Поиск по материалам сайта
Cлово "THEO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТЕХ")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
2. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
3. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. Веды
Входимость: 1. Размер: 9кб.
4. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОДИЦЕЯ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
5. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТИР")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАС")
Входимость: 1. Размер: 34кб.
9. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 46кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МЫТ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
11. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕР")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 9, "АНА"-"АНН")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
13. Словарь античности. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭНЕ"-"ЭРГ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
14. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
15. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "О"
Входимость: 1. Размер: 29кб.
16. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕИЗМ
Входимость: 1. Размер: 16кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТЕХ")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: защитил докт. дис. по философии в Кильском ун-те; здесь же работал до 1933 (с 1909 - экстраординарный проф., с 1913 - ординарный проф.). В 1909 вместе с Зомбартом, Зиммелем (см. Зиммель ) и М. Вебером основал Нем. социол. об-во; был первым его президентом (1909-33). На воззрения Т. оказали значит. влияние истор. школа права (Ф. К. Савиньи, Г. Мейн, Л.Г. Морган, И.Я. Бахофен), рационалистич. философия Гоббса и Спинозы, филос. взгляды Шопенгауэра и Э. фон Гартмана (см. Гартман, Эдуард ), социол. и экон. концепции Маркса. Важнейшая работа Т.- "Община и об-во. (Теорема философии культуры)" (1881).В ней он ввел противопоставление двух типов социальных связей - "общины" (Gemeinschaft) и "об-ва" (Gesellschaft). Это противопоставление связано с наличием у людей двух типов воли: "сущностной" (Wesenwille) и "избирательной" (Kurwille). "Сущностная" воля представляет собой волю об-ва как целостного "тела"; она преимущественно иррациональна и внеиндивидуальна; это "воля, поскольку в ней содержится мышление". "Избирательной" же Т. называет суверенную волю индивида, стоящего перед рац. выбором; это "мышление, поскольку в нем содержится воля", расчлененная социальная воля. Человеку в любом об-ве присущи оба типа воли; и оба они находят выражение в его социальном поведении. Проявлением "сущностной" воли в об-ве является аффективное, традиц. и ценностнорац. поведение, проявлением "избирательной" - целерац. поведение, направленное на достижение рационально поставленной цели и использующее для этого рационально адекватные средства (прежде всего базирующееся на рац. обмене). "Сущностная" воля создает условия для общения и является фундаментом "общинных" социальных связей, включающих родств. отношения, отношения соседства и отношения дружбы; в общинных социальных связях значит. место занимают элементы эмоц. привязанности и спонтанности. Сфера "общинной" жизни является сферой преимущественного проявления "женственности": это мир личного...
2. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: ТЕОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог + logos - учение, слово), или богословие - систематизация вероучения данной религии. ☼ учение о Боге, построенное в логических формах идеалистической спекуляции на основе текстов, принимаемых как свидетельство Бога о Самом Себе, или Откровение. Т. предполагает концепцию личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о Себе через Собственное «слово», а потому возможна только в рамках теизма. В наиболее строгом смысле слова о Т. можно говорить применительно к вероучениям трех чисто теистических религий - иудаизма, христианства и ислама; что касается таких религий, как индуизм и буддизм, то Т. как форма мышления возможна внутри них лишь поскольку они содержат элементы теизма. Мистические учения нетеистических религиозных систем (конфуцианство, даосизм, дзэн-буддизм и т. п.) не могут быть причислены к феномену Т. История термина. Термин «Т.» впервые вошел в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов (по типу «Теогонии» Гесиода). Подобное изложение чаще всего осуществлялось в...
3. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. Веды
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: дошла до нас в ведах - поэтических сборниках на особой, не совпадающей с санскритом разновидности древнеиндийского языка, наиболее близкой к авестийскому языку Слово veda восходит к индоевропейской основе ved, от которой в русском произошли слова ведать», «ведьма» Это священное знание, обладание которым постигалось интуицией, внутренним взором Создатели вед были не столько жрецами, сколько провидцами, подобными не Гомеру, а его героям Орфею и Калханту, а само сочинение гимнов и их воспроизведение воспринималось как священнодействие Наиболее архаичный материал вобрал в себя огромный сборник «Ригведа» - первый по времени из дошедших до нас памятников древнеиндийской словесности К «Ригведе» примыкают два других сборника - «Самаведа» содержащая наставления об исполнении гимнов, и «Яджурведа», включающая описание деталей ритуала Особое место среди ведийских текстов занимает «Атхарваведа», сборник заклинаний и заговоров, используемых для защиты от всякого рода напастей - болезней, укусов змей, колдовства, нечистой силы Создатели гимнов прибегают и к помощи богов, но прежде всего они рассчитывают на магическую силу слова и обряда В центре, таким образом, - человек, но он живет в мире мифов, и косвенно сборник дает ценнейшую информацию о том, как воспринималось на простонародном уровне религиозно-мифологическая концепция «Ригведы» и двух ее сестер, объединенных не только содержанием, но и общим названием - «Троякое знание» Но возвратимся к...
4. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОДИЦЕЯ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: «оправдание Бога» (франц. theodicee , от греч. Бог и справедливость) - общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и разумного Божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию темных сторон бытия. Термин «Т.» введен Лейбницем в его трактате «Опыты Т. о благости Божией, свободе человека и первопричине зла» (1710). Всякая Т. есть «оправдание» перед лицом некоторого обвинения, ответ на то, что Гейне назвал «проклятыми вопросами»; исторические типы Т. зависят от определяемых социальной ситуацией различных мыслительных возможностей постановки таких вопросов, т. е. от различно определяемого объема Божественной ответственности за мировое бытие. Поэтому типологию Т. целесообразно рассматривать в порядке поступательного расширения и усложнения этой ответственности. Вариант минимальной ответственности Божества дает политеизм, особенно в его первобытно-анимистических формах или в язычестве греко-римского типа. То, что богов много, ограничивает личную ответственность ...
5. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТИР")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: на земле. Приверженцами этой теории являлись в первую очередь стоики. Эпикур отрицал Т. Позднее ярым ее защитником стал Лейбниц. ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ (Theoderich), род. в 454 в Паннонии, ум. в 526 в Равенне, в детстве был заложником в Константинополе, с 471-король остготов. По приказу визант. царя Зенона (474-491) Т. воевал против Одоакра. После взятия Равенны и убийства в 493 Одоакра основал в Италии относительно независимое от Византийской империи государство остготов. Т. проводил политику сближения остготов с франками, вестготами, бургундами, вандалами и особенно с римлянами, для чего поручал военные должности готам, а гражданские передал в руки знатных римлян, например Кассиодора. Однако эта его политика потерпела неудачу, а вследствие борьбы за власть среди многочисл. жертв оказался и Боэций, философ и советник Т., которого обвинили в государств, измене. Похоронен Т. в г. Равенна, в двухъярусном купольном склепе, хорошо сохранившемся до наших дней. рис. Склеп Теодориха Великого. ТЕОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЯ (греч. учение о боге). В античности под Т. понималась мифология. В своих теориях о сущности и происхождении религии греч. философия критически относилась к Т. Характер христианской Т. определялся ее иудейским происхождением (откровение, историч. истина) и научными тенденциями греч. философии (вечная...
6. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА") В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПРА") ПЛЕРОМА ПЛЕРОМА (греч. - полнота), термин ортодоксальной и особенно еретической христианской мистики, означающий либо некоторую сущность в ее неумаленном объеме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового Завета: во Христе «обитает вся П. Божества телесно», Кол. 2:9), либо множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную, внутренне завершенную «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из полного числа (напр., тридцати) эонов, в которых до конца развертывает себя верховная первосущность. Внутри П. зоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменательным, числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего зона - Софии, или Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть ее возвращение в П. В ортодоксальной теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключенной в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве человеческих душ, которые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника, в Новое время - у Вл. Соловьева и особенно Вяч. Иванова; срв. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» - Церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала воздействие на...
7. Словарь античности. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЛЕ"-"БЮС")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: занимался изучением истории др. времен. К числу произведений Б. принадлежат рим. история со времен завоевания Рима Аларихом в 410 («Historiarum Romani imperii decades III»), топография Рима («Roma instaurata»), топографии античной и Ср.-век. Италии («Italia illustrata»), а также сочинение о рим. древностях «Roma triumphans». БЛЮМНЕР БЛЮМНЕР - Гуго (1844-1919); с 1877 профессор археологии в Цюрихе. Занимался др. реалиями. Осн. труд - «Технология и терминология ремесел и искусств греков и римлян», в 4 т., Лейпциг, 1875, 1884, 1887, 1897 (переиздание в 1978). БОГ (греч. theos, лат. deus). В истории античной религии нет достоверных сведений о преддеистич. динамистич. стадии. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определ. именами, обладают своим характером и выполняют определ. функции. Греч, понятие о демоне поэтому не связано с религиозным атавизмом, оно сформировалось в качестве поздней формы развития религии. В отдельных группах отмечается единобожие (не только в иудаизме и христианстве), но для античности были характерны поли и генотеизм, а также синкретизм , поэтому различные боги могли идентифицироваться, а их функции и святилища -...
8. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАС")
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Тарсе (в Киликии); он - наследственный римский гражданин (Деян. 22:25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18:3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26:5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22:3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7:58; 8:1), в арестах христиан в Иерусалиме (8:3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9:1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», 9:4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало...
9. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: выступало отличительной чертой христиан, без нее спасение представлялось невозможным. Обряды мог совершать любой верующий. С возникновением церкви с ее разделением на духовенство и мирян совершение обрядов стало монополией клириков, которые стали посредниками в распределении благодати между Богом и людьми. Постепенно к Раннему Средневековью сложилась система семи т. (эти т. и доныне признаны как в католич., так и в православной церквах): причащение, крещение , рукоположение (только для священнослужителей), миропомазание , брак, исповедь , елеосвящение (соборование). В ритуале ряда т. в Средневековье между их католич. и православным вариантом четко выделился ряд отличий, существующих доныне. Система т. охватила важнейшие моменты жизни человека, тесно связала его с церковью, в первую очередь с духовенством. Постулат «вне церкви нет спасения» означал в том числе, что без обретения Божьей благодати (которую верующий получал, участвуя в т., совершаемых священниками) человек не может рассчитывать на загробное спасение. Лит.: Федосик В А. Таинства без тайн. Мн., 1979. ТАЛБОТ, ДЖОН ТАЛБОТ, ДЖОН (1373-1453) - англ. полководец времен Столетней войны. Его имя стоит в одном ряду с «Черным принцем» и Генрихом V. ТАЛЬЯ ТАЛЬЯ - первоначально в феод. Франции подать, которую сеньоры взимали с зависимого населения, в основном в произвольных размерах. С усилением королев, власти в XV в. при Карле VII т....
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 6, "МОЗ"-"МЫТ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: которому расы человека - подразделения одного вида (Homo sapiens) и имеют общее происхождение. Подтверждается множеством антропологических фактов. МОНОТЕИЗМ МОНОТЕИЗМ (греч. mono - один + theos - бог) - система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. МОНУМЕНТ МОНУМЕНТ (лат. monumentum) - памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относят памятники и монументы, скульптурные, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городскую и парковую скульптуру, фонтаны и др. МОРАЛЬ МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный) одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех сферах общественной жизни. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. Мораль изучается специальной...