1.3. Цивилизация

I. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Определяя цивилизацию, мы отталкиваемся от приведенной ранее мысли М. М. Пришвина о разнополярности цивилизации и культуры. На путях становления и обогащения термина цивилизация, как мы уже отмечали, было открыто много аспектов того исторического нечто, что подразумевалось под этим термином. Во-первых, цивилизация рассматривалась лишь в качестве стороны человеческой истории. История "больше" цивилизации, так как она включает бытие человека и человеческого общества. Во-вторых, цивилизацию рассматривают как наивысшее культурное образование (Сэмюэл Хантингтон). Такой подход позволяет говорить о столкновении цивилизаций, имеющих разный уровень "культурности". Говоря о цивилизации, по нашему мнению, надо определиться: либо речь идет об одной цивилизации - цивилизации как всемирном явлении, либо о многих. Мы считаем, что человек всегда, во все времена – человек, несмотря на исторические, экономические или этнические различия. И в этом смысле можно говорить не только о цивилизациях, но и о цивилизации, так что речь может идти о конфликтах не между цивилизациями, а внутри одной и единой. Более того, как мы увидим далее, "конфликтоемкость" есть важнейшее ее качество. Одним из разновидностей такого конфликта является столкновение западной и восточной цивилизаций, о чем также много написано в двадцатом веке. Мы считаем, что такое столкновение – лишь проявление сущности одной единой цивилизации. Если следовать предложенному нами анализу цивилизации в рамках ее взаимодействия с человеком, то придется сущностные признаки цивилизации искать не в ней самой, как в особом надличностном социальном образовании, а искать эти признаки в человеке. Нам кажется, что в таком направлении наиболее решительно и конструктивно продвинулся Николай Бердяев. Он связал воедино три понятия: цивилизацию, человека и машину. Машина, техника, по мысли Бердяева, вносит все больший и больший элемент организованности в социум, а "организованность убивает органичность, жизнь делается все более и более техничной. Машина налагает печать своего образа на дух человека, на все стороны его деятельности. Цивилизация имеет не природную и не духовную основу, а машинную основу.… В цивилизации само мышление становится техническим, всякое творчество и всякое искусство приобретают все более и более технический характер.… Сама идея "научной" философии порождена цивилизаторской волей к могуществу, желанием приобрести метод, дающий силу. В цивилизации побеждает начало специализации. В ней нет духовной цельности культуры. Все делается специалистами, от всех требуется специальность"[21].

Образно говоря, цивилизация начинается с подарка Прометея. Маркс очень сочувствовал Прометею прикованному, но еще не известно, если Прометея расковать, не отберет ли он огонь обратно. Может быть, Зевс проявил высшую мудрость: если уж людям достался огонь, то надо приковать Прометея. Неизвестно, что было бы, какими темпами, и какими катастрофами развивалась бы цивилизация в присутствии Прометея раскованного. Так что в нашем понимании цивилизации понятие техники играет важнейшую роль в том смысле, что техника задает алгоритм успешным действиям человека. Как правильно пишет А.А. Воронин: "Техника  – это алгоритм успешного действия, авторефлексия до сложной механической технологии"[22].

Подобный подход в понимании цивилизации разделяют многие современные философы: К. Ясперс, Л. Мемфорд, Эдуард фон Майер, В.Д. Губин и др.

Учитывая сказанное, мы под цивилизацией будем понимать способ существования человека и человеческого общества на основе техники и технологии, а также результат такого существования. Все, что уже алгоритмизировано и может быть алгоритмизировано, все, что поддается счету, что может быть рационализировано и упорядочено – все результаты такого способа жизнедеятельности человека и есть Цивилизация. Она – и внешние условия, и часть нашей внутренней жизни.

Вернуться к оглавлению