Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МААТ

Маат - в египетской мифологии богиня истины и порядка, считалась женой бога мудрости Тота. Изображалась женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями. Символ Маат - страусовое перо, прикрепленное на голове (иероглиф "маат" - страусовое перо). Большую роль играла Маат. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую - статуэтку Маат. Равновесие означало, что покойный оправдан (его "голос был праведным") и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Маат иногда называли "Маати" (двойственное число), так как существовало представления о двух сестрах Маат; зал суда назывался "залой двух правд". Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди. Жрецом Маат был визир; центром культа - Фиванский некрополь.

В. Д. Гладкий

МАДЖАИ

Маджаи - в египетских текстах название ливийских наемников, и жителей Нубии; с эпохи Нового царства так стали именоваться стражники "полицейские", независимо от их этнической принадлежности.

Петер Элебрахт "Трагедия пирамид"

МАН

Ман - одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. = 850 г

см. Меры объема жидких и сыпучих веществ

В. Д. Гладкий

МАНДУЛИС

Мандулис - в мифологии Куша (Древней Нубии) бог солнца. Почитался в греко-римский период на севере страны. Надписи на стенах его храма в Калабаше воссоздают эпизоды египетских солярных мифов, отнесенных к Мандулису, отождествлялись с Ра. Мифу о солнце, ночью совершающее плавание по подземным водам, а утром рождающего вновь, соответствуют два типа изображения Мандулиса: в виде взрослого человека и ребенка. Мандулис вводился в египетскую триаду Исида, Осирис, Гор на место Осириса или Гора - сына Исиды, Культ Мандулиса, отождествлялся с Аполлоном, был распространен в римских войсках, находившихся в Северной Нубии.

В. Д. Гладкий

МАНЕФОН

Манефон - древнеегипетский историк, жрец, написавший на греческом языке "Историю Египта" в конце 4-го в начале 3-го века до н.э.). - От книги Манефона сохранились лишь отрывки у Иосифа Флавия и церковных историков Африкана и Евсевия. Манефону принадлежит разделение истории Египта на 30-ть династий и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств, с некоторыми уточнениями оно принято в науке и в настоящее время.

В. Д. Гладкий

МАРЕОТИС

Мареотис - местность и озеро близ Александрии с гаванью для внутреннего плавания, соединялись судоходными каналами с рекой Нил и морем; на густонаселенном побережье находился город Марея; из сельскохозяйственных культур следует упомянуть папирус, египетские бобы и виноград.

В. Д. Гладкий

МАРМАРИКА

Мармарика - часть Ливии, расположенная на побережье Средиземного моря (восточная часть) между Киренаикой на западе и Египтом на востоке.

В. Д. Гладкий

МАТИТ

Матит - в египетской мифологии богиня-львица. Ее культ был распространен в 12-м верхнеегипетском номе (Дейр-эль-Гебрави, недалеко от Суита).

В. Д. Гладкий

МАФДЕТ

Мафдет - в египетской мифологии богиня-мстительница. Воплощалась в образе гепарда, ее атрибуты - палка и нож. В мифах Мафдет сражается со змеем, иногда - вместе с Pa. Mафдет помогает больным, уничтожает змей, как карающий судья принимает участие в загробном суде, заботится об умерших в загробном царстве. Праздник дня рождения Мафдет совпадал с днем рождения богини письма Сешат, возможно, они считались сестрами-близнецами. Сешат нередко выступала в качестве ипостаси Мафдет.

В. Д. Гладкий

МАХЕС

Махес - в египетской мифологии кровожадный бог, сын Баст. Эпитеты Махеса - "дикосмотрящий лев", "он радуется крови". В поздний период считался богом грозы и бури, тьмы, ветра. Изображался в виде львиноголового человека с короной на голове. Греки называли Махеса Минисис.

В. Д. Гладкий

МЕЗОРИ

Мезори - один из двенадцати месяцев Древнеегипетского календаря.

