Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

БА

Ба - в египетской мифологии один из элементов составляющих человеческую сущность. Египетский писатель 4 в. Гораполлон, написавший трактат о египетских иероглифах, перевел Ба на коптский язык как «душа». В период Древнего царства, согласно «Текстам пирамид», обладание Ба приписывалось только богам и фараонам. Ба мыслилось как воплощение их силы и могущества. Их могло быть несколько. (множественное число бау). Позднее, согласно «Текстам саркофагов» и «Книге мертвых», Ба считалось воплощением жизненной силы всех людей, продолжающей существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, Ба может отделяться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Ба осуществляет все физические функции человека: ест, пьет и т. д. Изображается в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве Ба богов не редко фигурируют священные животные (например, Ба Себека - крокодил, Осириса - баран, Ба многих богов - змея) или другие божества (так Хнум в Латополе (Эсне) считался Ба Шу, в Гипселисе - Осириса, в Леонтополе - Геба, на острове Элефантина - Ра). Ба имели не только люди, но и многие города: Гермополь, Буто, Иераконполь и др.

В. Д. Гладкий

БААЛЬБЕК

Баальбек - древний Гелиополь.

В. Д. Гладкий

БАБОН

Бабон - см. Бебан

БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ

Бальзамирование - мумия стала в наши дни одним из самых ярких символов древнего Египта - бессловесное доказательство материальной победы египтян над разрушительной силой смерти. Искусство бальзамирования, зародившееся еще на заре египетской истории, развивалось одновременно с поиском архитектурной формы первых пирамид, давая удивительную возможность уберечь физическое тело от разложения, законсервировать его, защитить от сил хаоса для существования в вечности, сохранить его, как вместилище Ка. За долгие века совершенствования, это искусство достигло результатов, которые, несмотря на многочисленные исследования в этой области так и не были превзойдены.

- В могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего прекрасно сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который впитывал в себя влагу и высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усовершенствовался, появились более сложные гробницы, богатый погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью. Приблизительно со времени правления III династии (2707-2639 гг. до н. э.) Древнего царства из тела стали вынимать внутренности, способствующие разложению; кроме того, отныне тело хоронили уже не в скорченном положении, имитирующем позу эмбриона в утробе матери, а вытянутым, лежащим на спине. Позже завернутое в пелены тело начали покрывать слоем штука и расписывать, стараясь отобразить портретные черты умершего. Видя все несовершенство этого метода, египетские бальзамировщики продолжили свой поиск, пока не остановили свой выбор на нечерит - «божественной» природной соде или натроне, который добывался в содовых озерах Вади Натрун, расположенных в западной Дельте, и стал в итоге основным веществом, использовавшимся при изготовлении египетских мумий. К сожалению, не сохранилось ни одного собственно египетского описания процесса бальзамирования, считавшегося особо священным искусством; ввиду этого особую значимость приобрела информация, содержащаяся в «Истории» Геродота. Результаты современных исследований говорят, что в общих чертах Геродот, описывая мумификацию, был недалек от истины, однако, судя по некоторым сохранившимся текстам, таким как Магический папирус Ринд, и многочисленным изображениям, процесс мумификации был куда более сложным, чем то, что египтяне позволили увидеть и записать «отцу истории».

- Когда в семье кто-то умирал, в дом приглашали бальзамировщиков, которые переносили хат - физическое тело человека в ибу, «место очищения». Здесь начинался многоэтапный ритуал подготовки умершего к вечному существованию, воспроизводящий в драматической форме элементы легенды об Осирисе. Руководил всеми работами жрец, носивший титул хери сешета - «тот, кто над тайной», изображавший шакалоголового бога Анубиса, повелителя некрополя и господина бальзамирования. Присутствовал при мумификации и херихеб - «тот, кто над свитком» - жрец-чтец, читавший необходимые изречения и заклинания. Под их руководством работали многочисленные уту-жрецы, выполнявшие второстепенные обязанности, такие как пеленание и подготовка необходимого инвентаря.

- В ибу тело тщательно очищали при помощи воды и натрона, а затем переносили в уабет уат, «место очищения», где из него вынимали внутренности. Линию разреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а «потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, с помощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его с криками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно на шестнадцатый день после смерти тело клали на специальное каменное или деревянное ложе и начинали обрабатывать натроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькими видами бальзамировочных смол и масел.

- Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40 отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срок между смертью и погребением, или же смертью и возрождением связывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, которая подобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает с неба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Впрочем, некоторые источники упоминают, что официальная церемония погребения некоторых представителей высшей знати иногда проходила и спустя куда более значительный срок.

- Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены, клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами. Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаружено подобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I, матери Хуфу (2604-2581 гг. до н. э.). Изъятые при мумификации внутренности царицы были обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящик с четырьмя отделениями: лишь сердце, согласно уходящей во тьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначально плоские, крышки этих сосудов начиная с Первого Переходного периода (2170-2025 гг. до н. э.) приобретают форму человеческой головы с портретными чертами умершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего, имеющих головы человека (Имсети), шакала (Кебехсенуфа), сокола (Дуамутефа) и павиана (Хепи). Века спустя, в Новом царстве (1550-1078 гг. до н. э.) внутренности иногда заворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрные ковчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.

- По истечении необходимого срока тело очищали от натрона и переносили в другое помещение, называвшееся пер нефер - «дом красоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали полотном, пропитанным маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицу придавался облик живого человека, для чего также иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой или, как это было популярно в греко-римское время, украшалось листочками тонкой золотой фольги.

- В течение последних пятнадцати дней мумификации, тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. В большинстве случаев, ткань, использовавшаяся для пеленания, разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длиной вплоть до нескольких десятков метров. Прежде всего, пеленами фиксировалось положение головы, и закреплялась нижняя челюсть; затем отдельными отрезами полотна обматывались пальцы на руках и ногах, а также половой орган у мужчин, часто закреплявшийся в итифаллическом положении. Затем пеленались руки и ноги, торс. На каждый слой ткани, пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками, клались необходимые в этом случае амулеты и ювелирные украшения. В завершение процесса все тело с головы до ног еще раз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большой пеленой, закрепленной восемью специальными повязками, в Позднее время иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус и амулетов. В Восточном институте Дюрхема, Лувре и Каирском музее сохранились папирусы с изречениями, которые должны были произноситься над телом во время его пеленания, свидетельствующие, что и эта часть бальзамирования на самом деле проходила в виде драматического ритуала.

- С эпохи Среднего царства голова и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа - склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком, ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. Освященному процессом бальзамирования телу, называющемуся отныне сах, стремились придать облик Осириса, чтобы отождествить умершего с возродившимся богом, победившим смерть.

Библиография Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». - М., 1983. В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». - М., 2001. Ch. El Mahdy «Mummies, Myth and Magic in Ancient Egypt». - London, 1995. A. Dodson , S. Ikram «The Mummy in Ancient Egypt». «Equipping the Dead for Eternity». - Cairo, 1998. J. Harris , E. F. Wente «An X-ray atlas of the royal mummies». - Chicago, 1980. L. Troy «Creating a god: the mummification ritual». // BACE 4 (1993)

В. В. Солкин

БАНТ ЖИЗНИ

Бант жизни (Анкх, Анх) - первоначальное значение банта жизни спорно; возможно, речь идет прежде всего о магических узелках. Как иероглиф этот знак означает «жизнь» (анкх), как символ - указывает на божественное, т. е. на вечную жизнь. Поэтому он является атрибутом богов, которые вручают его царю. Воздух и вода являются элементами жизни, поэтому они могут описываться знаком анкх; так, бог держит знак жизни у носа царя (словно дыхание жизни) или при культовом очищении струя воды изливается на царя в виде банта жизни. В качестве знака неиссякаемой жизненной силы знак анкх наносился на стены храмов, памятники и окружающие предметы; часто его можно видеть на фризах, утвари и даже вокруг подножия, откуда, возможно, среди прочего он перешел на ремни сандалий. Из-за своей напоминающий крест формы этот знак вошел в христианско-коптскую символику.

Манфред Луркер «Египетский символизм» Книга IX

БАНТ СА

Бант Са - в качестве знака магической защиты бант Са являлся характерным атрибутом фигуры Беса, а также почитаемой помощницы при родах Тоэрис. Защитный знак становился также самостоятельным символом на волшебных палочках в период Среднего царства.

Манфред Луркер «Египетский символизм» Книга IX

БАСТ

Баст (Бастет) - в египетской мифологии богиня радости и веселья. Священное животное Бастет - кошка. Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет - музыкальный инструмент систр. Центр ее культа, рассвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) 10-8 вв. до н. э. - Бубастис. Сын Бастет - Махес. Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.

В. Д. Гладкий

БАСТЕТ

Бастет - см. Баст

БЕБАН

Бебан (Бабон) - в египетской мифологии божество, соратник Сета, с которым иногда отождествлялся. Возможно имя Бебан связано с олицетворениеммрака в «Книге мертвых» - Бабу.

В. Д. Гладкий

БЕДРО

Бедро - подносимое в качестве жертвоприношения бедро быка служило знаком-картинкой для обозначения человеческой руки и было символом силы. Что «бедро» было уже в ранние времена знаком, заряженным силой, свидетельствуют имя и знак второго нома южной дельты, обозначаемые этим понятием. Об одном месте в потустороннем мире говорится: «Семь локтей длины бедра духовной сущности, которую здесь видят». Наряду с голенью бедро также является мифическим органом для родов, так, о Хепри говорится: «Он происходит из бедра своей матери». Имеются изображения, на которых бог в образе жука ползет по бедру своей матери Нут (т. е. по небу), чтобы затем двигать перед собой солнечный диск.

Манфред Луркер «Египетский символизм» Книга IX

БЕКЕНРЕНЕФ

Бекенренеф - см. Бокхорис

БЕРЕНИКА

Береника - имя птолемеевских цариц и царевен. Береника II, дочь Магаса, царя, Кирены. В 246 до н. э. стала супругой Птолемея III, после чего Кирена отошла к Египту. Во время похода Птолемея Антиоха она посвятит свои волосы Афродите; на следующий день волосы исчезли из храма, а астроном Конон из Самоса объяснил, что они превратились в созвездие.

- Или названия нескольких городов в Киренаике и Эпире. Также название основанного Птолемеем II Филадельфом и назв. в честь его матери торгового города на побережье «Красного моря». Благодоря дороге проложенной в Коптос на берегу Нила, Береника - являлся важным пунктом в торговле Египта с Индией и Эфиопией.

В. Д. Гладкий

БЕС

Бес - см. Бэс

БЛАГОУХАНИЕ

Благоухание - к особенностям богов относится «приятный запах». Божественное благоухание - с описанным «ароматом пунт» - показывает царям приход небесного. Приятный аромат указывал царице на то, что Амон приближается к ее ложу.

Как божественное свойство благоухание должно было нести в себе силу непреодолимой жизни, тем самым применение духов и мазей играло роль в культе сверх их косметического Назначения. В древнем тексте говорится: «Мои духи - это духи Гора, мой аромат - это аромат Гора». В переднем помещении гробницы Тутанхамона находилось много закрытых сосудов; когда в 1922 году их обнаружили и открыли, то оказалось, что они полны благовониями.

Манфред Луркер «Египетский символизм» Книга IX

БОКХОРИС

Бокхорис (Бекенренеф) - египетский фараон (732-726 до н. э.), сын саисского правителя Тефнахта, единственный представитель XXIV династии. Власть Бокхориса распространялась только на северную часть страны. Античная традиция рисует Бокхориса мудрым судьей и законодателем, который запретил обращение в рабство за долги свободных египтян, и тем самым повлиял на законодательную деятельность Солона. Бокхорис был побежден эфиопским фараоном Шабакой, который по утверждению Манефона, сжег Бокхориса живьем в его дворце.

В. Д. Гладкий

БУБАСТ

Бубаст - древнеегипетский город, известный с начала 3-го тысячелетия до н. э. Центр культа богини Баст, изображаемой в виде кошки (или женщины с кошачьей головой). Был расположен на Бубастийском рукаве Нила. Со времени Нового царства (16-11 вв. до н. э.) был столицей XVII нома Нижнего Египта. В 10-8 вв. до н. э. - резиденция фараонов XXII-XXIII (ливийских) династий.

В. Д. Гладкий

БУКАРАНИИ

Букарании - в доисторическое время царил обычай украшать посвященные богам строения и алтари черепами крупных рогатых животных (или антилоп). Эти букрании должны были быть средством защиты от злых сил. В исторические времена черен жертвенного животного используют для этого в единичных случаях, здесь можно привести пример установки на шестах голов крупного рогатого скота у входа в гробницу Рамзеса III. Культовый символ Хатор «Бата с двумя лицами» имел первоначально вместо человеческих голов две воловьих головы; колонна Хатор позволяет говорить о ней как о фетише.

Манфред Луркер «Египетский символизм» Книга IX

БУКОЛЫ

Буколы - пастухи-крестьяне и рабы римского Египта, бежавшие от гнева правительства и земледельцев в недоступные болота в дельте Нила, носившее название Буколия, где они успешно защищались от римских солдат. Буколы участвовали в антиримском восстании египтян 154, а в 174-175 сами подняли восстание, возглавленное жрецом Исидором. Первоначальным успехам Буколов способствовала война римлян с квадами, маркоманнами и сарматами, на которую был послан и легион, стоявший в Египте. Одержав ряд побед Буколы подошли к Александрии, но были разбиты наместником Сирии Авидием Кассием, сумевшим привлечь на свою сторону египетскую знать, вначале поддерживаемую антиримское движение. Несмотря на жестокие репрессии, движение Буколов продолжало существовать вплоть до 5 в.

В. Д. Гладкий

БУСИРИС

Бусирис - древнеегипетский город на левом берегу Дамьетского (Себеннитского) рукава Нила. Первые упоминания о Бусирисе относятся к 3-му тысячелетию до н. э., когда он уже стал столицей IX нома Нижнего Египта. Бусирис был древнейшим центром почитания богов плодородия Осириса. Политическую роль играл лишь в 8-7 вв., когда был столицей небольшого самостоятельного государства Бусирис.

В. Д. Гладкий

БУТО

Буто - один из древнейших египетских городов, в VI номе Нижнего Египта, близ устья Канопского рукава Нила. Буто образовался в результате слияния двух городов: Депа, где почиталась богиня-змея Уаджет (изображалась позднее на лбу фараона и называлась уреем), и Пе («трон») - центра культуры Гора. В 4-м тысячелетии до н. э. Буто был крупным политическим центром и одно время - столицей всего Нижнего Египта. Часто упоминался в мифах и магических текстах (особенно в «Текстах пирамид»).

В. Д. Гладкий

БУХИС

Бухис - в египетской мифологии бог в виде черного быка. Матерью Бухиса считалась небесная корова, родившая также и солнце. Отождествлялся с Мневисом, Монту, Амоном-Ра-Монту. Центром культа Бухиса был город Гермонт, где находился некрополь Бухеум, в котором хоронили мумии Бухиса. Бухис достиг наивысшего рассвета при Птолемеях и римских императорах династии Юлиев - Клавдиев и Флавиев (с 4 в. до н. э.).

В. Д. Гладкий

БЭС

Бэс (Бес) - в египетской мифологии божество, охраняющее человека от бедствий, покровитель семьи. Египтяне верили, что Бэс изгоняет злых духов, помогает при родах. Изображался в виде человека, карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой. Считалось, что уродство Бэса отпугивает злых духов. На голове Бэса обычно надета большая тиара из перьев или листьев. Иногда изображался с ножом в руках (Бэс-Аха, «Бэс-воин») или танцующим с музыкальным инструментом (Бэс-Хит, Бэс-Хат, «Танцующий-Бэс», почитавшийся как бог веселья). Нож и музыкальный инструмент в его руках должны были устрашать врагов.

В. Д. Гладкий

Предыдущая страница Следующая страница