Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕЗАРЬ

ЦЕЗАРЬ - рим. гос. деятель, полководец, писатель. Происходил из древ, патрицианского рода Юлиев, ведущего свою родословную, согласно мифу, от сына Энея - Юла, и, т. о., от самой богини Венеры. Ц. получил ритор, образование сначала в Риме, а затем у извест. ритора Молона на о-ве Родос, куда отправился во избежание столкновении с диктатором Суллой. В Рим Ц. вернулся в 78 и, используя разл. средства для получения высоких гос. должностей, сделал быструю и успешную карьеру: в 68 был квестором в Испании, в 65 - эдилом в Риме (прославился устроенными им великолепными играми), в 63 избран верховным жрецом, на 62 - претором, после чего получил в годичное управление Испанию. В 60 Ц. заключил полит, союз с влиятельнейшими людьми в Риме - Помпеем и Крассом (1-й триумвират), обеспечивший ему избрание в консулы (59). После проведения в этой должности ряда демократ, законов в 58 получил на 5 лет в управление Галльские провинции, где вел завоеват. войны. С 50 начались разногласия между Ц. и сенатом, закончившиеся в 49 разгромом сенатской партии. После победы, одержанной при Фарсале над Помпеем, Ц. был объявлен пожизненным диктатором. В течение 4 лет своей диктатуры постоянно вел войны в разных концах света, бывая в Риме только наездами. Ему впервые был присвоен сенатом титул императора. В 44 был убит заговорщиками во гл. с Брутом и Кассием, сторонниками разгромленной сенатской партии. Имя Ц. стало присваиваться после его смерти всем императорам. Из произ. Ц. полностью сохран. «Записки о Галльской войне» (52/51) в 7 кн. и «Записки о гражданской войне» (44) в 3 кн. Согласно сведениям антич. авторов, перу Ц. принадлежали также не дошедшие до нас произв., в т. ч. трагедия «Эдип», посвященное Цицерону грамматич. соч. «Об аналогии», 1 памфлета «Антикатоны», поэма «Путь» и сб. изречений, речей и писем. «Записки о Галльской войне» охватывают период с 58 по 52 и рассказывают о первых 7 годах пребывания Ц. в Галлии. О последних 2 годах повествуется в 8 кн. неким Гиртием, офицером армии Ц. В 1-й кн. речь идет о войне с вторгшимся в Галлию племенем гельветов и вождем германцев Ариовистом. Далее Ц. рассказывает о столкновениях с разл. племенами и о своих завоевательных походах на территории совр. Франции, Бельгии и Англии. 7-я кн. посвящена описанию восстания галлов под предводительством Верцингеторига. Рассказ ведется автором от 3-го лица и представляет собой точное и подробное описание сражений с указ, имен (как с рим. стороны, так и со стороны врагов), местностей и геогр. названий. Повышенный интерес Ц. к чисто воен. вопросам явл. средством показать, что все воен. действия и экспедиции, предпринимаемые им, были необходимы для увеличения мощи и престижа рим. гос-ва. Оправдывая этим свои действия, Ц. не умалчивает, одн., и о своих неудачах и ошибках. Говорит он и о трусости нек-рых своих воинов, о храбрости и мужестве врагов, когда это имеет место; причем подробно, с перечнем имен конкретных лиц, что явно имело целью завоевание Ц. приверженцев в Риме среди друзей тех, о ком он пишет. Описание опасностей, к-рым подвергался Ц. и его войско, скрашивало несколько однообраз. повеств. «Записки» представляют интерес не только и не столько для историков (уже у антич. авторов возникали сомнения по поводу того, насколько точен рассказ Ц.), как для специалистов по стратегии и тактике. Ценную информацию . дают геогр. и этногр. сведения. Ц. подробно описывает земли, в к-рых он бывал, приводит интересные бытовые подробности из жизни разл. племен. «Записки о гражданской войне» носят более субъективный характер, хотя форма изложения остается прежней - рассказ ведется от 3-го лица. Здесь перед Ц. стояла довольно сложная задача: оправдаться от обвинений в развязывании гражд. войны, доказать, что она вспыхнула не по его вине. Отсюда в извест. степени апологетический характер его произв. Виновными в разжигании гражд. розни Ц. считает руководителей сенатской партии и самого Помпея. Отношение к ним, в отл. от отношения к своим противникам в «Записках о Галльской войне», всегда резко отрицательное. О себе Ц. говорит мало, одн. подчеркивает популярность, к-рой он пользовался среди солдат. Будучи приверженцем аттикизма и явл. сторонником грамматического единообразия языка (аналогии), Ц. ведет свое повеств. простым, понятным языком, избегает всякой помпезности и напыщенности. Стиль Ц. высоко ценили уже современники, а для потомства он стал одним из образцовых рим. прозаиков.

Лит.: Дуров В. С. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991; Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976 (2-е изд. - 1984)

Б.О.

ЦЕЗАРЬ, ГАЙ ЮЛИЙ

ЦЕЗАРЬ, ГАЙ ЮЛИЙ - рим. гос. деятель, полководец, писатель. Происходил из древ, патрицианского рода Юлиев, ведущего свою родословную, согласно мифу, от сына Энея - Юла, и, т. о., от самой богини Венеры. Ц. получил ритор, образование сначала в Риме, а затем у извест. ритора Молона на о-ве Родос, куда отправился во избежание столкновении с диктатором Суллой. В Рим Ц. вернулся в 78 и, используя разл. средства для получения высоких гос. должностей, сделал быструю и успешную карьеру: в 68 был квестором в Испании, в 65 - эдилом в Риме (прославился устроенными им великолепными играми), в 63 избран верховным жрецом, на 62 - претором, после чего получил в годичное управление Испанию. В 60 Ц. заключил полит, союз с влиятельнейшими людьми в Риме - Помпеем и Крассом (1-й триумвират), обеспечивший ему избрание в консулы (59). После проведения в этой должности ряда демократ, законов в 58 получил на 5 лет в управление Галльские провинции, где вел завоеват. войны. С 50 начались разногласия между Ц. и сенатом, закончившиеся в 49 разгромом сенатской партии. После победы, одержанной при Фарсале над Помпеем, Ц. был объявлен пожизненным диктатором. В течение 4 лет своей диктатуры постоянно вел войны в разных концах света, бывая в Риме только наездами. Ему впервые был присвоен сенатом титул императора. В 44 был убит заговорщиками во гл. с Брутом и Кассием, сторонниками разгромленной сенатской партии. Имя Ц. стало присваиваться после его смерти всем императорам. Из произ. Ц. полностью сохран. «Записки о Галльской войне» (52/51) в 7 кн. и «Записки о гражданской войне» (44) в 3 кн. Согласно сведениям антич. авторов, перу Ц. принадлежали также не дошедшие до нас произв., в т. ч. трагедия «Эдип», посвященное Цицерону грамматич. соч. «Об аналогии», 1 памфлета «Антикатоны», поэма «Путь» и сб. изречений, речей и писем. «Записки о Галльской войне» охватывают период с 58 по 52 и рассказывают о первых 7 годах пребывания Ц. в Галлии. О последних 2 годах повествуется в 8 кн. неким Гиртием, офицером армии Ц. В 1-й кн. речь идет о войне с вторгшимся в Галлию племенем гельветов и вождем германцев Ариовистом. Далее Ц. рассказывает о столкновениях с разл. племенами и о своих завоевательных походах на территории совр. Франции, Бельгии и Англии. 7-я кн. посвящена описанию восстания галлов под предводительством Верцингеторига. Рассказ ведется автором от 3-го лица и представляет собой точное и подробное описание сражений с указ, имен (как с рим. стороны, так и со стороны врагов), местностей и геогр. названий. Повышенный интерес Ц. к чисто воен. вопросам явл. средством показать, что все воен. действия и экспедиции, предпринимаемые им, были необходимы для увеличения мощи и престижа рим. гос-ва. Оправдывая этим свои действия, Ц. не умалчивает, одн., и о своих неудачах и ошибках. Говорит он и о трусости нек-рых своих воинов, о храбрости и мужестве врагов, когда это имеет место; причем подробно, с перечнем имен конкретных лиц, что явно имело целью завоевание Ц. приверженцев в Риме среди друзей тех, о ком он пишет. Описание опасностей, к-рым подвергался Ц. и его войско, скрашивало несколько однообраз. повеств. «Записки» представляют интерес не только и не столько для историков (уже у антич. авторов возникали сомнения по поводу того, насколько точен рассказ Ц.), как для специалистов по стратегии и тактике. Ценную информацию . дают геогр. и этногр. сведения. Ц. подробно описывает земли, в к-рых он бывал, приводит интересные бытовые подробности из жизни разл. племен. «Записки о гражданской войне» носят более субъективный характер, хотя форма изложения остается прежней - рассказ ведется от 3-го лица. Здесь перед Ц. стояла довольно сложная задача: оправдаться от обвинений в развязывании гражд. войны, доказать, что она вспыхнула не по его вине. Отсюда в извест. степени апологетический характер его произв. Виновными в разжигании гражд. розни Ц. считает руководителей сенатской партии и самого Помпея. Отношение к ним, в отл. от отношения к своим противникам в «Записках о Галльской войне», всегда резко отрицательное. О себе Ц. говорит мало, одн. подчеркивает популярность, к-рой он пользовался среди солдат. Будучи приверженцем аттикизма и явл. сторонником грамматического единообразия языка (аналогии), Ц. ведет свое повеств. простым, понятным языком, избегает всякой помпезности и напыщенности. Стиль Ц. высоко ценили уже современники, а для потомства он стал одним из образцовых рим. прозаиков.

Лит.: Дуров В. С. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991; Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976 (2-е изд. - 1984)

Б.О.

ЦЕЗУРА

ЦЕЗУРА (лат. рубка, рассечение)

пауза внутри стиха. Ц. может быть в стихе одна или две.

Я.Ш.

ЦЕЛЛА

ЦЕЛЛА (лат.)

главное помещение античного храма, где находилась культовая статуя.

Е.А.С.

ЦЕНТОН

ЦЕНТОН (от лат. cento - платье из лоскутов)

произв., составленное из разрозн. стихов ранних поэтов. Подобный вид сочинительства был особенно распространен на закате Рим. империи. Бол. известность приобрел Ц. Авсония «Свадебное празднество», состоящий из полустиший Вергилия, к-рым придан неприличный характер.

Е.О.

ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ

ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ (ок. 220 - 168)

рим. комедиограф. Галл по происхождению. Еще ребенком был в кач-ве раба привезен в Рим, но через нек-рое время отпущен на свободу. Находился в дружеских отношениях с Эннием. От комедий Ц. С. сохран. ок. 300 строк, известны также 42 названия (его произв., приводимые антич. авторами. Начало лит. деятельности Ц. С. было не вполне удачным, т. к. оА не выдерживал конкуренции с комедиями Плавта. Однако благодаря поддержке Амбивия Турпиона его пьесы скоро заслужили признание рим. публики. В кач-ве сюжетов Ц. С. использовал произв. гр. драматургов, в т. ч. Менандра, однако, в отличие от Плавта и Теренция, избегал приема контаминации. Героями его произв. явл. гетеры, сводники, параситы, рабы, юноши, проматывающие отцовское наследство. Стиль произв. Ц. С. не был однородным. Он вводил в свои комедии элементы балагана и шутовства. Вм. с тем там присутствуют и филос. рассуждения, взятые из гр. комедий.

Б.О.

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ - рим. гос. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине, недалеко от Рима, в состоят., но незнатной семье. В детстве переехал с отцом в Рим, где слушал выступления знаменитых ораторов того вр. и получил прекрасное филос., правовую и ритор, подготовку. В кач-ве судеб, оратора начал выступать с 81; самой значит, из ранн. речей была защита Кв. Росция Америнского (80), обвиненного расхитителями егй имущества в отцеубийстве. Ц. раскрыл неприглядную роль в эя>м процессе некоего Хрисогона, вольноотпущенника диктатора А.хбуллы (82 - 79), хотя всячески старался обелить последнего. Выиграв процесс, Ц. все же счел за благо покинуть Италию и два года провел в Греции и М. Азии, совершенствуясь в философии и оратор, иск-ве. Вернувшись в 77 в Рим, Ц. в 75 был избран квестором в Сицилии, на 69 - эдилом, на 66 - претором. Росту его популярности способствовала победа в 70 в кач-ве обвинителя в суде по делу б. рим. наместника в Сицилии Верреса, отличавшегося в годы своего правления (73 - 71) беззастенчивым вымогательством, неограниченным произволом и распутством. К этому же периоду относится 1-я чисто полит, речь Ц. о предоставлении Гнею Помпею неогранич. воен. полномочий для ведения войны в М.Азии (66). . Полит, характер носили и произнесенные Ц. в год его консульства (63) речи против,, аграрного законопроекта Сервилия Рулла, в к-рых он занял явно антидемократ, позицию. В этом же году Ц. принял непосредств. участие в подавлении антисенатского заговора Катилины, за что и был удостоен звания «отец отечества». Одн. 5 лет спустя, под влиянием леворадикальной группировки в Риме, Ц. был осужден на изгнание за казнь без суда оставшихся в Риме сторонников Катилины. Вернувшись из ссылки (III. 58 - IX. 57), встреченный с энтузиазмом, Ц., одн., уже перестал играть сколько-ниб. значит, роль в полит, жизни и много вр. уделял лит. труду, работая над соч. по оратор, иск-ву и теории гос-ва и права. С сер. 51 до к. 50 Ц. - наместник в Киликии (М. Азия), где за воен. успехи его провозгласили императором - т. е. полководцем, имеющим право на публ. триумф, к-рого Ц. так и не дождался. Во время единовластия Юлия Цезаря Ц. снова искал себе убежища в занятиях философией, этикой и риторикой, а после убийства Цезаря решительно включился в полит, борьбу, фактически возглавив в теч. неск. месяцев (XII, 44 - IV, 43) сенатскую партию. Гл. врага республик, строя Ц. увидел в сподвижнике Цезаря Марке Антонии, не без оснований заподозрив его в стремлении к захвату единолич. власти; поддерживал, хотя и непоследовательно, Октавиана (буд. Августа). Когда Антоний заключил с ОктавианСШ союз, имя Ц., по его настоянию, было включено в список противников нового режима, подлежащих уничтожению. 7. XII. 43 при попытке покинуть Италию Ц. был убит воинами, подосланными М. Антонием.

Полит, карьера Ц. отражает противоречивое положение человека, не принадлежавшего по происх. к сенатской знати, видевшего все ее недостатки (особ, это заметно в его ранн. речах) и тем не менее стремившегося укрепить ее положение союзом с сословием т. н. всадников (к к-рому принадлежал он сам) - торгово-денежной верхушкой рим. общ-ва. Призывая к «согласию сословий» и «всех добропорядочных граждан» перед лицом единовластия, Ц. не понимал иллюзорности надежд, возлагаемых на солидарность состоятельных слоев, различавшихся своими эконом, и полит, интересами. Не видел он также ист. обреченности республик, строя в условиях невиданного расширения рим. гос-ва и обострения в нем соц. противоречий. Творч. наследие Ц. составляют 58 речей, почти полностью сохран. (еще от 17 дошли фр-ты), трактаты (б. ч. в форме диалогов) по истории и теории оратор, иск-ва, гос-ва и права, философии и этики, а также св. 860 писем, изданных после его смерти. Из речей Ц. наибол. известностью пользуются три комплекса: против Верреса (поскольку собранный Ц. огромный обвинительный материал заставил Верреса признать себя побежденным в самом нач. процесса, 5 речей Ц., подготовленных для дальнейш. разбирательства, были впосл. изданы, как если бы они были произнесены перед судьями); против Катилины (наиб, яркая из 4 речей - первая, произнесенная на заседании сената 8. XI. 63); 14 Филиппик (2. IX. 44 - 21. IV. 43), названных так Ц. в подражание Демосфену и направленных с огромной силой и страстностью против М. Антония. Речи Ц. явл. высшим достижением рим. оратор, иск-ва. Прекрасно владея всеми приемами риторики, Ц. был далек от однознач. следования ее техническим предписаниям. По своему усмотрению он мог варьировать как традиц. порядок составных частей речи (изложение дела, доказ. своей т. зр. и опровержение доводов противника), так и их насыщение доводами и деталями. Ц. с одинаковой свободой пользовался всеми стилями речи: от высокого пафоса с взыванием к теням и обычаям предков, с фиктивными речами и олицетворениями, до воспроизведения повседневных и достаточно пикантных ситуаций, приправленного изрядной долей юмора, а подчас и сарказма. Для воздействия на слушателя использовались энергичные ритор, вопросы, вымышленные диалоги с противоположной стороной, эффектные антитезы, параллелизмы, ритмизованные концовки предложений. Ц. принадлежит заслуга создания искусно построенного, завершенного по содержанию и по форме Синтаксического периода, к-рый считается образцом классич. латыни. В споре между аттикизмом и азианизмом Ц. скорее принимал сторону последнего, хотя и относился критически к излишествам пышного стиля, не подкрепленного значительностью содержания. Свое представление об иск-ве оратора Ц. обосновал в трех трактатах: «Об ораторе» (55), «Оратор» и «Брут» (оба - 46). В первом из них он создал образ идеального оратора, к-рый, помимо природного дарования, должен иметь основат. подготовку в обл. права и философии, истории и лит., хорошо владеть материалом и стилем, соответствующим каждому типу речи. Два др. соч. посвящены более спец. вопросам оратор, техники и истории рим. красноречия.

Во взглядах на гос-во («О государстве», 54 - 51; «О законах», 52) Ц. развивал учение о преимуществах смешанной формы правления, сформулированное в Риме еще Полибием, к-рый считал ее осуществлением рим. конституцию. Ц. тоже находил в ежегодно сменяемых консулах элемент единовластия (монархии), в сенате - авторитет аристократии, в нар. собрании - признак демократии. По его мн., каждая из форм гос-ва, взятая сама по себе, легко вырождается в крайности, только при их соединении возникает необходимое для общ-ва равновесие и прочность. Впрочем, как непосредств. участник полит, жизни Ц. видел несовершенства совр. устройства и свой идеал искал в Рим. республике сер. II до н.э. (до выступления Гракхов, 133-122). Гос.-правовым влениям Ц. близки его взгляды на обязанности идеального (соч. «Об обязанностях», 44) и идеального правителя, 'написанных в посл. годы жизни филос. соч. (в т. ч. «О границах добра и зла», «О природе богов», «Тускуланские беседы» - все в-45) Ц. не стремился к оригинальности, а считал своей задачей ознакомить рим. публику с теориями гр. философов, хотя и не скрывал, напр., неприязни к учению Эпикура. Сам он пытался объединить в своей этич. доктрине воззрения стоиков со скептицизмом Новой Академии. При этом Ц. отрицательно относился к идее предопределения, отстаивая принцип свободы воли и ответственности человека за свои действия («О судьбе», 44). Размышлениям о том, как достойно переносить старость, и о нрав, основаниях дружеских связей посвящены диалоги «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе» (оба - в 44). Помимо чисто просветительского значения, поздние соч. Ц. сыграли большую роль в становлении филос. терминологии на лат. яз. Особое место в наследии Ц. занимают письма, осн. часть к-рых относится ко вр. между 63 и 43. Они содержат не только подробные свед. о событиях в Риме, оцениваемых с т. зр. непосредственного участника или свидетеля, не только характеристики известных полит, деятелей, но и отзывы Ц. о себе, подчас весьма иронические. Не будучи в целом предназначены для опубликования, письма Ц. часто подкупают откровенностью, создавая образ человека со всеми его слабостями. Наконец, письма Ц. - важнейший памятник живого разг. лат. языка, далекого от ритор, приемов.

Соч.: Диалоги: О государстве. О законах. М., 1966 (то же - 1994); Избр. соч., М., 1975; О природе богов: 27,1982, № 2 1983, № 2; О старости. Одружбе. Об обязанностях. М., 1975 (то же - 1993); Письма. Л., 1949 - 1951; Т. 1 - 3 (тд же 1994); Речи: В 2 т. М., 1962 (то же - 1993); Речи: 27, 1986, № 4 - 1987, № 2; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972 (то же - 1994); Философские трактаты. М., 1985.

Лит.: Буассье Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1: Цицерон и его друзья. Грималь П. Цицерон. М., 1991; Утченко С. Л. Цицерон и его время. 2-е изд. М., 1986; Цицерон: Сб. статей. М., 1958; Цицерон: 2000 лет со времени смерти. М., 1959

В.Я.

Предыдущая страница Следующая страница