Древнеегипетский словарь-справочник
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АВАРИС

Аварис - в древности город на северо-востоке Египта; основан около 1700 до н. э. гиксосами на берегу Бубфстийского рукава р. Нил, близ озера Мензала. В 17-16 вв. до н. э. был столицей гиксосов. Около 1570 до н. э. был взят фараоном Яхмосом I. Рамсес II (1317-1251) воздвиг на месте Авариса Свою резиденцию Пер-Рамсес.

В. Д. Гладкий

АКАЙВАША

Акайваша - упоминания в надписях египетского фараона Мернепте один из «народов моря», напавших на Египет в середине 13 в. до н. э. По-видимому , тождественно Гомеровским ахейцам и хеттской Ахияве.

В. Д. Гладкий

АКЕР

Акер - в египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Называют также Акеру (множественное число от Акер) и считается воплощением «духов земли» - змей. Иногда изображается в виде льва.

В. Д. Гладкий

АМАЗИС

Амазис - египетский фараон (570-526 до н. э.), поддерживал хорошие отношения с греками; покровитель искусств, ремесел и торговли (греческими купцами Амазис Предоставлял в некотором роде торговую монополию в Навкратисе), союзник Поликрата и Креза, покровитель дельф.

В. Д. Гладкий

АМЕНЕМХЕТ

Аменемхет - египетские фараоны эпохи Среднего царства (XII династия). Из них:

1) Аменемхет I (около 2000-1970 до н. э., последние 10 лет фактически правил его сын Сенусерт I) - первый представитель XII династии. Столицей Египта при Аменемхете I стала крепость Иттатуи («захватившая обе земли») возле Мемфиса. Аменемхет I снаряжал походы в Нубию, Ливию и пограничные азиатские области, вел борьбу за подчинение местных правителей-номархов, сохранивших значительную самостоятельность. Определял границы номов, утверждал номархов в их должности. При Аменемхете I усилилось влияние бога Амона. Сохранилось поучение Аменемхета I, адресов. Сенусерту I.

2) Аменемхет II (около 1934-1896 до н. э.) - сын Сенусерта I. При Аменемхете II укрепились экономические связи Египта с соседними странами. По данным Манефона, Аменемхет II погиб в результате дворцового заговора.

3) Аменемхет III (около 1849-1801 до н. э.). Аменемхету III, возможно, удалось ликвидировать сепаратизм номархов. Правление Аменемхета III, сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Усилилась разработка медных рудников Синайского полуострова. При нем были завершены большие ирригационные Работы в Файюме. Сооружен в Файюме заупокойный храм Аменемхета III, названный в последствии греками «Лабиринтом», считался одним из «7 чудес света».

4) Аменемхет IV (около 1801-1792 до н. э.) - сын Аменемхета III. Аменемхет IV наслед. Дочь - Нофрусобек.

В. Д. Гладкий

АМЕНТЕТ

Аментет - в египетской мифологии богиня «З». (царства мертвых); изображалась в образе женщины со своим иероглифом «аментет» («З») на голове. Она, как покровительница умерших, протягивает к ним руки, встречая их в стране мертвых. В период Нового царства образ Аментет Сливался с образом богини Хатор, которая также называлась «владычица прикрас. З.».

В. Д. Гладкий

АМЕНХОТЕП

Аменхотеп - египетские фараоны эпохи Нового царства (XVIII династия). Из них:

1) Аменхотеп II (около 1491-1465 до н. э.) - сын Тутмоса III. Крупный завоеватель. Совершал походы в Сирию, Палестину. Доходил до реки Евфрат и страны Митанни. В результате своего 2-го похода в Палестину вывел в Египет свыше 100 тысяч пленников-рабов и захватил огромное количество различных ценностей. Аменхотеп II держал в подчинении Нубию, жестоко подавляя все попытки сопротивлений с ее стороны.

2) Аменхотеп III (около 1455-1419 до н. э., в 1424-1419 совместно с Аменхотепом IV) - сын Тутмоса IV. В начале царствования Аменхотепа III Египет находился на вершине своего могущества. С царями Вавилонии, Митанни, Кипра существовали дружественные отношения. В конце царствования Аменхотепа III начались волнения в азиатских владениях Египта. При Аменхотепе III был сооружен роскошный храм Амона-Ра в Луксоре и заупокойный храм Аменхотепа III с огромными статуями царя - «колоссами Мемнона».

