Поиск по материалам сайта
Cлово "ZUR"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 6. Размер: 32кб.
2. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 5. Размер: 51кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 3. Размер: 13кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕБЕР, МАКС
Входимость: 3. Размер: 15кб.
5. Библиография
Входимость: 3. Размер: 47кб.
6. Мифы народов мира. АВРААМ
Входимость: 3. Размер: 15кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 3. Размер: 78кб.
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 42кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАВ"-"ГЕЛ")
Входимость: 3. Размер: 48кб.
10. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
11. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Статьи на букву "К"
Входимость: 3. Размер: 66кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 3. Размер: 43кб.
13. Мифы народов мира. ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
14. ГЕНИЙ
Входимость: 3. Размер: 11кб.
15. ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920)
Входимость: 3. Размер: 14кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИТ"-"ВЫШ")
Входимость: 3. Размер: 76кб.
17. Словарь средневековой культуры. ТРУБАДУРЫ
Входимость: 3. Размер: 35кб.
18. Мифы народов мира. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Входимость: 3. Размер: 19кб.
19. Словарь средневековой культуры. ПОГРЕБЕНИЕ
Входимость: 2. Размер: 37кб.
20. ГАНСЛИК (Hanslick) Эдуард (1825-1904)
Входимость: 2. Размер: 4кб.
21. ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
22. ЭЛИАС (Elias) Норберт (1897-1990) - нем. Социолог-эмигрант
Входимость: 2. Размер: 5кб.
23. КУЛЬТУРА 20 века
Входимость: 2. Размер: 44кб.
24. Большой толковый словарь по культурологии. КУЛЬТУРА 20 ВЕКА
Входимость: 2. Размер: 47кб.
25. ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973)
Входимость: 2. Размер: 11кб.
26. Словарь средневековой культуры. ОБМЕН ДАРАМИ
Входимость: 2. Размер: 23кб.
27. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАС")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. ХОРКХАЙМЕР
Входимость: 2. Размер: 13кб.
29. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКО"-"ЭРИ")
Входимость: 2. Размер: 50кб.
30. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИП"-"ГРА")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
31. Большой толковый словарь по культурологии. ЯСПЕРС, КАРЛ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
32. Словарь средневековой культуры. ПАПСТВО
Входимость: 2. Размер: 46кб.
33. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОМ"-"ДУЦ")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
34. Большой толковый словарь по культурологии. ЗЕДЛЬМАЙР
Входимость: 2. Размер: 14кб.
35. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МАХ")
Входимость: 2. Размер: 34кб.
36. Словарь средневековой культуры. ДЕТСТВО
Входимость: 2. Размер: 17кб.
37. ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (1896-1984)
Входимость: 2. Размер: 12кб.
38. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАТ"-"ХИЗ")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
39. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
40. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АГА")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
41. РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
42. Мифы народов мира. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗЕМ"-"ЗЯУ")
Входимость: 2. Размер: 38кб.
43. МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт (1898-1979)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
44. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАД"-"РЕЛ")
Входимость: 2. Размер: 55кб.
45. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕН"-"ПЕР")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
46. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 2. Размер: 65кб.
47. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 3, "САС"-"СЕВ")
Входимость: 2. Размер: 67кб.
48. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕП")
Входимость: 2. Размер: 42кб.
49. Словарь средневековой культуры. СОБОР ЦЕРКОВНЫЙ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
50. ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929)
Входимость: 1. Размер: 6кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 6. Размер: 32кб.
Часть текста: коллектива. В изучении мифологии Ц. эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое...
2. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 5. Размер: 51кб.
Часть текста: не ранее II в. н. э., поскольку встречается впервые у Тертуллиана (ок. 160 -после 220) и Лактанция (ум. после 317). На протяжении всего средневековья на Западе Европы слова monarchia и monarcha (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во вселенной - monarchya mundi. Тот же смысл - всемирная власть - вкладывалось в слово «М.я» и применительно к земным державам и государям. Когда Исидор Севильский (ок. 570 - 636) говорит, что монархи - это те, кто обладают «единоличной» властью (monarchae sunt, qui singularem possident principatum), как Александр у греков и Август у римлян, он, судя по выбору примеров, также подразумевает «единоличность» (singularitas) власти в пределах всей ойкумены, а не, скажем, в одном городе или стране. В немецких средневековых глоссариях слово monarcha часто переводилось как «единый государь мира» или «князь всего мира (ein einiger herre der weit, furste aller werlde). Такой традицией словоупотребления объясняется, почему средневековые авторы избегали называть monarchia многие «монархии» в современном понимании, например, ветхозаветное Израильское царство....
3. Большой толковый словарь по культурологии. ГЕНИЙ
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Часть текста: И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ГЕНИЙ ГЕНИЙ (лат. genius ) высшая степень творческой одаренности; человек, которому присуща такая одаренность. ............ ☼ филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о "гении" - "духе" (греч., букв. "наделяющий"; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в "Пире" Платона (202 е), духи-"даймоны" суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных...
4. Большой толковый словарь по культурологии. ВЕБЕР, МАКС
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: развития социально-научного знания в 20 в. С 1892 приват-доцент, затем экстраординарный проф. в Берлине, с 1894 - проф. полит. экономии во Фрейбурге, с 1896 - в Гейдельберг. ун-те; с 1903 его почетный профессор. С 1904 издатель (совместно с Э. Яффе и В. Зомбартом) "Архива социальных наук и социальной политики". Один из основателей (в 1909) и член правления Нем. социол. об-ва. В 1918 - проф. полит. экономии в Вене. В 1919 - советник нем. делегации на Версальских переговорах. С июня 1919 - проф. полит. экономии в Мюнхене. В. внес крупнейший вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, полит. социология, социология права, социология религии, экон. социология, теория совр. капитализма. Совокупность его трудов составила как оригинальную концепцию социологии, так и своеобразное синтетич. видение сущности и путей развития зап. цивилизации. Хотя В. не выпустил спец. трудов по социологии культуры, культурное или культурологич. видение составляет самую суть его концепции. Общесоциол. концепция В. названа им "понимающей социологией". Социология понимает социальное действие и тем самым стремится объяснить его причину. Понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый смысл. Имеется в виду не какой-то "объективно правильный" или...
5. Библиография
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: США в 70-е годы XX века. М., 1983. — С. 111 —140. 6. Андреев Л. Г. Актуальные проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера). — М., 1963. —121 с. 16. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). — М., 1989. — 50 с. 17. Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи своими именами. — М.,1986. — С....
6. Мифы народов мира. АВРААМ
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности божеству. Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как А. проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны - временем ночи, что огонь гасится водой, вода - дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространённый фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) - всё имеет свой предел, кроме бога-творца (талмудический комментарий к книге Бытия - «Берешит рабба» 38, 13 и др.), и А. в акте сознательного выбора предпочитает этого бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит А. в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, А. оказывается жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашённого астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимврод требует от А. поклониться идолам или самому Нимвроду, а за отказ бросает его в раскалённую печь, из которой А. вызволен богом (Пс.-Ионафан на Быт. 14, 1,...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 3. Размер: 78кб.
Часть текста: Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного К., старающегося спрятаться около человека. В К. может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, № 135). Мотив превращения героя в К. известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках К. (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и...
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к кон. 1 в. н. э. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м. (прежде всего у пруссов) резко увеличивается (орденские договоры с пруссами, «Рифмованная хроника», «Ливонская хроника» Генриха Латвийского, польские анналы, русские летописи). Более поздние источники - «Хроника Пруссии» Петра Дюсбурга (14 в.), сочинения польского историка Я. Длугоша (15 в.), немецкого монаха С. Грунау, литовских писателей Мажвидаса, Даукши, Бреткунаса и др., польских историков М. Стрыйковского, Я. Ласицкого (16 в.) и др., сообщающие много нового, вместе с тем не только содержат немало сомнительных сведений, но...
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАВ"-"ГЕЛ")
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Часть текста: в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как «предтечи» Иисуса Христа (Лк. 1:9-20); явившись Деве Марии, он предсказывает рождение Христа и Его мессианское достоинство и велит дать Ему имя «Иисус» (1:26-38. см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. приписана также особая власть над стихиями - либо над огнем (раввинистический трактат «Песахим» 118а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трех отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат «Санхедрин» 95Ь). В апокрифической «Книге Еноха» Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхъестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже вне сцены Благовещения с белой лилией в руках - символом непорочности Девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестника в контексте идеи теократической державы: в «Песни о Роланде» Г. возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всем мире. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ГАД ГАД (евр. gad , от gadad , «резать», «уделять», «назначать долю»?) 1) в ветхозаветном предании: сын Иакова от Зелфы, служанки Лии, родоначальник-эпоним одного из двенадцати колен израилевых (см. о двенадцати его сыновьях), отличавшегося...
10. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ КОРОЛИ
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш СВЯТЫЕ КОРОЛИ СВЯТЫЕ КОРОЛИ - снискавшие церковное почитание правители Запада, а также члены правящих династий, сравнительно многочисленная группа в пантеоне европейских средневековых святых в VI-XIV вв. Особую значимость и распространение культы С.ых К.ей получили в «периферийных регионах» латинской Европы - в англосаксонском и скандинавском обществе и в Центральной Европе. Религиозное и политико-идеологическое содержание образа святого правителя, функции его культа не были неизменны на протяжении всей эпохи средневековья. Различными были пути и возможности включения культов святых правителей и династических святых в контекст идеологической и политической стратегии правящих династий. Это разнообразие не может быть объяснено только последовательной эволюцией определенного культурного феномена в контексте развития общества в целом. Безусловно, огромное значение имел и фактор региональных различий, обусловленных как своеобразием традиционных духовных и социальных структур, так и спецификой политического и религиозного развития отдельных территорий в эпоху средневековья. Первые образы святых правителей появляются в меровингской Галлии, и по мере расширения границ христианского мира на севере и на востоке обнаруживается тенденция не только их появления в новых регионах, но и доминирования в местной религиозно-культовой практике. Успешное распространение христианства в регионах традиционной варварской культуры определялось адаптацией к местным традиционным верованиям и социальным практикам. Культы святых правителей выполняли те же функции, что и культы святых в целом. Как и любой иной святой, святой правитель становился центром интегрированного сообщества, в котором люди были...