см. Календарь Древнеегипетский

В. Д. Гладкий

МЕМФИС

Мемфис (др. егип. Меннефер, Хет Ка Птах)

одна из величайших столиц Египта, процветавшая на протяжении нескольких тысячелетий; центр города располагался неподалеку от современной деревни Мит Рахина, в 24 км южнее Каира на западном берегу Нила. Мемфис также считался столицей первого нома Нижнего Египта и был административным центром государства и резиденцией царя с Раннединастического периода (ок. 3100 - 2850 гг. до н. э.) до конца эпохи Древнего царства (2707 - 2170 гг. до н. э.). Как гласит традиция, город был основан Менесом - легендарным основателем I династии египетских царей.

- Мемфисский некрополь, расположенный к западу от города, включает в себя (с севера на юг) археологические зоны Абу Роаш, Гиза, Завиет эль-Ариан, Абусир, Саккара и Дахшур, протянувшиеся приблизительно на 35 километров. В самом Мемфисе обнаружено совсем небольшое число гробниц Первого Переходного периода (2170 - 2025 гг. до н. э., неподалеку от Мит Рахины) и времени правления XXII династии (Ком Фахри).

- Название города происходит от имени пирамидного комплекса Пепи I в Саккара - Мен нефер Пепи - «Прочен и прекрасен Пепи». Более древнее название города, Инбу хедж - «белые стены» является отголоском крепостных стен, окружавших город при древнейших царях, уменьшенной копией которых является известняковая стена пирамидного комплекса царя III династии Джосера (2690 - 2670 гг. до н. э.) в Саккара. Предполагается, что изначально Мемфис был основан неподалеку от современной деревни Абусир, а затем стал разрастаться на юг. Уникальное местоположение города, контролировавшего как Дельту, так и близлежащие области долины Нила, стало причиной для еще одного названия города - Мехаттауи - «Весы Обеих земель».

- К сожалению, большая часть археологических памятников древнейшего Мемфиса сегодня находится под гигантским слоем аллювиальных наносов Нила или ниже уровня грунтовых вод, что крайне затрудняет их исследование. Наиболее хорошо изученная часть города относится к Новому царству, когда Мемфис, несмотря на могущество - Фив, оставался «северной» столицей Египта. Сохранившиеся архитектурные памятники этого времени включают в себя, прежде всего, возведенный при Рамсесе II храм Птаха, бога-покровителя этого города, который почитался здесь вместе с супругой Сехмет и сыном - Нефертумом; при строительстве комплекса активно использовались фрагменты других сооружений, - в каменной кладке обнаружены фрагменты облицовки пирамид из Саккара и блоки с надписями Аменемхета III (1853 - 1806 гг. до н. э.), указывающие на существование здесь более древних святилищ. К храму был также пристроен роскошный праздничный зал, в котором при Рамсесе II проводились церемонии Сед. Упавший колосс Рамсеса II и гигантский алебастровый сфинкс Аменхотепа II - наиболее известные памятники этой части города. Второй колосс Рамсеса II, обнаруженный неподалеку, в настоящее время водружен на площади Рамсеса в Каире. Сам храм Птаха часто бывает недоступен из-за частых затоплений высокими грунтовыми водами. Дом бальзамирования Аписов, священных быков Птаха, располагался неподалеку от Ком Рабия; самое позднее здание было построено Шешонком I на месте раннего святилища: здесь и поныне сохранились гигантские каменные столы для изготовления мумий священных быков.

- Южнее комплекса Птаха, на берегу Нила в древности находился торговый район Перу нефер - «Добрые пути», известный своими корабельными верфями. Рядом же находились квартал иноземцев, внутри которого стояли храмы сиро-палестинских божеств Баала и Ашторет, а также «арсенал», включавший в себя мастерские и лавки, обслуживающие воинов. В Перу нефер находилось небольшое святилище Амона и великолепный храм богини Хатхор, владычицы Южной Сикоморы, также возведенный при Рамессидах.

- К северу от храма Птаха располагались административные здания, прилегающие к великолепному старому дворцу Тутмоса I «Владения Аахеперкара», резиденции многих поколений царей с пристроенными зданиями «женских домов» Сети I и самого Рамсеса II. Западнее, неподалеку от древнейшего центра города, находился район Анх-тауи - «Жизнь Обеих земель» с поминальными храмами царей начиная с Аменхотепа III и до Рамсеса II включительно. Самая северная окраина города была посвящена богине Нейт, где располагался ее храм «К северу от Стен». В районе Ком Кала находится развалины дворца фараона Мернептаха, преемника Рамсеса II и меньший храм Птаха. Экспедиция Фл. Питри выявила здесь мастерские римского времени, производившие фаянс.

- Севернее храма Птаха также находятся сооружения Позднего времени, среди которых выделяется возвышенность с разрушенным дворцом царя XXVI династии Априеса, из окон которого когда-то были хорошо видны пирамиды Саккары. В греко-римское время город медленно терял свою значимость, уступая ее новой столице - Александрии. Окончательный удар по Мемфису был нанесен после арабского завоевания Египта, когда город стал частью новой столицы, Каира и несколько веков служил каменоломней для арабских правителей.

- В целом, Мемфис мало изучен; в настоящее время выявлено значительное число не идентифицированных древних сооружений, на месте которых положено лишь начало полноценным археологическим исследованиям.

Библиография М. Э. Матье «Искусство Древнего Египта». - М.- Л., 1961. В. В. Солкин «Солнце Властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов». - М., 2000. R. Anthes Mitrahina 1956. - Philadelphia, 1956. A. Badawy «Memphis als zweite Landeshauptstadt im Neuen Reich». - Cairo, 1948. B. Porter, R. Moss «Topographical Bibliography» III/2. - Oxford, 1978, pp. 830-875. D. G. Jeffreys «The survey of Memphis». - London, 1985. D. G. Jeffreys, J. Malek , H. Smith «The Survey of Memphis» 1982. // JEA 70 (1984). D. G.Jeffreys, A. Tavares «The historic landscape of Early Dynastic Memphis». // MDAIK 50 (1994), pp. 143-174. A. Mahmoud «A New Temple for Hathor at Memphis». - Warminster, 1978.

В. В. Солкин

МЕНА

Мена (Менес)

согласно спискам древнеегипетских царей и сообщениям Геродота и Манефона, первый царь, I династии в Египте. Менесу приписывается объединение Верхнего и Нижнего Египта и сооружение крепости "Белые стены", ставшей центром царской резиденции времени Древнего царства (греческий Мемфис). В памятниках I династии Менес под своим личным именем не упомянут. Полагают, что он тождествен с царем Нармером или, скорее всего, с его сыном и преемником, тронное имя которого было Хор-Аха (Хор-Боец).

В. Д. Гладкий

МЕНЕС

Менес - см. Мена

МЕНКАУРА

Менкаура - египетский фараон (3-е тысячелетие до н.э.). Древняя форма имени - Микерин.

В. Д. Гладкий

МЕНКЕРОТ

Менкерот - в египетской мифологии богиня-львица. Менкерот - мать солнца, которое она в виде ребенка поднимает на небо. Отождествлялась с Сохмет. В заупокойной литературе Менкерот поднимает на небо умерших.

В. Д. Гладкий

МЕНКЕТ

Менкет - в египетской мифологии богиня, покровительница изготовлению пива. Совершала ритуал возлияния, была связана с культом мертвых.

В. Д. Гладкий

МЕННЕФЕР

Меннефер - см. Мемфис

МЕНХИТ

Менхит - в египетской мифологии богиня-львица. Жена Хнума. Почиталась в городе Летополис, очевидно, как богиня войны, ее эпитет - "воинственная". Отождествлялась с Сехмет, Тефнут, Небтуи.

В. Д. Гладкий

МЕРИДОВО ОЗЕРО

Меридово озеро (Ми-ур, Мер-ур)

озеро в Древнем Египте, в Файюмском оазисе, остатком которого является современное озеро Биркет-Карун. Уже в период Древнего царства (3-е тысячелетие до н.э.). Меридово озеро использовалось в целях ирригации. При фараоне Аменемхете III (1849 - 1801 до н.э.) часть озера осушили и оно было превращено в искусственный водоем, соединенный каналом с Нилом.

В. Д. Гладкий

МЕРИМУТЕФ

Меримутеф - в египетской мифологии бог в виде барана, почитавшийся в 11-м верхнеегипетском номе (город Хат, недалеко от Сиута).

В. Д. Гладкий

МЕРИТСЕГЕР

Меритсегер - в египетской мифологии богиня, олицетворяющая Фиванский некрополь, считалось, что Меритсегер охраняет кладбище и покой умерших. Изображалась в виде женщины или льва с головой змеи. Центр культа Меритсегер - поселок в районе современного Дейр-эль-Медине, где жили ремесленники - строители гробниц. Меритсегер считалась их покровительницей.

