Поиск по материалам сайта
Cлова начинающиеся на букву "B"
Показаны лучшие 100 слов (из 441).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: империи, состоявшее из зависимых арендаторов-колонов, рабов, в том числе рабов, наделенных участками земли и инвентарем (servi casati), вольноотпущенников и свободных мелких земледельцев, стало после варварских завоеваний постепенно смешиваться с рядовыми свободными германского происхождения, которые первоначально были как земледельцами и скотоводами, так и воинами, участниками народного собрания, лишь постепенно превратившимися в людей, всецело поглощенных аграрным трудом и исключенных из политической жизни. Этот процесс занял не одно столетие и шел различными путями, в зависимости от того, какой элемент аграрного общества - романский или варварский - преобладал в той или иной стране. Тем не менее органичное сочетание в одном лице непосредственного производителя и воина, вполне отчетливо констатируемое источниками в странах скандинавского Севера вплоть до XI-XII вв., обнаружено и на территории Франции ок. 1000 г. Своего рода парадоксом является тот факт, что исторические источники первых столетий средневековья почти полностью игнорируют К. В них спорадически упоминаются pagani (от лат. pagus, «сельская местность», «округ»); этот термин приобрел под пером церковных авторов специфический смысл «язычники». Другой термин, нередко встречающийся в источниках, - pauperes, бедные ; но он имел и иное значение - «слабые» в социальном смысле. Широко применяемая в юридических и повествовательных памятниках формула potens et pauper («могучий и бедняк») указывала не столько на материальную нищету «бедняков», сколько на их подвластность магнатам, на их приниженное социально-правовое положение. Авторов церковных и государственно-правовых текстов простолюдины занимали постольку, поскольку они были объектами христианской миссионерской деятельности или применения к ним власти господ. В частноправовых...
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: который получил самое широкое распространение в эпоху средневековья, а именно литературе откровений. К ней может быть причислено любое сочинение, созданное с намерением обнародовать прямое послание Господа (либо его святых или ангелов). В силу этого содержание текстов такого рода может быть весьма разнообразным: описание образов скрытой реальности (сведения о потустороннем мире и его обитателях); предупреждение о грядущем наказании или обещание благ; повеления, относящиеся к конкретным ситуациям (например, об основании монастыря). Если первоначально В.я были преимущественно прямым отражением непосредственного религиозного опыта, то в последующей традиции все более значительной становится роль осознанного вымысла или целенаправленных фальсификаций. В.я и пророчества дошли до нас в виде литературных текстов разного рода: эпически структурированных повествований, проповедей, автобиографий, памятников агиографии и историографии и т.д. Хотя В.я зачастую включают пророчества, а последние нередко принимают облик В.й, целесообразно их различать, так как предсказания в целом могут быть отнесены к отдельному типу текстов, характерная особенность которых состоит в том, что их содержание является нейтральным по отношению к личности предсказателя. Историческое развитие визионерской литературы В основе В.я лежит определенное психосоматическое состояние, порождающее у находящегося в нем индивида иллюзиютого, что его душа (или тело и душа) покидает мир своего естественного существования и перемещается в иное пространство. При этом визионер находится в состоянии каталепсии, транса или сна. Запись этих переживаний ведет к появлению В.й как особого типа литературных текстов. В.я были известны и в античности (например, у Платона или Плутарха), однако, в отличие от средневековья, не получили здесь широкого распространения. В структуре и содержании этих античных путешествий в мир иной можно обнаружить определенные параллели с...
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Часть текста: страница Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ") ГЕРО ГЕРО - Неrо, 1. см. Leander, Леандр ; 2. см. 'Ήρων, Герон . ГЕРОД АТТИК ГЕРОД АТТИК - Herōdes Atticus, см. Atticus, Аттик , 2. ГЕРОДИАН ГЕРОДИАН - Herodiānus, Ήριωδιανός, 1. исторический писатель, родился, вероятно, в правление императора Марка Аврелия, ок. 170 г. от Р. X., и умер ок. 240 г. Обстоятельства его жизни малоизвестны. Он, вероятно, был родом грек, но жил в Риме или, по крайней мере проживал там продолжительное время; может быть, он был императорским прокурором и легатом в Сицилии. Сохранившаяся его история императоров, τη̃ς μετὰ Μάρκον βασιλείας ίστορίαι, передает события начиная с конца правления императора Марка Аврелия, от Коммода, до Гордиана III и представляет точно и верно привлекательную и трогательную картину этого времени, замечательного множеством разнообразных событий, хотя автор и проходит молчанием кое-что, относящееся к государственному устройству, что было бы весьма любопытно для нас, и допускает нередко промахи касательно хронологии и ошибки в географических данных. В новейшее время пытались унизить его достоинство как исторического источника, забывая при этом, что он передает нам много такого, о чем Дион оставил нас в неизвестности. Его язык показывает местами латинизмы; но свободен от изысканного и искусственного подражания аттицизму, отличающего вообще слог его современников. Следы подражания древним классикам, преимущественно Фукидиду, в некоторых местах заметны. Латинский перевод Ang. Politianus; изд. Irmisch (1787 - 1805, в 5 т.), F. A. Wolf. (1792), Weber (1876), Lange (1824) и W. I. Bekker (1826, ...
Входимость: 2. Размер: 27кб.
Часть текста: повествования, прежде всего описания видений и откровений, памятники агиографии и т.п.), а с другой - спекулятивные, теоретические рассуждения о смысле и природе мистического опыта (трактаты, комментарии и пр.). Отдельные тексты нередко демонстрируют соединение этих предметов повествования. 1. Сочинения, открывающие историю европейской религиозной М.и, опирались на духовный и интеллектуальный опыт поздней античности и раннего христианства. Труды Августина (354-430) («Исповедь») и Григория Великого (ок. 540-604) (Moralia in lob), стоящие у истоков западноевропейской христианской мистической традиции, в сущности являются продолжением позднеантичной неоплатонической М.и видений, в то время как Иоанн Кассиан (Collationes) находится под влиянием опыта практической созерцательной М.и отцов-пустынников. Традиция религиозной М.и, однако, практически пресекается в эпоху раннего средневековья; этот период характеризуется полным отсутствием свидетельств практической М.и, и лишь единичные примеры спекулятивных теоретических рассуждений о мистическом опыте позволяют говорить о сохранении и эволюции интеллектуального и духовного наследия предшествующей эпохи. В частности, важнейшим свидетельством тому являются переводы сочинений Псевдо-Дионисия Ареопаги-та, выполненные ок. 860-862 гг. Иоанном Скотом Эриугеной (ок. 810-877). Он сделал доступными латинскому миру также произведения других греческих мистиков (Максим Исповедник, Григорий Нисский), хотя потребовалось несколько столетий, прежде чем они были полноценно восприняты европейским интеллектуальным и религиозным сообществом. Настоящее становление западноевропейской М.и начинается на рубеже XI и XII столетий, когда - в форме как личного переживания, так и отвлеченного размышления -она вновь становится реальным фактором религиозной практики и интеллектуального быта....
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: сын философа Евгения Пафлагонского, ритор и философ во 2-й половине 4 в. от Р. X.; жил при императорах Константине, Юлиане и их преемниках, ценивших его за красноречие, которое доставило ему прозвище Εύφραδής, современник же его Грегорий называл его βασιλεὺς λόγων. Как учитель и писатель, Ф. занимался красноречием и философией. Из 36 речей его, известных еще Фотию, до нас дошли 34, одна из них сохранилась только в латинском переводе. Содержание их было большей частью панегирическое и посвящено памяти различных императоров, но в них говорится также о дружбе, земледелии и других предметах. Изд. W. Dindorf (1832). Из философских его сочинений мы имеем 4 комментария к Аристотелю в парафрасической форме (изд. Spengel, 1866). ФЕМИСТО ФЕМИСТО - Themisto, Θεμιστώ, 1. нереида Hesiod. theog. 261; 2. дочь Гипсея, вторая жена Адаманта, мать Орхомена, Сфингия, Левкона, Ерифрия, Схойнея и Птоя. Афамант женился на ней, считая свою первую жену Ину умершей; когда же он узнал, что Ино жива и заблудилась в ущельях Парнасса во время празднеств в честь Вакха, он велел привести ее тайно в свой дом. Ф., узнав об этом, решила убить детей Ины и для этого приказала Ине, которую считала рабыней, одеть своих детей в белое платье, а детей Ины в черное. Ино же сделала наоборот, и Ф. убила ночью своих собственных детей, когда же открыла свою ошибку, убила и себя. ФЕМИСТОГЕН ФЕМИСТОГЕН - Themistogĕnes,...