Словарь древнегреческих имен
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Загрей

Сын Зевса и Персефоны, бог плодородия. Зевс собирался передать Загрею власть над всем миром, но Гера выкрала малыша и отдала титанам на растерзание. Афине удалось выхватить сердце Загрея, которое проглотил Зевс, благодаря чему Семела родила от Зевса этого же младенца.

Зевксид

Зевксид (5-4 вв. до н. э.)

Греческий живописец, которого современники считали непревзойденным. Развил учение Светония о светотени. Особого искусства достигло его мастерство в изображении богов и героев.

Зевксис

Греческий художник конца 5 в. до н. э., родом из Гераклеи на юге Италии, но также работавший в Афинах. Ни одна из его работ не сохранилась, но он пользовался большой славой в античности за тонкое использование приглушенных тонов и верную передачу образов. По преданию, его натюрморт с виноградом клевали птицы. Самой знаменитой его картиной был портрет Елены, написанный для южноитальянского города Кротона. Цицерон и Плиний Старший говорят, что он выбрал пять местных девушек и написал нос одной, рот другой и т. д. (Аналогичная история рассказывалась позже о Рафаэле.) Лежащая за этим теория сводится не к тому, что сумма совершенных частей должна составить совершенное целое, а к утверждению, что художник работает с идеей, с Идеальной Формой (см. Платон). Здесь, таким образом, зародыш теории идеального искусства, который развивается в «геометрического человека» Витрувия, дюреровскую теорию идеально пропорционального человека и неоклассицистскую концепцию облагораживания человеческих форм.

Зевс

Зевс - «Отец богов и людей» у Гомера, с которым римляне идентифицировали своего верховного бога Юпитера. Имя Зевс в разных формах в большинстве индоевропейских языков означает «небо» и в самых ранних его культах связано с вершинами гор и принесением дождя и грозы. Он сохраняет молнию как свой атрибут у Гомера, он становится покровителем царей и их законного авторитета, а также семей, гостей и просителей. Свержение им Кроноса и битва с титанами знаменуют триумф олимпийцев над древними греческими божествами. Зевсу посвящались несколько народных или местных греческих культов, хотя история о том, что он был сыном Кроноса и воспитанником Амалтеи, является критской легендой. Его авторитет основывался на могуществе, а не на морали, поэтому, помимо законных детей на Олимпе (Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Дионис), у него было много других любвей и детей (см. Антиопа, Каллисто, Даная, Ио, Леда, Семела). В классические времена Зевс стал верховным гражданским богом как покровитель закона и справедливости - таковым он выступает в пьесах Эсхила. Его храмы отличались особенным великолепием; например, в храме Зевса в Олимпии высилась огромная статуя из золота и слоновой кости; (работа Фидия), которую видел и описал Павсании: Позже его имя использовалось стоиками как синоним божественного принципа. Из сохранившихся изображений Зевса самое известное - Зевс из Отриколи эпохи эллинизма.

Зенобия

Жена сирийского аристократа, Одената Пальмирского, возглавлявшего собственную армию и римскую с 262 по 267 на Востоке и фактически управлявшего Восточной империей. Это был расцвет Пальмиры - города, построенного в оазисе на торговом пути между Сирией и Вавилоном. После убийства мужа, возможно организованного ею же, Зенобия объявила Пальмирское царство независимым и стала единолично править; она была человеком огромного ума, но неукротимых амбиций. Ее армии опустошали Малую Азию и Египет, пока император Аврелий не выступил против них, провел серию удачных кампаний и осадил Зенобию в Пальмире. После пленения в 272 ее показывали народу в триумфальной процессии Аврелиана, а потом содержали на вилле в Тибуре (ныне Тиволи).

Чосер достоверно рассказывает о ней под именем Сенобии, жены Оденейка, в «Рассказе монаха», почерпнутом им из «Судеб знаменитых мужчин и женщин» Боккаччо (хотя он относит ее к Петрарке). Здесь Зенобия помещена в один ряд с Геркулесом, Александром Великим, Юлием Цезарем и Нероном.

Зенон

Зенон (ок. 336-264 до н. э.)

Греческий философ, основатель стоицизма. Родился в Китионе, на Кипре. Организовал свою философскую школу ок. 300 до н. э.

Разработал основные принципы стоицизма, а именно:

1. Понятие о космосе как о разумном организме.

2. Представление о Зевсе-Логосе, отождествлённом с природой.

3. Неразрывное единство мира за счет огненного дыхания (пневмы).

4. Заимствованное у Гераклита учение о периодическом возникновении и уничтожении миров.

Зенон считал, что цель жизни - полная отрешенность от внешних влияний и абсолютное бесстрашие при подчинении души Логосу. Знамениты парадоксы Зенона, например «Ахиллес и черепаха». Он гласит, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, потому что за то время, когда бегун достигнет ее первоначального положения, черепаха продвинется вперед на какое-то расстояние, и т. д. Интересно, что с позиций здравого смысла, не прибегая к высшей математике, эти парадоксы нельзя разрешить.

Глубокое почтение, которое испытывали к Зенону, можно почувствовать из следующей эпитафии:

Ты, научивший своим быть довольным, отринув богатство,

Тщетно, с бровью седой муж величавый, Зенон.

