Поиск по материалам сайта
Cлова начинающиеся на букву "Z"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: предмета культа (Nasr, «О.-бог») известны в древней центральной и северной Аравии. Сохранение в этом ареале древних семитских (или даже общесемитских) представлений прослеживается при сопоставлении с угаритским мифоэпическим преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у О. объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного О. Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающиеся с ним боги. В Древней Месопотамии О. был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса (ср. изображение Зевса в виде О. на Крите), в Риме - Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ О. был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные изображения О. на шаманской одежде) и культурного героя. Одним из главных подвигов О. как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь,...
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: упряжка быков) согласно реформе Солона, третья цензовая группа афинских граждан, получавших ежегодно урожай в размере 200 - 300 медимнов; в VI - 1-й пол. V в. до н.э. они составляли, по-видимому, основную массу свободного населения Аттики; служили в войске гоплитами, занимали низшие должности; при Клисфене в 509 г. до н.э. получили право избираться в коллегию стратегов, а начиная с 457 г. до н.э. - в архонты. ЗЕВС ЗЕВС (греч. Zeus ) в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения - титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем - с Посейдоном, над подземным царством - с Аидом, оставив себе верховную власть над миром. Его постоянным местожительством считалась самая высокая в Элладе гора Олимп. В Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 89 - 269. ЗЕЛИНСКИЙ, ФАДЕЙ (ТАДЕУШ) ФРАНЦЕВИЧ ЗЕЛИНСКИЙ, ФАДЕЙ (ТАДЕУШ) ФРАНЦЕВИЧ (1859 - 1944) русский и польский исследователь в области классической филологии, профессор Петербургского (1887 - 1920) и Варшавского (1921 - 1935) университетов. Член Польской АН, многих зарубежных академий и научных обществ. В его творческом наследии свыше 300 научных трудов, посвященных истории античной литературы, культуры и религии. Основные работы З.: Структура древнегреческой комедии. Лейпциг, 1885; Цицерон в жизни столетий. Лейпциг, 1897; Религия Древней Греции. Спб., 1917; Религия эллинизма Спб., 1922; Варшава, 1925; Религия Римской республики: В 2 ч. Варшава, 1933 - 1934; Римская республика. Варшава, 1935; Римская империя. Варшава, 1938. Зелинский Фадей Францевич (1859 - 1944). Список трудов проф. Ф.Ф. Зелинского, изданный ко дню 25-летия его преподавательской деятельности его учениками (1884-1904). Спб., 1909; Перечень трудов проф. Ф.Ф. Зелинского с 1908 г. // Гермес. 1914. № 3; Ростовцев М.И....
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4-3-го тыс. до н. э. Сирию, Финикию и Палестину, восстанавливаются на основе источников, имеющих фрагментарный характер, - эпиграфики (со 2-й половины 2-го тыс. до н. э.), включающей упоминания богов и их эпитетов, описания жертвоприношений; археологических материалов; данных ономастики (прежде всего теофорные имена). Некоторые сведения о З. м. имеются в письменных памятниках соседних народов - египетских, месопотамских, хеттских; основу для ряда реконструкций даёт Библия (отразившая добиблейские мифологические представления); определённую информацию содержат произведения греческих и римских, а также эллинизированных ближневосточных авторов (указывающие, в частности, на соответствия западносемитских богов божествам других мифологий). Эти источники, однако, представляют тенденциозную интерпретацию- З. м. Более подробно известны мифологические представления населения Угарита (город-государство на территории Финикии) - по сохранившимся спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н. э. (самые ранние из известных материалов) со слов верховного жреца (местная храмовая традиция). У западносемитских народов не сложилась единая для всех этнических групп система мифологических представлений, несмотря на ...
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту шутовского Ц. (см. в ст. Раб ). По мнению Хокарта, вера в божественных Ц. - древнейшая религия...
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: ахейцам и хеттской Ахияве. В. Д. Гладкий АКЕР Акер - в египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Называют также Акеру (множественное число от Акер) и считается воплощением «духов земли» - змей. Иногда изображается в виде льва. В. Д. Гладкий АМАЗИС Амазис - египетский фараон (570-526 до н. э.), поддерживал хорошие отношения с греками; покровитель искусств, ремесел и торговли (греческими купцами Амазис Предоставлял в некотором роде торговую монополию в Навкратисе), союзник Поликрата и Креза, покровитель дельф. В. Д. Гладкий АМЕНЕМХЕТ Аменемхет - египетские фараоны эпохи Среднего царства (XII династия). Из них: 1) Аменемхет I (около 2000-1970 до н. э., последние 10 лет фактически правил его сын Сенусерт I) - первый представитель XII династии. Столицей Египта при Аменемхете I стала крепость Иттатуи («захватившая обе земли») возле Мемфиса. Аменемхет I снаряжал походы в Нубию, Ливию и пограничные азиатские области, вел борьбу за подчинение местных правителей-номархов, сохранивших значительную самостоятельность. Определял границы номов, утверждал номархов в их должности. При Аменемхете I усилилось влияние бога Амона....