Поиск по материалам сайта
Cлово "VEL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 3. Размер: 51кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
6. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
7. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
9. Реальный словарь классических древностей. ПОМПЕИ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
11. Словарь античности. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЛЛ"-"ИПО")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
12. Реальный словарь классических древностей. ПОМПЕИ, (II)
Входимость: 1. Размер: 32кб.
13. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 11, "ПОЛ"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "DIF"-"LEX")
Входимость: 1. Размер: 75кб.
15. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛЬ"-"АМИ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 9, "СЛУ"-"СОС")
Входимость: 1. Размер: 65кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. МОНАРХИЯ
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: средневековой культуры МОНАРХИЯ В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М О П Р С Т У Ф Ч Ш МОНАРХИЯ МОНАРХИЯ - Значения слова «монархия» Слово μοναρχία встречается в греческих текстах с VI в. до н. э. как обозначение отрицательно оцениваемого единоличного правления, т. е. тирании. К IV в. до н. э. μοναρχία может относиться уже к любому виду единоличного правления - у Аристотеля применяется как к «хорошей» царской власти, так и к «плохой» тирании. В латынь monarchia проникает не ранее II в. н. э., поскольку встречается впервые у Тертуллиана (ок. 160 -после 220) и Лактанция (ум. после 317). На протяжении всего средневековья на Западе Европы слова monarchia и monarcha (монарх) употребляются редко - преимущественно в ученых теоретических сочинениях. Наиболее распространенное понимание этих слов опирается на, очевидно, «римское» в своей основе представление о единоличном правлении не в отдельной стране или отдельном полисе, а во всем мире. Именно поэтому уже у Филона Александрийского (ок. 25 до н. э - 50 н. э.) «М.ей» обозначалась власть Бога над миром. Это словоупотребление было перенято христианскими апологетами, отцами церкви и использовалось средневековыми теологами для описания владычества Христа во...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: Л. Кальпурния Пизона Фругия (lex Calpurnia, Закон Кальпурния ) в 149 г. до Р. X. Cic. off. 2. 21. Cic. Cluent. 53. В нем перечислялись запрещенные действия, ведение процесса и определенные наказания, вероятно дополненные lex Iunia вскоре после 3-й Пунической войны. Другие определения давал lex Servilia, Закон Сервилия , 105(?) г. до Р. X., и lex Acilia, Закон Акилия . После союзнической войны положение провинции делалось все хуже и хуже, и потому диктатор Сулла издал в 81 г. до Р. X. более строгий закон Корнелиев (lex Cornelia, Закон Корнелия ). Испорченность времени и наместников требовала закона, в котором бы были перечислены все притеснения и всем им грозило наказание; таким законом был lex Iulia 59 г. до Р. X. (acerrima, Cic. Vat. 12., optima, Sest. 64., iustissima, Cic. Pis. 16, 37), к которому примыкали все позднейшие распоряжения императоров. Обыкновенно назначалось вчетверо большее вознаграждение ограбленному и в то же время приговоренный подвергался известной степени infamia, напр., он не мог быть свидетелем, исключался из сената и даже изгонялся. REPUDIUM REPUDIUM - Repudĭum, односторонний разрыв брака в противоположность расторжению, divortium (см. Расторжение брака), которое происходило по желанию обеих сторон. Первоначально односторонне мог расторгать брак только муж, впоследствии и жена. Даже разрыв обручения...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕВ"-"ДЕМ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Часть текста: (собственно художник), сын Метиона или Паламаона, внук Евналама, правнук царя афинского Ерехфея, современник Тесея и Миноя . Он считался изобретателем статуй, представляющих тело в движении и с открытыми глазами, и различных орудий, напр. топора, пилы, бурава, ватерпаса и др. Он был также искусным зодчим. Племянника и вместе с тем ученика своего, Тала, который изобрел гончарный станок, токарное долото и другие полезные орудия, он убил из зависти к его искусству, вследствие чего должен был бежать из Афин. Он отправился на остров Крит к царю Миною, которому выстроил близ города Кносса лабиринт, подземное здание со многими извилистыми проходами, в которых легко можно было заблудиться, для помещения Минотавра. Кроме многих других художественных произведений он устроил здесь также дочери Миноевой Ариадне место для хороводов, которое затем изображено было Гефестом на щите Ахиллея. Il. 18, 590. Когда Д. дал Ариадне нить, при помощи которой Тесей выбрался из извилин лабиринта, то Миной заключил его в лабиринте вместе с сыном его Икаром; но Д. подкупил стражей и...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 4, "СЕВ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: СЕВТ СЕВТ - Seuthes, Σεύθης, имя двух одризийских царей во Фракии. Старший наследовал своему дяде Ситалку в 424 г. (Thuc. 2, 97); младший вел переговоры с Ксенофонтом при его возвращении с 10.000. Хеn. Anab. 7, 1, 5. СЕГЕСТ СЕГЕСТ - I. Segestes, знаменитый херуск, отец Туснельды, которую похитил у него Арминий; желая отомстить ему, он перешел на сторону римлян и выдал им намерение зятя. Tac. ann. 1, 55 слл. Flor. 4, 12. По смерти Вара он продолжал войну против Арминия и призвал наконец на помощь Германика, который освободил его, когда он был окружен войсками Арминия. Tac. ann. 1, 57. II. Segestus, Άκέστες, см. Акест . СЕГЕСТА СЕГЕСТА - Segesta или Egesta, Σεγέστα, 'Έγ. или Α'ίγεστα, город, находившийся недалеко от северного берега Сицилии, между Панормом и Дренаном, основанный, по обыкновенному преданию, троянцами, почему и 2 реки поблизости получили названия Симоента и Скамандра. Римляне приписывали основание его Энею (Verg. Aen. 5, 718. 755 слл. Acesta. Cic. Verg. 4, 33). Только Страбон рассказывает об основании его...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕН"-"СИГ")
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Часть текста: и умер. Муж древнеримской строгости и суровости, он, восторгался Цицероном, сохранял при этом трезвость суждения, которая удерживала его от преувеличений риторов того времени. Кроме одного, утерянного исторического сочинения, он написал позже: oratorum et rhetorum sententiae, divisiones, colores, т. e. 10 книг controversiae и suasoriae, обзор находящихся тогда в обращении школьных тем, сохранившихся, к сожалению, только в отрывках, которые очень важны для истории римской риторики. Лучшие издания Bursian'a (1857) и Kiessling'a (1872); 2. его сын, L. Annaeus Seneca, философ, родился в городе Кордубе в Испании около Р. X., откуда он рано приехал в Рим и с трудом только смог избежать смерти, которую ему уже приготовил Калигула. После усердных занятий особенно философией и риторикой, он вступил на поприще общественной деятельности в должности претора, но был в первые годы правления Клавдия запутан в какой-то процесс Мессалиной, известной в истории своей дурной славой, и должен был вследствие этого отправиться в ссылку на Корсику, откуда он только спустя 8 лет был отозван в Рим. Тогда Агриппина поручила ему воспитание своего сына Нерона, вследствие чего он снова достиг видных почестей, так что в 57 г. был уже консулом. Между тем он, несмотря на свою твердость и другие достоинства, был несчастлив в своей задаче, и прежнее доверие наследника превратилось мало-помалу в отвращение и ненависть. Его необоснованно упрекают в суетности и славолюбии; может быть, менее можно оправдать его от обвинения в пристрастии к деньгам. Обвиненный за участие в заговоре Пизона, он был осужден на смерть; он умер от вскрытия жил и кровотечения, т. к. род смерти был предоставлен на его усмотрение, в 65 г. от Р. X. Tac. ann. 15, 60 слл. Его вторая жена, Помпея Павлина, которая...
6. Словарь средневековой культуры. ДЕРЕВНЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: давления демографии, вызывающего к жизни новые формы хозяйственной кооперации, и т. д. Тем не менее - скорее, чем об «изобретении Д.ни» после 1000 г., -предпочтительно говорить о серии тенденций в ее истории, так или иначе существовавших и прежде и получивших лишь частичное воплощение впоследствии. Совершавшийся в ряде регионов Запада переход от, очевидно, несколько более дисперсного и подвижного расселения раннего средневековья к более концентрированному и стабильному в последующие столетия даже в зонах преобладания новых кучевых Д.ень не приводил к полному исчезновению хуторов и однодворных поселений. Развитие Д.ни от менее формальных норм общежития к более консолидированным, в направлении общины-корпорации с собственным юридическим лицом, особой сферы мира и права совместно живущих и хозяйствующих крестьян, не увенчалось ее полным превращением, подобно городам, в замкнутую сферу особого права. Отражение социальной и хозяйственной динамики средневековья, история единения крестьянства в рамках поселения и корпорации знала подчас и обратные тенденции, в частности в ситуации т. н. кризиса XIV в. Неразведенность в языке и понятийном инструментарии многих средневековых обществ таких концептов, как «однодворное поселение (хутор)» и «Д.ня», «Д.ня» и «город», характерна не только для столетий раннего средневековья, но сохраняется и в те времена, когда в существовании настоящих деревенских поселений сомневаться не приходится. Ничуть не более самобытны обозначения деревенской общины. К сказанному стоит добавить, что средневековая Д.ня развивается с большими региональными и внутрирегиональными различиями, отражающими разные концепции локального сосуществования и аграрной жизни. Деревенские общества в раннее средневековье При всей уязвимости...
7. Мифы народов мира. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: И МИФЫ В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ - Легенды (Л.; от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать») как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. В типологически отличных друг от друга культурных традициях понятие Л. описывает не вполне сходные явления и по-разному соотносится с другими фольклорными жанрами и с мифом. Так, в европейском фольклоре тексты, соотнесённые с именами «заранее» (т. е. вне данного текста) известных персонажей, повествующие о событиях и времени, в историчности которых не сомневается носитель, принято делить на Л. и предания (см. Предания и мифы ). Л . связаны преимущественно с персонажами священной истории (напр., христианскими или исламскими святыми, евангельскими персонажами), предания же - с персонажами мирской истории, причем...
8. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: от Балтийского моря, соседствуя со славянами и прибалтийскими финнами. Самые ранние сведения о мифологии и ритуале балтийских племён, помимо археологических данных о погребальном обряде и характере святилищ, восходят к кон. 1 в. н. э. Описывая эстиев, отождествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м. (прежде всего у пруссов) резко увеличивается (орденские договоры с пруссами, «Рифмованная хроника», «Ливонская хроника» Генриха Латвийского, польские анналы, русские летописи). Более поздние источники - «Хроника Пруссии» Петра Дюсбурга (14 в.), сочинения польского историка Я. Длугоша (15 в.), немецкого монаха С. Грунау, литовских писателей Мажвидаса, Даукши, Бреткунаса и др., польских историков М....
9. Реальный словарь классических древностей. ПОМПЕИ
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: римский муниципий и, как таковой, носивший имя Colonia Veneria Cornelia, расположенный на возвышении недалеко от устья судоходной реки Сарна, складочное место для трех городов: Нуцерии, Нолы и Ацерр и сам по себе богатый город. В последнее время Республики здесь и в окрестностях жили часто знатные римляне, чтобы наслаждаться прекрасной природой: так, Цицерон имел здесь виллу (Cic. ad Att. 1, 17.Cic. ad. fam. 7, 1): точно так же император Клавдий. После того как 5 февраля 63 г. от Р. X. этот город страшно пострадал от землетрясения (Tac. ann. 15, 22), он был выстроен вновь едва ли не красивее; но 24 августа 79 г. вместе со Стабиями, Геркуланом, Оплонтидой и Тегланой был засыпан пеплом и залит лавой из Везувия (Plin. ep. 6, 16, 20. Dio Cass. 66, 21 слл.); большей части населения удалось спастись. Сама лава не дошла до П., но их покрыл слой пепла, песка и пемзы в 14 футов. Поэтому, после того как уже в конце 16 в., а потом снова в 1689 г. случайно наткнулись на развалины, благодаря продолжительным раскопкам с 1748 г. удалось открыть около 2/5 города (потому что тут не было препятствия в виде построенного сверху города, как при Геркулане); и т. к. за исключением кровлей и дерева все остальное сохранилось, то восстановленные П. с их улицами, храмами, общественными площадями представляют зрителю и путешественнику восхитительное зрелище греко-италийского города. Т. к. эти открытия прежде всего должны были принести пользу науке, то вся утварь, художественные произведения и т. д. собраны для осмотра в особенном музее (с 1758 г. в Портичи, а с начала нынешнего столетия в Неаполе). Овальная окружность города (3.800 больших шагов) обнесена древними циклопскими...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИО"-"ДОМ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: Афродита называется также Διωνεία или даже Διώνη. В Додоне Д. считалась супругою Зевса, вместо Геры, и олицетворяла первоначально в образе женщины ту же идею, как и додонский Зевс (Ζεύς, Διός, Διώνη, Iuno). Но т. к. додонский оракул вскоре был затемнен другими оракулами, то Д. должна была уступить Гере свое место возле Зевса и до такой степени была забыта, что многие стали принимать ее не более как за додонскую нимфу. ДИОНИС Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОНИСИАД ДИОНИСИАД - Dionysiădes, Διονυσιάδης, родом из Киликии, трагический поэт, живший в период после Александра Великого. Под его именем упоминается драматический альбом, χαρακτη̃ρες или φιλοκωμωδός, род театрального альманаха. ДИОНИСИИ ДИОНИСИИ - Dionysia, τα Διονύσια, см. Dionysus, Дионис , 6. ДИОНИСИЙ Статья большая, находится на отдельной странице . ДИОПЕЙТ ДИОПЕЙТ - Διοπείθης, уроженец сунийский, современник Демосфена, один из наиболее выдающихся афинских полководцев последних времен независимости, который, однако, часто должен был уступать свое место людям менее способным. Когда Филипп Македонский во время мира хотел покорить города на Херсонесе, Д. помешал ему в 343 г. до Р. X. Демосфен защищал его, обвиненного Филиппом в Афинах в нарушении мира и даже Фокион советовал сопротивляться Филиппу. Demosth. de Cherson. и Phil. III. Таково было начало последней войны с Филиппом, в 340 г. Д. скоро после того пал в сражении. ДИОР ДИОР - Diōres,...