. называли Улиссом. Возвращаясь домой после Троянской войны, О. переживает множество приключений: он оказывается пленником одноглазого великана Полифема, и только благодаря своей хитрости ему удается избежать смерти; на флот О. нападают великаны-людоеды лестригоны, после чего у него остается только один корабль; затем О. и его уцелевшие спутники проводят год на о. Эя, в плену у волшебницы Кирки; О. посещает подземное царство и у тени умершего прорицателя Тиресия узнает о предстоящих опасностях; наконец, О., привязанный к мачте, испытывает судьбу, слушая пение сладкоголосых сирен, в то время как его спутники, заткнув уши воском, уводят корабль от опасных прибрежных скал. В конце концов, после долгих скитаний, О. возвращается домой и, убив женихов, осаждавших Пенелопу, остается мирно царствовать на Итаке. |
ОДИССЕЯ (греч. Odysseia) поэма, одна из вершин греческого героического эпоса, авторство которой приписывают Гомеру; рассказывает о возвращении Одиссея на родину после Троянской войны. «О.» является ценным источником сведений о хозяйстве, общественных отношениях и культуре греков дополисного периода. Она состоит из 24 песен, написанных дактилическим гекзаметром. Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. М., 1985; Тамм Э. О некоторых особенностях образа Одиссея как трагического героя поэмы Гомера // Ученые зап. Тартуского ун-та. Вып. 626.1982. С. 5-13; Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978. |
ОДОАКР - см. Герулы. |
ОЙКУМЕНА (от греч. oikeo - населяю) территория земного шара, на которой, по представлению древних греков, жили люди. Впервые описание о. встречается у Гекатея Милетского (VI в. до н.э.), который включал в нее Европу, кроме сев. ее части, Малую и Переднюю Азию, Индию и Сев. Африку. Дитмар А.Б. Рубежи ойкумены. М., 1971. |
ОЙНОХОЯ (от греч. oinos - вино, cheo - лью) древнегреческий сосуд для вина; представляет собой кувшин яйцевидной формы с одной ручкой и тремя сливами (носиками), из которого одновременно можно было наливать в три чаши. О. изготовлялись из глины и металла. |
ОКЕАН (греч. okeanos) в греческой мифологии прародитель всех богов, по Гесиоду - сын Урана и Геи, брат Крона, Гипериона и Реи, муж Тефиды, родившей ему три тысячи сыновей и дочерей - мелких речных и морских богов. |
ОКТАВИАН - см. Август, Октавиан Гай. |
ОКТАВИЙ - см. Август, Октавиан Гай. |
ОЛИГАРХИЯ (греч. oligarchia - власть немногих) форма гос. управления, при которой политическое и экономическое господство осуществляет небольшая группа аристократов. Понятие о. впервые встречается у Аристотеля и Полибия при определении формы гос. строя, которая возникает в результате вырождения аристократии. |
ОЛИМП (греч. Olympos) самая высокая гора Эллады в сев. части Фессалии (ок. 2918 м). О. считался священным местом, жилищем олимпийских богов. В Греции было еще несколько гор с таким же названием. |
ОЛИМПИАДА (греч. Olympias) (375 - 316 до н.э.) дочь эпирского царя Неоптолема, жена Филиппа II Македонского, мать А. Македонского. После смерти сына О. боролась против диадохов Кассандра и Антипатра; по ее приказу убили одного из наследников Александра - Филиппа III. В 316 г. по решению македон. войска она была казнена. Тимохович Ю.Н. Мать Александра Македонского // Женщины- легенды. Минск, 1993. |
ОЛИМПИАДЫ (греч. Olympiados) общегреческие игры в честь Зевса Олимпийского, которые устраивались каждые четыре года в Олимпии, на берегу р. Алфей; они проводились с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э. и начинались 11 гекатомбеона. В греческой мифологии основателем О.и. считался Геракл Идейский, один из слуг младенца Зевса; но те О.и., которые стали традиционными в историческое время, возводили к Пелопсу, устроившему в честь Зевса Олимпийского состязания, по словам Павсания, «более блестящие, чем кто-либо до него». Именно эти игры, по преданию, и были после долгого перерыва возобновлены царем Элиды Ифитом, который вместе со спартанским царем Ликургом установил их правила и порядок. Спарта и Элида заключили между собой священный союз для проведения этих игр, что стало традицией для всех последующих поколений. Год первых в историческое время О.и., 776 г. до н.э., стал началом греческого летосчисления. Расцвет О.и. относится к V в. до н.э. В это время в их проведении принимали участие все свободные жители городов Эллады, а также греки из колоний. Открытие и закрытие игр сопровождалось религиозными церемониями. В программу праздника входили также театрализованные представления, эстафета с факелом, выступления поэтов, ораторов и музыкантов. Важнейшим событием О.и. были атлетические соревнования (агоны). Главный их вид - пятиборье - включал в себя бег, борьбу, прыжки, метание диска и копья. С течением времени в программу О.и. включались новые виды соревнований (в Приложении см. табл. «Введение новых видов агонов»). Участвовать в играх имели право только мужчины, обладавшие гражданством какого-либо греческого полиса. Они делились на три возрастные группы - мальчики, юноши и взрослые. Женщины не имели права посещать состязания, хотя рабам это не запрещалось. О.и. не только были школой мужества, силы, ловкости и физической культуры, но и преследовали политическую цель: для греков, которые не имели единого гос. образования, они служили средством объединения. С покорением Греции Римом значение О.и. было утеряно; неоднократно нарушались сроки их проведения, попирались принципы и правила Олимпии. Победа христианства в Римской империи также не способствовала О.и. в силу их языческой окраски. В 394 г. н.э. император Феодосии I запретил О.и. Только в 1896 г. благодаря французскому педагогу и общественному деятелю Пьеру де Кубертену в Афинах состоялось открытие первых Олимпийских игр современности. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Олимпийские игры. Л., 1959; Немировский А.И. Возникновение Олимпийских игр // ВИ. 1980. № 6; Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969; Шанин Ю. Герои античных стадионов. М., 1979. |
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (греч. Olympiados) общегреческие игры в честь Зевса Олимпийского, которые устраивались каждые четыре года в Олимпии, на берегу р. Алфей; они проводились с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э. и начинались 11 гекатомбеона. В греческой мифологии основателем О.и. считался Геракл Идейский, один из слуг младенца Зевса; но те О.и., которые стали традиционными в историческое время, возводили к Пелопсу, устроившему в честь Зевса Олимпийского состязания, по словам Павсания, «более блестящие, чем кто-либо до него». Именно эти игры, по преданию, и были после долгого перерыва возобновлены царем Элиды Ифитом, который вместе со спартанским царем Ликургом установил их правила и порядок. Спарта и Элида заключили между собой священный союз для проведения этих игр, что стало традицией для всех последующих поколений. Год первых в историческое время О.и., 776 г. до н.э., стал началом греческого летосчисления. Расцвет О.и. относится к V в. до н.э. В это время в их проведении принимали участие все свободные жители городов Эллады, а также греки из колоний. Открытие и закрытие игр сопровождалось религиозными церемониями. В программу праздника входили также театрализованные представления, эстафета с факелом, выступления поэтов, ораторов и музыкантов. Важнейшим событием О.и. были атлетические соревнования (агоны). Главный их вид - пятиборье - включал в себя бег, борьбу, прыжки, метание диска и копья. С течением времени в программу О.и. включались новые виды соревнований (в Приложении см. табл. «Введение новых видов агонов»). Участвовать в играх имели право только мужчины, обладавшие гражданством какого-либо греческого полиса. Они делились на три возрастные группы - мальчики, юноши и взрослые. Женщины не имели права посещать состязания, хотя рабам это не запрещалось. О.и. не только были школой мужества, силы, ловкости и физической культуры, но и преследовали политическую цель: для греков, которые не имели единого гос. образования, они служили средством объединения. С покорением Греции Римом значение О.и. было утеряно; неоднократно нарушались сроки их проведения, попирались принципы и правила Олимпии. Победа христианства в Римской империи также не способствовала О.и. в силу их языческой окраски. В 394 г. н.э. император Феодосии I запретил О.и. Только в 1896 г. благодаря французскому педагогу и общественному деятелю Пьеру де Кубертену в Афинах состоялось открытие первых Олимпийских игр современности. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Олимпийские игры. Л., 1959; Немировский А.И. Возникновение Олимпийских игр // ВИ. 1980. № 6; Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969; Шанин Ю. Герои античных стадионов. М., 1979. |
