Горовой B.B.: Гостеприимный брак (алфесибойя) и становление полиса в древней Греции

Горовой В.В.

"Гостеприимный брак (алфесибойя)" и становление полиса в древней греции

Архаический полис как социальная структура представлял собой переход от родо-племенной ополченческой организации и ее стратосного рекомбинирования к общинно-войсковой, фалангической. На пути к монолиту фаланги возникли проблемы со "средними", которые склонны были к несамостоятельности. Исправление положения дел, на наш взгляд, связано прежде всего с появлением практики "брачного гостеприимства" - "алфесибойя". Обычно подобный брак рассматривается как приношение богатства, типа "калыма" в кочевых обществах. Однако в стратосах "алфесибойя" не уходили из полисов, а старались извне привлечь мужчин уже для упрочения и активизации "средних" в строю стратоса, способного не только обороняться на холме, но и нападать, имея строй, неподверженный разрыву посередине.

приглашении некоего героя, могучего, "жаждущего хлебова, косолапого, имеющего нужду в женах" (As. fr. 1. Diehl). Однако, хотя Асий и упоминается как один из павших в боях в "Илиаде", сюжет приглашения отличается лишь тем, что он наверняка не соотносим с Эвмеем и Долием. Ситуация хоть какой-то связи этого приглашения и связи его с "алфесибойя" не прочитывается.

стада, отогнанные телебойями. Амфитрион выкупил, но при возвращении быков убил отца Алкмены Электриона. Однако брак не состоялся до тех пор, пока Амфитрион не отомстил телебойям и за убийство их юношами братьев Алкмены. Историю возвращения Амфитриона, минуя пастухов и дмоев, к Алкмене, и рассказывает в малой поэме "Щит" Гесиод (Scut., 1-56). Интересно, что является туда Амфитрион еще раньше самого себя как принявший его облик Зевс, который по Павсанию вместо быков вручает Алкмене кубок и ожерелье (Paus. V.14). Налицо приближение к проблематике "алфесибойя", но не по линии обогащения, а по противоположной характеристике - отказу значения богатства в виде быков ради появления не кого-либо, а самого знаменитого героя античного мира - Геракла.

В дальнейшем Геракл с быками не расстается, пока не вырастет: до 18 лет он находится с быками и пастухами. Могучий юноша между прочим, не удовлетворяется умением ездить на колеснице, чему его научил отец: у одного из Диоскуров он учится и пешему бою - у Кастора (Apollod. II.IV.19). Но какого-либо выдающегося копья типа "ясеня" Ахилла у Геракла не появляется (несколько позже его заменой станет дубина из Немейского леса). А пока Геракл интересен тем, что щит ему во второй раз в истории мифологического времени готовит Гефест. Так на определенный историко-мифологический момент мы и получаем Геракла как юношу-бойца в продолжение традиции Амфитриона "вместо быков", но вооруженного божественным оружием лишь в виде щита. В таком виде он нас и интересует как возможный результат брака "алфесибойя" не как сын Зевса, а как возможный героический тип результирующего для полиса или стратоса брака, отраженного в фрагменте Асия Самосского, тем более что Геракл несет не столько щит, сколько мирообозрение греков, следующее по времени происхождения вслед за щитом Ахилла.

"боевой" вид полиса со щита-мирообозрения Геракла обнаруживает неспособность этого полиса к обороне: он в дуальной оппозиции с таким же полисом терпит поражение. У Гомера "заведует" поражением Эрис-Распря, лишающая погребения членов обманутых стратосов, забросавших друг друга копьями. Греки под Троей сражаются фалангами, а те, кто любит Распри, оценены Нестором - "правильным" строителем фаланг или их подразделений как 1. Нефраторы; 2. Нетемисты (без обычая); 3. Анестной (безочажные) (Horn. II.IX.53 ff). Вот дочери Темис, обеспечивающие достоинство "средних" - Мойры - и занимаются оттаскиванием трупов вместо Эрис, предавая их Тьме-Забвению, вместо того, чтобы заниматься тканьем основы жизни. Так что у Гесиода и изображен дефект вида полиса в качестве отсутствия "средних".

"вместо быков" персонифицированное в держащем щит Геракле конечно же не столь прямолинейно предполагает появление новых "средних". Сюжет с ним, использованный Феспием в качестве "быка-производителя", сведенного им с 50 дочерьми, в детях Геракла развития как раз и не получил: сам отец по достижению ими совершеннолетия отправил их колонией/апойкией в Сардинию. Но здесь Геракл уже определяется как новый "средний" индивидуально: он после состояния выбора признается в мифотрадиции Алкидом. В таком виде Геракл несколько дополняет своим промежуточным обозначением отличие могучего щитоносца - "среднего" по Асию принципиальной чертой в виде негентильности. Негентильность тут помешательство по божественному промыслу не допускается к выживанию. Так соединение вида и облика обретения жизни и характеризует для нас процесс появления слоя новых "средних" вместо прежних "робких" по построению старца Нестора.

Конечно, подвиги Геракла к появлению новых "средних" отношения не имеют. Но именно с такой подачи мифа о Геракле как источника понятнее становится группа характеристик VII в. до н.э., представляемая такими бесспорными авторами, как Драконт и Тиртей. По закону Драконта об обеспечении выкупных замен кровной мести ряд выкупающих представлен слева направо в войске: сначала выкуп обеспечивают левофланговые и оттянутые как можно далее назад дядья и племянники, затем зятья и тести, и лишь в последнюю очередь - обеспечивающие мощь правого фланга фраторы (SIG. 111). Тиртей же явно в одной из своих элегий видит боевой строй справа налево, помещая в левый фланг обобщенного войска некоторый строй, силящийся с помощью предстоящих легковооруженных и согласным ударом щитов склонить противостоящий фланг противника под копья дорийского центра и правого фланга, сражающегося за долю жен и детей, как в "Илиаде". Можно ли эту компанию новых "Алкидов" обнаружить в мирообозрении щитов Ахилла и Геракла? И там и там есть танцующие юноши с эпитетами родовой принадлежности, но лишь на щите у Геракла появляется новый вид юношей: они не только хорошо ощущают себя в хороводах, но и умеют согласно выступить вперед под флейту (основной инструмент процессии и войска) (Scut. 280 ff). Так греческая фаланга получает активно примыкающий к правому флангу фраторов левый фланг тех, кого условно по прослеженному виду и облику мифологического обретения жизни можно назвать "Алкидами", а по убыванию гентильного значения фило-фратриалыюй связи, по характеру положения можно так же условно назвать "быками". Впрочем, индивидуального значения они в реальном полисе не имеют: обобществлено их называют "дзюгон" - строй фаланги, умеющий сражаться как упряжка не по-конному, а по-бычьи. Так, с нашей точки зрения, мужи, появившиеся сообразно приглашению по Асию Самосскому из-за нужды в женах, преломленные мифологией через вид и облик Геракла, а также характеристики щитовых образов социальности, заменили левый фланг и активизацией его действий способствовали развитию фалангической тактики предотвращения разрыва фаланг посередине. Так что Солон только учел появление этого строя в полисе Афин. Люди "вместо быков" были и в древнем Милете, где они "затоптали" на гумне детей фило-гентильной знати (Athen. XII. 523 f)- Феогнид Мегарский призывал угнетать простолюдинов именно в войске, хотя и не забывал старой поговорки "лягнуть стрекало" (Find. Puth. II). И даже римляне, далекие от знания о значении "дзюгон" для греков и полиса, считая Геракла наряду с Меркурием/Гермесом покровителем торговли, все же отметили мифологический росчерк Геракла в социальной истории греков, хотя и несколько своеобразно - алтарь Геракла в древнем Риме располагался не где-нибудь, а на рынке скота.

"брачного гостеприимства" ("алфесибойя"), несомненно в данной проблематике менее значащая линия. Однако выявление слабых излучений нейтрино в физике помогло избежать концепции тепловой смерти Вселенной.