Поиск по материалам сайта
Cлово "TEMPLE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
2. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 41кб.
3. Альтернативная культура. Энциклопедия. ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
4. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 46кб.
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИУД")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
6. Мифы народов мира. ГОРА
Входимость: 1. Размер: 24кб.
7. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
8. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "Р"
Входимость: 1. Размер: 35кб.
9. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 21кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Часть текста: кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или К. чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного К., старающегося спрятаться около человека. В К. может...
2. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "А"
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Часть текста: покровитель мертвых, одно из древнейших божеств. Называют также Акеру (множественное число от Акер) и считается воплощением «духов земли» - змей. Иногда изображается в виде льва. В. Д. Гладкий АМАЗИС Амазис - египетский фараон (570-526 до н. э.), поддерживал хорошие отношения с греками; покровитель искусств, ремесел и торговли (греческими купцами Амазис Предоставлял в некотором роде торговую монополию в Навкратисе), союзник Поликрата и Креза, покровитель дельф. В. Д. Гладкий АМЕНЕМХЕТ Аменемхет - египетские фараоны эпохи Среднего царства (XII династия). Из них: 1) Аменемхет I (около 2000-1970 до н. э., последние 10 лет фактически правил его сын Сенусерт I) - первый представитель XII династии. Столицей Египта при Аменемхете I стала крепость Иттатуи («захватившая обе земли») возле Мемфиса. Аменемхет I снаряжал походы в Нубию, Ливию и пограничные азиатские области, вел борьбу за подчинение местных правителей-номархов, сохранивших значительную самостоятельность. Определял границы номов, утверждал номархов в их должности. При Аменемхете I усилилось влияние бога Амона. Сохранилось поучение Аменемхета I, адресов. Сенусерту I. 2) Аменемхет II (около 1934-1896 до н. э.) - сын Сенусерта I. При Аменемхете II укрепились экономические связи Египта с соседними странами. По данным Манефона, Аменемхет II погиб в результате дворцового заговора. 3) Аменемхет III (около 1849-1801 до н. э.). Аменемхету III, возможно, удалось ликвидировать сепаратизм номархов. Правление Аменемхета III, сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Усилилась разработка медных рудников Синайского полуострова. При нем были завершены большие ирригационные Работы в Файюме. Сооружен в Файюме заупокойный храм Аменемхета III, названный в последствии греками «Лабиринтом», считался одним из «7 чудес света». 4) Аменемхет IV...
3. Альтернативная культура. Энциклопедия. ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: информации, идеально пригодный для манипулирования социумом. Т. охотно пользуются и демократические, и тоталитарные режимы; исключение составляют самые крайние случаи, наподобие «красных кхмеров» в Камбодже и талибов в Афганистане. В первом случае Т. отсутствовало, поскольку Пол Пот взял курс на общее уничтожение городской цивилизации, а во втором - предано анафеме как орудие дьявола. Обычно же многоканальная промывка мозгов невероятно удобна для достижения каких угодно целей, от военных до экономических и культурных, что с успехом было доказано как в СССР, так и в тех же США - во время подготовки к очередной войне. Более того, со временем Т. стало не просто освещать, но и формировать события. Именно в расчете на эфир совершается большинство терактов. Обмен резкими заявлениями по тому же Т. может привести к росту напряженности между государствами, спровоцировать массовые беспорядки. Современный потребитель - человек телевизионный. Вливая в него непрерывный поток рекламы, облегченного кино, тщательно расфасованных новостей, одномерных телешоу и прямых трансляций, Т. совершает важнейший акт замещения. Зритель оказывается в замкнутой комфортной реальности, где можно забыть о работе и семье, где проблем нет, а если они и возникают, то только в далеком городе (стране), или ложатся на плечи персонажей в экране. Момент сопереживания героям новостных сюжетов, конечно, есть, но горе их - это горе дальних, легко преодолимое в том же эфирном пространстве. Что любопытно, на заре телевещания новому способу передачи информации прогнозировали блестящее будущее не на политическом, а на художественно-визуальном поле: де, Т. в ближайшие годы вытеснит кинематограф и театр, заберет всю...
4. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Т"
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Т" ТАБАР ТАБАР - модный короткий плащ XIII-XV вв. с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Т. являлся обязательной принадлежностью костюма герольда и пажа. ТАБОРИТЫ ТАБОРИТЫ - см. Гуситы . ТАИНСТВА ТАИНСТВА - в христиан, церкви особые обряды, при совершении которых на верующих через посредничество священнослужителя нисходит Божья благодать. Первыми в ранг христиан, т. были возведены обряды причащения (евхаристии) и крещения - в конце II - нач. III в. Появление т. в христиан, культе связано с формированием в христианстве церк. организации. В общинах первых христиан все верующие считались обладающими в равной мере Божьей благодатью (отсюда название этих общин - харисматические; по-древнегречески « харисма » - «благодать»), и обладание благодатью выступало отличительной чертой христиан, без нее спасение представлялось невозможным. Обряды мог совершать любой верующий. С возникновением церкви с ее разделением на духовенство и мирян совершение обрядов стало монополией клириков, которые стали посредниками в распределении благодати между Богом и людьми. Постепенно к Раннему Средневековью сложилась система семи т. (эти т. и доныне признаны как в католич., так и в православной церквах): причащение, крещение , рукоположение (только для священнослужителей), миропомазание , брак, исповедь , елеосвящение (соборование). В ритуале ряда т. в Средневековье между их католич. и православным вариантом четко выделился ряд отличий, существующих доныне. Система т. охватила важнейшие моменты жизни человека, тесно связала его с церковью, в первую очередь с...
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИУД")
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Часть текста: (Indo-European languages), семья языков, на к-рых изначально говорили во всей Европе, в Малой Азии (совр. азиат, часть Турции), Иране, Сев. и Центр . Индии вплоть до Китайского Туркестана на Востоке. В период европ. колон, экспансии, начавшейся в 15 в., И.я. (прежде всего английский и романские языки - исп., потруг. и франц.) распространились по большей части остального мира, включая обе Америки, Австралазию и Африканский континент. По сути, к этой группе принадлежат все совр. языки Европы, за иск. баскского, фин., венг. и тур. Семья И.я. делится на десять осн. ветвей: анатолийская (ныне вымершая), индоиранская, греческая (единств, яз.), италийская, германская, армянская (единств, яз.), тохарская (ныне вымершая; некогда существовала на терр. совр. Китайского Туркестана), кельтская, балто-славянская (балтийские, Славянские языки ) и албанская (единств, яз.). Этим языкам свойственны общие для всей семьи особенности - осн. словарный состав и грамматическая флективность. Индоевропейский праяз. может быть реконструирован путем сравнения дочерних яз., особенно древн. На нем говорили до 3000 г. до н.э., а впоследствии он подвергся дроблению. Индоиранские языки Индоиранские языки (Indo-Iranian languages), крупнейшая подгруппа в составе индоевропейских языков. Совр. И.я. имеют офиц. статус в Афганистане, Бангладеш, Индии, Иране, Непале, Пакистане и Таджикистане, а также используются в др. странах. Число говорящих составляет прибл. 700 млн. чел. И.я. делятся на две осн. подгруппы: инд. (или индоарийскую) и иран., история каждой из к-рых уходит вглубь веков. Разделение этих двух групп произошло в доисторич. времена, поэтому их вполне можно считать самостоятельными группами в составе индоевроп. семьи. Ранняя стадия инд. группы - санскрит (совершенный, отделанный); самая древн. его форма, ведийский санскрит, восходит прибл. к ...
6. Мифы народов мира. ГОРА
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: примеры их совмещения: дерево на Г. или у Г., гора, покрытая лесом или садом (ср. висячий сад на Нефритовой горе китайской богини Сиван-му, в котором находилось персиковое дерево бессмертия); нередко понятия Г. и древа (леса) передаются словами общего корня. Мировая Г. трёхчленна. На её вершине обитают боги, под Г. (или в её нижней части) - злые духи, принадлежащие к царству смерти, на земле (посередине) - человеческий род. Нередко наиболее детализированы описания в мифах верхней и нижней частей мировой Г., в ряде случаев очень близкие по структуре описаниям неба и нижнего мира. Наиболее классический тип мировой Г. - величайшая гора Меру в индуистской мифологии и космографии. Она находится в центре земли под Полярной звездой и окружена мировым океаном. На трёх её вершинах - золотой, серебряной и железной - живут Брахма, Вишну и Шива или (по другим вариантам) 33 бога, составляющих пантеон; внизу - царство асур. На каждой из четырёх Г., окружающих Меру, стоит по огромному дереву (среди них - ашваттха и пиппала, выступающие как мировое древо), указывающему соответствующую сторону света. В буддийских текстах наряду с Меру выступает и Химават (именуемая «Г.-царь»), служившая для татхагаты (см. в ст. Будда ) подушкой. С Меру в индуистской мифологии связан целый ряд мифов или мифологических мотивов: богам, жившим на Меру, Вишну даёт совет добыть напиток бессмертия - амриту пахтанием океана, используя в качестве мутовки гору Мандару; через её вершину лежит путь в Амаравати, царский град Индры; Нахуша с небес спускается на Меру; Пуластья удаляется на Меру, чтобы предаваться подвижничеству; у трона Куберы находится Меру; Равана проводит ночь на вершине Меру; Васиштха бросается вниз с вершины Меру; сиденье колесницы Шивы - Меру; змей Васуки опоясывает Меру. Имеющая своим истоком образ Меру мировая Г. в ...
7. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: бога мудрости Тота. Изображалась женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями. Символ Маат - страусовое перо, прикрепленное на голове (иероглиф "маат" - страусовое перо). Большую роль играла Маат. в загробном суде Осириса; на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую - статуэтку Маат. Равновесие означало, что покойный оправдан (его "голос был праведным") и достоин блаженства в царстве Осириса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Маат иногда называли "Маати" (двойственное число), так как существовало представления о двух сестрах Маат; зал суда назывался "залой двух правд". Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди. Жрецом Маат был визир; центром культа - Фиванский некрополь. В. Д. Гладкий МАДЖАИ Маджаи - в египетских текстах название ливийских наемников, и жителей Нубии; с эпохи Нового царства так стали именоваться стражники "полицейские", независимо от их этнической принадлежности. Петер Элебрахт "Трагедия пирамид" МАН Ман - одна из величин объема жидких и сыпучих веществ. = 850 г см. Меры объема жидких и сыпучих веществ В. Д. Гладкий МАНДУЛИС Мандулис - в мифологии Куша (Древней Нубии) бог солнца. Почитался в греко-римский период на севере страны. Надписи на стенах его храма в Калабаше воссоздают эпизоды египетских солярных мифов, отнесенных к Мандулису, отождествлялись с Ра. Мифу о солнце, ночью совершающее плавание по подземным водам, а утром рождающего вновь, соответствуют два типа изображения Мандулиса: в виде взрослого...
8. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "Р"
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: Ра С возвышением V династии Древнего царства (26 - 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра стал главным богом пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер. Почитание Ра распространилось и в Нубии. Ра оттеснил более древнего геолиопольского демиурга Атума и, отождествленный с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона "са Ра". т.е. "сын Ра". Ра был отождествлен с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставшийся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и другими. С Ра связываются и многие другие божества. Тот-луна создан Ра как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Ра). Ба (души) Ра - Апис и Бену, "посредник Ра, докладывающий истину Лтуму" - Мневис. Дочери Ра, помогающие ему поражать врагов, - Серкет, почитавшегося как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор. Хранительница Ра - огнедышащая змея Уто (также считавшеяся его Оком). В. Д. Гладкий РАМЕССЕУМ Рамессеум - грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные царями XVIII династии. В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом: требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затруднено тем, что левая, южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. В итоге фасад был оформлен в виде портика с двойной колоннадой, а противоположная, северная стена двора - с одним рядом колонн, перед которыми, однако, стояли осирические колоссы царя. Западная стена двора не имела колонн: она была...
9. Древнеегипетский словарь-справочник. Статьи на букву "И"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Геродоту, ибисы истребляли змей и вредных насекомых. В. Д. Гладкий ИЕРАКОНПОЛЬ Иераконполь (Гиераконполь) один из древнейших городов Египта, центр культа божества Гора (Сокола). В энеолитическом периоде на месте Иераконполе находилось поселение и могильник. В погребении середины 4-го тысячелетия до н.э. обнаружена древнейшая из египетских настенных росписей, изображавших лодки, сцены охоты и войны, по стилю близкая к росписям сосудов времени герзейской культуры. В Иераконполе был открыт храм I египетской династии (конца 4-го тысячелетия до н.э.), в котором хранились замечательные памятники древнеегипетского искусства - булава царя Скорпиона с изображением прокладки капала и знаменитая палетка царя Нармера. На ней изображено объединение Нармером Южного и Северного Египта и помещены древнейшие образы пиктографические древнеегипетские письма. В последующее время Иераконполь являлся административным центром одного из номов Древнего Египта. В. Д. Гладкий ИЕРАРХИЯ Иерархия - деление на высшие и низшие должности и чины, порядок подчинения низших по должности и чин лиц высшим. Первоначально иерархия сложилась в период рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Византия). В. Д. Гладкий ИЕРОГЛИФЫ Иероглифы - древнеегипетское рисунчатое письмо, употреблявшееся с начала 3-го тысячелетия до н.э. приблизительно до 200 н.э. Первоначально каждому рисунку соответствовало определенное слово, позднее развились также слоговые и консонансные знаки; гласные звуки не выражались. Для повседневного употребления из иероглифов родилась упрощенная письменность, иератическая (жреческая, которая применялась прежде всего для религиозных текстов) и курсивная демотическая (использовавшаяся для светских текстов). В эллинистическое время через соединение некоторых демотических знаков с греческими буквами образовалась коптская письменность, названая по имени коптов - египетских христиан. Значение иероглифов долгое время не было известно, и лишь в 1822, ...