ОЛИМПИЙСКИЙ ПАНТЕОН (от греч. pan - все и theos - бог) в древнегреческой религии 12 главных богов во главе с Зевсом, которые пребывали на горе Олимп. О.п. состоял из шести пар: Зевс и Гера, Посейдон и Деметра, Гермес и Афина, Арес и Афродита, Аполлон и Артемида, Гефест и Гестия. Римляне заимствовали о.п. у греков, однако дали богам новые имена: Юпитер и Юнона, Нептун и Минерва, Марс и Венера, Аполлон и Диана, Вулкан и Веста, Меркурий и Церера. Скульптуры всех 12 богов о.п. работы Фидия были установлены на вост. фризе Парфенона. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М., 1963; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. |
ОЛИМПИЯ (греч. Olympia) греческий город в Элиде, центр культа Зевса и место проведения Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль О. сложился в основном в VII - IV вв. до н.э. Его центром был храм Зевса Олимпийского, построенный в 468 - 456 гг. до н.э., в котором находилась статуя Зевса работы Фидия - одно из семи чудес античного мира. В связи с запретом в 394 г. н.э. императора Феодосия I проводить Олимпийские игры О. пришла в запустение; в 406 г. Феодосии I приказал стереть О. с лица земли - были разрушены и сожжены храмы, здания, стадион, ипподром и т.п. Вскоре после этого два сильных землетрясения похоронили О. под слоем песка и речного ила. Немировский А.И. Нить Ариадны: Из истории классической археологии. Воронеж, 1989. С. 92-102; Соколов Г.И. Олимпия. М., 1981. |
ОЛЬВИЯ (греч. Olbia) античная колония в Сев. Причерноморье, недалеко от устьев Днепра (Борисфена) и Южн. Буга (Гипаниса), основана выходцами из Милета (другое название О. - Борисфен). О. сформировалась как демократический полис; ее расцвет приходится на V - IV вв. до н.э. Городу принадлежали земли на двух берегах Бугского лимана с многочисленными поселениями сельского типа. В центре верхней части города находились агора и теменос, в нижней части - порт и ремесленные кварталы. Весь город был обнесен оборонительной стеной. В О. интенсивно развивались ремесла, велась торговля со скифами, которые привозили скот, хлеб, кожу и рабов; из Греции поступали оливковое масло, вина, керамические и металлические изделия, произведения искусства и проч. В 331 г. до н.э. жители О. вместе со скифами отразили наступление полководца А. Македонского - Зопириона. В III в. до н.э. О. платила дань скифскому царю Сайтафарну, о чем свидетельствует декрет в честь Протогена. Во II в. до н.э. О. стала зависимой от скифского царя Скилура. После разгрома скифов войском Митридата VI Евпатора О. вошла в состав государства последнего. В сер. I в. до н.э. город разрушили геты. Во II в. н.э. в О. стоял римский гарнизон, а в нач. III в. н.э. она была включена в состав римской провинции Нижн. Мёзия. Археологические раскопки О. велись с 1901 г. Б.В. Фармаковским. Леви Е.И. Ольвия. Город эпохи эллинизма. Л., 1985; Ольвия: теменос и агора. М.; Л., 1964; Славин М. Здесь был город Ольвия. Киев, 1967. |
ОМФАЛ (от греч. omphalos - пуп) священный камень, находившийся в Дельфах в храме Аполлона; считался центром земли. |
ОНАГР - см. Баллиста. |
ОПИСТОДОМ (греч. opisthodom) задняя внутренняя часть храма или здания; зачастую о. служил казнохранилищем. |
ОПТИМАТЫ (от лат. optimus - наилучший) название, применяемое в Риме к сторонникам сената и традиционных (аристократических) форм правления. О. считались консерваторами и стремились сохранить аристократическую республику, основанную на власти немногих. Они противопоставлялись популярам - противникам сенатской республики, выражавшим интересы плебса, провинциалов и всаднического сословия. Наиболее известным из о. был Сулла. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. М., 1986. С. 45-60. |
ОРАКУЛ - см. Мантика. |
ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ - архитектурные стили в Греции - дорийский, ионийский и коринфский. Для первого характерными чертами были: колонна, суживающаяся кверху и опирающаяся прямо на стилобат, поверхность ее прорезалась вертикальными желобами (каннелюрами), а верх увенчивала капитель. Наиболее известные храмы дорийского стиля - Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Зевса в Олимпии и Парфенон в Афинах. Колонны ионийского ордера опирались на базу, увенчивали их капители с волютами (завитками). Наиболее известны храмы Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос, Аполлона в Дидимах, Ники и Эрехтейон в Афинах. Коринфский ордер, развившийся на основе ионийского, отличался формой капители: вместо волют колонны украшались букетом листьев южного декоративного растения аканфа. Этот ордер был чрезвычайно популярен в период эллинизма и Римской империи. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной архитектуры. М., 1967; Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 58-62. |
