Россия. Страноведческий словарь.
БОГОРОДИЦА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

БОГОРОДИЦА

В христианстве одна из главных святых, Мария - мать Иисуса Христа. Слово Богородица - перевод с греческого theotocos, то есть Богоматерь, Матерь Божия.

Сведения из жизни Богородицы содержат Священное писание, а также предания и апокрифы. По преданию, ее родители, Иоаким из Назарета и Анна из Вифлеема, долго были бездетными, после молитв им был дан знак, что у них родится ребенок. Родившаяся девочка была отдана на воспитание в храм. На четырнадцатом году она была обручена с Иосифом. Архангел Гавриил объявил ей о том, что у нее родится Спаситель. Мария родила Иисуса, оставаясь девственницей. Она прожила до 48 лет, умерла и была похоронена в Гефсиманском саду, а потом взята на небо.

С почитанием Богоматери в православии связаны богородичные праздники: Рождество Пресвятой Богородицы - отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю) в память рождения Девы Марии - Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы - отмечается 4 декабря (21 ноября по старому стилю) в память о дне, когда трехлетнюю Деву Марию родители впервые привели в храм на служение Богу. Благовещение Пресвятой Богородицы - отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю) в память о дне, когда, по преданию, Дева Мария получила благую (хорошую, счастливую) весть от архангела Гавриила о том, что она станет матерью Богочеловека. Исстари на Руси существовала традиция в этот день отпускать на волю птиц. Успение Пресвятой Богородицы - отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) как день ухода из жизни Девы Марии. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. Пост, проходящий с 14 по 27 августа, называется Успенским. С культом Богородицы связан также православный праздник Покрова´ Богородицы, установленный на Руси с XII в., который празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). В народе этот праздник называют просто Покров. Историческая основа праздника - события 910 г., когда во время осады Константинополя арабами два христианина на молитве увидели Богоматерь, которая раскрыла свое покрывало над собравшимися в храме и молилась об избавлении их от бедствия. Праздник Покрова связан в народном календаре с первым выпавшим снегом, который тоже покрывает землю.

К Богоматери обращена специальная молитва: «Богородице Дево, радуйся».

В русской народной культуре Богоматерь воспринималась как самая близкая к простому человеку святая, которую молили о заступничестве и милости. Православная церковь почитает Богоматерь в первую очередь как Мать Спасителя и защитницу всех людей.

Богоматери посвящены несколько типов икон (см. икона): «Умиление», «Одигитрия» (в переводе с греческого - путеводительница) и «Оранта» (в переводе с латинского - молящаяся). «Умиление» наиболее близко выражает русское отношение к Богородице как к Матери Божией. На иконах этого типа Богоматерь изображается с младенцем на руках, она смотрит прямо на молящегося, как бы защищая своего ребенка от страстей этого мира. Этот образ в русской православной традиции воспринимается как материнское сострадание ко всем живущим.

На иконе «Одигитрия» Богоматерь правой рукой указывает на Иисуса, сидящего у нее на левой руке и благословляющего всех, идущих путем совершенствования.

На иконе «Оранта» Богоматерь изображается с поднятыми вверх руками, часто с медальоном на груди, на котором изображается Иисус Христос.

Фигура Богоматери присутствует и на других иконах: «Снятие с креста», «Положение во гроб». В деисусном чине иконостаса икона Богоматери ближайшая к центральной иконе Спаса и находится справа от нее.

В православии не получил распространения очень популярный в католической традиции иконописный сюжет, когда на иконе изображалась Богоматерь, кормящая грудью младенца.

Самые известные на Руси богородичные иконы, считающиеся чудотворными: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская и Богоматерь Казанская.

В православии считается, что икона Богоматерь Владимирская написана евангелистом Лукой с живой Богоматери. Это единственная в России подлинная древняя икона. Название Владимирская она получила в 1160 г. по городу Владимиру (см. «Золотое кольцо»), в Успенском соборе которого находилась до конца ХIV в. Икона осталась невредимой во время пожара 1185 г., спалившего Успенский собор, и при разорении Владимира войском хана Батыя в 1237 г. В 1395 г., когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, было решено перенести Владимирскую икону в Москву. В тот день, когда икону перенесли в Успенский собор Московского Кремля, Тамерлан со своим войском безо всяких видимых причин покинул пределы Руси. Счастливое избавление от неминуемой беды русский народ единодушно приписал заступничеству Богородицы. С Владимирской иконой предание связывает и спасение столицы от всех последующих татарских нашествий (см. монголо-татарское иго).

С освобождением от монголо-татарского ига связано и прославление иконы Богоматерь Донская. Название икона получила по именованию Донской церкви Успения в Коломне, где она хранилась. Церковь была заложена князем Дмитрием Ивановичем (см. Дмитрий Донской) накануне Куликовской битвы. В 1552 г. Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань, молился перед этой иконой, взял ее с собой и после победы над татарами поставил в Благовещенский собор Московского Кремля. Считается, что в 1591 г. молитвой царя Федора Иоанновича перед иконой Донской Богоматери Москва была спасена от нашествия хана Казы Гирея. В память об этом событии был основан Донской монастырь.

Икона Богоматерь Казанская известна с конца ХVI в. Название связано с городом Казанью, где, по преданию, она была найдена. В 1612 г. список с иконы находился в ополчении К. Минина и Д. Пожарского (см. Смута). Считается, что заступничество Казанской Богоматери помогло им освободить Москву от поляков. С XVIII в. икона Казанской Богоматери рассматривается как покровительница новой столицы - Петербурга. В начале XIX в. для иконы был построен грандиозный Казанский собор на Невском проспекте. Во время Великой Отечественной войны крестный ход с иконой совершался вокруг осажденного Ленинграда.

Богоматери посвящены многочисленные храмы, среди них: Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире, Покровский собор (см. Храм Василия Блаженного) на Красной площади.

Тема Богоматери трансформировалась в русском светском искусстве XX в., в частности, в творчестве К.С. Петрова-Водкина. Его полотно «1918 год в Петрограде» перекликается с изображениями Богоматери на древнерусских иконах и на картинах итальянских живописцев, поэтому картину позднее стали называть «Петроградская мадонна».

Название знаменитой трилогии А.Н. Толстого «Хождение по мукам» (1922-1941 гг.) о судьбах русской интеллигенции в революции ассоциируется с христианской легендой, в православной традиции названной «Хождение Богородицы по мукам».

Обращение к Богородице часто встречается в творчестве русских поэтов. Наиболее известные стихотворения: «Мадонна» А.С. Пушкина, «Молитва» М.Ю. Лермонтова. Известны строки А.А. Ахматовой, написанные в начале Первой мировой войны: Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат.

Богоматерь Новгородская «Оранта». XII - первая треть XIII в.:

Россия. Страноведческий словарь. БОГОРОДИЦА

Богоматерь Владимирская. Начало XII в.:

Россия. Страноведческий словарь. БОГОРОДИЦА

Богоматерь Донская. Феофан Грек (?). Конец XIV в.:

Россия. Страноведческий словарь. БОГОРОДИЦА

Богоматерь Казанская. Конец XIX в.:

Россия. Страноведческий словарь. БОГОРОДИЦА

«1918 год в Петрограде». Художник К.С. Петров-Водкин. 1920 г.:

Россия. Страноведческий словарь. БОГОРОДИЦА

В начало словаря