Поиск по материалам сайта
Cлово "UTILE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
3. Словарь средневековой культуры. ФЕОД
Входимость: 1. Размер: 26кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: приемным родителям или воспитателям затраты на содержание ребенка. Судьба подкинутой дочери - излюбл. мотив новоаттич. комедии. Самый знаменитый мифологич. сюжет, связанный с П. д., - сюжет мифа об Эдипе. ПОДОБАЮЩЕЕ ПОДОБАЮЩЕЕ (греч. рrероn, лат. decorum), также соответствующий, приличный, служащий мерилом ценности в античной социальной этике и эстетике. В этике требуется честность, любовь к порядку, постоянство и соблюдение должного соотношения слова и дела. Внутр. отличительным чертам П. соответствуют внешние - красота и здоровье. В искусстве (музыка, красноречие, поэзия ) П. считается непрем, условием в композиции, создании характеров и стиля, а также художеств, средством, используемым для приспособления по мере надобности к теме, ситуации и изображаемой персоне. ПОДРАЖАНИЕ ПОДРАЖАНИЕ (греч. mimesis, лат. imitatio). П. природе определяет, согласно античным представлениям, отношение искусства к действительности. Способность к П. отличает искусство в узком смысле от других видов человеч. деятельности. Учение о П., разработанное в основном Платоном и Аристотелем, хотя возникшее до них, рассматривает произведение искусства как отражение, уподобление действительности. Принцип П. ставит перед художником требование правдоподобия и одновременно позволяет искусству осознать свою образотворч. функцию. Вместе с тем П. рассматривается не как нагуралистич. копирование действительности, а как художественно уплоти. и с помощью средств искусства оформл. ее воспроизведение. П. вбирает в себя не только сущее, но и должное, не исключая при этом художеств, вымысел. Узнавание прообраза в художеств, образе, а также правильность П. являются источником наслаждения. Аристотелевское учение о П. содержит зачатки реалистич. традиции, тогда как последующие теории П. (...
2. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: свой ежегодный хадж (паломничество). КАББАЛА КАББАЛА (др.-евр., букв. - предание), мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов; она представляет типологическую аналогию таким явлениям, как тайная доктрина исмаилитов. Термин «К.» появляется лишь в XIII в., однако корни К. уходят еще в эллинистическо-римскую эпоху, когда складывается практика мистических медитаций над началом Книги Бытия (т. н. «Маасе Берешит» - «рассказ о начале») и видением Иезекииля (Иез. 1, т. н. «Маасе Меркава» - «рассказ о Колеснице»), а также над буквами еврейского алфавита (включая оперирование их числовым значением). Уже трактат «Книга творения», созданный между III и VIII вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. в собственном смысле слова складывается в нач. XIII в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К. - «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочел выдать ее за наследие талмудического мудреца II в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К. понимает Бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно все в вещах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., К. ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый Бог приходит к определенности в десяти «Сефирот», или стадиях своего...
3. Словарь средневековой культуры. ФЕОД
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: Древнейшие засвидетельствованные формы в германских языках обозначают богатство, сокровище, деньги, движимое имущество - гот. faihu в Библии Вульфилы (IV в.), с семантическими коннотациями «быть жадным», «присваивать себе больше», «обогащаться за чужой счет», или др.-англ. leoh в «Беовульфе», (кон. VII - первая треть VIII в.). Видимым образом минуя семантическую эволюцию латинского средневековья, др.-в.-нем.Шш в значении «скот» дает в новых языках нем. Vieh. Семантика впервые встречающегося в «Песни о Роланде» (кон. XI в.) ст. -фр. feu или tlet, напротив, стоит в более тесной связи с латинскими словоупотреблениями. В латинских текстах ieo, fevum или feus появляется в грамотах, происходящих из Санкт-Галлена(кон. VIIIB.), Лукки (сер. IX в.), Клю-ни и Магелона (кон. IX в.). С X в. слово распространяется на юге Франции, в Каталонии и Бургундии, особенно активно - накануне и после 1000 г. Лишь в этот период латинские упоминания Ф.а, до того времени весьма эпизодические, глухие и разноречивые, становятся наконец несколько более многочисленны и информативны. Ф. означает некое дарение, вознаграждение, плату. Ок. 1000 г. под Ф.ом все чаще понимаются именно земельные пожалования, хотя и впоследствии слово продолжает употребляться для обозначения...