В. Д. Гладкий

МЕРТ

Мерт - в египетской мифологии богиня музыки и пения. Покровительница главным образом исполнению гимнов богам. Участвовала в празднествах тридцатилетнего юбилея царя ("хебсед"). Изображался в виде женщины, ладонями отбивающей такт. На голове Мерт помещали знак золота; святилище Мерт называли "золотой дом".

В. Д. Гладкий

МЕРЫ ДЛИНЫ

Меры длины - египетская система Древнейшая:

Мех (локоть) = 7 шеспам = 52,3 см.

Шесп (ладонь) = 4 тебам = 7,47 см.

Теб (палец) = 1,87 см.

египетская система (с 5 по 1 вв. включительно до н.э.):

Атур обычный = 3 милям = 5,235 км.

Атур царский = 1 1/2 парасангам = 10,47 км.

Парасанг = 1 1/9 шема = 6,98 км.

Шем = 1 1/5 атура обычного = 6,282 км.

Миля = 10 стадиям = 1,745 км.

Стадий = 3 1/3 хета = 174,5 м. (употребляется также стадий = 209,4 м.)

Хет (сенус) = 25 оргиям = 52,35 м.

Оргия = 1 1/3 ксилона = 52,35 м.

Ксилон = 3 локтям царским = 1,57 м.

Локоть царский = 1 1/6 локтя малого = 1 1/5 пигона = 52,35 см.

Локоть малый = 44,83 см.

Пигон = 1 1/4 зерца = 43,625 см.

Зерец (фут) = 1 1/3 спитама = 2 дихасам = 34,9 см.

Спитам = 1 1/2 дихаса = 26,175 см.

Дихас = 2 шеспам = 17,45 см.

Шесп = 4 тебам = 8,725 см.

Теб (палец) = 2,18 см.

Канна = 5 шагам = 11 2/3 зерецам = 4,07 м.

Шаг = 2 1/3 зерецам = 81,44 см.

В. Д. Гладкий

МЕРЫ МАССЫ

Меры массы - египетская система Древнейшая:

Дебен = 10 кедетам = 12 шати = 91 г.

Кедет (ките) = 9,1 г.

Шати (кольцо) = 7,5 г.

египетская система (с 5 по 1 вв. включительно до н.э.):

Киккар (талант) = 50 минам = 42,5 кг.

Мина = 850 г.

Большой птолемеевский талант = 60 большим птолемеевским минам = 491 г.

Большая птолемеевская мина = 491 г.

Малый птолемеевский талант = 60 малым птолемеевским минам = 20,47 кг.

Малая птолемеевская мина = 341 г.

В. Д. Гладкий

МЕРЫ ОБЪЕМА ЖИДКИХ И СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ

Меры объема жидких и сыпучих веществ - египетская система Древнейшая:

Хар (мешок) = 20 хекатам простым = 95,7 л. (до 16 в. до н.э.)

Хар (мешок) = 4 хекатам учетверенным = 75,56 л. (после 16 в. до н.э.)

Хекат учетверенная = 2 хекатам двойным = 19,14 л.

Хекат двойная = 2 хекатам простым = 9,57 л.

Хекат простая = 4,785 л.

Хену (сосуд) = 46 л.

египетская система (с 5 по 1 вв. включительно до н.э.)

измеренные по массе:

Артаба = 2 13/16 артаба 70 толковников = 3 3/8 метра героновского = 143, 44 кг.

Артаба 70 толковников = 1 1/5 метра героновского = 51 кг.

Метрет героновский = 1 1/4 хара = 42,5 кг.

Хар (мешок) = 4 ойпе = 34 кг.

Ойпе = 4 гекатам = 8,5 кг.

Гекат = 2 1/2 манам = 2,125 кг.

Ман (мина) = 4 дебенам = 850 г.

Дебен = 212,5 г.

В. Д. Гладкий

МЕРЫ ПЛОЩАДИ

Меры площади - египетская система (с 5 по 1 вв. включительно до н.э.):

Сета (арура) = 2 ременам = 2,74 га.

Ремен = 5 десяткам = 13,7 а.

Десяток = 1 3/5 са = 10 пекейсам = 2,74 а.

Са = 6 1/4 пекейсам = 171,28 кв. м.

Пекейс = 100 квадратным локтям царским = 27,4 кв. м.

Квадратный локоть царский = 0,274 кв. м.

В. Д. Гладкий

МЕТРЕТ

Метрет - одна из величин объема жидких и сыпучих веществ.

см. Меры объема жидких и сыпучих веществ

В. Д. Гладкий

МЕХ

Мех (Локоть) - одна из величин измерения длины. = 52,3 см

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

МЕХИР

Мехир - один из двенадцати месяцев Древнеегипетского календаря.

см. Календарь Древнеегипетский

В. Д. Гладкий

МИЛЯ

Миля - одна из величин измерения длины. = 1,745 км

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

МИН

Мин - в египетской мифологии бог плодородия, "производитель урожаев". Изображался в виде плоской человеческой фигуры, одна рука которой поднята вверх, а другая держит плеть. На голове Мина корона, увенчанная двумя перьями. Один из эпитетов Мин "поднимающий оружие". Фетиши Мин - латук и особый столб, воздвигавшийся во время праздника Мин, в день начала жатвы. Праздничную процессию в этот день возглавлял увенчанный короной бык (персонификация Мин). Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей Мин. Культ Мин был распространен в Хеммисе, Коптосе, Омбосе, Нубии. С превращением Коптоса в торговый центр на караванном пути к Красному морю Мин приобретает черты бога - покровителя торговли, караванов и восточной пустыни. Мин ранее отождествлялся с другими богами: его называют "могучий Гор", "мститель за отца". Он, как и Гор, считается главой объединенного Египта. В древних текстах Гор называется его сыном. С Мин отождествлялись также повелитель вод Себек. Исида одновременно считается матерью Мина (отсюда его эпитет "телец своей матери") и его женой. В период Среднего царства культ Мин сливается с культом Амона, Мин приобретает черты бога - творца мира, его называют "царь богов". В городе Омбос Мин выступает как Мин-Ях (Мин-луна), его праздник справлялся в день новолуния в святилище - "доме луны".

Согласно позднеегипетской и греческой традиции Мин (Менес), первый египетский фараон, объединивший около 3000 до н.э. Верхний (Южный) и Нижний (Северный) Египет. Мин вел войну с ливийцами, основал крепость "Белая стена" (основную часть Мемфиса), создал ряд оросительных сооружений.

В. Д. Гладкий

МИНА

Мина - 1) одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. = 850 г

см. Меры объема жидких и сыпучих веществ

В. Д. Гладкий

2)одна из величин измерения массы. = 850 г

см. Меры массы

В. Д. Гладкий

МИР-УР

Мир-ур - см. Меридово озеро

МИСТЕРИИ

Мистерии - в античности тайные культы некоторых божеств. В Мистерии участвовали только посвященные, так называемые мистеристы. Мистерия состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определенным ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т.д. Возникли мистерии на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием классов общества некоторые из этих культов обособились от официальной религии и приняли характер тайного служения. Первые мистерии восходят к древневосточным обрядам (культ Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Древней Греции мистерии засвидетельствованы с 7 века до н.э. Из ранних мистерий наиболее известны Элевсинские мистерии (в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны-Коры), Орфические мистерии (основаны, согласно традиции, мифическим певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские мистерии (в честь покровителей мореходства Диоскуров-Кабиров). В Италии мистерии, привнесенные с востока: мистерии Исиды, мистерии Кибелы, мистерии Митры и другие, засвидетельствованы со 2 века до н.э. Около Помпеи обнаружена Вилла мистерий, в центре помещения которой сохранились уникальные изображения сцен мистерий. Многие элементы поздне-античных мистерий, прежде всего мистерии Исиды и Митры, были заимствованы христианством и вошли составной частью в христианское богослужение.

В. Д. Гладкий

МИ-УР

Ми-ур - см. Меридово озеро

МНЕВИС

Мневис - в древнеегипетской мифологии божество в виде черного быка. Мневис почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами. Эпитет Мневиса - "посредник Ра, который сообщает истину Атуму". Почитавшиеся Мневис быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Матерью Мневиса была корова Хесат. Мневис отождествлялся с быком Бухисом, считался ба - душой Ра, а также города Нехен.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV