Античная культура. Словарь-справочник
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАРИТОН

ХАРИТОН (I - II вв.)

др.-гр. писатель, происх. из Афродисии (на Кипре или в М.Азии). Автор самого раннего из сохранившихся гр.романов «Повесть о любви Херея и Каллирои» в 8 кн. Херей и Каллироя, прекрасные юноша и девушка, встретившись на празднике Афродиты, полюбили друг др. с первого взгляда. Молодые люди вступают в брак, но Херей, охваченный ревностью, наносит жене страшный удар, отчего Каллироя падает замертво. Ее погребают. Ночью пираты взламывают склеп, похищают драгоценности и очнувшуюся от мнимой смерти Каллирою и продают ее в рабство. Херей, отправившись на поиски жены, попадает в плен к персам и становится рабом сатрапа Митридата. Затем он перебегает на сторону восставших египтян, становится полководцем, разбивает персидское войско, захватывает гарем царя Артаксеркса, в к-ром находит Каллирою, и благополучно возвращается с ней в Сиракузы. В соч. X. уже присутствуют характерные для антич. любовного романа элементы: влюбленная пара, приключения и т. д. Одн. гл. двигателем сюжета явл. не интрига, а переживания героев, к-рых X. старается наделить индивидуальными чертами. В произв. X. еще ощутима связь с одним из прародителей романа - ист. повествованием: героиня представлена дочерью сиракузского стратега Гермократа, одержавшего в 413 победу над афин. флотом; в число действующих лиц романа включен перс, царь Артаксеркс; гл. героя X. делает участником крупного ист. события. Одн. с хронологией автор обращается весьма вольно, а геогр. фон событий рисует условно. Стиль романа отличается простотой, влияние 2-й софистики почти не ощущается. X. в значит, степени использует достижения гр. классич. лит., в частн., заимствует из трагедии нек-рые драмат. приемы, обильно цитирует Гомера. Соединение стихов и прозы, простой, доступный язык, благородство почти всех персонажей и нек-рые др. черты свидетельствуют в пользу того, что роман создавался в расчете на широкие круги читателей.

Соч.: Повесть о любви. М.; Л., 1959.

Н.Ш.

ХЕРИЛ

ХЕРИЛ (2-я пол. VI - 1-я пол. V в.)

афинский трагик. Принимал участие в соревнованиях с Эсхилом, Фринихом и Софоклом; одержал, по преданию, 13 побед на Вел. Дионисиях. Ни одна из трагедий не сохранилась.

В.Я.

ХЕРСОНЕС

ХЕРСОНЕС - др.-гр. город в Сев. Причерноморье (окраина Севастополя). Раннее поселение относится к VI в. до н. э., в V в. город заселяют колонисты из Гераклеи Понтийской. В IV в. X. подчиняет земли Таврии и другие др.-гр. города Сев.-Зап. Крыма, создает сеть поселений, известных археологически. Город занимал бол. территорию, обнесенную стенами с сохран. башней и городскими воротами IV - III вв., и имел регулярную планировку. Раскопаны театр III в., агора, улицы (главная, шириной 6 м, вымощена плитами), жилые кварталы, ремесленные мастерские (гончарные печи, красильни, рыбозасолочные цистерны, винодельни), колодцы, водопровод. В центре города находился монетный двор, его подземный этаж сохран. В рим. вр. в X. размещался гарнизон, сохран. палестра, термы. Город стал крупным торговым и ремесленным центром. Некрополь располагался первонач. в р-не, где был сооружен театр, потом - в сев. части города. В рим. вр. город и некрополь расширяются. Здесь найдены многочисл. памятники иск-ва, в т. ч. скульптура, расписная керамика, изделия из бронзы.

Лит.: Античные государства Сев. Причерноморья. М., 1984.

Е.А.С.

ХОЛИЯМБ

ХОЛИЯМБ (греч. хромой ямб)

шестистопный ямбич. стих, в к-ром последняя стопа заменена трохеем: U - U - U - U - U U. Введен в др.-гр. поэзию Гиппонактом, использовался Каллимахом, Геродом, Бабрием.

В.Я.

ХОР

ХОР - в Др. Греции в VI - V вв. непременный участник исполнения произв. хоровой мелики и аттич. драмы. В медике партии X. строились в форме триад, в драме преобладали симметр. строфы. Роль X., очень значит, в ранн. трагедии, на протяжении V в. уменьшалась, пока драматурги не стали писать для X. вставные партии, не связан, с содержанием трагедии. В «древней» аттич. комедии X. занимал тоже очень существ, место, к-рое, однако, к нач. IV в. сильно сократилось. В комедии Менандра X. исполнял только плясовые интермедии между актами. В культовой мелике произв. для X. писались на протяжении всей античности.

В.Я.

ХОРЕВТ

ХОРЕВТ - в Др. Греции участник хора.

ХОРЕГ

ХОРЕГ - в Др. Греции богатый гражданин, к-рый в порядке обществ, повинности брал на себя расходы по содержанию хора и подготовке пьесы к постановке.

В.Я.

ХРАМ

ХРАМ - культовое сооружение (не для собр. верующих), где в древности хран. статуя божества, почитаемая жрецами. По антич. представл. X. был моделью мира, воплощением X. небесного, где обитали боги; через него проходила мировая ось, земля соединялась с небом. Фасад X. разрабатывался в двух уровнях: верх - фронтон - мыслился как «небесный» мир богов, наос соответствовал «земному» уровню. Пространство X. имело свою структуру, в соответствии с ордером, в к-ром он был построен. Гл. часть X. - наос (целла) - и ведущий в нее пронаос имели один вход, обычно с вост. За наосом находился сообщающийся с ним адитон. Отдельный вход имел опистодом. В наосе размещ. культов, статуя, в опистодоме часто хран. казна. С VI в. до н. э. X. мог иметь три нефа с двухъярусными колоннадами (X. Зевса в Олимпии, Афины на Эгине, Парфенон). В интерьере X. использовались занавесы (под потолком или за статуей божества: X. Зевса в Олимпии, Аполлона в Боссах), стены украшались дарами: боевыми щитами, сосудами, картинами. Снаружи X. представлял собой сооружение на ступенчатой платформе (стереобате), на верх, площадке к-рой стояли стены наоса, перекрытые двускатной кровлей, опирающейся на колонны. В зависимости от системы расположения колонн [на одном, на обоих фасадах или по периметру (перистасис)], выделяются осн. типы X.: в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер и псевдопериптер (с настенными колоннами). В рим. архитектуре в результате приспособления гр. периптера к местным (этрусским, италийским) типам X. получил распространение псевдопериптер, наиб, полно отвечавший идее максимального выделения главного фасада (X. Юпитера Капитолийского, Рим; Диоскуров, Рим). В архитектуре рим. провинций, наряду с классич. типами X., существовали местные, связанные с собств. культовыми традициями (башнеобразные святилища - Галлия, Британия, II в. н. э.; т. н. фана - Галлия, Германия, Британия; X. Дугги, III в.). Первые X. строили из дерева и глины (X. Аполлона в Термосе, VIII в. до н. э.) с завершающей стену против входа апсидой или сильно вытянутыми в плане, с рядом колонн посередине (Герайон на Самосе, VII в.). С VI в. преобладают каменные X., снач. из известняка, потом из мрамора. В Риме X. строили из необожженного кирпича и бетона с последующей облицовкой стен мрамором, порфиром, гранитом.

Е.А.С.

ХРИСИПП

ХРИСИПП (ок. 280 - ок. 204)

др.-гр. философ-стоик, ученик Зенона и Клеанфа и преемник последнего во главе Стой с 232. Происх. из Сол (Киликия). Диоген Лаэртский приписывает X. авторство 705 соч. по логике и этике, от к-рых сохран. лишь фр-ты. X. разработал осн. положения стоической логики, к-рая включала в себя теорию познания, учение о языке и силлогистику. X. различал судьбу и необходимость, в учении о причинности стал выделять гл. и содействующие причины. Утверждал единство души и ума и считал челов. эмоции ошибочными суждениями. В стоической диалектике X. принадлежит разработка теории суждений, а в этике - учение о стремлении к самосохранению.

М.О.

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА

ХРИСОЭЛЕФАНТИННАЯ ТЕХНИКА - др.-гр. скульптурная техника, в к-рой обнаженные части тела выкладывались пластинами слоновой кости, а драпировки - золотом. В X. т. были выполнены величайшие шедевры классич. др.-гр. скульптуры - Афина Парфеноса и Зевс Олимпийский (обе статуи работы Фидия, обе не сохран.). Раскопками в Олимпии открыта мастерская Фидия, в к-рой создавалась статуя Зевса. Дошли также фр-ты X. фигур меньшего масштаба, относящиеся к архаич. периоду (из Дельф).

Д.М.

Предыдущая страница Следующая страница

© 2000- NIV