Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КА

Ка - в египетской мифологии один из элементов, составляющих человеческой сущность. В литературе Ка нередко характеризуют как одну из душ человека, хотя термин "душа" не вполне точно раскрывает египетское понятие Ка. Первоначально, согласно "Текстам пирамид", Ка - олицетворял жизненные силы богов и царей, воплощал их могущество. Нередко они имели несколько Ка, например, Pa - 14. Впоследствии, судя по "Текстам саркофагов" и "Книге мертвых", обладание Ка приписывалось всем людям. Ка определяет судьбу человека. В гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища Ка, на них писали, что это Ка имярек. Обитая в гробнице, Ка могло покидать ее и устремляться в загробный мир. Изображали Ка в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях. Создателем Ка считался Хнум, с Ка связана также богиня Хемсут, хранящая людей.

В. Д. Гладкий

КАДЕШ

Кадеш (Кинза) - город в Сирии на реке Оронт (современное название Тель-Неби-Менд). Известен по египетским и клинописным источникам с 16-го века до н.э. Был населен Семитами. Центр культа богини Кадеш (Кент). В 16 - 15 вв. до н.э. Кадеш - центр государства. Кадеш, возглавляли коалиции мелких сирийских царств, направленных против Египта. В конце 15 в. до н.э. подчиненные царю хеттов Суппилулиуме. Под стенами Кадеша в конце 14 - начале 13 вв. до н.э. произошла битва между египетскими войсками Рамсеса II и хеттами под руководством царя Муватталлу. Введенный в заблуждение хеттскими лазутчиками передовой отряд египтян был застигнут врасплох хеттами и их союзниками - отрядами, подчиненными хеттам царств Сирии, Финикии и Азии. Египтяне, дождавшись после упорной обороны прибытия подкрепления, заставили хеттов отступить, однако города взять не смогли. После 16-ти летней дальнейшей борьбы был заключен египетско-хеттский мир. Сохранились египетские описания битвы, восхваляющие Рамсеса II. По-видимому, в начале 122 в. до н.э. Кадеш был разрушен "народами моря". Вновь упоминания в 565 до н.э. как центр одноименного округа Ново-Вавилонского царства.

В. Д. Гладкий

КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ

Календарь Древнеегипетский - солнечный календарь возник приблизительно в 42-м тыс. до н.э. Год состоял из 3-х сезонов по 4-е месяца в 30-ть дней каждый (месяцы: тот, фаофи, атир, хояк, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, пауни, эпифи, мезори (впервые встречаются в 6 - 5 вв. до н.э.) и 5-ть добавочных дней в конце; был на 1/4 суток короче тропического, что приводило к смещению на сутки каждые 4-е года. Начало календарного года - 1-е тота (19 июля по юлианскому календарю), в 4-м тыс. до н.э. совпало с летним солнцестоянием, первым появлением Сириуса (Сотиса) над горизонтом и началом разлива Нила; через каждые 4-е года начало года переходило на один день (так как средний промежуток между двумя гелиакическими восходами Сириуса равен не 365-и суткам, а почти точно 365,25 суток), обходя постепенно весь круг календарных дат (отсюда "блуждающий" год); лишь через 1461 египетских или 1460 юлианских лет (365 х 4) начало египетского года вновь совпадало с летним солнцестоянием и восходом Сириуса (так называемый Великий год или период Сотиса). Летоисчисление велось по годам правления фараонов, в эллинистическую эпоху применялась эра Набонассара (летоисчисление с 26 февраля 747 до н.э.), по которой составлен "Канон царей" Птолемея (2-й в. н.э.). В 238 до н.э. предпринималась попытка усовершенствовать солнечный календарь путем прибавления одного дня каждые 4-е года ("Канопский эдикт"). Новое счисление получило признание лишь в 26 до н.э.

В. Д. Гладкий

КАМЕИ

Камеи - жезные камни с выпуклым изображением.

Петер Элебрахт "Трагедия пирамид"

КАМЕС

Камес - см. Камос

КАМОС

Камос (Камес) - последний египетский фараон XVIII династии (правил до 1580 до н.э.), сын и преемник Секененра. Правил первоначально лишь в Южном Египте (в 1 - 13 номах), в то время как Дельта и Средний Египет находились в руках гиксосов. Камос объявил войну царю гиксосов Апопи III, разгромил его войска при Неферуси (к северу от Гермополя) и захватил большую часть Среднего Египта.

В. Д. Гладкий

КАННА

Канна - одна из величин измерения длины. = 4,07 м

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

КАНОП

Каноп - египетский город к западу от Абукира; празднества, проходившие в этом городе, привлекали ми. жителей Александрии. В канопский храм Сараписа стекались люди, нуждавшиеся в лечении.

В. Д. Гладкий

КАНОПА

Канопа - в Древнем Египте - сосуд для хранения внутренностей умершего. Несколько канопов ставилось в гробницу вместе с бальзамированным телом. На стенках обычно помещались тексты заупокойных молитв. Крышки увенчивались изображением головы человека, шакала, ястреба или обезьяны.

В. Д. Гладкий

КАРКАДЕ

Каркаде (Гибискус) - каркаде - это «красный чай», который заваривают из цветков гибискуса.

Гибискус - национальный цветок Малайзии. Его пять лепестков символизируют пять заповедей ислама. Почитают цветок не только малайцы мусульмане, но и язычники даяки, и китайцы, и индусы.

Он растет в тропиках - это высокий куст, относящийся к семейству мальвовых. Называется, как любят ботаники запутанно, гибискус сабдарифа, хотя является ближайшим родственником прозаической комнатной «китайской розы». У него крупные, непривычного размера цветки 7-10 см в диаметре, с толстыми лепестками, ярко-красные с темнофиолетовым венчиком снаружи и темнопурпурным внутри. Обладает сильным ароматом. Листья, стебли и чашечки красноватого оттенка. Почти все растение, кроме корня, съедобно и его используют в пищу. Свежие листья и молодые побеги богатые витаминами добавляют в салат, тушат с мясом, семена поджаривают и используют для приготовления супов. Для чая используют чашечки цветов. После увядания цветка чашечки начинают разрастаться, увеличиваются в несколько раз, и становятся сочными и «мясистыми», ярко красного цвета. Их используют не только для чая, но и делают из них желе, соусы, компоты, используют для окраски пищи, засаливают, маринуют.

Чай из гибискуса (каркаде), очень полезен. Вещества, вызывающие его красное окрашивание - антоцианы, обладают ярко выраженной Р-витаминной активностью, они укрепляют стенки кровеносных сосудов, регулируют их проницаемость и кровяное давление, в горячем виде чай повышает его, а в холодном понижает. Обладает спазмолитическим и мочегонным действием. Способствует улучшению общего состояния. Содержащиеся в гибискусе флавоноиды - кверцитин, усиливают действие антоцианов, помогают очистке организма. Выводятся из организма ненужные продукты обмена. Стимулируется выработка желчи и повышается защита печени от неблагоприятных воздействий, улучшается метаболизм. Убивает некоторые болезнетворные микроорганизмы, может использоваться как глистогонное средство. Лимонная кислота придает напитку приятный вкус, он действует освежающе в жару и при повышенной температуре. Гибискус не содержит щавелевой кислоты, поэтому безопасен для почечных больных. Аскорбиновой кислоты в нем мало, но ее действие взаимно усиливается флавоноидами и антоцианами.

Размоченные при заварке чашечки являются ценной добычей, в них много белка и пектина. А пектин, как раз, способствует выведению из кишечника токсинов и тяжелых металлов. Заваривают как чай, не кипятят, при длительном нагревании красящие вещества разлагаются, и напиток становится грязно серым. Так же важно использовать при заварке стеклянную или фарфоровую посуду. При соприкосновении с металлом вкус и цвет напитка портятся. Настой может окраситься и в зеленый цвет при заварке очень жесткой водой. Для получения красивого и вкусного напитка, кладут не меньше чайной ложки без верха на стакан кипятка. Пьют чаще холодный, но и горячий, все зависит от вкуса, климата и сезона.

КАТАРАКТ

Катаракт - уже в античности так именовали любой водопад, но особенно часто - Нильские пороги у современного Асуана и у острова Элефантина; последнее упоминание было еще у Геродота.

В. Д. Гладкий

КАШ

Каш - см. Куш

КЕБХУТ

Кебхут - в египетской мифологии богиня прохладной чистой воды, покровительница 10-го нома и города Летополиса. Воплощалась в образе змеи и отождествлялась с богиней Уто. Считалась дочерью Анубиса и была связана с культом мертвых; Кебхут совершала возлияния умершим, помогала им подняться на небо.

В. Д. Гладкий

КЕДЕТ

Кедет - одна из величин измерения массы. = 9,1 г

см. Меры массы

В. Д. Гладкий

КЕМЕ (КЕМЕТ, ДЕШРЕТ)

Кеме (Кемет, Дешрет) - древнеегипетское название Египта (первоначально Кемет - "Черная земля") в противоположность применяемому по отношению к соседним пустыням название Дешрет - "Красная земля".

В. Д. Гладкий

КЕМЕТ

Кемет - см. Кеме

КИККАР

Киккар - одна из величин измерения массы. = 42,5 кг

см. Меры массы

В. Д. Гладкий

КИНЗА

Кинза - см. Кадеш

КИТЕ

Ките - одна из величин измерения массы. = 9,1 г

см. Меры массы

В. Д. Гладкий

КЛАФТ

Клафт - головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными, спускающимися на плечи концами. Форма клафта и ширина полос - надежный аргумент при датировке памятников.

КЛЕОПАТРА

Клеопатра - в Древнем Египте:

Клеопатра (около 215 - 176 до н.э.) царица из династии Птолемеев, дочь Антиоха III Селевка, жена Птолемея V. После смерти мужа (180) правила за несовершеннолетия сына Птолемея VI, женившегося на своей сестре Клеопатре II (около 185 - 115).

Клеопатра III (155 - 101 до н.э.) - супруга Птолемея VIII, дочь Птолемея VI и Клеопатры II.

Клеопатра VII (69 - 30 до н.э.) - последняя царица династии, дочь Птолемея XI, сестра, супруга и соправительница (с 51) Птолемея XII Диониса, с которым она вела борьбу за власть. В 48-м Клеопатра VII была изгнана в Сирию, но в 47-м возвратилась с помощью Юлия Цезаря, увлекшись умной и образован, царицей (от Цезаря она имела сына Цезариона). После убийства Цезаря она стала союзницей и любовницей Марка Антония (в 37-м он женился на Клеопатре VII) и поддерживала его в борьбе с Октавианом. После поражения при Акции (31) и вступления Октавиана в Египет Антоний, а за ним и К. VII покончили жизнь самоубийством. Согласно преданию, Клеопатра VII дала ядовитой змее ужалить себя, что, по египетским представлениям, сулило бессмертие.

В. Д. Гладкий

КОНСЕРВИРОВАНИЕ

Консервирование - в древности консервирование продуктов питания было важным способом подготовки к возможному неурожаю, осадам или блокадам; кроме того, Консервирование позволяло осуществлять торговые перевозки скоропортящихся продуктов. Греки и римляне переняли навыки Консервирования главным образом с Востока, прежде всего от египтян, которые приобрели богатый опыт в технике Консервирования (прежде всего способом обезвоживались с помощью натра), и не в последнюю очередь благодаря практиковавшимся с 3-го тысячелетия до н.э. мумифицированию. Физические методы Консервирования, за исключением простого высушивания или вяления (овощей, зелени, мяса, рыбы), а также хранения без доступа воздуха (например, в масле), в античности едва ли были широко известны. В части., возможностей искусств. замораживания хватало лишь на то, чтобы остужать напитки (в пористых сосудах, которые обкладывали снегом, а также в специальных сосудах для охлаждения - псиктерах), а потому особую важность имели химические способы Консервирования - копчение мяса, подсушивание хлеба и, главное, соление (солили мясо, рыбу, оливки).

В. Д. Гладкий

КОПТОС

Коптос - древнеегипетский город (в районе современного селения Куфт). Был столицей 5-го верхнеегипетского нома. Храмы Коптоса получали льготные грамоты от царей Египта. Так, при Пиопи I и II, а также при их преемниках храмы Коптоса были освобождены от обязательств государственных поставок и обществ, работ. В Коптосе сохранились развалины храмов и надписи вплоть до римского времени.

В. Д. Гладкий

КОПТСКИЙ ЯЗЫК

Коптский язык - язык коренного населения средневекового Египта. Сами копты называли себя рэмэнкэми - "людьми Египта", а свой язык мэтрэмэнкэми - "речью людей Египта". Коптский язык являлся последней фазой развития Египта, точнее так называемый позднеегипетский язык (8 век до н.э. - З век н.э.). Его вытеснение арабским языком началось через некоторое время после завоевания Египта арабами (640 н.э.). В основе коптской письменности лежит коптский алфавит, созданный на базе греческого, с добавлением 7 демотических знаков для обозначения звуков Коптского языка, отсутствуют в греческом языке.

В. Д. Гладкий

КОПТСКОЕ ПИСЬМО

Коптское письмо - буквенное письмо, применявшееся со 2 в. египетскими христианами - коптами. 22 буквы Коптского письма были заимствованы из западно-греческого унциального письма, 7 букв (для передачи звуков, отсутствующих в греческом языке) - из египетского демотического письма. Наряду с буквенными знаками в Коптском письме под влиянием древнеегипетской иероглифики применялись также некоторые идеограммы ("бог", "дьявол", "святой" и др.). После арабских завоеваний (640 до н.э.) Коптское письмо было вытеснено арабским письмом сохранившим лишь в коптских монастырях и церквях.

В. Д. Гладкий

КРОКОДИЛОПОЛЬ

Крокодилополь - древнеегипетский Шетет - главный город Фаюма, центр культа бога Собека, священным животным которого считался крокодил. В Птолемеевскую эпоху Крокодилополь назван в 3-м в. до н.э. в честь царицы Арсинои - Арсиноей, имел около 100 тыс. жителей.

Древний Иумитру (около 30 км. южнее Луксора) - город 3-го Верхнеегипетского нома.

В. Д. Гладкий

КСИЛОН

Ксилон - одна из величин измерения длины. = 1,57 м

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

КУШ

Куш (Каш) - древнеегипетское и библейское название территории на юге от Египта (соответствует примерно, современному государству Судан). у античных авторов - Эфиопия (не следует путать с современной Эфиопией, расположенной южнее), у средневековых авторов - Нубия.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV