Поиск по материалам сайта
Cлово "ZEUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 8. Размер: 17кб.
2. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
5. Мифы народов мира. ОРЕЛ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
6. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 67кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 8. Размер: 17кб.
Часть текста: и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт (ср. этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей З. Критского. Образ архаического З. сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын З. В системе мифов о З. Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца З. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») - камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца З. (Paus. X 16, 3; Strab. IX 3, 6). Омфал был поставлен З. в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Неs. Theog. 497-500). Возмужавший З. вывел своих братьев и сестёр из утробы ...
2. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: Это божество - бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту шутовского Ц. (см. в ст. Раб ). По мнению Хокарта, вера в божественных Ц. - древнейшая религия человечества. Кембриджская школа во многом осталась верна предложенной немецким учёным В. Манхардтом схеме культовой драмы умирающего и воскресающего духа растительности. Со временем концепция божественного Ц. подверглась критике. Американский этнолог Дж. фонтенроз указал на то, что реконструируемый комплекс Ц.-бога ни в одной культурной традиции не представлен достаточно полно. Мифология Ц. оказалась исследованной больше со стороны обрядов и действий, т. е. «мифологии поведения», хотя мотивы и элементы мифологических повествований о Ц. имеют и независимый от ритуала смысл и функцию. «Поведенческая мифология» Ц. существует в формах, отличающихся устойчивостью и многообразием. Так, в идеологии феодального общества былые сакральные функции Ц. получают форму помазанничества ...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "М" (часть 8, "МНЕ"-"МУЛ") МНЕВИС МНЕВИС (mrw - wr), в египетской мифологии божество в виде чёрного быка. Центр его культа - Гелиополь. М. почитался как живое воплощение бога солнца и изображался с солнечным диском между рогами. Эпитет М.- «посредник Ра, который сообщает истину Атуму». Почитавшиеся М. быки содержались в особом помещении, после смерти их бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Матерью М. была корова Хесат. М. отождествлялся с обожествлённым быком Бухисом, считался ба - душой Pa, a также города Нехен (Иераконполь). Р. Р. МНЕМОСИНА МНЕМОСИНА - Мнемозина (Μνημμοσύνη); в греческой мифологии богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида (Hes. Theog. 135). Родила от Зевса муз - девять дочерей (915- 917). Согласно сообщению Павсания (IX 39, 8) в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и М.- памяти (см. в ст. Лета ). А. Е.-Г. МОДА-АВА МОДА-АВА - Мастор-ава (мода, мастор, «земля», ава, «мать, женщина»), в мордовской мифологии хозяйка - «держательница» земли, воплощение земли и её плодородия. Её молили об урожае («что сеем в тебя - подними, вырасти»), но ей же приписывали и насылание порчи, болезни. Падение на землю считалось вызванным гневом М.-а. В марийской мифологии М.-а. соответствует Мланде-ава. МОДЕЛЬ МИРА Статья большая, находится на отдельной странице . МОЖЖЕВЕЛЬНИК МОЖЖЕВЕЛЬНИК - кедр, кипарис. Мифопоэтические представления о М., кедре, кипарисе и других сходных растениях, отражённые и в ритуальной практике, чаще...
4. Словарь античности. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: лат. testamentum). Первое З. было составлено предположительно еще до 6 в. до н. э. в Риме или Великой Греции. Согласно первым З., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма З. была принята лишь в 3 в. до н. э. В свое время Солон дополнил закон о З. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; З. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; З. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте З. оформлял государств, чиновник, у которого оно и хранилось. В момент составления документа завещатель должен был быть совершеннолетним и правоспособным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять З. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели ( закон , по которому женщины не могли быть завещателями, был отменен Адрианом). Наследниками могли стать только свободные граждане, а наследство могло быть оставлено в пользу еще не родившихся детей. Даже рабы могли быть наследниками, если одновременно с оглашением З. объявлялись свободными. Завещатель мог изменить З., потребовать его обратно. Законным считалось только последнее З.; если же в нем ясно не говорилось об отмене предыдущего, то оба они считались законными. По требованию наследников З. зачитывалось довер. лицом в присутствии свидетелей, а в Риме - в присутствии претора. ЗАГАДКА ЗАГАДКА -...
5. Мифы народов мира. ОРЕЛ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: различных народов мира. Типологически наиболее ранний этап культа О. отражён в тех мифологиях, где О. выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно,- тотемистического происхождения). Свидетельства обожествления О. в качестве особого предмета культа (Nasr, «О.-бог») известны в древней центральной и северной Аравии. Сохранение в этом ареале древних семитских (или даже общесемитских) представлений прослеживается при сопоставлении с угаритским мифоэпическим преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у О. объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного О. Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающиеся с ним боги. В Древней Месопотамии О. был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса (ср. изображение Зевса в виде О. на Крите), в Риме - Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ О. был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные изображения О. на шаманской одежде) и культурного героя. Одним из главных подвигов О. как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня. В мифе индейцев йокутов и моно О. помогает...
6. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я Следующая страница Статьи на букву "А" АВАРИС Аварис - в древности город на северо-востоке Египта; основан около 1700 до н. э. гиксосами на берегу Бубфстийского рукава р. Нил, близ озера Мензала. В 17-16 вв. до н. э. был столицей гиксосов. Около 1570 до н. э. был взят фараоном Яхмосом I. Рамсес II (1317-1251) воздвиг на месте Авариса Свою резиденцию Пер-Рамсес. В. Д. Гладкий АКАЙВАША Акайваша - упоминания в надписях египетского фараона Мернепте один из «народов моря», напавших на Египет в середине 13 в. до н. э. По-видимому , тождественно Гомеровским ахейцам и хеттской Ахияве. В. Д. Гладкий АКЕР Акер - в египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Называют также Акеру (множественное число от Акер) и считается воплощением «духов земли» - змей. Иногда изображается в виде льва. В. Д. Гладкий АМАЗИС Амазис - египетский фараон (570-526 до н. э.), поддерживал хорошие отношения с греками; покровитель искусств, ремесел и торговли (греческими купцами Амазис Предоставлял в некотором роде торговую монополию в...
7. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4-3-го тыс. до н. э. Сирию, Финикию и Палестину, восстанавливаются на основе источников, имеющих фрагментарный характер, - эпиграфики (со 2-й половины 2-го тыс. до н. э.), включающей упоминания богов и их эпитетов, описания жертвоприношений; археологических материалов; данных ономастики (прежде всего теофорные имена). Некоторые сведения о З. м. имеются в письменных памятниках соседних народов - египетских, месопотамских, хеттских; основу для ряда реконструкций даёт Библия (отразившая добиблейские мифологические представления); определённую информацию содержат произведения греческих и римских, а также эллинизированных ближневосточных авторов (указывающие, в частности, на соответствия западносемитских богов божествам других мифологий). Эти источники, однако, представляют тенденциозную интерпретацию- З. м. Более подробно известны мифологические представления населения Угарита (город-государство на территории Финикии) - по сохранившимся спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н. э. (самые ранние из известных материалов) со слов верховного жреца...
8. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "З"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: а начиная с 457 г. до н.э. - в архонты. ЗЕВС ЗЕВС (греч. Zeus ) в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения - титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем - с Посейдоном, над подземным царством - с Аидом, оставив себе верховную власть над миром. Его постоянным местожительством считалась самая высокая в Элладе гора Олимп. В Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 89 - 269. ЗЕЛИНСКИЙ, ФАДЕЙ (ТАДЕУШ) ФРАНЦЕВИЧ ЗЕЛИНСКИЙ, ФАДЕЙ (ТАДЕУШ) ФРАНЦЕВИЧ (1859 - 1944) русский и польский исследователь в области классической филологии, профессор Петербургского (1887 - 1920) и Варшавского (1921 - 1935) университетов. Член Польской АН, многих зарубежных академий и научных обществ. В его творческом наследии свыше 300 научных трудов, посвященных истории античной литературы, культуры и религии. Основные работы З.: Структура древнегреческой комедии. Лейпциг, 1885; Цицерон в жизни столетий. Лейпциг, 1897; Религия Древней Греции. Спб., 1917; Религия эллинизма Спб., 1922; Варшава, 1925; Религия Римской республики: В 2 ч. Варшава, 1933 - 1934; Римская республика. Варшава, 1935; Римская империя. Варшава, 1938. Зелинский Фадей Францевич (1859 - 1944). Список трудов проф. Ф.Ф. Зелинского, изданный ко дню 25-летия его преподавательской деятельности его учениками (1884-1904). ...
9. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГР"-"АЛИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: в Рим и обвинила императора Тиберия в участии в отравлении мужа. Оппозиционные настроения А. по отношению к императору повлекли за собой ее ссылку в 29 на о. Пандатерия возле Неаполя, где она покончила с собой. 2. Юлия Младшая (6. 15. 15 - апрель 59 н. э.), рим . императрица, дочь Германика и А. Старшей. От ее первого брака с Гн. Домицием Агенобарбом родился будущий император Нерон. В 49 А. вышла замуж за своего дядю, императора Клавдия, на которого оказывала большое влияние и побуждала всячески продвигать своего сына. Наконец, чтобы посадить Нерона на императорский трон, она в 54 отравила мужа. В период правления Нерона, воспитание которого поручили философу Сенеке, огромная власть А. начала ослабевать. В итоге Нерон, у которого возникли определ. подозрения относительно намерений матери, приказал своим слугам убить ее в Байях. А. родилась в военном лагере Ара Убиорум, на месте которого в 50 в ее честь была основана колония Клавдия Ара Убиорум, ныне Кёльн. На этот сюжет опера Генделя (1709). АДАМКЛИССИ АДАМКЛИССИ - небольшой город в Румынии, в Юж. Добрудже, в котором находятся развалины монумента, построенного по указу императора Траяна в 109 н. э. в честь победоносного завершения войн с даками. Овальное сооружение диаметром 38 м покоилось на многоступенчатом цоколе и завершалось куполообразным конусом, увенчанным трофеем. Венец монумента опоясывал фриз, метопы которого были украшены барельефами, изображавшими сцены окончившейся войны. Отдельные обломки скульптур, среди которых и зубчатый барельеф, изображавший пленных варваров, хранится в оригинале в А. В непосредств. близости от победного монумента находятся развалины рим. г. Tropaei Traiani, преим. позднеантичного периода. рис. Монумент в Адамклисси (реконструкция) АДВОКАТ АДВОКАТ (греч. syndikos - сосудья, synegoros - соговорящий; лат. advocatus - призванный, orator - судебный оратор, patronus - покровитель). Функции А. в Греции...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА")
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста:   Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 6, "КИК"-"КЛА") КИКЛАДЫ КИКЛАДЫ - Cyclădes, αί Κυκλάδες, группа островов в Эгейском море, названная так потому, что острова эти расположены кругом, quia in orbem jacent (Mela. 2, 7, 10), или, по позднейшему объяснению (Strab. 10, 485), потому, что они лежали вокруг (εν κύκλω) священного средоточия, т. е. острова Делоса. К. составляли как бы контраст с рассеянными островами, Спорадами, у азиатского берега. Все они вулканического происхождения. Древние первоначально насчитывали 12 Кикладских островов, оттого нынешнее название их Додеканисия; к ним относятся: Андрос , Тенос , Миконос, Делос , Кеос , Кифнос, Парос , Наксос , Мелос , Иос , Фера и Сифнос. КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ КИКЛИЧЕСКИЕ ПОЭТЫ - Cyclici poëtae, см. Epos, Эпос , 4. КИКЛОПЫ КИКЛОПЫ - Cyclōpes, Κύκλωπες, Κύκλωψ, ( от κύκλος и ω́ψ, круглоглазый). По Гесиоду (Hesiod. theog. 139 слл.), К. - дети Урана и Гайи, числом три: Бронт , Стероп и Арг (Βρóντης, Στερόπης, 'Άργης), страшные великаны с одним глазом, дававшие Зевсу гром и...