ОРЕСТ (греч. Orestes) в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, который отомстил за смерть отца, убив свою мать и ее любовника Эгисфа. За пролитую кровь матери О. подвергся преследованиям со стороны богинь возмездия - эриний. |
ОРОЗИЙ, ПАВЕЛ (лат. Orosius Paulus) (1-я пол. V в. н.э.) римский историк, писатель и священник, ученик Августина Блаженного. Основное сочинение О. - «История против язычников» - охватывает события с древнейших времен до 417 г. н.э.; цель труда - обличение язычников и еретиков. О. доказывает, что христианство явилось спасением для человечества, а распад и падение Римской империи - расплата за содеянное в прошлом. Периодизацию всемирной истории он проводит по четырем царствам: Вавилонскому, Македонскому, Карфагенскому и Римскому. Труд О. - компиляция многих античных авторов, он представляет большую ценность, так как в нем использованы не дошедшие до нас книги Тита Ливия, Тацита и др. Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. Lipsae, 1889. |
ОРФЕЙ (греч. Orpheus) в греческой мифологии фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. После смерти его жены Эвридики от укуса змеи он спустился в подземное царство. Там звуки его кифары покорили Кербера и очаровали Персефону, которая упросила своего супруга Аида выпустить Эвридику к О. Поскольку тот не выполнил условия Аида и оглянулся при выходе из подземного царства, Эвридика исчезла, растворившись в тумане. Разбитый горем, О. погиб от рук менад. |
ОРФИЗМ - древнегреческое религиозное движение, возникшее в VI в. до н.э. в результате реформы культа Диониса. Идеологической основой о. являлись древние гимны, эпические поэмы и философские сочинения, приписываемые Орфею. Сторонники о. - орфики учили, что в людях присутствуют два основополагающих начала - дионисийское и титаническое, доброе и злое. Специально созданный ритуал был призван спасти в человеке дионисийский элемент, в частности, запрещалось есть мясо, яйца и бобы. По представлениям приверженцев о., душа после смерти постепенно очищалась от скверны телесного существования и достигала совершенства. Идеи о. были восприняты пифагореизмом, а через него неоплатонизмом и христианством. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. с англ. М., 1992; Русяева А.С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // ВДИ. 1978. № 1. |
ОСКИ (лат. Osci) древнейшая италийская народность, обитавшая в историческую эпоху в Кампании; по языку родственна самнитам и умбрам. По преданию, о. совместно с энотрами изгнали в конце II тыс. до н.э. из Италии сикулов и заняли места их поселения. Основанные в Кампании греческие колонии оказали сильное влияние на религию и культуру о.: они приняли письменность греческого образца и включили в свой пантеон греческих богов. Однако вплоть до римского завоевания о. сохраняли свой язык и политические учреждения. |
ОСТГОТЫ - см. Готы. |
ОСТИЯ (лат. Ostia) торговая гавань и военный порт в устье р. Тибр в 25 км от Рима; основана, согласно преданию, царем Анком Марцием; славилась соляными промыслами. При императоре Траяне О. была реконструирована; после перенесения столицы из Рима в Константинополь порт потерял свое значение. |
ОСТРАКИЗМ (от греч. ostrakon - глиняный черепок) изгнание граждан голосованием при помощи черепков; введено в Афинах при Клисфене (509 до н.э.) с целью защиты политических устоев демократии. Если против обвиненного в стремлении ниспровергнуть демократию во время голосования собиралось 6 тыс. черепков, он считался осужденным и должен был покинуть Аттику в течение 10 дней. Такое изгнание (преимущественно на 10 лет) не лишало прав гражданства и собственности. Как сообщает Плутарх, Фемистокла подвергли в Афинах о., «чтобы уничтожить его авторитет и выдающееся положение, так афиняне обыкновенно поступали со всеми, могущество которых они считали тягостным для себя и несовместимым с демократическим равенством» (Фемистокл. XXII). |