Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НЕБЕТХЕТ

Небетхет - см. Нефтида

НЕБТУИ

Небтуи - в египетской мифологии богиня города Латополь, олицетворял плодородие. Жена Хнума. Отождествлялась с Исидой, Хатор, Менхит. Впоследствии почитание Небтуи было оттеснено культом Нейт.

В. Д. Гладкий

НЕДЖЕС

Неджес - древнеегипетский термин. Первоначальное значение - "малый", "слабый". С конца Древнего царства и в особенности в период Среднего царства термин "Неджес" стал обозначать человека незнатного происхождения, простолюдина, свободного земледельца-общинника. Зажиточные Неджес пополняли ряды чиновничества, воинов и образовывали среднюю, служивую прослойку господствующего класса, соперничавшую с рабовладельческой знатью.

В. Д. Гладкий

НЕЙТ

Нейт - Нейт - Одна из древнейших богинь египетского пантеона, праматерь богов, культовый центр которой находился в городе Саисе (Дельта, совр. Са эль-Хагар). Ее символ, состоящий из двух стрел, перекрещенных на щите, встречается уже на памятниках I династии: погребальных стелах и табличках из раннединастических погребений, амулете из гробницы в Наг эль-Дейр. Богиня присутствует и в теофорных именах двух выдающихся цариц эпохи I династии - Нейтхотеп, супруги царя Аха, и Мернейт, матери царя Дена. Деревянная табличка, обнаруженная также в Абидосе, возможно свидетельствует об основании святилища Нейт при личном участии царя Аха (ок. 3100 г. до н. э.). Нейт была тесно связана с военным делом, приносила ему удачу на охоте и покровительствовала войне. Символ Нейт часто встречается на внутренней стороне капюшона священной кобры - урея, что, возможно, свидетельствует о раннем отождествлении богинь Нейт и Уаджет, повелительниц древних городов Дельты - Саиса и Буто, в которых в архаическую эпоху проходили обряды связанные с погребением царя.

- Нейт обычно изображалась в дешрет - красной короне Нижнего Египта, области, с которой она была наиболее тесно связана; даже само имя богини иногда выписывалось с детерминативом в виде этого головного убора. Существовали даже особые «святилища короны Нейт», возможно, связанные с ритуалом царской коронации. Как богиня эпохи Древнего царства (2707 - 2170 гг. до н. э.) богиня стала почитаться как супруга Сетха и матерью бога-крокодила Себека, отождествлявшегося с фараоном. Как богиня-мать, связанная с небом, Нейт имела эпитет «Великая корова» и отождествлялась с другими небесными богинями, прежде всего Нут и Хатхор. Тексты эпохи Нового царства (1550 - 1078 гг. до н. э.) говорят о том, что Нейт входила в число божеств, почитаемых в пер ну - «доме огня», архаическом первохраме Нижнего Египта, который вместе с пер ур «домом великим», архаическим первохрамом Верхнего Египта, составлял зал в Карнаке, где проводилась церемония коронации. В Римское время, тексты храма Хнума в Эсне говорят о Нейт как о верхнеегипетской богине-создательнице, позже обосновавшейся в Саисе. Известный храм богини Нейт в эпоху Нового царства существовал и в Мемфисе. В качестве творца вселенной Нейт часто изображалась как лишенная пола сущность, подобная хаотическому океану Нуну, предшествовавшему созданию мира. Согласно легендам, Нейт, призвала мир к существованию семью изречениями, которые в более поздней магической традиции, трансформировались в семикратный смех бога-творца.

- С Древнего царства Нейт также ассоциировалась с погребальным ритуалом. Тексты пирамид (Pyr. 606) упоминают о бдениях Нейт над телом усопшего Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и Селкет. Каждая из этих четырех богинь изображалась с одной стороны саркофага и покровительствовала одному из четырех «сыновей Хора» - духов, покровителей каноп. Нейт представала на восточной стороне саркофага и была защитницей шакалоголового Дуамутефа. Как легендарная богиня ткачества, Нейт также была связана с изготовлением погребальных пелен, изготовлением амулетов. Издревле Нейт считалась защитницей царя на протяжении всей его жизни - от рождения, когда она присутствует в момент зачатия царицей-матерью сына от бога Амона (маммизи Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Аменхотепа III в Луксоре и Рамсеса II в Рамессеуме), и вплоть до его смерти, когда она предстает на росписях в его гробницы и изображается на предметах погребального инвентаря.

