Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

СА

Са - одна из величин измерения площади. 171,28 кв км.

см. Меры площади

В. Д. Гладкий

САИС

Саис - город в Древнем Египте, в западной части дельты, центр 5-го нижнеегипетского нома и культа богини-воительницы Нейт. Возвышение Саиса началось в конце 8 в. до н.э., когда местный правитель Тефнахт пытался организовать коалицию против царя Нубии Пианки. Фараоны XXVI династии сделали Саис столицей Египта. Время их правления (663-525 до н.э.) получило название саисской эпохи. В Саисе находилась высшая медицинская школа (Дом жизни).

В. Д. Гладкий

САИССКИЙ ЕГИПЕТ

Саисский Египет - принятое в науке название времени правления XXVI династии (663-525 до н.э.), когда столицей Древнего Египта был город Саис.

В. Д. Гладкий

САПТАХ

Саптах - Самсес Мернептах Саптах Эхенра Мериамон (1195-1189 гг. до н. э.) - седьмой царь XIX династии, сын фараона Сети II и царицы Тайи, вероятно иностранки, правивший под регентством вдовы Сети II - царицы Таусерт и вельможи сирийского происхождения Баи Рамессухаэмнечеру. По неизвестным причинам во время царствования в титулатуру царя вносились настолько значительные изменения, что первоначально в именах Саптаха видели мена двух разных царей.

- Большинство надписей Саптаха связаны с высокопоставленными чиновниками Нубии и Верхнего Египта, что может указывать на возвращение под власть царя южных провинций - событие колоссальной значимости после нескольких неспокойных десятилетий, когда Нубия - основной источник золота для казны фараонов - была охвачена восстанием. На первом году правления Саптах даже совершает путешествие по своим южным владениям вплоть до Абу-Симбела для того, чтобы назначить нового наместника Нубии.

- Памятники Саптаха немногочисленны. Видимо по инициативе Баи (Саптаху тогда было всего лишь около двенадцати лет) начались работы по сооружению царской гробницы и заупокойного храма. В храме Амады сохранилось уникальное изображение Баи, коленопреклоненного перед картушами Саптаха, в то время как на правой стороне этой же двери показана держащая систр царица Таусерт. Как вельможа крайне тесно приближенный к царю, Баи был удостоен царских почестей: в заупокойном храме Саптаха, от которого сохранились лишь тайники с вещами, заложенными при основании (неизвестно, был ли он достроен до конца или позже намеренно разрушен), Баи была посвящена половина всего сооружения. Кроме того, гробница Баи находилась в Долине царей (KV13) напротив усыпальницы Саптаха.

- Открытая в 1905 году Айртоном, гробница Саптаха в Долине царей (KV47) была расчищена полностью только в 1912 году. В 1922 Говард Картер, исследуя окрестности гробницы, нашел несколько остраконов и других мелких предметов, связанных с захоронением. Судя по находкам, в KV47 были погребены сам Саптах и его мать, царица Тайа. Лишь небольшая часть внутренних помещений была отделана. Сюжеты выполненной на высочайшем уровне декорировки стандартны - крылатые богини Маат на стеблях геральдических растений, Литании Ра, возлежащий на постаменте Анубис, сцены из Амдуат.

- Позже захоронение было разорено, а картуши Саптаха, видимо, по приказу царицы Таусерт стерты со стен и через некоторое время восстановлены царями XX династии. Кости, найденные в саркофаге KV47 составляли более позднее погребение Третьего переходного периода. Мумия, надписанная жрецами времени XXI династии как принадлежащая Саптаху, была найдена в 1898 году в гробнице Аменхотепа II и принадлежала молодому человеку, страдавшему тяжелой формой полиомиелита.

- Вслед за кончиной Саптаха последовали годы гражданской войны и противостояния между «советником» Баи и царицей Таусерт, которая в итоге захватила царский престол.

Библиография В. В. Солкин «Солнце властителей: древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. - М., 2000; В. В. Солкин «К вопросу о кризисе царской власти в Древнем Египте эпохи второй половины XIX династии». // Древний Египет: язык - культура - сознание. - М., 1999, с. 72-89. T. M. Davies et al. «The Tomb of Siptah; the Monkey Tomb and the Gold Tomb». - London, 1908; S. Donadoni «Il viaggio in Nubia di Ramessese Siptah». // Studi Classici e Orientale 6 (1957), 109-111; R. Drenkhahn «Die Elephantine-Stele des Sethnaht und ihr historischer Hintergrund». - Wiesbaden, 1980.

В. В. Солкин

САТИС

Сатис - в египетской мифологии богиня прохладной воды. Дочь Ра, жена Хнума. мать Анукет. Культ Сатис был распространен в районе 1-го порога Нила, па острове Элефантина и в Нубии. В эпоху Среднего царства имела эпитет "владычица Элефантины". Изображалась женщиной с рогами антилопы, в короне Верхнего Египта. Сатис защитница Ра и фараонов: согласно "Текстам пирамид" она очищает умерших. В период Нового царства Сатис приписывали функции богини южной границы и Нубии. Отождествлялась с Сопдет.

В. Д. Гладкий

САХМЕТ

Сахмет - см. Сехмет

СЕБЕК

Себек (Сухос) - в египетской мифологии бог воды и разлива Нила. Согласно "Текстам пирамид", Себек - сын Неит. Его священное животное - крокодил. Он изображался в виде человека. крокодила или человека с головой крокодила. Центр культа Себек относится к периоду правд. XII династии (19 - 18 вв. до н.э.), столица которой находилась вблизи Файюма. Имя Себек входило в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Считалось, что Себек дает изобилие и плодородие. В ряде текстов Себек рассматривался как защитник богов 11 людей (существовало представление, что его свирепость отпугивает силы тьмы), однако нередко выступает как бог, враждебный Ра и Осирису. С развитием религии синкретизма Себек отождествлялся с Ра. Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В поздний период появилась сопутствующая Себек богиня - "великая владычица Себектет".

В. Д. Гладкий

СЕБУИМЕКЕР

Себуимекер - в мифологии Куша (Древней Нубии) бог-демиург. Известен по надписи в храме Мусавварат-эс-Суфры (3 в. до н.э.), рядом с его антропоморфным изображением высечен известный по египетским источникам гимн Осирису. В египетской триаде Исида - Осирис - Гор, очевидно замещал Осириса.

В. Д. Гладкий

СЕКЕНЕНРА

Секененра (Секененра Таа) - последний египетский фараон XVII династии, правил в конце 17 в. - начале 16 в. до н.э. в Фивах. В союзе с Гермополем, Секененра начал и возглавлял освободительную войну Египта против гиксосов. Судя по многочисленным ранам, следы которых сохранились на его мумии, найденной в тайнике Дейр-эль-Бахари. Секененра пал в битве.

В. Д. Гладкий

СЕКЕНЕНРА ТАА

Секененра Таа - см. Секененра

СЕЛКЕТ

Селкет - см. Серкет

СЕМЕРЫ

Семеры - высший ранг в государственной иерархии Древнего Египта, к которому относились лица, особенно близкие к фараону. Семеры выделялись из рядов высшего сословия серов (отсюда выражение "Семер среди серов"). Титул Семера не был связан с какой либо конкретной государственной должностью, но присваивался за особые заслуги царским телохранителям, судьям, а так же номархам, то есть лицам которым фараон особенно доверял.

В. Д. Гладкий

СЕНУС

Сенус - одна из величин измерения длины. = 52,35 м

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

СЕНУСЕРТ

Сенусерт - в Древнем Египте, в правлении XII династии:

1) Сенусерт I - фараон (1970-1939 до н.э.), сын Аменемхета I. Еще будучи наследником и соправителем отца (около 1970 до н.э.), совершил грабительский набег на Ливию с целью угона скота и военнопленных. В дальнейшем проводил завоевательную политику на Юге и освоил территорию Hyбии вплоть до современного Вади-Хальфы (несколько ниже 2-го Нильского порога), организовывал экспедиции в Большой оазис (Харга) Ливийской пустыни и в золотоносную область Аравийской пустыни (на Восточнее от Копта). На Минайском полуострове при Сенусерте I возобновились работы в медных рудниках. Были установлены торговля и дипломатические связи с князьями и племенами, вождями Сирии и Палестины. Сенусерт I стремился усилить централизовать страны, но действовал осторожно, сохраняя богатства и привилегии номархов, оказывавших ему поддержку.

2) Сенусерт III - фараон (1884 - около 1849 до н.э.), Упрочил египетское господство в Нубии и установил прочную границу несколько выше 2-го Нильского порога, где были основаны мощные крепости на западном берегу (у современного Семна) и на восточном берегу (у современного Кумма). Для обеспечения связи с присоединенными территориями был прорыт канал, позволявший кораблям обойти первый порог. Походы совершал еще дальше на Юг, вплоть до 3-го Нильского порога.

В. Д. Гладкий

СЕП

Сеп - см. Сепа

СЕПА

Сепа (Сеп) - в египетской мифологии бог - покровитель умерших. Священное животное Сепа - тысяченожка. Центр его культа - Гелиополь. Сепа отождествлялся с Осирисом.

В. Д. Гладкий

СЕПЕТ

Сепет - древнеегипетское название нома - округа в древнем Египте.

В. Д. Гладкий

СЕРКЕТ

Серкет (Селкет) - в египетской мифологии богиня - покровительница мертвых, дочь Pa. помогающая ему поражать врагов. Особенно почитался в Нижнем Египте. Священное животное Серкет - скорпион. Изображался Серкет в виде женщины со скорпионом на голове часто помещали (вместе с изображением Исиды. Нефтиды и Неит) на саркофагах и ящиках для каноп.

В. Д. Гладкий

СЕТ

Сет (Сетх, Сутех)

Сетх - Бог хаоса и беспорядка, чаще всего изображавшийся в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру. Сет может представать и полностью в форме животного - с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сетха сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000-3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.)

- Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сетха, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сетх считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I).

- Легенды повествуют, что Сетх убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей. Во время нескольких сражений Сетх вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сетха, тем самым лишив его основной части его сущности - Сетх издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

- Сетх никогда не воспринимался египтянами как божество зла. Как бог хаоса и беспорядка, он с одной стороны является силой, противостоящей созданной и упорядоченной вселенной, а с другой выступает в качестве необходимого дополнения к божественному порядку; в египетском мировоззрении идеальным всегда считалось равновесие между двумя противостоящими началами. Хор и Сетх, традиционно противостоящие друг другу, могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи.

- Несмотря на проигранный спор за престол Осириса, Сетх остался повелителем южных областей Египта и «спутником Ра», источником штормов и плохой погоды, силы которой ему подвластны. Вместе с солнечным божеством Сетх участвует в ночном странствии солнечной ладьи через иные пространства, защищает Ра и души усопших от грозного змея Апопа.

- Сетх был глубоко почитаемым божеством с самых отдаленных эпох существования древнеегипетской цивилизации. Его культ процветал как в Нагаде, Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной дельте Нила. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сетха, пролитую в борьбе с Хором. Именно по этому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXII династии процветал оракул бога.

- Имя царя II династии Перибсена выписывалось в традиционном «серехе», увенчанном изображениями не столько традиционного Хора, сколько Сетха; его преемник Хасехемуи помещал над своим именем обоих богов. Во Второй переходный период Сетх был избран объектом почитания гиксосами в их столице Аварисе (совр. Телль эд-Даба); здесь он ассимилировал культ финикийского бога Баала. Сетх особенно почитался Рамессидами - правителями XIX и XX династий, двое из них даже носили в его честь имя Сети. Рамессиды часто ссылались на Сетха, как на владыку воинской доблести, смелости. Один из полков Рамсеса II в битве при Кадеше был также назван в его честь. Некоторые храмовые рельефы показывают Сетха обучающим фараона стрельбе из лука и вообще воинскому искусству. Цари XIX династии чувствовали особую связь с культом бога Сетха, причем это была семейная традиция, восходившая к очень отдаленным временам. Неоднократно высказывались предположения, что предки Рамсеса I каким-то образом связаны с гиксосскими правителями Египта, как известно почитавшими Сетха, или с тем слоем азиатов, которые остались в долине Нила после изгнания гиксосов и были ассимилированы местным населением. Вероятно, введенный при гиксосах культ Сетха, отождествленного с семитским Сутехом, в какой-то мере примирял чужеземцев и коренных египтян.

- Тем не менее, изображения Сетха старались не помешать в царские гробницы, дабы он не нанес вреда душе усопшего царя, и даже иероглиф его имени заменяли изображением амулета Исиды тет.

- От грандиозных храмов Сетха в Пер-Рамсесе и Танисе остались лишь развалины. Вероятно, аллеи к этим храмам украшались не сфинксами, а изображениями сидящего животного Сетха, под подбородком которого стоит фигура правящего царя. Одна такая статуя эпохи XIX династии хранится в собрании египетского музея в Каире. Знаменитое изображение бога сохранилось в скульптурной группе Хора и Сетха, возлагающих короны на фараона Рамсеса III; памятник происходит из заупокойного храма последнего в Мединет Абу (Фивы). В Пер-Рамсесе существовало грандиозное празднество юбилеев «эры Сетха»; стела «400-летия эры Сетха» была воздвигнута здесь Рамсесом II.

- Начиная с Третьего переходного периода (ок. 800 г. до н. э.) отношение к Сетху начинает меняться. Если ранее он воспринимался как противоречивое, амбивалентное божество, то теперь он стал символизировать силы зла. В эту эпоху некоторые его статуи были разбиты или переделаны в изображения других богов; в эпоху Птолемеев особую популярность приобрели мистерии Хора в Эдфу, детально рассказывающие о повержении и уничтожении теперь уже ставшего ненавистным рыжеволосого бога песков пустыни.

- Цвет, ассоциирующийся с Сетхом - рыже-красный, подвластные ему сторона света - юг, растения - салат-латук, дыни и арбузы, часть тела человека - яички. Планета Меркурий Сетх эм уха нечер эм дуаит - «Сетх в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках» считался небесным образом бога Сетха, изображавшимся в виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы в образе стоящего антропоморфного божества.

Библиография Я. Липинская, М. Марициняк «Мифология Древнего Египта». - М., 1983. В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». - М., 2001. H. te Velde «Seth, god of confusion». - Leiden, 1967. S. Quirke «Ancient Egyptian Religion». - London, 1992.

В. В. Солкин

СЕТА

Сета - одна из величин измерения площади. = 2,74 га

см. Меры площади

В. Д. Гладкий

СЕТИ

Сети - египетский фараоны XIX династии:

1) Сети I (1337-1317 до н.э.), второй царь этой династии. Возобновил попытки возвратить утраченные при Аменхотепе IV владения Египта в Сирии и Палестине. Захватил Тир, вел воину и заключил перемирие с хеттами. При Сети I велось широкое строительство: ипостильный зал в Карнаке. Мемнониум в Абидосе. Сети I дал льготы храмам Осириса.

2) Сети II (1214-1209 до н.э.), один из последних царей династии, сын Мернептаха.

В. Д. Гладкий

СЕТХ

Сетх - см. Сет

СЕХМЕТ

Сехмет (Сахмет, Сохмет) - в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца. Священное животное Сехмет - львица. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Центр культа Сехмет - Мемфис, ее почитание было распространено во всем Египте. Сехмет - дочь Ра (его грозное Око), жена Птаха, мать Нефертума. Сехмет уничтожила врагов Ра и Осириса (Сета, Апопа и др.), в мифе о наказании Ра человеческого рода за грехи она истребляла людей. Вместе с Уто и Иехбет. Сехмет охраняла фараона. Находясь рядом с ним во время битвы, она повергает врагов к его ногам. Ее вид наводит ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтожает все. Обладая магической силой. Сехмет может убить человека, напустить па него болезнь. Вместе с тем Сехмет - богиня-целительница. Она покровительствовала врачам, считавшимся жрецами. Сехмет очень рано была отождествлена с Тефнут и Хатор, отождествлялась также с богинями Баст, Уто, Мут и со многими другими богинями-львицами (Менкерот, Мент, Менхит, Шесемтет и др.).

В. Д. Гладкий

СЕШАТ

Сешат - в египетской мифологии богиня письма. Дочь или сестра (жена) Тота. Изображалась женщиной в шкуре пантеры, накинутой поверх рубашки, с семиконечной звездой на голове. Почитание Сешат зародилось в Cаисе, но центром ее культа стал Гермополь. Сешат - глава "дома жизни", т.е. собрания рукописей архива, на листьях дерева "шед" (ее фетиша) она записывала годы жизни и правления фараона, ведает искусством счета (главным образом подсчета военных трофеев, пленных, даров, дани), составлением строительных планов, покровительствовала строительным работам . Поскольку день рождения Сешат праздновали в один день с днем рождения Мафдет. возможно. Сешат считалась ее сестрой-близнецом. Сешат нередко выступала как ипостась Мафдет. Рат-тауи, Нефтиды.

В. Д. Гладкий

СИА

Сиа - в египетской мифологии богиня познания и мудрости. Изображалась ввиде женщины, помещенной справа от Тота. Близко связана с богом Ху - олицетворение божественного слова.

В. Д. Гладкий

СИСТР

Систр - древнеегипетская трещотка, состоящая из скобы, на которую были нанизаны металлические пластинки. Систр использовали при отправлении культа Исиды.

В. Д. Гладкий

СКАЗКИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ

Сказки древнеегипетские - древнейшие из повествований сказок: были широко распространены с глубочайшей древности. Самая ранняя запись относится к 20 в. до н.э. (то есть сказка о потерпевшем кораблекрушение). Сказки были волшебными и мифическими (о двух братьях, об обреченном царевиче Сатни-Хемуасе) историями (о взятии Яффы, где в фантастичной форме воспроизведен эпизод из завоевательных походов Тутмоса III в Азию). Некоторые темы сказок по-видимому, были заимствованы древними греками и другими народами древности и через них вошли в фольклор современных народов.

В. Д. Гладкий

СКАРАБЕЙ

Скарабей - изображение священного жука в Древнем Египте. Вырезанные из камня изображения жука - Скарабея священного служили предметами культа (культ солнца), амулетами и украшениями.

В. Д. Гладкий

СЛОНОВАЯ КОСТЬ

Слоновая кость - собирательный термин, означающий обработанные клыки кабана, бегемота, особенно бивни слона. Ископаемые бивни мамонта, которые высоко ценились со времен Древнего Египта до эпохи Римской империи. Слоновая кость применялась для изготовления статуэток, рельефов, утвари (гребни), украшений, инкрустаций (шкатулки Кипсела), а также для хрисоэлефантинной (из золота и слоновой кости) скульптуры, характерной для античного искусства.

В. Д. Гладкий

СНОФРУ

Снофру - древнеегипетский царь (тронное имя - Небмаат). основатель IV династии (27 в. до н.э.). Правил, согласно Туринскому папирусу, 24 года (по Манефону - 29 лет).

В. Д. Гладкий

СОКАР

Сокар - в египетской мифологии бог плодородия и покровитель мертвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет Сокара - "из Расетау". то есть из царства мертвых. Изображался в виде сокола. нередко - сидящим на холме около некрополя. Отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар) и считался его ба (душой) и мумией (впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание Сокара. С эпохи Среднего царства известен синкретичный бог загробного царства Птах - Сокар - Осирис. Праздник Сокара в птолемеевскнй период связывался с поворотом солнца к весне.

В. Д. Гладкий

СОПДУ

Сопду - в египетской мифологии бог в образе сокола. Охраняет восточную границу и борется с врагами Египта. Центр его культа - восточная дельта Нила. Изображался в длинной одежде, с двумя перьями на голове, с длинными волосами и бородой. Фетиш Сопду - зубы, эпитет (в период Древнего царства) - "владыка чужеземных стран". Как соколиное божество отождествлялся с Гором (Гор-Сопду) и Гором-ахути.

В. Д. Гладкий

СОТЕР

Сотер - эпитет богов-избавителей: Асклепия, Сабазия, Сараписа, Диоскуров, а также Зевса (после того, как он был отождествлен с Сабазием н Сараписом). Сотера называли и Митру, и Бога в греческом переводе Ветхого завета. Затем слово "Сотер" стало почетным титулом знатных граждан полиса, царей-диадохов и римского императора. Культ властелина содержит идею. что царь являлся в мир, дабы спасти его. Новый завет именует Сотера Иисуса Христа, ибо он знаменует собой начало новой эры.

В. Д. Гладкий

СОХМЕТ

Сохмет - см. Сехмет

СПИТАМ

Спитам - одна из величин измерения длины. = 26,175 см

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Среднее царство - принятое в науке название, периода истории Древнего Египта, охватывающего время от конца правления XI династии, когда при Ментухотепе I (около 2050 до н.э.) было достигнуто объединение страны, до падения XIII династии, в последствии социального переворота и последующего нашествия гиксосов (около 1750-1700).

В. Д. Гладкий

СТАДИЙ

Стадий - одна из величин измерения длины. = 174,5 м

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

СТАРОЕ ЦАРСТВО

Старое Царство - см. Древнее Царство

СТЕКЛО

Стекло - естественное стекло известно человеку с древнейших времен. Наконечники стрел, ножки и т.п.. изготовленные первобытным человеком из природного вулканического стекла (обсидиана). были найдены в самых различных местах земного шара. Возникновение стеклоделия связано, по-видимому, с развитием гончарного производства. Полученное стекло вначале было, вероятно, случайным. Примером такой возможности являлось образование стекла в результате расплавления золы при пожаре зернохранилищ. Производство стекла в Древнем Египте началось около 3000 лет до н.э. Ис стекла делались различные украшения, амулеты. Во время Птолемеев (4-1 вв. до н.э.) в Египте существовало относительно развитое стекольное производство. Египет оставался центром стеклоделия вплоть до н.э.: его стеклянные изделия вывозились во множество других стран. Стеклоделие было развито также в странах Ближнего Востока, в части, в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. Кроме рядовой продукции, здесь изготавливали богатые уникальные изделия, украшения эмалью и золотом. С древнего времен стекло было известно в Китае, где в 5-3 вв. до н.э. стеклянные изделия появились уже в довольно большом количестве. Первые письменные свидетельства об изготовлении стекла в Китае относятся к концу 3 в. В истории 5 в. говорится об умении китайцев изготавливать стекло пяти цветов. Примерно за 1200 лет до н.э. уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготавливались вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения. Особенно распространено было голубое и бирюзовое стекло, окрашенное медью. Зеленое стекло получали окрашивая медью и железом. Синее стекло, окрашивая кобальтом, появилось в Египте в начале н.э.

В. Д. Гладкий

СУТЕХ

Сутех - см. Сет

СУХОС

Сухос - см. Себек

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

Суэцкий канал - канал прорыт при Нехо, около 610 до н.э. Должен был соединить Нил (а не Средиземное море) с Красным морем. Уже 40 лет спустя Навуходоносору пришлось бороться с песчаными заносами; около 250 до н.э. эти же проблемы пытались решить Птолемеи, а вслед за ними - Траян (108 н.э.). Арабам в 767 н.э. удалось выровнять дно канала.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница