Поиск по материалам сайта
Cлово "TERRA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТИР")
Входимость: 3. Размер: 60кб.
2. Словарь средневековой культуры. КАРТОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 22кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
4. Словарь античности. РИМ ДРЕВНИЙ
Входимость: 1. Размер: 44кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕП")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФЛИ"-"ФРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
7. Словарь античности. ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Входимость: 1. Размер: 15кб.
8. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 40кб.
9. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕС"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
10. Словарь античности. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЙ"-"РИС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТЕЛ"-"ТИС")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
12. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 41кб.
13. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 8, "ПРИ"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 7, "СИН"-"СКА")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
15. Мифы народов мира. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗЕМ"-"ЗЯУ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 6, "ФИЛ"-"ФЛЕ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
17. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АГР")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
18. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАП")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
19. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "К"
Входимость: 1. Размер: 81кб.
20. Словарь античности. Статьи на букву "А" (часть 6, "АРИ"-"АСК")
Входимость: 1. Размер: 62кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕН"-"ТИР")
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Часть текста: берег Рейна (или только его воинам?), с ярко выраж. чертами кочевого образа жизни. За Рейн Т., возможно, были вытеснены свевами. В 55 до н. э. Т. были почти полностью уничтожены Цезарем, а оставшиеся в живых в 12-11 до н. э. были покорены Друзом. ТЕОДИЦЕЯ ТЕОДИЦЕЯ (theodizee, греч. theos (бог) + dike ( право , справедливость) - богооправдание), теория, цель которой - снять с бога ответственность за существование зла на земле. Приверженцами этой теории являлись в первую очередь стоики. Эпикур отрицал Т. Позднее ярым ее защитником стал Лейбниц. ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ (Theoderich), род. в 454 в Паннонии, ум. в 526 в Равенне, в детстве был заложником в Константинополе, с 471-король остготов. По приказу визант. царя Зенона (474-491) Т. воевал против Одоакра. После взятия Равенны и убийства в 493 Одоакра основал в Италии относительно независимое от Византийской империи государство остготов. Т. проводил политику сближения остготов с франками, вестготами, бургундами, вандалами и особенно с римлянами, для чего поручал военные должности готам, а гражданские передал в руки знатных римлян, например Кассиодора. Однако эта его политика потерпела неудачу, а вследствие борьбы за власть среди многочисл. жертв оказался и Боэций, философ и советник Т., которого обвинили в государств, измене. Похоронен Т. в г. Равенна, в двухъярусном купольном склепе, хорошо сохранившемся до наших дней. рис. Склеп Теодориха Великого. ТЕОЛОГИЯ ТЕОЛОГИЯ (греч. учение о боге). В античности под Т. понималась мифология. В своих теориях о сущности и происхождении религии греч. философия критически относилась к Т. Характер христианской Т. определялся ее иудейским происхождением (откровение, историч. истина) и научными тенденциями греч. философии (вечная истина, научный метод), эта Т. получила обоснование прежде всего в трудах Климента Александрийского и Оригена. ТЕОН ТЕОН - 1. Т. из...
2. Словарь средневековой культуры. КАРТОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Часть текста: в самые разные периоды истории, до некоторой степени задавались целью изобразить мир потоком свершающихся событий. Именно поэтому средневековые карты столь часто служат приложениями к текстам историографии. 1. Истоки а) Классическая античность Средневековое мышление уходит своими корнями главным образом в античность и христианство. Античность оказала решающее воздействие на способы составления и оформления карт, но в средние века античная традиция была воспринята иначе, чем в эпоху Возрождения и Новое время. Птолемей (ок. 150 н.э.) оставался совершенно неизвестен в Западной Европе вплоть до XV в.; в то же время в нач. V в. Макробий в своем комментарии к Цицеронову «Сну Сципиона» познакомил Запад с образом мира, созданным Кратетом из Маллы, который опирался на представления, характерные для досократической школы натурфилософии. По-видимому, уже со времен Пифагора (VI в. до н.э.) или, во всяком случае, начиная с Парменида (V в. до н.э.) греки представляли себе Землю шарообразной; этому суждению отдавали должное и Платон, и Эратосфен. Кратет, стоик, комментатор Гомера, живший в Пергаме в сер. II в. до н.э., изображал земную сушу в виде четырех материков, разделенных двумя океанами, меридиональным и экваториальным, опоясывающими землю и пересекающимися под прямым углом. Так, наряду с материком-ойкуменой, предполагалось существование анти-ойкумены в южном полушарии, пери-ойкумены ...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАТ"-"МЕГ")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: созидательные и губительные силы природы. Ведийской религии в целом была чужда идея активного женского начала, но в индуизме она получила широкое признание в связи с распространением культа шакти. М. рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы - Брахми или Брахмани, Шивы - Махешвари, Кумары (Сканды) - Каумари, Вишну - Вайшнави, Индры - Индрани или Айндри, и т. д. Число М. колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах в них говорилось как о «великом множестве». Почитание М. отражено главным образом в шиваитском круге мифов: М. составляли свиту сына Шивы - Сканды, их культ нередко сливался с культом Дурги. Лит.: Dikshit S. К., Mother Goddess, Роо-nа,[1943]. П. Г. МАТУНГУЛАН МАТУНГУЛАН - в мифологии ифугао (остров Лусон, Филиппины) группа из 168 основных божеств, обитающих во всех четырёх мирах. М. - главный объект культа. Считается, что некогда люди состояли в отношениях ритуального обмена с М. и получили от них всех домашних животных, орудия и знание ритуалов и адата. Один из главных богов класса М. - Лидум ан Магидет. М. Ч. МАТХУРА МАТХУРА (др.-инд. Mathurâ), в индуистской мифологии город, основанный Лакшманой, братом Рамы, на месте обители ракшаса Мадху. Столица ядавов, рода Кришны, вплоть до их переселения в Двараку....
4. Словарь античности. РИМ ДРЕВНИЙ
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: достиг главенствующего положения в Лации: Ромул , Нума Помпилий , Тулл Гостилий , Анк Марций , Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Последние цари происходили из этрусской династии Тарквиниев. В царский период завершился переход от первобытнообщинного общества к классовому строю. Появилось государство с присущими ему институтами, возникло рабство. Частным выражением этого развития явилась реформа Сервия Туллия (6 в. до н. э.), который разделил всех способных носить оружие граждан на пять классов по имуществ. цензу, а гакже включил плебеев в состав рим. народа (populus romanus). Вследствие этого социальное положение рим. гражданина определялось не только принадлежностью к роду, но и богатством. С изгнанием ок. 510 до н. э. этрусского царя Тарквиния Гордого римляне обрели государств, независимость в форме аристократич. Республики. Период Республики (ок. 510-31 до н. э.). В эпоху Республики государством управляли ежегодно сменявшиеся регулярные или чрезвычайные магистраты; высшими государств, постами...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕП")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: Hell. 6, 4. 4. 9 сл. Plut. Pelop. 21 сл.; 2. город на западе Лаконии у устья Памиса, с акрополем и храмами Афины, Асклепия и Ерота; н. Левторон. Paus. 3, 21, 7. 26, 4. Plut. Pelop. 20; 3. укрепленный город Аркадии на границе Лаконии, в мегалополитанской области. Хеn. Hell. 6, 5, 24. Thuc. 5, 54. Plut. Cleom. 6. Pelop. 20. ЛЕГАТ ЛЕГАТ - Legātus, 1. посол римского, а также чужого государства. Послы считались во всем древнем мире священными и неприкосновенными (ср. κήρυξ, Глашатай ); поэтому за преступления, совершенные ими в чужом государстве, они могли быть наказаны только в своем отечестве. Когда Риму нужно было послать послов, напр., для мирных переговоров, для сообщения приказаний и т. п., сенат выбирал самых знатных из своей среды, давал им инструкции, необходимые деньги и т. п. После возвращения своего послы должны были в сенате сделать доклад и дать отчет о своих действиях. Точно так же сенат руководил переговорами, когда чужие послы приходили в Рим. Они должны были сначала явиться к квесторам, которые заботились об их помещении и содержании. Впоследствии этого рода заботливость оказывали только послам особенно дружественных государств. Послы же враждебных государств не смели даже...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФЛИ"-"ФРА")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: Флиасия, Φλιασία, в мифические времена была известна также под именем Άραιθυρέα, Άραντία, граничила на запад с Аркадией, на север с Сикионией, на восток и юг с Арголидой и занимала площадь в 2 1/2 кв. мили. Земельку эту составляла главнейшим образом равнина, окруженная со всех сторон высокими горами и имевшая форму треугольника с вершиною, обращенною на север, и окаймленного на юге Келоссою и Карнеатом (н. Мегаловуно), на востоке Трикараном (сохранившим и теперь то же название). У подошвы Карнеата вытекает единственная в стране река Асон (ныне река Св. Георгия). Из продуктов страны особенно славилось вино. Население, состоявшее первоначально из ионян и потом из дорян, было относительно многочисленно. Государственное устройство, за короткими перерывами, было аристократическое; поэтому Ф. вплоть до конца Пелопоннесской войны был на стороне спартанцев; 200 флиасийцев сражались вместе с Леонидом (Hdt. 7, 202), 1000 - при Платеях (Hdt. 9, 28); в Пелопоннесской войне на площади собралось 6000 граждан против Аргоса. Thuc. 5, 57. 6, 105. Изгнанным в 394 г. олигархам лишь в позднейшее время была возвращена спартанцами власть. Хеn. Hell. 5, 2, 8. 3, 10. Славные примеры храбрости и приверженности флиасийцев к Спарте рассказывает Ксенофонт (Hell. 7, 2). Позже Ф. принимал участие в Ахейском союзе. Polib. 2, 14. Город Ф.,...
7. Словарь античности. ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: со сменой бронзового века железным (12 - 11 вв. до н. э.). Передвижения народов, вызванные, очевидно, экспансией «народов моря» (движение носителей культуры полей погребений, дорийское вторжение ), привели к гибели микенской культуры на рубеже 2 - 1-го тыс. до н. э. Греч, культура развивалась прежде всего на базе принесенных пришельцами племенных обычаев, а также на основе натурального и домашнего хозяйства. Для древнейшего, т. н. протогеометрич. периода (11 - 10 вв. до н. э.), характерны керамич. изделия и мелкая пластика из бронзы, обожж. глины и т. д. Возвед. из кирпича-сырца и дерева культовые сооружения мало отличались от обычных жилых строений, о чем свидетельствуют остатки фундаментов и вогивных предметов (предметов, приносимых в древности в святилища и посвящаемых божеству). Такие способы строительства сохранились до геометрич. периода (9 - 8 вв. до н. э.), когда появилось художеств, творчество - вазовая роспись, - дававшее представление о жизни людей того времени (гл. сюжетами были культовые шествия, битвы, мореплавание, сцены погребений). В это же время появляются первые полисы - крупные поселения, политич. и хозяйств, центры. Малоазиат. поселения опережали в своем развитии материковые полисы приблизительно на столетие. Одновременно развивалась Великая греч. колонизация (с сер. 8 в. до н. э. до сер. 6 в. до н. э.), которая привела к основанию городов на побережье Юж. Италии, Сицилии и Причерноморья. С развитием торговли, возникновением ремесел, обусловивших начало денежного обращения и работорговли, усилилась социальная борьба между торгово-ремесл. и старой родовой знатью; при этом установление тирании способствовало упадку власти последней. В этот период крупных обществ, перемен (7 в. до н. э.) Г. и....
8. Мифы народов мира. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии. славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче. По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племён в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа - служат не только источником для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для её проверки (соотнесение археологических и лингвистических данных). Основными источниками для реконструкции И. м. являются мифологические тексты. Кроме того, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции (известия греческих авторов, особенно Геродота; римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.; немецких и польских христианских писателей). Для традиций,...
9. Словарь античности. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕС"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕС"-"ГИП") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕС"-"ГИП") ГЕСНЕР ГЕСНЕР - Иоганн Маттиас (нем. Gesner) (1691 - 1761), специалист по классич. филологии. В 1730 ректор школы Фомы в Лейпциге, в 1734 - профессор в Гёттингене, где он организовал общегерм. филологич. семинар. Г. внес изменения в методику изучения др. языков и подготовку преподавателей. Будучи предшественником К. Г. Гейне, он стал пионером неогуманизма. ГЕСПЕР ГЕСПЕР (лат. Hesperus), вечерняя звезда. ГЕСПЕРИДЫ ГЕСПЕРИДЫ - дочери богини Никты или Атланта, надел, звонкими голосами. Жили на противоположном берегу Океана на крайнем Западе. Вместе с драконом Ладоном Г. охраняли в саду богов золотые яблоки, которые Гея подарила Гере к ее свадьбе с Зевсом. Геракл убил дракона и завладел яблоками. Картины Рафаэля и X. фон Маре. ГЕСТИЯ ГЕСТИЯ (греч. Hestia), дочь Кроноса и Реи, юная греч. богиня огня и домашнего очага, который был одновременно культовым местом в семье. Г. жертвовали у очага часть еды. Г. соответствовала рим. Веста. ГЕТАЙРЫ ГЕТАЙРЫ (греч. hetairoi - спутники), у Гомера - ближайшие друзья и свита вождей, у македонян - советники и сопровождающие царя, а также знать, служащая в тяжеловооруж. коннице. Вместе с pezhetairoi, служившими в пехотных фалангах, Г. составляли войсковое собрание как политич. представительство. ГЁТЕ ГЁТЕ - Иоганн Вольфганг (1749 - 1832), классик нем. литературы. Следуя моде, в годы обучения в Лейпциге писал анакреонтич. стихи и небольшие драмы, был знаком с идеями Винкельмана. В Страсбурге И. Гердер привлек...
10. Словарь античности. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕЙ"-"РИС")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: использовался для торговых перевозок, но по мостам через него шел оживл. торговый обмен. В рим. время в своем нижнем течении Р. делился на рукава совершенно иначе, чем в настоящее время. РЕЙСКЕ РЕЙСКЕ - Иоганн Якоб (1716-1774), директор школы в Лейпциге; основатель нем. арабистики. Его заслуги в области классич. филологии состоят в колоссальном количестве предлож. им улучшений текста, в издании и переводе греч. ораторов. РЕЙХЛИН РЕЙХЛИН - Иоганн (1455-1522), один из виднейших нем. гуманистов. Первым в Германии начал систематич. преподавание лат., греч. и др.-евр. яз. С 1519 Р. был профессором в Ингольштадте, впоследствии - в Тюбингене. Ок. 1478 Р. написал греч. грамматику; издавал для нужд школы греч. авторов с лат. переводами. Перу Р. принадлежат известный словарь лат. яз., охватывающий словарный запас классич. авторов («Vocabularius breviloquus», 1475), а также учебники др.-евр. яз. («Rudimenta Hebraica», 1506; «De accentibus et orthographia linguae Hebraicae», 1518). Им было введено произношение др.-греч. слов по образцу новогреч. яз. (т. н. итацизм). Позиция Р. в вопросе о сохранении не принадлежащих к Ветхому завету произведений иудеев послужила поводом к созданию «Писем темных людей» («'Epistolae obscurorum virorum», 1515-1517) и в значительной степени способствовала сплочению гуманистич. настроенных кругов в борьбе против клерикальной схоластики. РЕКЛАМА РЕКЛАМА - В позднереспубликанское время появляется Р. товаров, расхваливание их своеобразного качества, Р. услуг хозяев постоялых дворов, учителей, агитация за кандидатов на муниципальных выборах, Р. гладиаторов и обществ, увеселений. Эти виды Р. стали известны по надписям и этикеткам, мозаикам, стенным росписям и вывескам лавок, происходящим в осн. из Помпей, Остии и Рима, а также из пров....