- Культ Нейт приобрел особенную значимость во время правления XXVI династии, когда Саис стал столицей Египта. Здесь, в ее храме, знаменитом своей уникальной библиотекой, находилась, согласно Страбону, могила Псамметиха I, основателя этой династии. При храме росли священные деревья Нейт, из которых изготовлялось священное оружие богини, которое она отдавала царю при коронации. Увы, в настоящее время от святилища не осталось ничего, кроме кирпичной стены и разрозненных блоков с именами царей-строителей и фрагментами изображений ритуалов и церемоний, описанных в бесценном труде Геродота.

- Также Нейт почиталась как охранительница спящих, богиня, охраняющая человека от сглаза и порчи, могла изображаться вместе с богиней Хатхор в облике двух золотых рыб, плывущих в бирюзовом озере перед ладьей солнечного бога и защищающих его от опасностей мира иного.

- Развалины храма богини, основанного царем Амасисом, который в своей титулатуре даже именовал себя «сыном Нейт», сохранились в греческом торговом поселении Навкратис, где Нейт отождествлялась с Афиной.

Библиография О. В. Белякова «Богиня Нэйт - покровительница фараона». // Вестник МГУ, сер. 8. История, 1983, № 2. R. El-Sayed «Documents relatifs a Sais et ses divinites». - Le Caire, 1975. R. El-Sayed «La deesse Neith de Sais». Vol. I-II. - Le Caire, 1982.

В. В. Солкин

НЕКРОПОЛЬ

Некрополь - могильник, кладбище. Название, обычно распространялось на комплексы погребений древнего мира.

В. Д. Гладкий

НЕКТАНЕБ II

Нектанеб II (Нехтгорхеб) - египетский фараон (360 - 341 до н.э.) из XXX династии. Пришел к власти в результате восстания, поднятого жреческой аристократией против его предшественника фараона Таха. Нектанеб II вернул жрецам их доходы, отнятые Тахом. Вел борьбу с персами. В 341, после захвата Артаксерксом III пограничных крепостей, Нектанеб II бежал из Мемфиса.

В. Д. Гладкий

НЕМТИ

Немти - в египетской мифологии бог в образе сокола. Центр его культа - 12-й верхнеегипетский ном (г. Иеракополь). В "Текстах пирамид" назван "началом своего нома" или "главой восточного нома". Немти - бог восточной пустыни и караванного пути к Красному морю, охраняет путешествующих, покровитель разработкам минералов в восточной пустыне; участвует в борьбе Гора - сына Исиды с Сетом. Древние греки отождествляли Немти с Антеем.

В. Д. Гладкий

НЕМХУ

Немху - древнеегипетский термин. В эпоху Среднего царства обозначал бедняка, сироту, человека порвавшего с общиной. В период Нового царства Немху - простолюдин, свободный, незнатный, служилый человек. Борясь с родовой аристократией, Эхнатон попытался опереться на Немху Позднее фараоны также покровительствовали Немху и наделяли их земельными участками (с правом отчуждения). Отчуждаемая земля при этом, как частная, носила название "земля Немху".

В. Д. Гладкий

НЕПЕРИ

Непери (Непри) - в египетской мифологии бог зерна. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями. Сын Рененутет (иногда их обоих отождествляли с Исидой и Гором). В период Нового царства была создана сопутствующая ему богиня Непит. В ранних текстах Непери называется "молодой водой", т.е. началом разлива, оплодотворяющего землю. Непери связан с загробным культом: олицетворяя семя, которое, будучи посеянным, всходит ("Непери живет после того, как он умер", - говорится в "Текстах саркофагов"), он помогает умершему возродиться. В заклинаниях о снабжении умерших пищей Непери выступает также как бог пива, необходимого для ритуальных возлияний. День рождения Непери праздновали в первый день жатвы.

В. Д. Гладкий

НЕПРИ

Непри - см. Непери

НЕФЕРИБРА

Неферибра - см. Псамметих II

НЕФЕРРЕХУ

Неферреху - древнеегипетский мудрец, от имени которого ведется повествование в древнейшем произведении египетской литературы "Поучение Неферреху" о восстании свободных земледельцев рабов и ремесленников. Существовал ли такой мудрец в действительности - неизвестно.

В. Д. Гладкий

НЕФЕРТИТИ

Нефертити - древнеегипетская царица (конца 15 - начала 14 вв. до н.э.), супруга Аменхотепа IV (Эхнатона), возможно его сводная сестра. Вероятно, принимала участие в проведении религиозных реформ мужа; ее имя после реформ было изменено на Нефер-Неферу-Атон ("Прекрасны красоты Атона").

В. Д. Гладкий

НЕФЕРТУМ

Нефертум - в египетской мифологии бог растительности. Центр его культа - Мемфис. Считался сыном Птаха и Сехмет, но в некоторых текстах говорится, что он вырос из тела богини полей. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума - лотос, символ рождения, процветания. В "Текстах пирамид" он назван "лотос из носа Ра".

В. Д. Гладкий

НЕФЕРУИСИ

Неферуиси - см. Неферуси

НЕФЕРУСИ (НЕФЕРУИСИ)

Неферуси (Неферуиси) - древнеегипетский город на левом берегу Нила, в 11 км к северу от Гермополя (современный Эль-Ашмунейн). В Неферуси произошло одно из сражений египтян против гиксосов. В Неферуси почитались богиня Хатор и боги Хнум и Тот.

В. Д. Гладкий

НЕФЕРХОТЕП

Неферхотеп - в египетской мифологии бог луны. Центр культа Неферхотеп - Фивы. Имя Неферхотеп обычно присоединяли к имени Хонсу как эпитет.

В. Д. Гладкий

НЕФТИДА

Нефтида (Небетхет) - в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Считалась женой Сета, но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Ее сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Согласно "Текстам пирамид", Нефтида плавает в ночной барке (Исида в дневной). Нефтида и Исида отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами.

В. Д. Гладкий

НЕХБЕТ

Нехбет - в египетской мифологии богиня царской власти. Центр культа Нехбет - город Нехен (Иераконполь), столица Верхнего Египта. Священное животное Нехбет - коршун; ее изображался в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта. Нехбет считалась символом Верхнего Египта, ее имя (как и имя богини Нижнего Египта Уто) вошло в титулатуру фараонов объединенного Египта. Иногда отождествлялась с Уто, воплощавшейся в образе кобры, Нехбет изображали в виде змееголового коршуна. Эпитет Нехбет - "белая из Нехена". Нехбет почиталась как олицетворение могущества фараона, считалось, что она обеспечивала ему победу над врагами. Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери (в этом качестве отождествлялась с Мут), помогала при родах (поэтому ее сближали с богиней плодородия Хекет). Во время праздника 30-летнего юбилея фараона "Хеб-сед" изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи.

В. Д. Гладкий

НЕХЕБКАУ

Нехебкау - в египетской мифологии бог в образе змеи. Хтоническое божество. Почитался как бог времени, плодородия и податель пищи. Связан с загробным культом; считалось, что Нехебкау стоит у входа в подземное царство. Обычно в истории выступает как помощник Ра.

В. Д. Гладкий

НЕХО II

Нехо II - египетский фараон (610 - 595 до н.э.) XXVI династии. Продолжая политику своего отца Псамметиха I, развивал внешнюю торговлю, опираясь на греческих торговцев, наемников и финикийских судовладельцев. По его поручению финикийские моряки впервые обогнули Африку (на что ушло 3 года). При Нехо II был прорыт канал, соединяющий Нил с Красным морем Нехо II овладел Сирией и Иудеей, но после поражения при Кархемише (605) был вытеснен оттуда Навуходоносором II.

В. Д. Гладкий

НЕХТГОРХЕБ

Нехтгорхеб - см. Нектанеб II

НИИБМУАРИЙЯ

Ниибмуарийя - вавилонская форма египетского имени Небмаатре, тронного имени Аменхотепа III.

Петер Элебрахт "Трагедия пирамид"

НИЛ

Нил - главная река Египта, в античности иногда рассматривалась как граница между Азией и Африкой. Благодаря своей судоходности и периодическим разливам, благотворно влияющим на земледелие в узкой полосе речной долины, Нил имел важное хозяйственное значение и почитался как священная река. Уже древним были известны два крупнейших правых притока Нила, протекающих в Нубии, - Атбара и Голубой Нил. Устье Нил, называлось (по внешнему сходству с буквой греческого алфавита) дельтой, начинается ниже древнего города Мемфис и заключался между двумя рукавами: Пелузийским с востока и Канопским с запада. Всего в нем семь основных рукавов. При фараоне Нехо II был прорыт канал, соединяющий Нил с Красным морем (как позднее Суэцкий канал), впоследствии он был обновлен Дарием I, Птолемеем I и особенно Птолемеем II и Траяном. Относительно истоков Нила у древних греков существовали различные представления, как верные (Нил берет начало в экваториальной области), так и ошибочные, согласно которым столь обильный водный источник не может находится в "выжженной области". В этом случае исток Нила помещали либо в Западную Африку, либо на восток в Инд (Александр Македонский, находясь там, принял Инд за верх. течение Нила), либо южнее экватора, считая при этом, что Нил течет на север, прокладывая себе путь под Океаном, обтекающим Землю по экватору. Иного мнения придерживался Аристотель, усматривавший причину разливов Нила в летних дождях на Эфиопском нагорье, питающих озера, из которых вытекает Нил. Ранее Фалес пытался объяснить нильские разливы напором воды, вызываемым северо-восточным средиземноморскими ветрами, этезиями. Для отыскания истоков Нила императором Нероном была снаряжена экспедиция, которая, однако, не смогла преодолеть заболоченную местность в районе Бахр-эль-Джебель. В христианскую эпоху Нил часто отождествляли с рекой Эдема Геон (Гихон).

В. Д. Гладкий

НОМЫ

Номы - административные округа Древнего Египта (по-египетски "сепат"). Египетское государство представляло собой политическое объединение номов, необходимое для создания и функционирования единой ирригационной системы. Каждый ном имел точно установленные границы, политический, и религиозный центр, войско, герб и богов-покровителей. Административный аппарат нома был подчинен номарху. Количество и площадь нома не были постоянными. Списки номов Древнего царства (28 - 23 вв. до н.э.) в храмах царей Снофру и Неусерра (IV и V династий) содержат 37 номов. (22 в Верхнем и 15 в Нижнем Египте). Большая часть из них (номов с названием на штандартах) восходит к глубокой древности, может быть, к ранним государственным образованиям, предшествовавшим объединению Египта. Список номов в часовне царя XII династии Сепусерта I (1970 - 1934 до н.э.) показывал разделение 5 и 4 номов. Нижнего Египта. Название самого северного 17-го нома Нижнего Египта появилось на саркофаге XVIII династии. Последние номы, образованные в восточной части Дельты (18, 19 и 20 номы Нижнего Египта), упоминаются лишь в поздних списках, но восходят к Новому царству (около 1580 - 1070 до н.э.): 42 бога на суде Осириса в 125-й главе "Книги мертвых" соответствовали 42-м номам. Нового царства. Каноническое число 42 нома (иногда 44) в списках греко-римского Египта не отражало реального административного деления страны на новые административные единицы - города округа.

В. Д. Гладкий

НУН

Нун - в египетской мифологии олицетворение первозданного водного хаоса, изначальное космическое божество. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) - первая пара богов, от них произошли все боги. Они члены гермопольской огдоады, от Нун произошел Атум, глава гелиопольской эннеады. Эпитет Нун - "отец богов", его считали отцом Хапи, Хнума, иногда - Хепри и Атума. В Мемфисе Нун отождествляли с Птахом, в Фивах - с Амоном. В мифе об истреблении людей Нун (или Атум) возглавлял совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет поручено наказать людей, замысливших зло против Ра.

В. Д. Гладкий

НУТ

Нут - в египетской мифологии богиня неба. Входит в гелиопольскую эннеаду, дочь Шу и Тефнут, жена (одновременно сестра) Геба. Дети Нут - звезды, движением которых она управляет, и солнце Ра. Нут ежедневно проглатывает их, затем рождает снова (так происходит смена дня и ночи). Согласно мифу, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут и Шу разъединила супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх. В Гелиополе детьми Нут являлись также Осирис и Сет, Исида и Нефтида. Эпитеты Нут - "огромная мать звезд", "рождающая богов". Будучи матерью Исиды и Осириса, Нут связана с культом мертвых. Она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Изображения Нут, как бы смотрящее на мумию, нередко помещалось на внутренней стороне крышки саркофага. Нут часто отождествлялась с древними богинями-матерями: Мут, Таурт, небесными коровами Хатор, Йхет и др.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница