Поиск по материалам сайта
Cлово "VIA"
Входимость: 19. Размер: 78кб.
Входимость: 13. Размер: 38кб.
Входимость: 9. Размер: 18кб.
Входимость: 4. Размер: 61кб.
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Входимость: 3. Размер: 65кб.
Входимость: 3. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 79кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Входимость: 2. Размер: 69кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 62кб.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Входимость: 1. Размер: 128кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 105кб.
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 19. Размер: 78кб.
Часть текста: ДОМАШНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ - Sacrarium, часовня, домашняя церковь (называется также lararium) и в обширном смысле вообще святилище. ДОМИНУС ДОМИНУС - Dominus (господин), производится то от dare (давать), то, вернее, от domare (δαμάω, санскритское damjâmi, укрощать); форма dubenus, находящаяся у Феста (р. 67 М.), вероятно, описка вместо dumenus. По первоначальному римскому воззрению, кто-нибудь мог быть господином лишь относительно вещей (ср. Dominium ) и т. к. на рабов смотрели как на вещи, то Д. противопоставлялся servis. В древнейшие времена и дети находились в действительном владении ( dominium ) отца; поэтому обычай, по которому дети называли отца Д., о чем упоминается Светонием (Oct. 53) и Мартиалием (1, 82), без сомнения, относится к глубокой древности. Когда, во времена Империи, утонченные греческие нравы более и более проникли во все общественные отношения, тогда названия Д. и domina стали употребляться, как выражения вежливости, сперва при дружном обращении братьев к братьям (Sen. ер. 106), мужа к жене (Suet. Claud. 39) и наоборот (Verg. Aen. 2, 214), подобно тому как и у греков...
Входимость: 13. Размер: 38кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я РИМ РИМ - Roma, ΄Ρώμη (н. Roma), главный город Римского государства по обоим берегам (особенно по левому) Тибра в Лациуме, на расстоянии 16 миль от моря. Местность, где был основан и лежит Р., ниже впадения Аниена в главную реку, холмиста, а в долинах между возвышенностями была сперва болотиста и, наверное, не совсем здорова, пока болота не были осушены каналами и заселены. В то время уже случались наводнения. Liv. 35, 9. 38, 26. Tac. aim. 1, 75. Horat. Od. 1, 2, 13. a. p. 67. Местность весьма выгодная по своему положению, как посредствующее звено между материком и морем. Liv. 5, 54 и особенно Cic. r. р. 2, 3-5. Для топографии Р. необходима история Р., причем лучше всего принимать три периода: Р. во времена царей, Р. во времена Республики, Р. в период императоров. I. Р. во времена царей. Основание города Ромулом (753 г. до Р. X.) ограничивалось сперва Палатинским холмом (Mons Palatinus) или Палациумом (Palatium), т. е. Roma quadrata, под чем в теснейшем смысле понимали только местность Pomoerium'a Poмула. Северо-западная сторона Палациума называлась Germalum, т. к. там, по преданию, пристали двойни и были вскормлены волчицей в Луперкале (с посвященной Пану пещерой и священной смоковницей). Сабинская колония Тита Тация была основана на М. Capitolinus, к северо-западу от Палациума, и на Collis Quirinalis, к северо-востоку от Капитолия. Оба холма соединялись расширенным Помериумом (незастроенной полосой земли вокруг стен). Место гаданий (ауспиций) перенесено было в капитолийский кремль (Tac. ann. 12, 24), между Палатином и Капитолием было основано общее Comitium; также была построена ведущая на юго-восток от Капитолия Sacra via. В царствование Тулла Гостилия к этому была присоединена гостилиева курия (Liv. 1, 30) на том месте, где позднее...
Входимость: 9. Размер: 18кб.
Часть текста: временам: одно принадлежит Полибию и относится ко времени Пунических войн, следовательно, к эпохе, имевшей вообще важное значение для развития военного дела у римлян под влиянием великих неприятельских полководцев Пирра и Ганнибала, другое принадлежит Гигину (Huginus), жившему при Траяне, следовательно, относится к тому времени, когда военное искусство у римлян, благодаря собственным великим полководцам и борьбе римского оружия и римской тактики с равными силами, давно уже достигло высшей степени совершенства. Полибию известно только деление легиона на манипулы и, по отношению к оружию, на principes, hastati, triarii и velites, и он описывает лагерь тогдашнего консульского войска, состоявшего из двух легионов с принадлежащими к нему союзниками (socii). Гигин, напротив, делит легион по обыкновению, установившемуся со времени первых гражданских войн, на когорты с одинаковым вооружением (ср. Acies, Боевой строй ; и Legio, Легион ) и описывает лагерь, состоявший из трех легионов и значительного числа отрядов войск, конечно ненеобходимо к нему принадлежавших. Между этими двумя описаниями лежат три столетия, что в развитии военного искусства римлян составляет для нас заметный пробел, но этот недостаток почти совсем восполняется обстоятельным сравнением обоих дошедших до нас описаний лагеря, если взять к тому же указания Цезаря, Ливия и Тацита. Лагерь Полибия, судя по указанным этими писателями военным реформам, уже при первых гражданских войнах должен был подвергнуться изменениям, и эти последние в свою очередь, при различных делениях легиона и при переменах в боевом порядке, должны были постоянно снова повторяться, но при всем том основные черты его служили образцом для всего последующего времени, и лагерь Гигина есть не другой какой-нибудь лагерь, а только видоизменение лагеря Полибия, и позднейшего нельзя понять без точного уразумения древнейшего. Вообще, римское войско никогда не проводило ночи, не оградив себя валом и рвом; если лагерь предназначался...
Входимость: 4. Размер: 61кб.
Часть текста: Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 11, "АНФ"-"АПП") АНФЕЛА АНФЕЛА - Anthele, Άνθήλη, небольшое селение у входа в Фермопильское ущелье; здесь при храме Деметры происходили собрания амфикионов. Hdt. 7, 200. ср.: Thermopylae, Фермопилы . АНФЕМА АНФЕМА - 'Άνθεμα (антема) крестьянская пляска, о которой в частности говорит Афиней ("Пирующие софисты", стр. 449-470), которую мимировали (μιμούμενοι), припевая: "Где же розы, где фиалки, где красавица петрушка? Вон где розы, где фиалки, где красавица петрушка!" АНФЕМУС АНФЕМУС - Anthemus, ή Άνθεμου̃ς, древний македонский город на Халкидике, невдалеке от Фермейского залива, предоставленный Филиппом олинфянам. Thuc. 2, 99. Dem. Phil. 2, 20. АНФЕМУСИЯ АНФЕМУСИЯ - Anthemusia, Άνθεμουσία, город и область в Месопотамии близ Едессы, на восток от Анамеи, н. Серудж. Strab. 16, 747. АНФЕРМ АНФЕРМ - Anthermus, см. Sculptores, Скульптуры 3. АНФЕСТЕРИИ АНФЕСТЕРИИ - Άνθεστήρια, см. Διόνυσος, 8, Дионис . АНФЕСФОРИЯ АНФЕСФОРИЯ - Άνθεσφόρια, см. Δημήτηρ, Деметра . АНФИЛЛА АНФИЛЛА - Anthylla, 'Άνθυλλα, город в Нижнем Египте между Канопом и Навкратом; доходы с него со времени персидского владычества шли на покупку для царицы туфель или поясов. Hdt. 2, 97. 98. АНХЕСМ АНХЕСМ - Anchesmus, Άγχεσμός, город невдалеке к северо-востоку от Афин со святилищем Зевса, н. Турковуни. АНХИАЛА АНХИАЛА - Anhiăle,...
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Часть текста: Б. оставались язычниками и производили опустошительные набеги на Египет. Остается открытым вопрос, с каким нубийским племенем эпохи фараонов Б. можно идентифицировать. БЛОНДУС БЛОНДУС - Флавий (итал. Флавио Бьёндо) (1392 - 1463), род. в г. Форли в Романье, в эпоху итал. Ренессанса занимался изучением истории др. времен. К числу произведений Б. принадлежат рим. история со времен завоевания Рима Аларихом в 410 («Historiarum Romani imperii decades III»), топография Рима («Roma instaurata»), топографии античной и Ср.-век. Италии («Italia illustrata»), а также сочинение о рим. древностях «Roma triumphans». БЛЮМНЕР БЛЮМНЕР - Гуго (1844-1919); с 1877 профессор археологии в Цюрихе. Занимался др. реалиями. Осн. труд - «Технология и терминология ремесел и искусств греков и римлян», в 4 т., Лейпциг, 1875, 1884, 1887, 1897 (переиздание в 1978). БОГ (греч. theos, лат. deus). В истории античной религии нет достоверных сведений о преддеистич. динамистич. стадии. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определ. именами, обладают своим характером и выполняют определ. функции. Греч, понятие о демоне поэтому не связано с религиозным атавизмом, оно сформировалось в качестве поздней формы...
Входимость: 3. Размер: 65кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 14, "АРИ"-"АРТ") АРИСТОФАН АРИСТОФАН - Aristophănes, Άριστοφάνης, 1. афинянин, комический поэт; родился ок. 450 г. до Р. X., умер после 388 г. до Р. X. Имел сыновей Арарота, Филиппа и Никострата (или Филетера), которые по смерти отца также ставили комедии на афинском театре. Особенно близок, кажется, был А. с комиками Филонидом и Каллистратом; по его поручению они под своими собственными именами поставили на сцене первые его комедии: Δαιταλη̃ς (в 427 г. до Р. Χ.), Βαβυλώνιοι (в 426 г. до Р. X.) и Άχαρνη̃ς; помогали ему и при постановке некоторых других комедий. Некоторое время дружен был с А. и Евполид. В своих комедиях, большинство которых относится ко времени Пелопоннесской войны, А. являлся противником воинственной демократической партии и употреблял все средства своего искусства, чтобы склонить сограждан на сторону мира. Он единственный поэт древней аттической комедии, от которого дошли до нас цельные произведения (а именно 11). Первое место между ними по времени представления занимает комедия «Ахарняне», Άχαρνη̃ς, названная так от хора, состоящего из ахарнян. Посредством этой пьесы А., поставивший ее, впрочем, под чужим именем, одержал (в 425 г. до Р. X.) победу над Кратином и Евполидом. Цель ее состоит в том, чтобы расположить афинян в пользу мира изображением его благ. «Всадники», Ίππη̃ς, ...
Входимость: 3. Размер: 50кб.
Часть текста: 6, "ФИЛ"-"ФЛЕ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница Следующая страница Статьи на букву "Ф" (часть 6, "ФИЛ"-"ФЛЕ") ФИЛОПЕМЕН ФИЛОПЕМЕН - Philopoemen, Φιλοποίμην, родился в 253 г. до Р. X., полководец Ахейского союза, упоминается впервые, когда спартанец Клеомен III (222) завоевал его родной город Мегалополь, причем он, имея тогда 30 лет, был в числе тех, которые после отчаянной защиты оставили город (Plut. Phil. 5); особенно отличился он в битве при Селласии, хотя участвовал в ней в качестве простого всадника. Обманувшись в своих надеждах на эллинскую свободу, он отверг предложение Антигона отправиться вместе с ним в Македонию и удалился на Крит, где во внутренних войнах развил в ближайшие годы свои военные способности. По своем возвращении он был избран гиппархом и в 207 г. стратегом Ахейского союза, каковую должность он занимал еще 7 раз. Более полководец, чем государственный человек, он особенно заботился о сообразной с требованием тогдашнего времени реформе конницы, а затем и всего войска (Liv. 35, 28. Polyb. 10, 24 сл.), воодушевил весь союз неизвестным прежде военным энтузиазмом и доказал свои способности победою над спартанским тираном Маханидом при Мантинее, благодаря которой он склонил аркадян...
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "А" (часть 5, "АНХ"-"АРИ") АНХИС АНХИС - мифич. властитель дарданов в Троаде, внук Ассарака, брат которого Ил был дедом троянского царя Приама. Под чарами Зевса Афродита воспылала любовью к красавцу А., от которого родила сына Энея. За то, что А. поведал людям о любви богини, он был поражен ударом молнии и парализован. При падении Трои Эней вынес его на себе. Умер А. в Дрепануме ( Сицилия ). АОРИСТ АОРИСТ (греч. неопределенное, неограниченное), глагольная форма в греч. яз. для обозначения действия, законч. в прошлом времени. АПАТИЯ АПАТИЯ (греч. невосприимчивость, душевный покой); в этике стоиков - полная освобожденность от аффектов и страстей, идеальное нравств. состояние, к которому должен стремиться человек. В наст, время А. означает полное равнодушие к окружающему, безучастность. АПЕЙРОН АПЕЙРОН (греч. беспредельное) первоматерия в философии Анаксимандра. АПЕКС АПЕКС (лат. острие), сделанная из оливкового дерева верхушка белой конич. шапки рим. жрецов или сама шапка из шкуры жертв, ягненка. АПЕЛЛА АПЕЛЛА (греч. народное собрание), народное собрание в Др. Спарте, в котором участвовали все полноправные граждане, достигшие тридцатилетнего возраста. А. ведала в осн. выборами эфоров и членов совета, принимала решения об объявлении войн, заключении или расторжении мирных и союзнич. договоров. А. созывалась эфорами и имела право рассматривать лишь те вопросы, которые ранее были представлены на рассмотрение царю и совету. Решения принимались на основании возгласов участников А.: брало верх мнение тех, кто смог перекричать противников. АПЕЛЛЕС АПЕЛЛЕС - выдающийся мастер греч. монументальной живописи 2-й пол. 4 в. до н. э., знаменитый художник античности. А. был родом из...
Входимость: 2. Размер: 79кб.
Часть текста: риторов того времени. Кроме одного, утерянного исторического сочинения, он написал позже: oratorum et rhetorum sententiae, divisiones, colores, т. e. 10 книг controversiae и suasoriae, обзор находящихся тогда в обращении школьных тем, сохранившихся, к сожалению, только в отрывках, которые очень важны для истории римской риторики. Лучшие издания Bursian'a (1857) и Kiessling'a (1872); 2. его сын, L. Annaeus Seneca, философ, родился в городе Кордубе в Испании около Р. X., откуда он рано приехал в Рим и с трудом только смог избежать смерти, которую ему уже приготовил Калигула. После усердных занятий особенно философией и риторикой, он вступил на поприще общественной деятельности в должности претора, но был в первые годы правления Клавдия запутан в какой-то процесс Мессалиной, известной в истории своей дурной славой, и должен был вследствие этого отправиться в ссылку на Корсику, откуда он только спустя 8 лет был отозван в Рим. Тогда Агриппина поручила ему воспитание своего сына Нерона, вследствие чего он снова достиг видных почестей, так что в 57 г. был уже консулом. Между тем он, несмотря на свою твердость и другие достоинства, был несчастлив в своей задаче, и прежнее доверие наследника превратилось мало-помалу в отвращение и ненависть. Его необоснованно упрекают в суетности и славолюбии; может быть, менее можно оправдать его от обвинения в пристрастии к деньгам. Обвиненный за участие в заговоре Пизона, он был осужден на смерть; он умер от вскрытия жил и кровотечения, т. к. род смерти был предоставлен на его усмотрение, в 65 г. от Р. X. Tac. ann. 15, 60 слл. Его вторая жена, Помпея Павлина, которая хотела умереть вместе с ним и просила себе также открыть жилы, умерла несколькими годами позднее. Несмотря на свой мужественный, твердый характер, он не смог избежать многочисленных нареканий, поэтому при его оценке ...
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia - народное собрание). 1. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельч. общества (в Афинах - реформы Солона и Клисфена) расширились политич. права Э. (выборность должностных лиц, контроль за исполнением ими своих обязанностей, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, компетенция в отношении государств, процессов и право высылки). Теоретически Э. обладала верховной властью, однако на практике реализация демократии была затруднена не только из-за олигархич. устройства, но и огранич. числа самих граждан - участников Э. 2. В раннем христианстве обозначение собраний отдельных общин (и мест богослужения), а также всей церкви. В христианской скульптуре Э. распространилась с 9 в. в виде женского олицетворения церкви, победоносной по отношению к синагоге. ЭКЛЕКТИЗМ ЭКЛЕКТИЗМ (греч., лат. отбор), в философии возникшее в позднеэллинистич. время течение, в котором смешивались элементы философии Платона, Аристотеля, стоиков и скептиков, проявлялось с 1 в. до н. э. во всех философских школах, не говоря уже об эпикурейцах. Э. не занимались самостоятельными исследованиями, ограничиваясь поверхностными связками чужих мыслей. Гл. целью Э. было...