Мужество мысли открыл ты, провиденье создал ученьем,

Школу свободы открыл, страх из неё удалил...

Зет

В греческой мифологии сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Амфиона. Зет был пастухом, а Амфион чудесно играл на лире. Зет женился на Фиве, в честь которой назвали город. Стены города возвел Амфион. Когда Амфион играл на лире, камни сами укладывались в стены.

Зефир

В греческой мифологии западный ветер, который, как все ветры (см. Борей), первоначально представлялся в виде лошади. В «Илиаде» он - отец чудесных говорящих лошадей Ахилла, которые были свадебным подарком Посейдона Пелиду. Некоторые поэты делают его мужем Ириды (по ассоциации приносящего вместе с дождем и радугу). Предание гласит, что из ревности он изменил траекторию полета диска, в результате убившего мальчика Гиакинфа, любимца Аполлона. В Италии западный ветер обычно мягкий и возвещает весну, так что для римлян Зефир (его латинский двойник - Фавоний) приобретает значение нежного теплого бриза. Он появляется на картинах Боттичелли вдыхающим жизнь во Флору и переносящим по воздуху Венеру Анадиомену на берег.

Зодиакальные знаки

По числу месяцев в году солнечный путь по небу делится на двенадцать частей, и каждой части принадлежит свой знак. Знаки такие:

Овен (апрель) - голубь Венеры,

Телец (май) - треножник Аполлона,

Близнецы (июнь) - черепаха Меркурия,

Рак (июль) - орел Юпитера,

Лев (август) - корзина Деметры, обвитая змеёй,

Дева (сентябрь) - девичья фигура держит два факела, а за ними - шапка Вулкана,

Весы (октябрь) - ребенок держит весы, возле него - волчица Марса,

Скорпион (ноябрь) - собака Дианы,

Стрелец (декабрь) - лампа Весты и ослиная голова,

Козерог (январь) - павлин Юноны,

Водолей (февраль) - дельфин Нептуна,

Рыба (март) - сова Минервы.

Считалось, что боги предпочитают те созвездия, в которых есть их знаки. Современные астрономические представления не совпадают с античными.

Зоил

Первоначально - имя греческого учителя риторики (4 в. до н. э.), ядовито высмеивавшего в своих сочинениях Гомера и его героев; впоследствии - синоним злого и несправедливого критика.

Золотая ветвь

В книге шестой «Энеиды» Вергилия кумекая жрица Сивилла рассказывает Энею, что попасть к царю преисподней и увидеть своего отца он сможет, лишь принеся в дар Прозерпине золотую ветвь. Посвященный Юноне «златокудрый побег» скрывается в густой чаще, в тени глубокой лощины. Сорвать волшебную ветвь может лишь безоружная рука: если нет.- никакая сила не поможет завладеть золотой ветвью. Вергилий сравнивает ее с омелой - священным растением друидов, (кельтских жрецов), используемым при инициациях как символ смерти и воскресения. По преданию, выросшая в окрестностях Рима золотая ветвь связывалась с культом Дианы. Ее должен был сорвать со священного дерева беглый раб. Впоследствии, убив священника, он занимает его место. Эта легенда излагается Сервием (4 в.) в его комментариях к Вергилию.

Следует заметить, что ситуация убийства короля- священника существует в легендах и преданиях различных народов. Дж. Фрэзер дал своему публиковавшемуся с 1890 по 1915 12-томному труду о примитивных религиях и обществах название «Золотая ветвь». Перу английского живописца кон. 18 - нач. 19 в. Тернера принадлежат две большие картины «Эней и Сивилла» и «Золотая ветвь».

Золотое руно

Шкура барана с золотой шерстью, на котором бежали в Колхиду от злой мачехи Фрикс и Гелла. За золотым руном был послан корабль «Арго», и Ясон при помощи волшебницы Медеи забрал его у Ээта и привез в Грецию. Идея золотого руна, то есть шкуры барана с золотыми крупинками, взята, видимо, из старинного способа добычи золота в золотоносных ручьях; при промывке породы над шкурой тяжелые частицы золота оседали в шерсти.

Золотой век

Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, - один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение - между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегреческой мифологии. Его собственная жизнь, полная труда и лишений, пришлась на тревожные, безрадостные времена, названные Гесиодом железным веком. Мирной и идиллической была жизнь в золотой век (см. Аркадия). Бог Кронос справедливо и великодушно правил на небесах; люди оставались вечно молодыми и счастливыми. Гораций, Вергилий в «Георгиках» и Овидий в «Метаморфозах» обращали свои взоры к золотому веку; всю классическую литературу пронизывает ностальгическое отношение к счастливому прошлому. Надежды на изменения к лучшему нашли свое отражение в шестой эклоге Вергилия, навеянной предсказаниями пророчицы Сивиллы, согласно которым мировой круг жизни представляет собой смену периодов, кругов, соотносимых с десятью месяцами и находящихся под покровительством определенных божеств. Ко времени написания эклоги кончался круг Дианы (железный век) и начинался новый круг - Аполлона, в котором ожидалось возвращение золотого века. Эту же тему находим в стихах Шелли:

В мир возвращается великий век,

Приходят золотые годы...

Предыдущая страница Следующая страница