Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИАЛУ

Иалу - см. Иару

ИАРУ

Иару (Иалу) - в египетской мифологии, загробный мир, где прибывают умершие, Поля рая. Согласно "Текстам пирамид", Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце-бог Ра. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке "Перефозчик Иару".

В. Д. Гладкий

ИБИС

Ибис - птица, которая в Древнем Египте была посвящена богу мудрости Тоту. Ибисы, которым позволяли свободно бродить по улицам городов, считались бессмертными. Согласно Геродоту, ибисы истребляли змей и вредных насекомых.

В. Д. Гладкий

ИЕРАКОНПОЛЬ

Иераконполь (Гиераконполь)

один из древнейших городов Египта, центр культа божества Гора (Сокола). В энеолитическом периоде на месте Иераконполе находилось поселение и могильник. В погребении середины 4-го тысячелетия до н.э. обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей, изображавших лодки, сцены охоты и войны, по стилю близкая к росписям сосудов времени герзейской культуры. В Иераконполе был открыт храм I египетской династии (конца 4-го тысячелетия до н.э.), в котором хранились замечательные памятники древнеегипетского искусства - булава царя Скорпиона с изображением прокладки капала и знаменитая палетка царя Нармера. На ней изображено объединение Нармером Южного и Северного Египта и помещены древнейшие образы пиктографические древнеегипетские письма. В последующее время Иераконполь являлся административным центром одного из номов Древнего Египта.

В. Д. Гладкий

ИЕРАРХИЯ

Иерархия - деление на высшие и низшие должности и чины, порядок подчинения низших по должности и чин лиц высшим. Первоначально иерархия сложилась в период рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Византия).

В. Д. Гладкий

ИЕРОГЛИФЫ

Иероглифы - древнеегипетское рисунчатое письмо, употреблявшееся с начала 3-го тысячелетия до н.э. приблизительно до 200 н.э. Первоначально каждому рисунку соответствовало определенное слово, позднее развились также слоговые и консонансные знаки; гласные звуки не выражались. Для повседневного употребления из иероглифов родилась упрощенная письменность, иератическая (жреческая, которая применялась прежде всего для религиозных текстов) и курсивная демотическая (использовавшаяся для светских текстов). В эллинистическое время через соединение некоторых демотических знаков с греческими буквами образовалась коптская письменность, названая по имени коптов - египетских христиан. Значение иероглифов долгое время не было известно, и лишь в 1822, Ж. Ф. Шампольону удалось произвести их расшифровку с помощью Розеттского камня. Иероглифы использовались также в 2 - 1 тысячелетиях до н.э. у хеттов и на острове Крит.

В. Д. Гладкий

ИЛЛЮМИНИРОВАНИЕ

Иллюминирование - оформление рукописей и первых печатных изданий рисунками пером или живописью. Уже папирусные свитки Древнего Египта украшались рисунками тушью, например, "Книга мертвых" и путеводитель по загробному миру эпохи Нового царства (2-е тысячелетие до н.э.). В античности свитки снабжались портретами авторов и различными иллюстрациями. Греческие папирусные свитки с рисунками сохранившимися со 2 в. до н.э. Иллюминирование переживает особенный расцвет с 4 в., когда начинают употреблять пергаментные кодексы. Так называемые Кведлинбургские итальянские фрагменты (Государство немецкого б-ка, Берлин) содержат древнейшие иллюстрации, тексты христианского содержания. Стилистически близки им "Илиада Амвросианская" (Милан) и Ватикан, рукопись Вергилия (все 4 - 5 вв.). Особенно знаменит "Венский кодекс" Диоскурида (6 в.) с 600 цветными изображениями растений и рукопись комедий Теренция (9 в., Париж).

В. Д. Гладкий

ИМИУТ

Имиут - в египетской мифологии, один из эпитетов Анубиса, определявший его как бога бальзамирования. Его фетиш - шкура, забинтованная в льняные пелены, которую прикрепляли к шесту, ставили в сосуд, и помещали в гробницу умершего.

В. Д. Гладкий

ИМХОТЕП

Имхотеп - древнеегипетский мудрец, врач и зодчий, визирь царя III династии Джосера (около 2780 - 2760 до н.э.), для которого он соорудил в Саккаре первую ступенчатую пирамиду. В последствии Имхотеп был обожествлен. Ему посвящали храмы и часовни. При Птолемеях Имхотеп почитался как бог Птаха. Греки его отождествляли с Асклепием.

В. Д. Гладкий

ИНДИГО

Индиго - краситель, очень ценившийся в древности за ярко-синий тон и способность долгое время не выцветать. Древнейшие образцы тканей окрашенные индиго, восходят к 1000 до н.э. (одежда дочери египетского фараона). Индиго проник в Грецию и Рим по торговым путям через Азию.

В. Д. Гладкий

ИСИДА

Исида - Исида (Изида) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.

- В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сетх. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня магическим образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

- Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от беремени.

- Исида - «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетхом во время спора за престол и наследство Осириса, стать владыкой Египта.

- Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников - крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Еще одно воплощение Исиды - богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня - запад, ее ритуальные предметы - систр и священный сосуд для молока - ситула.

- Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до 6 в. н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них - это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Хором.

- Как вселенская богиня-мать Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху Эллинизма не только в Египте, где ее культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе, Афинах, Помпеях, Риме. Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остается загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьезной соперницей становления раннего христианства.

Библиография Я. Липинская , Марциняк М. «Мифология Древнего Египта». - М., 1983; М. Э. Матье, «Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. - М., 1996; А. Морэ «Цари и боги Египта». - М., 1998; Плутарх. «Исида и Осирис». - Киев, 1996; В. В. Солкин. «Египет: вселенная фараонов». - М., 2001; S. Donadoni, S. Curto, A. M. Donadoni Roveri «L'Egypte du myth a l'Egyptologie». - Milano, 1990; F. Dunand. «Le culte d'Isis dans le bassin orientale de la Mediterranee». Vol. I-III. - Leiden, 1973; «Iside. Il Mito, il Mistero, la Magia. - Milano, 1997; M. Munster. «Untersuchungen zur Gottin Isis vom Alten Reich bis zum Ende des Neuen Reiches. - Berlin, 1968; R. Witt. «Isis in the Graeco-Roman world». - London, 1971; L. V. Zabkar. «Six Hymns to Isis in the Sanctuary of Her Temple at Philae and their Theological Significamce». // JEA (1983).

В. В. Солкин

ИТТАУИ

Иттауи - древнеегипетская крепость (около современной Лишта на юго-западе от Каира), основан Аменхотепом I и бывшая в 20 в. до н.э. резиденцией фараонов. Возвышение Иттауи объясняется выгодным местоположением на пути в Файюмский оазис, где в тот период проводились крупные ирригационные работы.

В. Д. Гладкий

ИУНУ

Иуну - древнеегипетское название города Гелиополь - один из важнейших культурных и религиозных центров древнего Египта, столица XIII нома Нижнего Египта, издревле посвященная солнечному богу Ра; место создания одной из самых почитаемых в Египте группы богов - Эннеады, сотворенной, согласно преданию, богом Атумом. Древнейший храм этого божества был воздвигнут здесь, вероятно, в начале Древнего царства (2707 - 2170 гг. до н. э.). В качестве священных объектов в Гелиополе почитались камень бен-бен, олицетворяющий собой первый фрагмент суши, сотворенной богом; священный столб Иун, давший свое имя городу, геральдическая персея Ишед, на листьях которой записывались богами имена всех египетских фараонов, феникс Бену и черный бык Мневис. В эпоху Нового царства (1550 - 1078 гг. до н. э.) в Гелиополе, наряду с божественной Эннеадой, почитались воплощения солнечного бога - Ра-Хорахте и Хепри, а также богини Хатхор и Сешат.

- Во времена экспедиции Наполеона Бонапарта (1798 - 1802 гг.) стена, окружавшая храм Ра, была еще в хорошей сохранности. Тем не менее, большая часть храмового комплекса уже была уничтожена арабским населением Каира. Немногие известные нам архитектурные памятники Иуну, тем не менее, очень интересны. Царь III династии Джосер (2690 - 2670 гг. до н. э.) построил здесь небольшое святилище из кирпича-сырца, посвященное Эннеаде. Несколько гробниц верховных жрецов Ра эпохи VI династии (2347 - 2216 гг. до н. э.) обнаружены около восточных ворот храма. При XII династии на месте старого храма было воздвигнуто новое грандиозное святилище Солнца, украшенное при Сенусерте I (1956 - 1911 гг. до н. э.) двумя обелисками из красного гранита, один из которых был разрушен в XII веке, а другой и поныне стоит на своем месте.

- В эпоху Нового царства Гелиополь оставался одним из самых крупных культурных центров Египта. Тутмос III (1479 - 1425 гг. до н. э.) воздвиг здесь два обелиска, которые теперь находятся в Лондоне и Нью-Йорке. Надпись, на стеле, найденной в Иуну, говорит о том, как храм был украшен и значительно расширен на 46-м году его правления.

- Вероятно, именно храм Солнца в Гелиополе послужил моделью для сооружения храма Атона в Ахетатоне во время религиозной реформы Аменхотепа IV (1351 - 1334 гг. до н. э.). Судя по архитектурным фрагментам, выявленным в ходе археологических работ, храм Ра состоял из трех обширных дворов, разделенных пилонами. Именно здесь, в Гелиополе, был воздвигнут храм Атона при отце царя-еретика, фараоне Аменхотепе III (1388 - 1351 гг. до н. э.).

- Гелиополь продолжали расширять и украшать Рамессиды. Здесь когда-то находилась излюбленная резиденция Сети I (1290 - 1279 гг. до н. э.), установленные им перед новым пилоном обелиски, и храм, построенный Рамсесом II. При Мернептахе (1212 - 1202 гг. до н. э.) в Иуну была установлена триумфальная колонна, рельефы на которой повествуют о победах царя над племенами ливийцев и «народами моря»; стоящая на массивной базе, колонна завершается прямоугольным абаком, на котором, по-видимому, находилась скульптура. Позже этот вид памятников был позже заимствован римлянами.

- Рамсес III (1185 - 1153 гг. до н. э.), согласно текстам, установил здесь гигантские статуи Атума и гранитное святилище богини Тефнут, бронзовые двери которого были отделаны золотом; кроме того, он перестроил храмы самого Атума, а также святилища Ра и Хора. В это время, согласно тексту папируса Харрис, только в храме Атума в Иуну служили 4583 человека. Обширный некрополь гелиопольских жрецов эпохи Рамессидов и погребения священных быков Мневисов найдены в районе современного поселения Араб эль-Тауиль.

- В Позднее время (525 - 332 гг. до н. э.) и эпоху правления Птолемеев цари продолжали украшать храм Солнца. Псамметих I установил здесь сфинкса, а Псамметих II - обелиск. Первым знаком грядущего кризиса и упадка стало нашествие войск Камбиза, которые, согласно Страбону, сильно разрушили священный город. О Гелиополе лишь вскользь говорит Геродот, в то время как Страбон, наоборот, сообщает что видел дом, в котором когда-то останавливался Платон, но отмечает, что в целом в его время город был полузаброшенным. С эпохи правления Августа древний Иуну стал местом добычи обелисков, два из которых, установленные Сети I и Псамметихом II были вывезены в Рим.

- Со времени арабского завоевания Гелиополь систематически разрушался и использовался в качестве каменоломни и был практически уничтожен. В наше время большая часть города находится под фундаментами северных пригородов Каира. Активные археологические исследования ведутся в археологических зонах Гелиополя - Ком эль-Хисн и Маншиет эс-Садр.

Библиография

Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». - М., 1983. F. Debono «The predynastic cemetery at Heliopolis». - Cairo, 1988. W. M. F. Petrie, E. Mackay «Heliopolis, Kafr Ammar and Shurafa». - London, 1915. A. -A. Saleh «Excavations at Heliopolis». Vol. I-II. - Cairo, 1981-1983. M. Moursi, «Die Hohenpriester des Sonengottes von der Fruhzeit Agyptens bis zum Ende des Neuen Reiches». // MAS 26 (1972), pp. 33-37.

В. В. Солкин

Предыдущая страница Следующая страница