Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАЛАБЕЯ

Галабея - одежда крестьянина (феллаха), длинная (до лодыжек) рубаха из хлопчатобумажной ткани с широкими рукавами, без воротника и пояса.

Петер Элебрахт «Трагедия пирамид»

ГАФИРЫ

Гафиры - сторожа, охраняющие в Египте кладбища.

Петер Элебрахт «Трагедия пирамид»

ГЕБ

Геб - в египетской мифологии бог земли. Сын Шу и Тефнут, один из гелиопольской эннеады богов. Обычно изображался в виде человека с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душой (ба) Геба представлялся Хнум. Считалось что Геб - добрый бог, он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Геб связан с царством мертвых. В мифе о споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Геб возглавлял судей. Титул Геба - «Князь князей» («репати»), он считался правителем Египта. Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешел Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны. Т. е., власть фараона рассматривалась восходящей к Гебу. Имя Геб писали иероглифом утки, хотя она и не была его священной птицей.

В. Д. Гладкий

ГЕКАТ

Гекат - одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. = 2,125 кг

см. Меры объема жидких и сыпучих веществ

В. Д. Гладкий

ГЕЛИОПОЛЬ

Гелиополь (др. егип. Иуну) - один из важнейших культурных и религиозных центров древнего Египта, столица XIII нома Нижнего Египта, издревле посвященная солнечному богу Ра; место создания одной из самых почитаемых в Египте группы богов - Эннеады, сотворенной, согласно преданию, богом Атумом. Древнейший храм этого божества был воздвигнут здесь, вероятно, в начале Древнего царства (2707 - 2170 гг. до н. э.). В качестве священных объектов в Гелиополе почитались камень бен-бен, олицетворяющий собой первый фрагмент суши, сотворенной богом; священный столб Иун, давший свое имя городу, геральдическая персея Ишед, на листьях которой записывались богами имена всех египетских фараонов, феникс Бену и черный бык Мневис. В эпоху Нового царства (1550 - 1078 гг. до н. э.) в Гелиополе, наряду с божественной Эннеадой, почитались воплощения солнечного бога - Ра-Хорахте и Хепри, а также богини Хатхор и Сешат.

- Во времена экспедиции Наполеона Бонапарта (1798 - 1802 гг.) стена, окружавшая храм Ра, была еще в хорошей сохранности. Тем не менее, большая часть храмового комплекса уже была уничтожена арабским населением Каира. Немногие известные нам архитектурные памятники Иуну, тем не менее, очень интересны. Царь III династии Джосер (2690 - 2670 гг. до н. э.) построил здесь небольшое святилище из кирпича-сырца, посвященное Эннеаде. Несколько гробниц верховных жрецов Ра эпохи VI династии (2347 - 2216 гг. до н. э.) обнаружены около восточных ворот храма. При XII династии на месте старого храма было воздвигнуто новое грандиозное святилище Солнца, украшенное при Сенусерте I (1956 - 1911 гг. до н. э.) двумя обелисками из красного гранита, один из которых был разрушен в XII веке, а другой и поныне стоит на своем месте.

- В эпоху Нового царства Гелиополь оставался одним из самых крупных культурных центров Египта. Тутмос III (1479 - 1425 гг. до н. э.) воздвиг здесь два обелиска, которые теперь находятся в Лондоне и Нью-Йорке. Надпись, на стеле, найденной в Иуну, говорит о том, как храм был украшен и значительно расширен на 46-м году его правления.

- Вероятно, именно храм Солнца в Гелиополе послужил моделью для сооружения храма Атона в Ахетатоне во время религиозной реформы Аменхотепа IV (1351 - 1334 гг. до н. э.). Судя по архитектурным фрагментам, выявленным в ходе археологических работ, храм Ра состоял из трех обширных дворов, разделенных пилонами. Именно здесь, в Гелиополе, был воздвигнут храм Атона при отце царя-еретика, фараоне Аменхотепе III (1388 - 1351 гг. до н. э.).

- Гелиополь продолжали расширять и украшать Рамессиды. Здесь когда-то находилась излюбленная резиденция Сети I (1290 - 1279 гг. до н. э.), установленные им перед новым пилоном обелиски, и храм, построенный Рамсесом II. При Мернептахе (1212 - 1202 гг. до н. э.) в Иуну была установлена триумфальная колонна, рельефы на которой повествуют о победах царя над племенами ливийцев и «народами моря»; стоящая на массивной базе, колонна завершается прямоугольным абаком, на котором, по-видимому, находилась скульптура. Позже этот вид памятников был позже заимствован римлянами.

- Рамсес III (1185 - 1153 гг. до н. э.), согласно текстам, установил здесь гигантские статуи Атума и гранитное святилище богини Тефнут, бронзовые двери которого были отделаны золотом; кроме того, он перестроил храмы самого Атума, а также святилища Ра и Хора. В это время, согласно тексту папируса Харрис, только в храме Атума в Иуну служили 4583 человека. Обширный некрополь гелиопольских жрецов эпохи Рамессидов и погребения священных быков Мневисов найдены в районе современного поселения Араб эль-Тауиль.

- В Позднее время (525 - 332 гг. до н. э.) и эпоху правления Птолемеев цари продолжали украшать храм Солнца. Псамметих I установил здесь сфинкса, а Псамметих II - обелиск. Первым знаком грядущего кризиса и упадка стало нашествие войск Камбиза, которые, согласно Страбону, сильно разрушили священный город. О Гелиополе лишь вскользь говорит Геродот, в то время как Страбон, наоборот, сообщает что видел дом, в котором когда-то останавливался Платон, но отмечает, что в целом в его время город был полузаброшенным. С эпохи правления Августа древний Иуну стал местом добычи обелисков, два из которых, установленные Сети I и Псамметихом II были вывезены в Рим.

- Со времени арабского завоевания Гелиополь систематически разрушался и использовался в качестве каменоломни и был практически уничтожен. В наше время большая часть города находится под фундаментами северных пригородов Каира. Активные археологические исследования ведутся в археологических зонах Гелиополя - Ком эль-Хисн и Маншиет эс-Садр.

Библиография Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». - М., 1983. F. Debono «The predynastic cemetery at Heliopolis». - Cairo, 1988. W. M. F. Petrie, E. Mackay «Heliopolis, Kafr Ammar and Shurafa». - London, 1915. A. -A. Saleh «Excavations at Heliopolis». Vol. I-II. - Cairo, 1981-1983. M. Moursi, «Die Hohenpriester des Sonengottes von der Fruhzeit Agyptens bis zum Ende des Neuen Reiches». // MAS 26 (1972), pp. 33-37.

В. В. Солкин

ГЕРАКЛЕОПОЛЬ

Гераклеополь - древнеегипетский город (греч. «город Геракла» древнеегипетский Нен-несут), лежавший на берегу канала, который соединял Нил с Меридовым озером у входа в плодородный Файюмский оазис. В 22 и начале 21 вв. до н. э. Гераклеополь был столицей Египта. В настоящее время на месте Гераклеополя - город Ахнас-эль-Медине.

В. Д. Гладкий

ГЕРМОПОЛЬ ВЕЛИКИЙ

Гермополь Великий (Гермоуполь) - один из древнейших городов Египта, существовал еще в додинастический период (4-е тыс. до н. э.), столица 15 верхнеегипетского нома, место культа бога мудрости Тота и подчиненной ему восьмерки богов и богинь (в честь которой назван город).

В. Д. Гладкий

ГЕРМОПОЛЬ МАЛЫЙ

Гермополь Малый - древний город в Нижнем Египте (современный Даманхур).

В. Д. Гладкий

ГЕРМОУПОЛЬ

Гермоуполь - см. Гермополь Великий

ГИБИСКУС

Гибискус - см. Каркаде

ГИЕРАКОНПОЛЬ

Гиераконполь - см. Иераконполь

ГИЗА

Гиза - древнеегипетский некрополь на поле пирамид близ города Гиза (к западу от Каира). Содержит погребения знатных египтян времени II-VI династий. 5 кладбищ некрополя имеют свыше 7 тыс. могил.

В. Д. Гладкий

ГЛАЗ ГОРА

Глаз Гора - согласно мифическому представлению, солнце и луна являются глазами Гора. Под глазом Гора обычно понимают луну, хотя отличие от глаза Ра, т. е. солнца, не всегда определено. Глаз Гора побеждает врагов света, он сам означает огонь. В «Книге Мертвых» (гл. 42) говорится: «Глаз Гора награждает вечной жизнью; и он защищает меня, даже когда он закрыт». В мифе рассказывается о потерянном в борьбе с Сетом и возвращенном глазе (лунном глазе), который Гор вручил своему отцу Озирису и тем самым содействовал ему в получении новой жизни. Вручение глаза Гора считалось с тех пор у египтян прообразом каждого жертвоприношения. Со времени Нового царства бог Лотоса Нефертем часто изображается с глазом Гора в руке - символическое указание на жертвенные дары, которые в большинстве случаев состояли из еды и напитков, отсюда и прозвище Нефертема «господин еда».

Манфред Луркер

ГЛАЗ УТЧАТ

Глаз Утчат - возвращенный после похищения Сетом лунный глаз был излечен Тотом и назывался теперь «невредимый». Он является символом силы бога света и - потому популярным амулетом. Имеются глаза утчат, которые снабжены руками и держат бант жизни или жезл в виде папируса (символ «удачи»). Глаз утчат служит также защитным средством против злого взгляда. Начиная с Древнего царства к дверным нишам гробниц прикрепляется пара глаз утчат, они также имеют апотрофическое значение на гробах Нового царства. Отдельные части глаза утчат соответствуют определенным дробным числам, которые в сумме составляют 63/64. Одну шестьдесятчетвертую спрятал якобы Тот.

Манфред Луркер

ГОЛОВНОЕ УКРАШЕНИЕ БОГОВ

Головное украшение богов - головной убор является важнейшим атрибутом египетских божеств, но для идентификации он все же не всегда достаточен, так как из-за контаминации отдельных обликов богов меняются также их эмблемы. Перечислим важнейшие головные уборы для следующих богов:

Айебт - (олицетворение востока) буква-картинка «восток»;

Аментет - (персонификация запада) буква-картинка «запад»;

Амон - корона с двумя перьями;

Анукет - (хозяйка вод Нила) - украшение из перьев в виде венка;

Анхурет - корона с четырьмя перьями;

Атум - двойная корона;

Геб - комбинация нижнеегипетской короны и короны атеф (или также и гуся);

Гор - двойная корона или двойная корона с пером;

Изида - рога коровы с солнечным диском (так же хохолок коршуна) или иероглиф «трон»

Маат - страусиное перо;

Мешенет - (богиня родов) расщепленный и закрученный вверху стебель;

Мин - двойная корона с пером;

Нейт - щит с двумя стрелами (также обознач. футляр для лука) или нижнеегипетская корона;

Нефертем - цветок лотоса;

Нефтида - иероглиф «хозяйка дома»;

Нехбет - хохолок коршуна (также верхнеегииетская корона);

Нут - сосуд в виде шара;

Озирис - корона атеф;

Пта - чехол для мумии;

Решеф - верхнеегипетская корона с головой газели (вместо урея);

Сатис - корона с двумя рогами антилопы;

Селкет - скорпион;

Сешат - семи - или пятиконечная звезда;

Уасет - (богиня фиванских областей) скипетр уас, украшенный лентой и пером, на знаке «ном»;

Ха - (бог западной пустыне) иероглиф «пустыня»;

Хатор - коровьи рога с солнечным диском;

Хах - (олицетворение бесконечности и вечности) пальмовая ветка;

Хемсут - (женское охраняющие божество) щит с двумя скрещенными стрелами;

Хонс - лунный серп и диск луны;

Шу - страусиное перо.

Манфред Луркер

ГОЛОВНОЙ ПЛАТОК

Головной платок - головной платок царя - это символ богини Верхнего Египта Нехбет, что подтверждается «Текстами пирамид» (например, 729). Когда царь вступает в бой, его сопровождает и защищает коршун «в белом головном платке».

Манфред Луркер

ГОР

Гор (Хор) - в египетской мифологии божество, воплощенное в соколе. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями.

Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. В династический период происходит слияние различных соколиных божеств в две тесно связанные между собой ипостаси Гор: Гор - сын Исиды (египетского Гор-са-Исет) и Гор Бехдетского. Гор Бехдетский, муж Хатор и отец Гора-Сематауи, в основном выступает как борющийся с силами мрака бог света, его глаза - луна и солнце. Гор - сын Исиды, действует прежде всего как мститель своего отца Осириса. И тот, и другой покровитель царской власти. Фараоны являлись «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Гора вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона. Ипостасями Гор являл Гор-ахути, связанный с Pa - бог утреннего солнца, а также (с эпохи ХVIII династии, 16-14 вв. до н. э.) бог горизонтов 3. и В.; Гор-эм-ахет («Гор в горизонте»), солнечное божество, подобное Ра-Гарахути; Гор-ур («Гор старший»), упоминался Плутархом брат Исиды и Осириса (в связи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитаться и как «Гор великий»); Гор-па-Ра, солнце-ребенок, рожденный Рат-тауи; Гор-пахерд и ряд других. С Гором отождествляли также Амона (Амон-Ра-Гарахути), различные соколиные боги (участник битвы с Сетом Немти, Соплу, Хенти-хети и др.). Почитание Гора было распространено также в Нубии. Геродот сравнивал Гора с Аполлоном.

В. Д. Гладкий

ГОРА ДЕТИ

Гора дети - в египетской мифологии древнейшие божества - сыновья Гора: Амсет, Хапи, Кебексенуф, Дуамутеф. Судя по 17-й главе «Книги мертвых», они первоначально считались астральными богами, спутниками созвездия «Бедра коровы» (Большой Медведицы) на Северном небе. В мистериях Осириса его главной функцией была охрана Осириса, защита его от врагов (Сета и его свиты). Ту же роль эти боги выполняли по отношению к умершему человеку, который назывался «Осирисом имярек», поэтому во всей религиозно-магической литературе, связанной с погребальным ритуалом, имена Гора детей встречались постоянно (в «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов», «Книге мертвых» и др.). По представлению египтян, эти боги участвуют в бальзамировании умершего и хранят его внутренности в канопах, крышки которых изображают каждого из сыновей Гора. В канопе с головой павиана - Дуамутефа - хранится желудок, с головой шакала - Хапи - легкие, с головой сокола - Кебексенуфа - кишки, с головой человека - Амсет - печень. Каждый из богов считался выражением сущности одной из душ человека: Амсет - ка, Дуамутеф - ба, Кебексенуф - сах (т. е. мумия), Хапи - сердце. Они состояли в свите Осириса, и считали, что Гор поставил их вокруг трона Осириса. В погребальной камере статуэтка Амсета ставилась у южной стены, Хапи - у северной, Дуамутефа - у восточной, Кебексенуфа - у западной.

В. Д. Гладкий

ГОРАПОЛЛОН

Гораполлон - египетский писатель 4 века, составивший на коптском языке трактат «Иеороглифика» о древнеегипетских иероглифах.

В. Д. Гладкий

ГОР-ПА-ХЕРД

Гор-па-Херд - в египетской мифологии одна из ипостасей Гора («Гор-ребенок»), Гор - сын Исиды и Осириса. Гор-па-херд - также именовался многих, главным образом солнечных, богов в виде ребенка. Изображался мальчиком с «локоном юности», держащим палец у рта (так египтяне изображали детей). Древние греки, называвшие Гор-па-херда, Гарпократом, истолковывали этот жест как знак молчания. Культ Гор-па-херда, как олицетворения восходящего солнца, был особенно широко распространен в эпоху эллинизма.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница