Поиск по материалам сайта
Cлово "SULLA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. СУЛЛЫ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
4. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
6. ФЕВР (Febvre) Люсьен (1878-1956)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
7. Словарь средневековой культуры. АГРИКУЛЬТУРА
Входимость: 1. Размер: 39кб.
8. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
9. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 1. Размер: 47кб.
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕН")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
12. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "С"
Входимость: 1. Размер: 44кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕМИ")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
14. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИТ"-"ТРА")
Входимость: 1. Размер: 68кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. СУЛЛЫ
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: СУЛЛЫ СУЛЛЫ - Sullae, ветвь Корнелиева рода (см. Cornelii, Корнелии ). Наиболее известные из них: 1. L. Cornelius Sulla, Луций Корнелий Сулла, прозванный, по собственному желанию, после своей победы над Марием, Felix, т. е. счастливым, родился в 138 г. до Р. X. Он происходил из бедного семейства (Plut. Sull. 1) и в молодости с большим усердием занимался науками, которые не переставал любить и в преклонных летах, особенно же греческим языком и литературой. Впоследствии он получил по наследству некоторое имущество и полностью предался чувственным удовольствиям. Необузданный в своих желаниях и страстях, он никогда не бывал так весел, как за чашей вина и в кругу своих сотоварищей, все равно где бы то ни было, в походной ли палатке или на городских пирах. Товарищи любили его за эту веселость и общительность, тем более что его кошелек всегда был открыт для них и они находили у него самую радушную помощь во всех своих нуждах. Но как он ни любил житейские наслаждения и пиры, все-таки в нем не умерли и благородные наклонности. Он не только занимался науками, но заботился также и о своем теле, стараясь укрепить его разными упражнениями: в молодости он занимался охотой и рыбной ловлей, а в более преклонных летах сельским хозяйством в своем имении. Его утонченное образование, получившее еще больше лоска от его общения с римскими аристократическими домами, казалось, делало его малопригодным для военной жизни. Неудивительно поэтому, что, когда он в 107 г. в качестве квестора прибыл в Африку, Марий не очень хорошо принял его и, зная его прежний изнеженный образ жизни, неблагосклонно смотрел на него, как на городского щеголя. Вскоре, однако, он сумел приобрести себе уважение Мария своими хорошими стремлениями, своей пригодностью для службы и, наконец, той охотой и...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: не могли составлять законного З. Наследниками по З. не могли быть иностранцы и женщины, а со времен lex Iulia et Papia Poppaea, Законы Юлия , - также холостяки и бездетные (по крайней мере, отчасти); рабы же могли получать наследство, т. к. они приобретали его или для своего господина, или же для себя, если отпускались на свободу. Древнейшая форма З. была: t. calatum или calatis comitiis factum, которое составлялось патрициями в comitia curiata. Немного новее, но также очень древнее было test. in procinctu, которое могли составлять только военные, и притом устно in procinctu, т. е. перед вооруженным войском, после ауспиции полководца (Cic. de n. d. 2, 3 ). Обе эти формы были вытеснены test. per aes et libram, которое первоначально состояло в передаче имущества завещателя familiae emptori посредством mancipatio (см. Mancipatio ). По смерти завещателя familiae emptor должен был приводить в исполнение все распоряжения его, означенные в З. Мало-помалу это перешло в прямое назначение наследника и familiae emptor, и другие лица присутствовали лишь в качестве свидетелей, исполнение же условий З. переходило тотчас к настоящему наследнику. Изъявление последней воли называлось heredis nuncupatio; если она излагалась письменно, что впоследствии почти всегда делалось, то для этого брались деревянные таблицы, употреблявшиеся обыкновенно для писания, складывались потом свидетелями и запечатывались ими. Документ этот сохранялся у...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: 8, "МИМ"-"МИТ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "М" (часть 8, "МИМ"-"МИТ") МИМАЛЛОНЫ МИМАЛЛОНЫ - Mimallŏnes, см. Dionysus, Дионис , 5. МИМАС МИМАС - Mimas, Μίμας, 1. гигант, убитый Ареем или Зевсом, похороненный под oстровом Прохитой у Сицилии; 2. кентавр; 3. сын Эола, царь Эолиды; 4. сын Амика и Феано (Θενώ), родился в одну ночь с Парисом, спутник Энея; убит Мезенцием. Verg. Aen. 10, 702 слл.; 5. Бебрик, убитый Кастором во время похода аргонавтов; 6. отрог хребта Тмола, поныне носящий это название. Он тянется на запад к морю между Смирной и Колофоном, образуя лежащий против острова Хиоса полуостров Ионии, на котором 3 мыса: Корикей (н. Корака), Аргенон (н. Аспрокаво) и Мелена (н. Кара-Бурун). Перешеек этого полуострова, имеющий 7 римских миль в ширину, был прорыт по приказанию Александра Македонского. Ноm. Od. 3, 172. Thuc. 8, 34. Ov. met. 2, 222. Strab. 14, 645. МИМИЯБМЫ МИМИЯБМЫ - Mimiambi, Μιμίαμβοι, см. Iambographi, Ямбографы . МИМНЕРМ МИМНЕРМ - Mimnermus, Μίμνερμος, греческий элегик из Колофона, процветавший между 630-600 гг. до Р. X., современник Солона, но старше его. Он жил в то время, когда его родина, лишенная свободы медийскими царями, предавалась изнеженной и пышной жизни. Это повлияло на характер его элегий; не подражая предшественникам, он оставляет в стороне политику и воспевает лишь личные интересы и свое...
4. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С"
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: Анио. Основным занятием с. были земледелие и животноводство. По мнению совр. исследователей, с. сыграли важную роль в образовании римской народности. САВМАК САВМАК (греч. Saumakos ) вождь боспорских скифов, восставших в 107 г. до н.э. против боспорского царя Перисада V. О его происхождении в науке существует ряд гипотез. Согласно одной из них, С. был рабом, выросшим при дворе Перисада V, которого он убил во время восстания; последнее потерпело поражение, а сам С. был пленен и казнен. Жебелев С.А. Северное Причерноморье. М., 1953. С. 82-115; Казакевич Э.Л. К полемике о восстании Савмака // ВДИ. 1963. № 1; Немировский А.И. Понтийское царство и Колхида // Кавказ и Средиземноморье: Материалы конференции (1975 г.). Тбилиси, 1980. САВРОМАТЫ САВРОМАТЫ (греч. Sauromatai ) кочевые племена, родственные скифам; жили в приволжских и приуральских степях в VII в. до н.э. Первые сведения о них дал Геродот (История. IV); греки называли с. народом, которым управляют женщины. О ведущей роли женщин в жизни с. говорят исследования предметов, найденных в женских захоронениях, - конское снаряжение, оружие, жреческие атрибуты, - а также каменные алтари. В конце V - IV в. до н.э. с. потеснили скифов и перешли Дон; в это же время у них образовались новые союзы племен, в которые влились и пришлые племена с востока. С III в. до н.э. все эти племена стали называться сарматами. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М., 1964; Смирнов К.Ф., Петренко В.Г. Савроматы Поволжья и Южного Приуралья // Серия: Археология СССР. Свод археологических источников. Д 1-9. М., 1963. САЛА, АНТОНИН (SALA) САЛА, АНТОНИН (SALA) (1885 - 1960) чешский исследователь античности, академик АН Чехии; участвовал в работе французской археологической школы в Афинах; в 1925 г. руководил раскопками в Киме (Малая Азия), в 1927 г. - на о-ве Самофракия, в 1930 г. - в Одессосе (Болгария). С. -...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: собраниях (ε̉πιδείξεις) и преподаванием. Наконец, мы встречаем его в фессалийском городе Лариссе, где он и умер после Сократа, может быть, не раньше 375 г., более чем 100 лет от роду. В своем сочинении περὶ του̃ μὴ όντος ή περὶ φύσεως он берет исходной точкой учение элеатов, что истина есть совершенно разное единство без противоречия, и, противопоставляя философским доводам убедительность представлений, образующихся из опыта, хитро пользуясь также различным значением слов (напр., είναι), он приходит к следующим скептическим результатам: 1. ничего не существует; 2. если что и существует, то оно не может быть познаваемо; 3. если что и существует и может быть познаваемо, то оно не может быть сообщаемо другим. От названия учителя добродетели он отказывался, не вникал в существо добродетели, но описывал только, в чем состоит добродетель мужа, женщины и т. д.; в безнравственных основах учения его не упрекают. Учение о том, что нет истины, он перенес на область красноречия; красноречие ему представлялось диалектическим искусством, служащим произвольному утверждению или отрицанию, - искусством убеждать человека независимо от понимания дела, следовательно, мнимым искусством. Plut. Gorg. 447. Men. 73. При этом он много помог формальному развитию красноречия. По примеру Корака и Тисия, которые уже учили красноречию и писали наставления в этом искусстве, он явился в...
6. ФЕВР (Febvre) Люсьен (1878-1956)
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: Практич. школы высших исследований (с 1947), председатель Нац. к-та историков Франции, член Нац. к-та по разработке проекта реформы образования; член Франц. Ин-та (Академия моральных и полит. наук). Осн. исследоват. пафос Ф. заключен в стремлении к разрыву с традиц. позитивистской историографией, что нашло отражение в его работах методол. характера, вошедших в сб. “Бои за историю” (1953) и “За историю, понятую по-другому” (1962). Уже докт. дис. Ф. “Филипп II и Франш-Конте” (1912) — попытка создать “тотальную” историю этой провинции в 16 в. в полит., социальном и религ. аспектах, в ракурсе взаимодействия человека и природно-геогр. среды. Внимание Ф. к проблемам, к-рые позднее будут названы экологическими, воплотилось в книге “Земля и человеч. эволюция. Геогр. введение в историю” (1922). Ф. призывал отказаться от позитивистской методологии истор. науки, опиравшейся исключительно на письменные тексты, и настаивал на необходимости изучения прошлого с привлечением данных и методов археологии, социологии, истории языка, техники, религии, агрикультуры и т.п. Вся деятельность Ф. как организатора науки была направлена на обновление гуманитарного знания, на создание изданий и учреждений, в рамках к-рых должны были взаимодействовать ученые разных гуманитарных специальностей: журнал “Анналы”, серия “Франц. энциклопедия” (с 1932), VI секция. Ключевые понятия Ф. — “эпоха” и “цивилизация”. Общий характер мировосприятия, стиль жизни, язык культуры и т.п. не зависят от социальных ...
7. Словарь средневековой культуры. АГРИКУЛЬТУРА
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: многовекового опыта и представляет собой форму очеловечивания природы, римляне противопоставляли варварской пассивности перед лицом невозделанной природной среды. Только варвары не ведают извечной борьбы за переустройство природы. «Они не прилагают усилий, чтобы умножить трудом плодородие почвы и возместить таким образом недостаток в земле, не сажают плодовых деревьев, не огораживают лугов, не поливают огородов», - за словами Тацита о древних германцах скорее угадываются ценности римской цивилизации. Уничтожающие суждения латинских авторов о культуре земледелия германцев находятся в разительном противоречии с современными археологическими и иными данными. Между тем в архаической германской и скандинавской поэзии мы почти не встречаем не только прославления крестьянского труда, но и самого его упоминания, и это обстоятельство замечательно оттеняет то особое место, какое отводится А.е в идеологии Древнего Рима. Сопряженная сданной идеологической моделью богатая латинская агрономическая традиция, известная нам прежде всего по сочинениям Катона, Варрона и Колумеллы, ставит во главу угла проблему хозяйственной эффективности А.ы. Авторы I в. Плиний Старший и Колумелла воплощают две конкурирующие традиции понимания А.ы. Первый, уповая на опыт мудрой старины, предостерегал от разорительных нововведений и призывал сокращать издержки, хотя бы даже за счет снижения урожайности. По мнению его оппонента, хозяйство доходно только при высокой культуре земледелия. Внимательный к опыту окрестных земледельцев, Колумелла призывал к продуманному улучшению агротехники и капиталовложениям на основе неустанных опытов и наблюдений над своей землей, культурными растениями, разнообразными агротехническими приемами. Скорее, чем на средневековом...
8. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: «Фихристе аль-Улюм» Ибн ан-Надима (10 в.) (источниках нейтрального характера), оригинальных источниках, исходящих из манихейской среды (турфанские фрагменты из Восточного Туркестана, манихейские тексты в коптском переводе из Файюма). Существует целый ряд фантастических этимологии и толкований его имени: ср. «сумасшедший», «маньяк», но и «драгоценный камень» (от санскр. mani; само название манихеев связывали с сирийск. Mânî hayуâ, «Мани живой»). Образ М. мифологизировался в его собственных сочинениях и текстах, вышедших из манихейской среды; Особую роль в этом отношении сыграли описания мученической смерти М. (согласно некоторым источникам, с М. была заживо содрана кожа, которую набили соломой и повесили на царских воротах; сам он был обезглавлен), и в ещё более многочисленных трудах, направленных против манихейства, рисующих М. как «воплощённого вредоносного демона», «дьявола», «исчадие тьмы» и т. д. В манихейской среде вырабатывается определённый иконописный канон - словесный и изобразительный - образа М. Он связывается с весьма подробно разработанной и мифологизированной манихейской космологией и эсхатологией и с мифологизированной квазиисторией Ирана и смежных ареалов. Мифопоэтичность М. проявляется и в его языке (в описании модели мира с помощью системы основных семантических бинарных...
9. Словарь античности. Статьи на буквы "A-Z"
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: возглавлялось императорским рабом, затем, начиная с правления Клавдия, вольноотпущенником, а при Адриане - высокопоставленным чиновником из сословия всадников. AGENS IN REBUS AGENS IN REBUS (лат.), агент императорской секретной службы. Ее сотрудники выходили из службы обеспечения армии (фрументарии), носили особую униформу и составляли полицейскую стражу. Надел, полнотой власти, они вызывали страх у населения. При Диоклетиане получили новое должностное обозначение. AGER CAPTIVUS AGER CAPTIVUS (лат.), завоеванные рим. земли, которые становились частью рим. государств, терр. AGER COLONICUS AGER COLONICUS (лат.), часть рим. государств, земли, которая предоставлялась рим. гражданам или союзникам при основании колоний. AGER COMPASCUUS AGER COMPASCUUS (лат.), часть рим. государств, терр., которая не использовалась для земледелия (например, леса, пастбища, каменоломни). AGER DESERTUS AGER DESERTUS (лат.), земли, покинутые владельцами; пусгошные земли, площадь которых в Римской империи стала особенно расти начиная со 2 в. н. э. AGER OCCUPATORIUS AGER OCCUPATORIUS (лат.). 1. Возделанные рим. государств, земли, которые не являлись чьей-либо собственностью и мот ли передаваться к.-л. в безвозмездное пользование. 2. Завоеванная, но еще не возделанная терр., аналогичная ager captivus, которую могли обрабатывать рим. граждане. Являлась частью рим. государств, земельного...
10. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕН")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: - в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической, причинно-временной последовательности. В изложении фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. ФАКСИМИЛЕ ФАКСИМИЛЕ (лат. fac simile - сделай подобное) 1) точное воспроизведение графического оригинала (документа, рукописи и т.д.) фотографическим или печатным способом; 2) клише-печать, воспроизводящая собственноручную подпись. ФАНАТИЗМ ФАНАТИЗМ (лат. fanaticus - исступленный) 1) доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам; 2) (перен.) страстная преданность чему-либо. ФАНТАСТИКА ФАНТАСТИКА (греч. phantastike - искусство воображать) - форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ - ХХ вв. развивается научная фантастика. ФАНТОМ ФАНТОМ (греч. phantasma - призрак) 1) причудливое явление, призрак; 2) модель человеческого тела или его части в натуральную величину - наглядное пособие в учебных заведениях, музеях и т.п. ФАРАОН ФАРАОН - традиционное обозначение древнеегипетских царей, с ХVI в. до н.э. - титул царя. ФАРИСЕИ ФАРИСЕИ (греч. pharisaioi - отделившиеся) - представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. - II в н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения, в Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова - лицемер, ханжа. ФАРС ФАРС (фр. farce ) 1) вид средневекового западно-европейского театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (XIV - XVI вв.); 2) в театре XIX - XX вв. - комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами....