Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАБАКА

Шабака - египетский фараон (тронное имя - Неферкара) (около 716-701 до н.э.), второй представитель XXV (Эфиопской) династии, при котором вновь было достигнуто объединение Египта и Куша под властью одного фараона, начатое его братом и предшественником Пианхи. Обосновался в Мемфисе с целью предотвращения растущей военной угрозы со стороны Ассирии и междоусобной борьбы правителей и отдельной области в дельте Египта: стремился завоевать расположение жречества н местных правителей. Последние два года правил вместе с племянником Шабатакой.

В. Д. Гладкий

ШАГ

Шаг - одна из величин измерения длины. = 81,44 см

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

ШАИ

Шаи - в египетской мифологии бог виноградной лозы. С образом Шаи связаны представления о довольстве, изобилии, богатстве. Имя Шаи часто встречается в добрых пожеланиях. Впоследствии Шаи стал божеством судьбы, определяющим срок человеческой жизни.

В. Д. Гладкий

ШАТИ

Шати - одна из величин измерения массы. 7,5 г

см. Меры массы

В. Д. Гладкий

ШЕМ

Шем - одна из величин измерения длины. = 6,282 км

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

ШЕСЕМТЕТ

Шесемтет - в египетской мифологии богиня-львица. Ее имя происходит от украшавшего ее пояс минерала "шесемт", который был ее атрибутом и, возможно, фетишем. Уже в период Древнего царства была отождествлена с Сехмет. Центр культа Шесемтет - остров Элефантина. она почиталась также в Пунте.

В. Д. Гладкий

ШЕСЕМУ

Шесему - в египетской мифологии бог, покровитель виноделию и изготовлению масла для протираний и бальзамирования. Связан с загробным культом: охранял мумию от повреждений, наказывал грешников. Его атрибут - пресс для виноделия.

В. Д. Гладкий

ШЕСП

Шесп (Ладонь) - одна из величин измерения длины.

В. Д. Гладкий

ШЕШОНК I

Шешонк I - египетский фараон (тронное имя Хеджхеперра) (950-929 до н.э.), основатель ХХII (Ливийской) династии, потомок предводителя ливийских наемников, осевших в Нижнем и Среднем Египте, полностью египтизировавшихся и вошедших в состав египетской знати. Шешонк I совершил поход в ослабевшую после смерти Соломона Иудею и в Израильское царство, где захватил значительную добычу но закрепиться там не смог.

В. Д. Гладкий

ШРИФТЫ

Шрифты - развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисунчатые шрифты), Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный шрифт (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный шрифт. Дальнейшее же развитие критского рисунчатого шрифта, во 2-м тысячелетии до н.э. привело к возникновению линейного шрифта (линейное письмо А), более поздняя форма которого (линейное письмо Б) в 15 - 13 вв. до н.э. встречалось в Кноссе, Пилосе и Микенах. У семитских народов алфавитный шрифт возник довольно рано: из его финикийской ветви образовался греческий алфавит. Образцы (финикийского письма сохранились на камнях, глиняных табличках и папирусах. Греки использовали некоторые его формы в своем шрифте надписей на камне. Впоследствии он мало изменился, однако письмена на вазах 6 в. уже содержат в себе элементы более позднего шрифта, в котором исчезают формы букв, характерные для надписей, сделанных с помощью резца. Этот шрифт в свою очередь явился предшественником древних европейских алфавитов: латинский шрифт оказал сильное воздействие на развитие шрифтов Западной Европы. Развитие греческого шрифта можно проследить начиная с 4 в. до н.э. Папирусы и надписи позволяют выделить курсив, служивший для повседневного употребления, и каллиграфический книжный шрифт. Древнейшие формы каллиграфических шрифтов восходят к т.н. стилю надписей, который представляет собой маюскульное (из заглавных букв) письмо без деления на слова и предложения. В 3 в. до н.э. возникает более элегантное птолемеевское книжное письмо и параллельно с ним птолемеевскпй деловой шрифт, в котором двухлинейная схема уже не применяется. В книжном шрифте 2 в. до н.э. появляется "стиль крестиков", назывался так благодаря обилию в текстах декоративных крестиков (к этому времени, например, относится "розеттский камень"). Более стилизован строгий стиль (2-3 вв. н.э.). из которого возник так называемый библейский стиль (4 в.). Он получил также название "унциальное письмо". К этому виду шрифтов восходил коптский стиль (6- 10 вв.). В конце 8 в. начал развиваться греческий минускульный шрифт, которым с небольшими изменениями пользовались н в средние века. В латинской письменности также на ряду с книжным шрифтом имелся и деловой курсив. Древнейший латинский книжный шрифт - капитальное письмо - произошел от шрифта надписей. В 3 в. возникло унциальное письмо с сильной тенденцией к закругленным формам. В результате смешения унциальных букв с минускульными формами в 4 в. возникло полуунциальное письмо, которое сыграло важную роль в дальнейшем развитии латинского шрифта. Из полууициала и римского курсива вышли так называемые национальные шрифты (ирландско-англосаксонские шрифты, вестготский, меровингский, лангобардский шрифты), ставшие переходным этапом к каролингскому минускулу (около 800). В результате реформы письменности, проведенной Карлом Великим, произведения античных авторов были переписаны единым новым шрифтом, пришедшим на смену трудночитаемым национальным шрифтам, чем и объясняется его большое значение для истории сохранения латинской литературы. Древние маюскульные шрифты использовались при написании заглавий. В 12 в. сформировался готический шрифт с его ломаными формами. В нем также различают собственно книжный шрифт и курсив, имеющий множество разновидностей. В эпоху гуманизма на основе каролингских минускул возник шрифт гуманистов.

В. Д. Гладкий

ШУ

Шу - в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю. Обычно изображается человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Входит в гелиопольскую эннеаду богов, его отец - Атум (Ра-Атум), сестра и жена - Тефнут. Дети Шу: Геб - земля и Нут - небо: их он разъединял подняв Нут наверх, а Геба оставив внизу. Спутник и защитник Атума-Ра. солнечный змееборец. Согласно "Книге мертвых". Шу - один из судей над умершими. В мифе о возвращении Тефнут - солнечного Ока из Нубии Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками заманивают ее в Египет. Последующее вступление Тефнут в брак с Шу предвещает весенний расцвет природы. Отождествлялся с Онурисом.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV