Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБЕЛИСК

Обелиск - обелиском называется четырехугольный столб, который кверху идет несколько уже и оканчивается маленькой пирамидой. Все более значительные обелиски высечены из красного гранита, гладко отполированы и покрыты со всех сторон высеченными иероглифами. Они стоять на кубе из того же камня, который выдается со всех сторон.

Египтяне обыкновенно ставили обелиски перед храмами и дворцами; иероглифические надписи на них гласят, какой царь построил такой-то дворец, какому богу посвящен храм и т. п. Большая часть обелисков высотою от 50 до 100 футов. Самый высочайший был вывезен из Египта, во время владычества римлян, при Императора Констанцие II, и поставлен в римском цирке. В V столетии по Р. X. он был опрокинут варварами, во время их нашествия на Европу, и лежал разбитый на три куска и покрытый осколками, пока при папе Сиксте V, в 1588 г., Доминико Фонтано не воздвиг его снова. Теперь он стоить в Риме, на площади, перед церковью Иоанна Латранского, и имеет около 179 футов высоты. Каких же громадных трудов и, вместе с тем, искусства требовалось на то, чтобы выломить из скалы такой громадной величины камень, положить на землю, не расколоть его, поворачивать его, отполировать, покрыть сверху до низу высеченными иероглифами, наконец, перевезти, поднять и поставить! Ведь 179 футов. равняются высоте башни; а египтяне умели уже совершать такие подвиги искусства и труда в те времена, когда люди у нас, в Европе, жили еще в пещерах, одевались в звериные шкуры и, вообще, вели жизнь, ближе подходящую к жизни животных, нежели к жизни людей!

С. Самойлович, "Очерки современного Египта", 1874 г.

ОДЕЖДА ЖЕНСКАЯ

Одежда женская - национальной одеждой женщин в египетском царстве было длинное одеяние, так называемый калазирис, который в позднейшее время стали носить и мужчины. У знатных женщин и мужчин была одна общая деталь костюма, которая служила в тоже время и украшением, - это воротник, сделанный из проклеенной ткани и разрисованный яркими красками.

В. Д. Гладкий

ОДЕЖДА МУЖСКАЯ

Одежда мужская - национальной одеждой Древних египтян был передник, сделанный из кожи или хлопчатобумажной ткани. Богатые люди носили по верх первого еще второй передник. Мужчины сбривали скудную от природы растительность на подбородке, заменяли ее искусственной бородой в форме небольшого куба или косы, завитой на конце наподобие улитки.

В. Д. Гладкий

ОЙПЕ

Ойпе - одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. = 8,5 кг

см. Меры объема жидких и сыпучих веществ

В. Д. Гладкий

ОКСИРИНАХ

Оксиринах - в древности город в Среднем Египте (ныне деревня Эль-Бахнаса). В римское и византийское время - крупный административный, торгово-ремесленный и культурно-религиозный центр. Раскопками, начатыми в 1896 году, обнаружены папирусы (в основном греческие), являются важным источником для изучения римского и византийского Египта, а также литературы и истории Древней Греции и раннего христианства.

В. Д. Гладкий

ОРАКУЛ

Оракул - у древних греков, римлян и народов Древнего Востока предсказание, якобы исходившее от божества и дававшиеся жрецами вопрошавшим верующим; Оракулом называлось также место, где давалось предсказание. Наиболее известны Оракулы Амона в Фивах (Египет), Оракул Зевса в Додоне (Эпир), Оракул Аполлона в Дельфах (Греция), Оракул Фавна и Фортуны в Пренесте (Италия) и др.

В. Д. Гладкий

ОРГИЯ

Оргия - единица измерения дайны в Древнем Египте и Греции равная 6-ти футам (греческая буква - расстояние между концами двух распростертых рук); в разные времена и в отдельных областях имела различные значения. Наиболее известны: в Египте Оргия времен фараонов = 2,094 м и Оргия времен Птолемеидов = 1,85 м; в Греции Оргия аттическая = 1.776 м и Оргия олимпийская (с 800 до н.э.) = 1,8514 м.

В. Д. Гладкий

ОСИРИС

Осирис - Осирис (Озирис) - один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть. Изображался в виде мумии, держащей в руках царские скипетры хекет и нехеху. Важный атрибут Осириса - корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя страусиными перьями и иногда дополненной рогами овна и солнечным диском. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, а чаще - черным, как плодородная египетская земля или же зеленым - в знак возрождения сил природы.

- Осирис - один из древнейших богов Египта, изначально хтоническое божество плодородия, связанное с зерном, ростом растений, паводком Нила. Культ бога происходит из города Джедду (Бусириса) в Дельте, где он был отождествлен с локальным божеством Анеджти, которому изначально принадлежали скипетр и плеть Осириса. Центры культа Осириса, части тела которого, по легенде, были разбросаны его убийцей Сетхом по всей стране, согласно традиции были основаны богиней Исидой там, где она находила фрагменты его плоти. Так, Бусирис считался местом пребывания позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильности и незыблемость, а остров Абатон - «запретный», расположенный рядом с островом Исиды Филе - вместилищем сердца бога.

- Основной культовый центр Осириса на юге страны - Абидос, древний Абджиу, город, в котором была похоронена голова бога. В Новом царстве (1550 - 1078 гг. до н. э.) абидосской гробницей Осириса считалось погребение правителя I династии Джера, которое стало популярным местом паломничества. Еще одним священным местом, связанным с погребенной в Абидосе головой бога, был Осирийон - особое подземное святилище, входившее в храмовый комплекс Сети I (1291 - 1278 гг. до н. э.); мегалитическая кладка стен Осирийона напоминает своей структурой памятники эпохи Древнего царства, хотя вопрос об окончательной датировке Осирийона все еще носит дискуссионный характер. Подобное подземное святилище Осириса было недавно обнаружено и в некрополе Гизы, издревле считавшимся «домом Осириса, владыки Ро-Сетау», т. е. путей, ведущих в загробный мир.

- Самый известные эпитеты Осириса - Уннефер, или «вечно благой» и «первый среди Западных», т. е. умерших, который является именем бога-шакала Хентиаментиу, древнего абидосского бога умерших. Осирис также именовался «пребывающим в Гелиополе», что указывало на его связь с древним культовым центром солнечного бога Ра. Согласно гелиопольскому учению, Осирис входил в состав Эннеады, или Девятки великих богов, имена которых впервые засвидетельствованы еще в Текстах пирамид, был сыном богини Нут и бога Геба, братом Сетха, Хорура, Нефтиды и Исиды, которая позже стала его супругой. Крипты храма Опет в Карнаке (Фивы) почитались как место, где когда-то Нут родила Осириса в мир.

- В Мемфисе Осирис отождествлялся с местными божествами Птахом и сокологоловым Сокаром, владыкой кладбищ, принимая облик триединого божества Птаха-Сокар-Осириса, великого повелителя некрополей, гробниц и усопших.

- Полная версия легенды об Осирисе, хотя и недостаточно аккуратно записанная, дошла до нас только благодаря Плутарху. Некоторые опущенные у античного автора части легенды, можно восстановить по египетским источникам. В его знаменитом произведении «De Iside et Osiride» повествуется, что Сетх, завидуя своему брату Осирису, пригласил его на пир, во время которого показал гостям великолепный саркофаг, обещая подарить его тому, кому он придется по размеру. Как только в него лег Осирис, Сетх и его 72 приспешника захлопнули крышку и выбросили его в Нил, воды которого вынесли саркофаг в море. Прибитый волнами к набережной финикийского Библа, саркофаг врос в ствол священной ивы, из которой местный царь приказал сделать колонну для своего дворца. После долгих лет поисков Исида, сестра и супруга Осириса находит тело и возвращает его в Египет. В то время как Исида в болотах Дельты рождает Хора, Сетх находит тело Осириса и в ярости разрывает его на 14 частей, число которых в различных источниках варьируется до 42. Исида собрала части тела супруга, вылепив из глины недостающий фаллос Осириса, упавший в Нил и съеденный священными рыбами - оксиринхом и лепидотом. Выросший Хор отомстил за отца, победив Сетха и отстояв свое право на наследство Осириса перед великим советом богов. После сражений, которые длились более 80 лет, Хор получил египетский престол, Сетх - владычество над песками пустыни; сам же Осирис возродился к новой жизни, проглотив Око Хора Уджат, символ великой жертвенности и вечного существования, и стал владыкой мира иного.

- При всей значимости функций Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшим аспектом его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение жизни вечной. Уже с эпохи V династии (2504 - 2347 гг. до н. э.) умерший царь отождествлялся с Осирисом, в то время как живущий правитель - с его сыном и наследником Хором. С течением времени в процессе демократизации взглядов на заупокойный культ, к Первому переходному периоду (2170 - 2025 гг. до н. э.) возможность возродиться в облике Осириса получал, согласно Текстам саркофагов, каждый умерший. Знаменитое обращение «Осирис такой-то», обычно относящееся к усопшему, идентифицировало его с божеством.

- Для обретения вечной жизни тело умершего бальзамировалось, тем самым уподобляясь телу Осириса, из которого Исида и Анубис сделали первую мумию. На иллюстрациях к знаменитой Книге мертвых, или «Речению выхода души в день», Осирис предстает как судья душ усопших, великий правитель Дуата, мира иного, с помощью великих весов определяющий меру грехов каждого человеческого сердца.

- Осирис мог быть и очень грозным амбивалентным божеством, опасным для умершего, который прибегал в этом случае к защите солнечного бога Ра, под покровительством которого странствовал по водам Дуата вслед за солнечной ладьей. В глубине ночи Ра - «ба» и Осирис - «тело» объединялись в единое великое Предвечное божество, которое давало новый импульс к развитию и процветанию вселенной.

- Многие элементы легенды об Осирисе, в частности то, что он был утоплен, и затем тело его обнаружено Исидой, были известны уже с эпохи Древнего царства. То, что убийцей Осириса был Сетх, мы узнаем только из источников Среднего царства. В многочисленных заупокойных текстах Нового царства содержится гораздо большее количество информации о боге, с которым отождествляется умерший; на рельефах храма Сети I в Абидосе в это время впервые появляются изображения таинства зачатия Исидой своего сына Хора от тела умершего Осириса, оживленного на несколько мгновений богиней с помощью магических сил.

- В Абидосе ежегодно проходило великое празднество Осириса, центральная часть которого называлась в древности «сешета», или мистерии. Оно состояло из множества церемоний и процессий, символически представляющих эпизоды из жизни бога. Церемониал начинался, судя по всему, с трагической смерти Осириса: на бога нападали Сетх и его слуги и убивали его. Это ужасающее каждого египтянина событие, видимо, происходило в глубине храма, так как, судя по частным стелам, большинство паломников этого не видело. Вслед за этим следовала церемония, называвшаяся перет тепит - «первый выход», или же перет Упуат - «выход Упуата». Бог Упуат, воплощение Анубиса и, одновременно, Хора Неджитефа - Хора, Защитника отца своего, выходил из храма, чтобы повергнуть врагов, препятствующих воссоединению из частей и бальзамированию тело Осириса. Воссозданный в результате символической мумификации в храме, бог становился Первым среди Западных. Затем, подготовленное к погребению тело бога, везли к его гробнице, расположенной в пустынном месте Пекер, на юге Абидоса. Процесс перевоза Осириса проходил в три этапа: сначала, во время перет аат - Великого выхода, погребальный кортеж Осириса Хентиаментиу выходил из храма во главе с Упуатом. Находящегося на ладье Нешмет бога окружало несметное количество паломников, пришедших, чтобы «пасть ниц и созерцать его совершенство». Вторым этапом церемонии было прохождение процессии водного потока, символизирующего переход между двумя мирами. Осирис Хентиаментиу совершал это плавание на ладье Нешмет под защитой и руководством бога Тота. Видимо, эта часть церемонии происходила на священном храмовом озере, однако о деталях этой части праздника мы практически ничего не знаем. Наконец, Осириса переносили с ладьи Нешмет на ладью Урет - «Великую», и бог в сопровождении лишь нескольких высших жрецов и сановников, продолжал свой путь к гробнице в Пекер. С этого момента начинался самый торжественный эпизод церемонии, посвященный возрождению Осириса, проходивший в Золотой обители, неподалеку от гробницы бога в Пекер. Согласно свидетельству царя XIII династии (1797 - 1634 гг. до н. э.) Неферхотепа I, бог проявлялся там с невероятным торжеством, окруженный родственными ему богами и богинями. В глубокой тайне в Золотой обители воссоздавался новый образ Осириса из золота и электрума. Ритуал возрождения бога проходил во время Ночи угасания бога для отдохновения и Отдохновения Хора воинственного - двух церемоний, которые завершались третьей - праздником Хакер, наступавшим сразу же после возрождения бога. Новый образ Осириса во время Ночи угасания бога для отдохновения возлагали на ложе, и жрец, именовавшийся са-мериэф - «сын его возлюбленный», воплощающий собой Хора, совершал над ней ряд ритуалов, вероятно, напоминавших заупокойную церемонию Отверзания уст. Находясь какое-то время рядом с самим богом, са-мериэф следил за тем, когда Осирис будет готов возродиться и в этот ответственный момент поизносил ключевую фразу хакер: «Приди ко мне!» После того, как в образ бога возвращалась жизнь, он получал эпитет Уннефер - Существо благое. О возрождении бога оповещали храм, паломников, и весь ликующий тинитский ном, столицей которого считался Абидос. Возродившийся к новой жизни Осирис Уннефер получал оправдание и благословение от сонма богов Гелиополя, в знак чего са-мериэф надевал на его статую особую Корону оправдания; перед народом оглашалось маа - оправдательное решение богов, сопровождавшееся всеобщей радостью. Это событие имело двойной смысл: в мире ином - оправдание душ умерших, в мире земном - передачу власти от Осириса к Хору, его законному наследнику. Торжествующий бог возвращался на ладье Нешмет из Пекер в свой абидосский храм среди невероятного столпотворения паломников и местных жителей. Вечером в храме проходила встреча Осириса и божеств его круга.

- В основе большинства празднеств, связанных с Осирисом, лежала церемония изготовления его «подобий», или «образов». Такие подобия в большинстве случаев делались из земли, смешанной с илом, которой придавалась форма тела Осириса; внутрь помещались священные зерна злаков, которые, прорастая, символизировали победу Осириса над смертью и возрождение жизни. В конце года проросший образ бога, считавшийся величайшей святыней, помещался в саркофаг и особую гробницу в специальном храмовом некрополе, или же в гробницу умершего царя. Такие «подобия» бога найдены в гробницах Тутанхамона (1333 - 1323 гг. до н. э.) и Хоремхеба (1319 - 1292 гг. до н. э.) в Долине царей, а также во многих египетских храмах. Детальные описания осирического церемониала сохранились на стенах «святилищ тайн Осириса» на крыше храма Хатхор в Дендере.

- Осирис является богом-повелителем статичного времени джет. Он даже прямо именуется в текстах джет, а иногда - сеф, «вчерашний день», осуществленное действие - в противоположность «завтрашнему дню», нехех, действию повторяющемуся, категории, характеризующей Ра. Небесное проявление Осириса-Сах, или Орион, почитавшийся как «царь звезд», «торжествующая Ба Осириса». На потолках гробниц фараонов в Долине царей Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках, обращенного назад к ладье Сириуса-Исиды и следующей за ней ладье со звездой Сепед - воплощением бога Хора-Сопду, сына Осириса и Исиды, владыки восточных пустынь и пределов египетских земель. Одно из воплощений бога - Осирис-Ях почитался древними египтянами как божество луны. Душой-ба Осириса и Ра также считалась утренняя звезда - планета Венера, олицетворявшаяся в облике белоснежного феникса Бену.

Библиография Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». - М., 1983. М. Э. Матье «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996. Плутарх. «Исида и Осирис». - Киев, 1996. В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». - М., 2001. E. Chassinat «Le mystere d'Osiris au mois de Khoiak». Vol. I-II. - Le Caire, 1966-1968. A. Dodson «The so-called Tomb of Osiris at Abydos». // KMT Vol. 8, N 4 (Winter 1998-98). J. G. Griffith «The origins of Osiris and his cult». - Leiden, 1980. M. - C. Lavier «Les Fetes d'Osiris a Abydos au Moyen Empire et au Nouvel Empire». // Egypte. Afrique & Orient. N 10 (1998). B. Mathieu «La naissance thebaine». // Egypte. Afrique & Orient. N 10 (1998). E. Otto «Osiris und Amun, Kult und Heilige Statten». - Munich, 1966. S. Quirke «Ancient Egyptian Religion». - London, 1992. M. J. Raven «Corn-mummies». // OMRO 63 (1982).

В. В. Солкин

Предыдущая страница Следующая страница