2.3. Политический блок цивилизаций. Роль государства в развитии и деградации социума

II. СТРУКТУРА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Производственный и экономический блоки цивилизации составляют единство. В цивилизации производство имеет своей противоположностью потребление, и человек постоянно тяготеет к потреблению, подчиняясь закону возрастания энтропии. Мы говорили о том, что человек придерживается правила "лучше лежать, чем сидеть", и это правда. И, тем не менее, человеческая деятельность сплошь и рядом антиэнтропийна: "зверь приноровлен к склонностям природы. А человек упорно выгребает противу водопада, что несет Вселенную обратно в древний хаос", – писал Максимилиан Волошин. Заставляют человека поступать таким противоестественным образом, т.е. смещаться в сторону производства (вначале производство, а потребление потом) – особые силы, которые мы назвали экономическими отношениями. Именно они заставляют человека развивать и совершенствовать производство и предохраняют человечество от превращения его во всеобщее общество потребления. Вообще-то, общество всеобщего потребления – потаенная мечта человечества: во всех волшебных сказках производство как раз и передается волшебным чудесным силам, а на долю Ивана-дурака остается только потребление, но экономические отношения каждый раз заставляют человека насильственно погружаться в цивилизационное пространство и действовать по его законам – вести производительный образ жизни. В этих условиях и возрастает значение такого блока цивилизационных отношений, которые микшируют возникающие в нем противоречия и обеспечивают постоянство, и определенную охранность возникшим экономическим отношениям. Чтобы заставить людей играть по правилам экономических игр, и нужен политический блок цивилизации. Главной структурой этого блока является государство. Оно представляет собой систему властных отношений между людьми. Субъекты властных отношений (представители законодательной, исполнительной и судебной власти) в осуществлении своих функций опираются на силу или, как сейчас говорят, на силовые министерства: армию, полицию, тюрьмы, силы безопасности и т.д.

Стержнем этих отношений является отношение к власти, т.е. политика. В этом блоке есть два механизма, на которые хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, речь идет о механизме взаимодействия власти (чиновников) и собственников, как главных субъектов экономических отношений. В государственном механизме есть чиновники, заинтересованные в том, чтобы в государстве что-то менялось. Таких реформаторов не очень много, но они есть. Большинство же чиновников заинтересовано в том, чтобы в государстве ничего не менялось. В данных политических условиях чиновник приходит к власти, пользуется привилегиями, которые дает ему власть, и он не намерен рисковать, чтобы менять политические условия. Ведь в новых политических обстоятельствах ему, скорее всего, просто не найдется места. Среди, как сейчас говорят, предпринимателей (лучше бы говорить собственников) тоже имеются политические консерваторы. В данном правовом поле, в присутствии данных государственных чиновников от самого мелкого до самого крупного, человек стал собственником, разбогател. Ему не надо менять политическую воду, если в ней он успешно ловит рыбу. У чиновников-консерваторов имеется власть, у собственников – деньги. Политические интересы одних и других совпадают. Это и составляет экономико-политическую основу коррупции. Коррупция проклятие всякого государства. Уничтожить ее можно лишь одним способом – уничтожив государство. Это давно поняли марксисты и анархисты. Но уничтожая государство, мы сразу обостряем противоречие, имманентно присущее производственному и экономическому блокам цивилизации. Недаром Владимир Соловьев писал, что государство нужно не для того, чтобы создавать счастье, а для того, чтобы не было ада. Коррупция изменяет природу государства, вместо инструмента проведения социальной политики, снимающей противоречие между богатыми и бедными, способствующей формированию среднего класса, государство, в лице своих чиновников, проводит политику самосохранения, что еще более обостряет существующие цивилизационные противоречия. Таким образом, государство с одной стороны развивает социум, а с другой стороны способствует его деградации.

Вернуться к оглавлению