3) Аменхотеп IV, Эхнатон - сын Аменхотепа III. Царствовавшего, по данным Манефона, в 1424-1388 до н. э., из них первые 6 лет совместно с отцом. Аменхотеп IV попытался сломить могущество старой знати, тесно связанной с культом фиванского бога Амона-Ра, а также с местными номовыми культами. Опираясь на средние слои населения, на т. н. «немху», Аменхотеп IV нанес удар фиванскому жречеству и старой аристократии, а потом провозгласил новый государственный культ бога Атона. Аменхотеп IV сделал столицей государства новый г. Ахетатон (современный городище Тель-эль-Амарна). Фараон принял имя Эхнатона («угодный Атону»). Местные храмы при Аменхотепе IV пришли в запустение, Атону строились роскошные храмы, появилось новое жречество, преданное фараону-реформатору. При Аменхотепе IV Египет начал терять свою власть над Сирией и Палестиной. Некоторые сирийские князья пытались опереться для борьбы с Египтом на хеттов. Вторжение кочевых племен хабиру (евреев) в азиатские владения Египта еще более осложнили обстановку. Годы правления Аменхотепа IV сопровождались ломкой старых канонов искусства. Вырабатывался новый, более живой художественный стиль. Обстоятельства смерти Аменхотепа IV неизвестны.

В. Д. Гладкий

АМЕНХОТЕП СЫН ХАПУ

Аменхотеп сын Хапу - выдающийся архитектор, художник и мудрец, фаворит и доверенное лицо фараона Аменхотепа III, одна из самых значительных личностей в истории древнего Египта эпохи Нового царства.

- Родился во время правления фараона Тутмоса III (1479 - 1425 гг. до н. э.) в городе Атрибисе (Дельта), где занимал пост верховного жреца местного божества Хора Хентихтаи; с воцарением Аменхотепа III (1388 - 1351 гг. до н. э.) переехал в Фивы. Именно под его руководством были возведены храм Амона в Луксоре и заупокойный комплекс Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан; Аменхотеп сын Хапу также был главным управителем работ царя в Нубии, где на стенах гигантского храма в Солебе он запечатлен вместе со своим повелителем во время церемонии освящения комплекса.

- В обширных дворах храма Амона в Карнаке были обнаружены многочисленные статуи Аменхотепа сына Хапу, по праву считающиеся выдающимися произведениями древнеегипетского искусства. Одна из них, кубообразная, с четырех сторон покрыта иероглифическим текстом, повествующим о его долгой жизни, службе отечеству и головокружительной карьере от «царского писца» до «распорядителя всеми работами царя», т. е. главного архитектора: «...Благой бог, царь Верхнего и Нижнего Египта Небмаатра, сын старший Ра-Хорахте, наградил он меня, назначив писцом царским для приказов владыки. Я постиг тексты тайные, и я вижу пользу трудов Тота. Стал я сразу же господином слов сокровенных, освещающим то, что мраком сокрыто; получали от меня разъяснения на все вопросы, что задавались... Мой повелитель, сын Ра Аменхотеп, властитель Фив, наградил меня и в третий раз; воистину он сын Ра, которому даны в вечности празднества Сед бесконечно. Мой господин назначил меня распорядителем всех работ царя. Навечно утвердил я имя царя. Не было сделано подобного предками. Для него, для преемника Атума нашел я (лит. сделал) гору из кварцита. Творил я согласно воле моего сердца, руководя созданием образа его в доме великом (т. е. в Карнаке) в каждом камне прочном, словно небо; никто никогда не совершал подобного со времен создания Обеих земель. Был я главой работ, когда создавались статуи его, те, что велики в ширину, те, что выше столбов, красота которых затмевала пилон; высота которых сорок локтей; вырублены (они) из горы кварцита прекрасного вблизи Ра и Атума (совр. Гебель Ахмар). Построил я корабль в восемь саженей, перевез я ее (статую) через реку и была она установлена в доме великом, незыблемая, словно небеса». Увы, от упомянутой колоссальной статуи, называвшейся «Монту властителей» и установленной к югу от X пилона храма Амона в Карнаке осталась лишь база и обломки ног.

