Поиск по материалам сайта
Cлова начинающиеся на букву "L"
Показаны лучшие 100 слов (из 346).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ - 1. Понятие Coro и противопоставление Coro и профанного распространилось в социальных науках ок. ста лет назад, в частности благодаря работам Э. Дюркгейма. А. Юбер и М. Мосс одними из первых стали употреблять слова «Сое» и «профанное» как существительные, обозначающие два крайних полюса религиозных действий и религиозной мысли, связь между которыми обеспечивается жертвоприношением. Другие теоретики подчеркивали не столько внешнюю ритуальную выразительность Coro, сколько его психологическое содержание. Не вдаваясь в каждую из этих теорий, обозначим несколько основополагающих тезисов: - Сое обозначает то, что отделено, запрещено, подпадает под табу; подобные явления обнаруживаются практически повсюду, только в разных обличьях; в исламе, например, они выражаются в понятиях baraka и ha ra m; - Сое одновременно и защищено запретом, и наделено деятельной силой, противопоставляющей его профанному; но последнее, хоть и подчиненное, является, однако, не меньшей силой, силой десакрализующей, профанирующей; - можно с полным основанием вслед за Фрейдом («Тотем и табу») говорить о двойственности Coro,...
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: 'Όασις или νη̃σος Μακάρων, принадлежал к Верхнему Египту. Оба они были населены и служили местом пастбищ для Египта. Страбон упоминает еще о третьем О. Аммона (см. Ammonium, Аммона оазис ). Но другие О. Ливийской пустыни (напр., Авгила, Фазания) хотя и известны были древним, но не назывались этим именем. Во время римских императоров О. были местом ссылки. ОАР ОАР - Oărus, 'Όαρος, по свидетельству Геродота, река, начинающаяся у Тиссагетов, текущая восточнее Танакса и впадающая в Мэотидское озеро. Вероятно, под этим разумеется восточный приток Танаиса, может быть, Офар Плиния (6, 7. 7). ОБЕЛ ОБЕЛ - Obĕlos, ο̉βελός, собственно копье; как грамматическое выражение обозначает горизонтальную линию, которою отмечали сомнительное или подложное место в сочинении, стихе и т. п.; ο̉βελίζειν, ο̉βελισμός, notare locum, notatio loci spurii. см. Notae, Сокращения . ОБЕЛИСК ОБЕЛИСК - Όβελίσκος, obeliscus, высокая, четырехугольная кверху суживающаяся колонна, на низком основании. Такие колонны были распространены на пространстве от Нижнего Египта до Нубии. Происхождение их относится к 15 в. до Р. X. Большая часть их сделана из гранита Ливийских гор, немногие - из известняка и белого мрамора, притом они высечены из цельного куска. В Сиене открыты каменоломни, на которых приготавливались эти обелиски. Четырехугольное выдолбленное основание, на котором стоит О., обыкновенно на один фут шире самой колонны, высота которой от 50 до 150 футов. Поверхность О. или гладкая, или покрытая со всех сторон, иногда только местами...
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: теизма. Мистические учения нетеистических религиозных систем (конфуцианство, даосизм, дзэн-буддизм и т. п.) не могут быть причислены к феномену Т. История термина. Термин «Т.» впервые вошел в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов (по типу «Теогонии» Гесиода). Подобное изложение чаще всего осуществлялось в поэтической форме; так, Платон говорит о людях, разрабатывающих Т. «в эпосе или в трагедии» (Rep. II, 379 А). Такая «Т.» не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной: Цицерон называет «теологами» вольнодумных последователей Эвге-мера, учивших, что боги суть всего лишь обожествленные люди (Cic. nat. deor. Ill, 55). Более определенная связь с религиозной верой имеет место там, где слово «Т.» прилагается к мистическому преданию тайных религиозных кружков-«тиасов» (напр., на языке позднеантичных религиозных философов слово «Теолог», употребляемое как имя собственное, есть обозначение легендарного поэта древности Орфея, основавшего сообщество орфиков и передавшего им свои мистические гимны). Нередко «теологами» называли жрецов, в обязанность которых входило рассказывать посетителям храма местные мифы. Однако во всех случаях термин «Т.» относился к сфере мифологии, а не философской спекуляции. Аристотель, опираясь на ту критику, которой Платон подверг «Т.» народных и поэтических мифов, впервые перенес обозначение «Т.» на спекулятивную «первую философию», «высшую созерцательную науку» (ср. Arist. Met., 1026 А., 15-20; там же, 1064в 1 и др.). Для Аристотеля Т. есть прежде всего учение о неподвижном перводвнгателе, источнике и цели мирового ...
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Часть текста: разработанная система христианской аскезы, не упомянуты там и монахи. Однако Иисус учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных во имя стократного воздаяния (Мат. 19, 10-12, 27-28; Map. 6, 7-9; 10, 17-31; Лук. 12, 22-31). Утверждение бренности «образа мира сего» соседствовало в Писании с предостережением близости конца света (1 Кор. 7,29,31). Отрицая дуализм души и тела, видя в них единое творение Бога, христианство признавало, что человек должен победить не плоть, но свою гордыню и себялюбие во имя любви к Богу. В действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые впоследствии нередко превалировали в практике М.а, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий. Это, в частности, привело к отождествлению аскетов, а затем монахов с мучениками «мирного времени» (когда гонения на христиан уже прекратились) и определило высокий авторитет М.а среди мирян и в церкви. Стремление следовать Христу, понимавшееся прежде всего как выход из системы традиционных социальных связей ради связи (лат. religio) с сакральным (отсюда частое обозначение монахов как religiosi), с ростом христианских общин в III-IV вв. обусловило разрыв аскетов с общиной (в...
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: - Πρόδομος, см. Templum, Храм , 5. ПРОДРОМЫ ПРОДРОМЫ - Prodrŏmi, Πρόδρομοι, см. Venti, Ветры , 1. ПРОЕДРИЯ ПРОЕДРИЯ - Προεδρία, так называлось в Афинах почетное право занимать на играх первое и лучшее место на первых (самых нижних) скамейках, около самого оркестра. Такой чести удостаивались полководцы, жрецы, иностранные послы, граждане дружественных городов и все те, которых государство хотело особенно отличить за их заслуги. Также сироты павших в сражении граждан имели право П. Вообще это слово означает седалище и достоинство проедра (πρόεδρος), председательство в сенате и в народных собраниях. ПРОЗЕРПИНА ПРОЗЕРПИНА - Proserpĭna, см. Περσεφόνη, Персефона . ПРОКА СИЛЬВИЙ ПРОКА СИЛЬВИЙ - Procas Silvĭus, двенадцатый из царей Альбалонги после Энеева сына Аскания, отец Нумитора и Амулия. Liv. 1, 3. ПРОКВЕСТОР ПРОКВЕСТОР - Proquaestor (также pro quaestore), встречается только во время Республики, как означение чрезвычайного квестора, который замещает умершего или...