- Статуи великого художника, установленные в Карнаке, предназначались для публичного обозрения; на двух из них даже сохранился призыв ко всем проходящим воззвать к Аменхотепу сыну Хапу для обретения через его посредничество милости бога Амона: «О, люди Карнака, вы, желающие узреть Амона, придите ко мне; передам я ваши прошения. Ибо я - посредник этого бога. Небмаатра установил меня передавать о делах Обеих земель».

- Безусловно, самые знаменитые памятники, созданные под руководством Аменхотепа сына Хапу, это Колоссы Мемнона, называвшиеся в древности «Владыки владык» и являющиеся в наши дни практически единственным значительным свидетельством о существовании на западе Фив грандиозного заупокойного храма Аменхотепа III.

- Один из сохранившихся текстов, также на статуе, гласит о том, что архитектор достиг возраста 80 лет в желании достичь заветного для каждого древнего египтянина срока земной жизни в 110 лет. К этому времени он носил еще и титул «наставник дочери царской и супруги царской великой Сатамон». На рельефе со сценой погребального пира из гробницы великого везира Рамосе, Аменхотеп сын Хапу изображен вместе с миниатюрной женщиной, имя которой, увы, не упомянуто.

- Аменхотеп сын Хапу был погребен в скальной гробнице в южной части холма Гурнет Мурраи на западном берегу Фив в непосредственной близости к своему шедевру - заупокойному комплексу Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан. Кроме того, он стал одним из нескольких вельмож, которым ввиду их заслуг перед страной, было даровано право на строительство собственного заупокойного храма среди царских поминальных комплексов на западном берегу в Фивах. Вход в храм традиционно открывался пилоном, за которым располагался открытый двор с обрамленным деревьями озером и портиками перед вторым пилоном и двором. В глубине храма, находились сводчатые святилища, окруженные многочисленными подсобными помещениями. Дошедший до нашего времени царский декрет, датированный временем правления XXI династии, и касающийся этого святилища, говорит о популярности культа художника-мудреца три века спустя его кончины.

- В Позднее время вместе с Имхотепом, архитектором фараона III династии Джосера (2690 - 2670 гг. до н. э.), он был обожествлен за свою мудрость и сакральное знание, которое он, в отличие от остальных смертных, получил от богов еще при жизни, увидев ах - дух бога Тота. Традиция также приписывает Аменхотепу сын Хапу и обретение 167 главы «Книги мертвых». Культ «равных богам» мудрецов, которые даровали паломникам исцеление от физических и душевных недугов, процветал в храме Хатхор и Маат в Дейр эль-Мединэ, в храме Тота в Каср эль-Агуз, а также в храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри вплоть до конца времени правления Птолемеев.

Библиография

К. Михаловский «Карнак». - Варшава. 1970. М. Э. Матье «Искусство древнего Египта». - М.- Л., 1961. «Amenophis III». «Le Pharaon-Soleil». - Paris, 1993. L. Kakosy «Imhotep and Amenhotep son of Hapu as patrons of the Dead». // Studia Aegyptiaca VII. Etudes Publiees par les Chaires d'Histoire Ancienne de l'Universite Lorand Eotvos de Budapest 33. - Budapest, 1981. W. J. Murnane «Servant, Seer, Saint, Son of Hapu, Amenhotep, called Huy».// K.M.T. 2 (1991). C. Robichon, A. Varille «Le temple du scribe royal Amenhotep fils de Hapou». - Le Caire, 1936. A. Varille «Inscriptions concernant l'architecte Amenhotep fils de Hapou». - Le Caire, 1968. H. Wild «Ex-voto d'une princesse saite a l'adresse d'Amenhotep-fils de Hapou». // MDAIK 16 (1958). D. Wildung «Egyptian saints: deification in pharaonic Egypt». - New York, 1977.

В. В. Солкин

АМОН

Амон - Один из важнейших богов египетского пантеона, имя которого переводится как «скрытый», «сокровенный». Изображался в облике мужчины с кожей голубого или золотого цвета, увенчанного шути - ступообразной короной, украшенной двумя страусиными перьями. Иногда Амон также предстает в облике своих священных животных - овна и гуся. «Скрытый от глаз богов так, что сутью своей неведом; тот, что выше небес, дальше мира загробного, истинным обликом богам неведомый» величайший, чтобы быть познанным, могущественнейший, чтобы быть узнанным» (из Лейденского гимна богу), Амон - изначально бог неба и грозы, позже - «великая сокровенная душа, что над всеми богами», предвечный и непознаваемый владыка вселенной, который, согласно некоторым текстам, произнесший в момент творения изначальное слово, поднявшись в облике птицы над водами хаоса.

- В Фивах Амон почитался как супруг богини Мут и отец Хонсу; величественный храм бога в Карнаке и поныне потрясает воображение своей грандиозностью и является самым значительным египетским храмом эпохи Нового царства (1550 - 1078 гг. до н. э.). Амон в одной из своих ипостасей (Амон Камутеф) также почитался в итифаллической форме, часто отождествляясь с богом плодородия Мином. В Карнаке Амон считался владыкой местной Эннеады, Ипетсут песеджет, в которую, помимо богов Эннеады Гелиополя, входили Хор, Хатхор и некоторые божества Арманта.

- Имя Амона впервые упоминается в «Текстах пирамид»; как Амон Кематеф, вместе со своим женским дополнением Амаунет, бог почитался в числе восьми предвечных хтонических божеств Огдоады Гермополя и изображался в виде лягушки или змея, в знак возрождения скидывающего свою кожу. Древнейшие храмы Амона были воздвигнуты в Фивах, где он почитался как локальное божество с конца правления VI династии (2347 - 2216 гг. до н. э.). Рост значимости культа бога был связан с воцарением фараона XI династии Ментухотепа II (2046 - 1995 г. до н. э.), фиванца по происхождению, выдвинувшего бога-покровителя своего города в число величайших божеств древнего мира. Уже в «белом святилище» Сенусерта I (1956 - 1911 гг. до н. э.) в Карнаке Амон величается титулом «царь богов». Средним царством датируются древнейшие сохранившиеся до нашего времени постройки в центральном святилище бога - Карнакском храме.

- В эпоху Нового царства Амон был отождествлен с богом солнца Ра; Амон-Ра, фиванская ипостась солнечного божества, стала «государственным» богом, покровительствовавшим завоевательным походам фараонов XVIII-XX династий, владыкой великого египетского царства, простиравшегося от берегов Евфрата на севере до четвертого порога Нила на юге. В конце правления XX династии фиванское жречество Амона использовало популярность культа бога для утверждения независимого теократического государства бога Амона со столицей в Карнаке. Кроме того, новая теологическая доктрина, созданная фиванским жречеством, утверждала, что именно Амон в облике великого змея Кематефа создал все остальные города и их локальных богов, упокоившись после этого в Фивах, под священным холмом Джеме на территории храма в Мединет Абу.

- Возвышение фараонов-нубийцев XXV династии привело к возрождению государственного характера культа Амона; второе великое святилище бога, находившееся у священной горы Гебель Баркал на севере Судана, было объявлено «южным Карнаком», столицей нового государства кушитских фараонов. Также в Нубии, в Вади эс-Себуа почиталась особая ипостась бога - Амон Путей, покровительствовавшая путешественникам и странникам; также считалось, что магическая сила великого имени Амона защищала находящегося на воде.

- Согласно текстам крипт птолемеевского храма богини Опет в Карнаке, Амон - великая божественная сила, одухотворяющая всю вселенную, ба Бога предвечного. Рельефы северной крипты храма изображают десять бау солнечного Амона-Ра. Каждая из этих душ персонифицирует одну из божественных энергий бога, одухотворяющих мир: солнце (правый глаз), луну (левый глаз), воздушное пространство (Шу), воды предвечные (Нун), огонь (Тефнут), человечество (жизненная сила ка царя), все земные четвероногие существа, все крылатые существа, все твари подводные (бог-крокодил из Шедет), силы подземные (бог-змей Нехебкау). Могущество души бога наполняло своей животворящей силой его тело; это совершенно очевидно, если учитывать расположенное на стене этой же крипты изображение итифаллической птицы с головой Амона, которая парит над пробуждающимся в окружении Исиды и Нефтиды Осирисом. Надпись рядом гласит: «Амон, почитаемая ба Осириса».

- Согласно изображениям, высеченным на стенах храма Хатшепсут (1479 - 1458 гг. до н. э.) в Дейр эль-Бахри, храма в Луксоре и Рамессеума, именно Амон приходился божественным отцом каждого фараона, зачиная его с царицей-матерью во время теогамии - божественного брака, заключаемого на небесах по воле бога. Раз в год, во время великого общегосударственного праздника Опет, Амон Карнакский, посещая на своей священной ладье Усерхетамон, увенчанной эгидами с головами овнов, храм в Луксоре, символически вновь рождал своего сына - божественного царя. В этих важнейших ритуалах участвовали фараон, его супруга, другие члены царской семьи, исполнявшие второстепенные роли. Cоюз царственной пары становился, таким образом, подобием божественного брака, во время которого царь не только уподоблялся Амону, зачинающего своего сына, но и сливался с образом бога, «обновляя» тем самым свои потенциалы и вновь доказывая свое неизменное право на божественное творение, правление, поддержание Маат. Сам Амон в момент теогамии также изменял свою сущность: из вселенского владыки, повелителя Карнака, он на короткое время проявлялся как «Амон-Ра, Владыка своего Гарема», т. е. Амон Луксорский, отец царя. Как только царь получает возрождение, или «повторение рождений» в мир, Амон вновь становится предвечным божеством, «Владыкой Небес, Царем Богов». В основе двух ипостасей Амона - «Карнакского» и «Луксорского» лежит единый образ божества; их основное различие состояло в том, что в отличие от «вселенского властителя» в Карнаке, Южный Амон, прежде всего, выполняет функции божественного предка царя, поминальный культ которого поддерживается его земным наследником.

- В основе египетского понимания мироздания лежала взаимосвязь божественной и царской власти: Амон обеспечивал существование царя, его «возлюбленный сын» поддерживал цикличность бессмертного бытия бога. Божественное присутствие чувствуется в каждом действии фараонов как внутри страны, так и во внешнеполитических перипетиях: Амон стоит за спиной Рамсеса II (1279 - 1212 гг. до н. э.) во время Кадешской битвы, Амон дарует победы Тутмосу III (1479 - 1425 гг. до н. э.) в обмен на воздвигнутые царем храмы, Амон повергает к стопам Аменхотепа III (1388 - 1351 гг. до н. э.) все стороны света, который в милости своей одаривает их «дыханием жизни».

- С эпохи Нового царства особое значение придавалась оракулу Амона Карнакского, посредством которого решались важнейшие государственные дела, а также утверждались претенденты на пост верховного жреца бога. В оазисе Сива находился другой, не менее знаменитый оракул Амона, признавший сыном бога Александра Македонского. Храмы и святилища Амона также находились в Солебе, Герф Хуссейне, Абу-Симбеле, Дерре, Каве, Пнубсе, Саи, Гемпаатоне, Напате и многих других городах и селениях Нубии; в Вади Мийа (Восточная пустыня), Пер-Рамсесе, и, наконец, в Танисе; здесь в ограде храма бога в 1938 году экспедицией П. Монтэ были обнаружены гробницы царей XXI династии, сокровища которых могут быть сравнимы только с содержимым гробницы Тутанхамона.

- На протяжении многих веков особой популярностью в Фивах пользовалась особенно милостивая ипостась бога - «Амон, слушающий просящего». Этому божеству были воздвигнуты бесчисленные стелы, многие из которых украшены изображениями ушей бога, «внимающего молитвам, отзывающегося на призыв несчастного, дающего дыхание жизни несчастному».

- Верховный жрец храма Амона в Карнаке носил титул хем нечер тепи эн Амон, или «первый раб бога Амона», ему подчинялись бесчисленные слуги и огромное хозяйство владыки Фив. Во время III Переходного периода (1078 - 525 гг. до н. э.) управление храмом перешло в руки верховной жрицы, «супруги бога», которая давала обет безбрачия и выбирала свою преемницу из числа дочерей правящего фараона. Последняя известная «супруга бога», Анхнеснеферибра II, возглавляла жречество Амона вплоть до завоевания Египта персами в 525 г. до н. э.

Библиография Я. Ассман «Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации». - М., 1999. Э. Е. Кормышева «Религия Куша».- М., 1984. М. А. Коростовцев «Религия древнего Египта». - М., 1976. К. Михаловский «Карнак». - Варшава, 1970. О. И. Павлова «Амон Фиванский. Ранняя история культа». - М., 1984. В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». - М., 2001. «Жилище бога в Нубийской пустыне». // Вокруг света, 10 (1991). С. 28-33. J. Assmann «Egyptian solar religion in the New Kingdom: Ra, Amun and the crisis of polytheism». - London, 1995. P. Barguet «Le temple d'Amon-Re a Karnak: essai d'exegese». - Le Caire, 1962. S. -A Naguib. «Le Clerge Feminin d'Amon Thebain a la 21e Dynastie». - Leuven, 1990. E. Otto «Osiris und Amun, Kult und Heilige Statten». - Munich, 1966. K. Sethe «Amun und die acht Urgotter». - Leipzig, 1929. G. A. Wainright «The Relationship of Amun to Zeus and his Connection with Meteorites. // JEA 16 (1930), pp. 35-39. G. A. Wainright «The Origin of Amun». // JEA 49 (1963), pp. 21-24. J. Zandee «De Hymnen aan Amon von Papyrus Leiden 1350». - Leiden, 1948.

В. В. Солкин

АМУЛЕТ

Амулет - Маленькие подвешенные украшения на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из «Книги мертвых» известны многочисленные предписания, путем чтения которых амулет должен стать волшебным. Важнейшими формами амулетов являются образы богов (например, Осириса, Беса, Тоэрис), фигуры животных (такие как львы, бараны, скарабеи), части тела человека (глаз, рука), знаки власти (особенно короны) и собственно символы, вроде банта жизни и колонны джед. Особенно мы хотим выделить подставку для головы - защитное средство против потери головы; в «Книге мертвых» говорится: «О, ты который парализован, страдалец... Твоя голова подвешена высоко, глядит в небо... После кровавой бани (битвы) вернет он (Птах) тебе твою голову; не будет отнята она на вечно».

В. Д. Гладкий

АНДЖЕТИ

Анджети - В египетской мифологии, бог города Бусириса (древнеегипетский Джеду). Изображался в облике человека, стоящего на знаке нома, с двумя перьями на голове, с посохом и плетью (или хлопушкой) в руках. Анджети рано был отождествлен с Осирисом, на которого были перенесены атрибуты Анджети Посвящ. Анджети столб «Джед» стал фетишем Осириса.

В. Д. Гладкий

АНДРОГИНЫ

Андрогины - во многих мифах прабоги появляются как двуполые существа, они зачинают и рожают. Андрогиния - это символ для абсолютизации творца, который в создании мира не связан ни с каким полом и не нуждается в партнере. Так, Атум породил из себя богов Шу и Тефнут. Гораполлон сообщает, что фисский прабог Птах считался и мужским и женским существом. Картины позднего периода показывают бога не редко с женской грудью. Нильский бог Хапи изображался как двуполое существо с бородой и грудью старой кормилицы. Фиванскую богиню Нут называли «Матерью того, кто создал ее», подчеркивая символическое значение всеобщего материнства, которое необходимо включает в себя отцовство (ее изображают даже с фаллосом). Богиня Нейт «создавала семя богов и людей» и имела прозвище «Отец отцов и мать матерей». В Эсне к богу созидания Хнуму могли обратится как к Нейт, причем это означает наличие у него женских признаков.

В. Д. Гладкий

АНКХ

Анкх - Бант жизни (Анкх, Анх)

первоначальное значение банта жизни спорно; возможно, речь идет прежде всего о магических узелках. Как иероглиф этот знак означает «жизнь» (анкх), как символ - указывает на божественное, т. е. на вечную жизнь. Поэтому он является атрибутом богов, которые вручают его царю. Воздух и вода являются элементами жизни, поэтому они могут описываться знаком анкх; так, бог держит знак жизни у носа царя (словно дыхание жизни) или при культовом очищении струя воды изливается на царя в виде банта жизни. В качестве знака неиссякаемой жизненной силы знак анкх наносился на стены храмов, памятники и окружающие предметы; часто его можно видеть на фризах, утвари и даже вокруг подножия, откуда, возможно, среди прочего он перешел на ремни сандалий. Из-за своей напоминающий крест формы этот знак вошел в христианско-коптскую символику.

Манфред Луркер «Египетский символизм» Книга IX

АННАЛЫ ТУТМОСА III

Анналы Тутмоса III - иероглифические тексты, начертанные на каменных стенах Карнакского храма бога Амона в Фивах; содержат описание походов фараона в Палестину, Сирию и Нубию. Анналы Тутмоса III представляли извлеченные из подробных дневников военных действий, не дошедших до нас. Наиболее подробно и ярко описан первый поход в Азию 1503 до н. э.

В. Д. Гладкий

АНУБИС

Анубис - в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

В. Д. Гладкий

АНУКЕТ

Анукет - в египетской мифологии богиня, дочь Хнума и Сатис, владычица Сехеля - одного из островов архипелага в районе первого нильского порога. Почиталась в Верхнем Египте и в Нубии. Священное животное Анукет - антилопа (газель).

В. Д. Гладкий

АНХ

Анх - см. Бант жизни

АНХКАЕНДРА

Анхкаендра - см. Псамметих III

АПИС

Апис - в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание Аписа возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. Апис считали «ба» (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Воплощением Аписа являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуал. бог Апис оплодотворяет поля; он был связан с культом мертвых (способствовал увеличению жертв, приносивших умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшимся и в египетской и в греко-римской среде. Иногда Апис отождествлялся с Атумом (в имени Апис-Атум). Живого быка, Апис содержался в особом помещении. В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 в. до н. э.) для содержания быков Аписа в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Смерть быка Аписа считалась большим несчастьем. Умершего быка Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около Мемфиса. На бронзовых статуэтках Аписа, дошедших до нас в большом количестве между рогов часто помещен солнечный диск.

В. Д. Гладкий

АПОП

Апоп - в египетской мифологии, огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть всю воду обратно. В древнем мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею Апопу. В поздний период Апопа сближали с Сетом.

В. Д. Гладкий

АПОПИ III

Апопи III (Аусерра Апопи) - гиксосский фараон в Древнем Египте (правил в конце 17 - начале 16 вв. до н. э.). Был побежден около 1590 Камесом (египетский фараон XVII династии), возглавившим освободительную борьбу египетского народа против гиксоссов. 33-м годом правления Апопи III датируется известный математический задачник (папирус Ринд). Имя Апопи III носили еще два гиксосских фараона 17 в.

В. Д. Гладкий

АПОТРОПЕЙ

Апотропей - талисман, которому в древности приписывалось свойство оберегать людей, животных, жилища и посевы от влияния злых духов и т. д. Апотропей представлял собой изображения устрашающих божеств, зверей и предметов (египетского Бэса, горгоны, льва, грифона, фалла, сложенных пальцев и т. д.); их носили на груди в качестве амулетов, делали архитектурные или живописные изображения, рисовали на сосудах из металла и на оружии.

В. Д. Гладкий

АПРИЙ

Априй (Уах-аб-Ра) - древнеегипетский фараон XXVI (саисской) династии, правивший в 589-570 до н. э. Покровительство которое Априй оказывал греческим наемникам и торговцам, вызвало ряд восстаний среди египетских войск, что привело к свержению Априя и воцарению одного из его военачальников, Яхмоса II (Амасиса).

В. Д. Гладкий

АРСИНОЯ

Арсиноя - город в Среднем Египте, центр Арсинойского нома, на месте Крокодилополя, в 3-м веке до н. э. переименован в честь Арсинои II. Арсиноя знаменита ценными находками папирусов.

В. Д. Гладкий

АРСИНОЯ II

Арсиноя II - египетская царица (около 316-270 до н. э.), дочь Птолемея I, сестра и вторая жена Птолемея II Филадельфа, обожествлена после смерти. Изображена вместе с Птолемеем II на замечательном камее («камея Гонзага»), хранящимся в Эрмитаже (в Санкт-Петербурге).

В. Д. Гладкий

АРТАБА

Артаба - одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. = 143,44 кг

см. Меры объема жидких и сыпучих веществ

В. Д. Гладкий

АРУРА

Арура - одна из величин измерения площади. = 2,74 га

см. Меры площади

В. Д. Гладкий

АТИР

Атир - один из двенадцати месяцев Древнеегипетского календаря.

см. Календарь Древнегипетский

В. Д. Гладкий

АТОН

Атон - в египетской мифологии олицетворение солнечного диска. Первоначально Атон - одна из ипостасей богов солнца. В текстах эпохи Аменхотепа III (правил в 1455-1419 до н. э.) Атон впервые выступил в качестве бога солнца. Расцвет культа Атона относится ко времени Аменхотепа IV (1419 - около 1400 до н. э.). В начале его правления. Атон выступает как воплощение всех главных богов солнца (в гимне говорится: «Да живет Ра-Гарахути, ликующий на небосклоне своем, как Шу. который есть Атон»). На шестом году своего царствования Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонения другим богам и изменил свое имя Аменхотеп - «Амон доволен» - на Эхнатон («Угодный Атону» или «Полезный Атону»).

Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, на концах которых помещались руки, держащие знак жизни «анх» (как символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном). После смерти Эхнатона, почитание Атона как единого бога Египта прекратилось.

В. Д. Гладкий

АТРИБИС

Атрибис - древнеегипетский город на берегу Себеннитского рукава Нила (близ современного Бенха-эль-Асала), столица 10-го нома Нижнего Египта («нома Черного быка»). В 8 в. до н. э. Атрибис был столицей небольшого самостоятельного государства. При Птолемее IX, Александре храм Гора в Атрибисе получил право убежища (91 до н. э.). Сохранились остатки храмов, воздвигнутых в Атрибисе последними Птолемеями и римскими императорами 1-2 вв.

В. Д. Гладкий

АТУМ

Атум - в египетской мифологии бог солнца, демируг, возглавлял гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во многих текстах Атум называется вечерним заходящим солнцем. Изображаемый человеком с двойной короной на голове (его эпитет - «владыка обеих земель»), воплощался также в образе змея, иногда - ихневмона. Рука Атума - богиня Иусат. Атум возник из первобытного хаоса - Нуна (иногда называемый отцом Атума) вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся). Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил выплюнув изо рта, богов - близнецов: воздух - Шу, и влагу - Тефнут, от которых произошла земля - Геб и небо - Нут. В Мемфисе происхождение Атум вел от Птаха. Атум отождествлялся с Птахом, а также с Хепри. (Атум-Хепри, в некоторых изречениях «Текстов пирамид» это божество называлось создателем Осириса), Аписом (Апис-Атум), с ним сближали Осириса («Живой Апис-Осирис - владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истреблении людей Атум (или Нун) возглавлял совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сохмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневавшийся Атум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествленного с ним (Ра-Атум).

В. Д. Гладкий

АТУР

Атур - одна из величин измерения длины. = 5,235 км

см. Меры длины

В. Д. Гладкий

АУСЕРРА АПОПИ

Аусерра Апопи - см. Апопи III

АХЕТАТОН

Ахетатон - см. Эхетатон

АХМЕСА ПАПИРУС

Ахмеса папирус (Папирус Ринда) - древнеегипетская математическая рукопись.

В. Д. Гладкий

АШ

Аш - в египетской мифологии, бог Ливийской пустыни, один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Священное животное Аш - сокол. Изображался в виде человека с головой сокола и торчащим на ней пером, что напоминало головной убор ливийских воинов. В последствии его культ слился с культом других богов пустыни - Сета и Ха (олицетворения ливийской пустыни).

В. Д. Гладкий

Следующая страница