Поиск по материалам сайта
Cлово "SINE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")
Входимость: 6. Размер: 54кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 2. Размер: 41кб.
3. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАК")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 9, "КОН"-"КОР")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
6. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
7. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
8. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
10. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 10, "МОС"-"МЫС")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
12. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГУЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
13. Словарь античности. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛЕВ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
14. Словарь античности. Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"САТ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
15. Словарь античности. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОЕ"-"ВЮР")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
16. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАЕ"-"ЦЕР")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
17. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
18. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СИН")
Входимость: 1. Размер: 42кб.
19. Реальный словарь классических древностей. ТАЦИТ
Входимость: 1. Размер: 16кб.
20. Словарь средневековой культуры. БИБЛИЯ
Входимость: 1. Размер: 25кб.
21. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТРА"-"ТРИ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
22. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 1, "СAB"-"САЛ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
23. Словарь античности. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИК"-"НУС")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
24. Цензура как герменевтический институт
Входимость: 1. Размер: 25кб.
25. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФАР")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
26. Словарь античности. Статьи на букву "М" (часть 5, "МОЗ"-"МЯС")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
27. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 8, "АМИ"-"АНА")
Входимость: 1. Размер: 54кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "В" (часть 4, "ВОД"-"ВЫП")
Входимость: 6. Размер: 54кб.
Часть текста: особенно часть добычи, причитающаяся полководцу, противоположное praeda, сама добыча, состоящая из рабов, скота и различных вещей. По понятию греков с самых древних времен все принадлежащее неприятелю, особенно все вооружение, делалось собственностью победителя; при этом различали - σκυ̃λα - взятое с убитого неприятеля и λάφυρα - с живого; на этом основании у Гомера часто говориться о «кровавом» оружии. В позднейшее время сам полководец разделял добычу, причем никогда не забывали приносить часть добычи богам, вешать в храмы или же украшать ею общественные здания, а иногда строить и новые. (О разделении добычи, взятой в сражениях при Пл*геях, см. Hdt. 9, 80 сл.) Римляне одну часть добычи отдавали в государственную казну, другую полководцу, остальное распределялось между солдатами; доспехи, снятые с неприятеля, назывались spolia. ВОЕННЫЕ ЗНАКИ ВОЕННЫЕ ЗНАКИ - см. Военные приказания . ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ ВОЕННЫЕ ПРИКАЗАНИЯ - Signa, 1. сигналы, т. е. военные приказания, которые давались как в походе, так и в сражении и лагере. Они разделялись на signa vocalia, semivocalia и muta. Сигналы гласные и полугласные были слышимые ухом, немые же исключительно глазом. К гласным сигналам относился лозунг (signum), который в сражении устно дается полководцем трибунам и ими передается из уст в уста далее. Пароль (tessera) же, напротив, написанный трибунами на дощечке, объявлялся в лагере указанным в статье Disciplina militaris, Дисциплина военная , 8 способом. Сигналы...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗOС"-"ЗАК")
Входимость: 2. Размер: 41кб.
Часть текста: мыс Аттики, см. Attica, 2. ЗАБАТ ЗАБАТ - Zabatus, см. Lycus, Лик , В. 4. ЗАВЕЩАНИЕ ЗАВЕЩАНИЕ - Testamentum, торжественное заявление последней воли. Составлять З. мог только тот, кто пользовался правом commercii, и на основании этого testamenti factionis; сыновья при жизни отца, рабы, иностранцы и несовершеннолетние не могли составлять законного З. Наследниками по З. не могли быть иностранцы и женщины, а со времен lex Iulia et Papia Poppaea, Законы Юлия , - также холостяки и бездетные (по крайней мере, отчасти); рабы же могли получать наследство, т. к. они приобретали его или для своего господина, или же для себя, если отпускались на свободу. Древнейшая форма З. была: t. calatum или calatis comitiis factum, которое составлялось патрициями в comitia curiata. Немного новее, но также очень древнее было test. in procinctu, которое могли составлять только военные, и притом устно in procinctu, т. е. перед вооруженным войском, после ауспиции полководца (Cic. de n. d. 2, 3 ). Обе эти формы были вытеснены test. per aes et libram, которое первоначально состояло в передаче имущества завещателя familiae emptori посредством mancipatio (см. Mancipatio ). По смерти завещателя familiae emptor должен был приводить в исполнение все распоряжения его, означенные в З. Мало-помалу это перешло в прямое назначение наследника и familiae emptor, и другие лица присутствовали лишь в качестве свидетелей, исполнение же условий З. переходило тотчас к настоящему наследнику. Изъявление последней воли называлось heredis nuncupatio; если она излагалась письменно, что впоследствии почти всегда ...
3. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: Собственно первый М. был основан ок. 320 г. св. Пахомием Великим в Табенни-зи (Фиваида Египетская) и рассматривался своим создателем не столько как школа для будущих отшельников, сколько в качестве самостоятельной формы монашеского служения, восходящей к идеалу vita communis (лат. «общинная жизнь») апостольских общин (Деян. 4, 32-35). Размежевание с ере-митизмом выразилось в терминологии. Наиболее распространенными синонимами «М.я» стали в средние века слова, выражающие его общежительный характер - «конгрегация», «конвент» (оба лат. «собрание»), «братство» (лат. fraternitas), «киновий» (греч., лат. coenobium - «общежитие»), или термины, отражающие способ управления общиной, - «аббатство» и «приорат» (от лат. prior - «старший», настоятель дочернего, основанного аббатством, М.я). Так же и монахов нередко называли «братьями» или «киновитами». В нищенствующих орденах, вообще отказавшихся от монашеского уединения, термины «конвент» и «братья» вытеснили все прочие обозначения. Выбор места В идеале место для основания М.я отвечало либо образу райского сада (Быт. 2, 8-10), обогащенному пасторальными идиллиями античной литературы, либо представлению о пустыни (Мат. 4), причем in solitudine (лат. «в уединении») или in heremo (лат. «в пустыни») в условиях Западной Европы означало, как правило, «в гуще леса». Термин же «пустынник» иногда переводился на германское наречие как waldloch, т.е. живущий в лесу, а льва аввы Герасимоса и Иеронима в легендах об основании М.ей сменил медведь. Если отшельники поздней античности...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАК")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: off. 3, 11. Cic. Balb. 23. ЗАКОН ПАПИЯ ПОППЕЯ ЗАКОН ПАПИЯ ПОППЕЯ - Lex Papia Poppaea, см. Leges Iuliae, Законы Юлия . ЗАКОН ПЕДИЯ ЗАКОН ПЕДИЯ - Lex Pedia, 43 г. до Р. X., о назначении следствия и наказания для убийц Цезаря. ЗАКОН ПЕДУЦЕЯ ЗАКОН ПЕДУЦЕЯ - Lex Peducaea, плебисцит 113 г. до Р. X. о назначении чрезвычайного следствия (quaestio extraordinaria) о трех весталках, обвиненных в нарушении целомудрия. ЗАКОН ПЕННАРИЯ ЗАКОН ПЕННАРИЯ - Lex Penaria annalis, см. Маgistratus, Магистрат . ЗАКОН ПЕТИЛЛИЯ ЗАКОН ПЕТИЛЛИЯ - Lex Petillia, плебисцит 187 г. до Р. X. о назначении следствия de pecunia capta ablata coacta ab rege Antiocho, направленный против Л. Сципиона Азиатского. Liv. 38, 54. ЗАКОН ПЕТРОНИЯ ЗАКОН ПЕТРОНИЯ - Lex Petronia de servis, 61 г. от Р. X., запрещал господам присуждать рабов своих к борьбе с дикими зверями в амфитеатре. ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ - Lex Poetelia de ambitu, см. Амбитус . ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ ПАПИРИЯ ЗАКОН ПЕЦИЛИЯ ПАПИРИЯ - Lex Poetelia Papiria de nexis, см. Nexum . ЗАКОН ПИНАРИЯ ФУРИЯ ПОСТУМИЯ ЗАКОН ПИНАРИЯ ФУРИЯ ПОСТУМИЯ - Lex Pinaria Furia Postumia, 432 г. до Р. X., запрещавший кандидатам делать свои тоги слишком блестящими и белыми, ne cui album in vestimentum addere petitionis liceret causa, Liv. 4, 25. ЗАКОН ПЛАВТИЯ ЗАКОН ПЛАВТИЯ - Lex Plautia, 1. agraria, изданный незадолго до 1. Flavia, который, по Cic. ad Att. 1, 18, был одинакового содержания; см. Ager publicus ; 2. iudiciaria, по которому каждая триба должна была выбрать 15 судей из свой среды, см. Iudex, Судья ; 3. de vi, см. Vis ; 4. 73 г. до Р. X. о возвращении бежавших приверженцев Лепида. Suet. Caes. 5. Gell. 13, 3. ЗАКОН ПЛАВТИЯ ПАПИРИЯ ЗАКОН ПЛАВТИЯ ПАПИРИЯ - Lex Plautia Papiria, плебисцит, 89 г. до Р, X., даровал право гражданства тем из союзников,...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 9, "КОН"-"КОР")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: на букву "К" (часть 9, "КОН"-"КОР") КОНСТАНТИНОПОЛЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬ - Constantinopŏlis, см. Вуzantium, Византий . КОНСТАНЦИЙ КОНСТАНЦИЙ - Constantius, 1. Chlorus (Flavius Valerius), отец Константина Великого, сын Евтропия и дочери императора Клавдия II, был назван Хлором по любимому им цвету. Он был назначен одним из цезарей обоими императорами, Диоклетианом и Максимианом, т. к. они сознавали, что при множестве врагов, угрожавших империи, недостаточно одного человека, чтобы управлять всею империей. К., служивший доблестно еще при прежних императорах, которого уже император Кар хотел усыновить, получил Галлию, Испанию и Британнию; по желанию Диоклетиана он вскоре после того развелся с своею женою Еленою, матерью Константина Великого, и женился на дочери Максимиана, Феодоре. Zos. 2, 8. Oros. 7, 25. Он предварительно заключил мир в 289 г. с Каравзием, который укрепился в Британнии, но в 292 г. К. стал вооружаться к новой войне против Каравзия, разбил франков, обезопасил Галлию и собирался переправиться в Британнию, как вдруг получил известие об умерщвлении Каравзия в 293 г., которому наследовал его убийца, Аллект. Eutr. 9, 22. К. напал на последнего и покорил себе опять остров в 296 г. Eutr. 9, 23. В 298 г. он победил алеманов, вторгшихся в Галлию, в области лингонов при Виндониссе. Eumen. pan. Const. 6, 4-6. Zos. 2, 34. Oros. 7, 25. Когда Диоклетиан сложил вместе с Максимианом власть, К. и Галерий сделались соправителями (августами), К., как старший, был и первым августом, но умер уже 25 июля 306 г. в Ебораке, во время похода...
6. Словарь средневековой культуры. ВЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЯ
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: отдельных случаев В. вырастала из своего особого варианта отношений между людьми, имела свои источники, формы и пределы реализации. В. государей в средневековой Европе основывалась на весьма различных историко-культурных традициях, материальных, организационных, а также социально-психологических предпосылках и складывалась на основе отношений между общественными группами, все социальные характеристики которых на протяжении средневековья претерпевали существенные изменения. 1. Историко-культурные традиции На характер В.и в средние века оказали сильное воздействие три основные историко-культурные традиции: древнегерманская, римская и тесно связанная с ней церковная. а) У древних германцев, как и во многих других архаических обществах, В. племенного вождя обуславливалась дарованной ему свыше харизмой - особыми качествами сакрального свойства, приносящими удачу в войнах с врагами, мир и материальное довольство внутри племени. Такая харизма считалась достоянием не столько отдельной личности, сколько определенного знатного рода, из которого и избирался германцами «кунинг». Харизма должна постоянно подтверждаться; утративший ее вождь может потерять и свою В. В. вождя распространяется на свободных соплеменников и включает в себя и функцию посредничества между миром людей и миром богов. Последнее видно, помимо прочего, из обычного у древних германцев (но не у кельтов, например) выполнения вождями жреческих обязанностей. Отношения между наделенным харизмой вождем, ближайшими к нему людьми (чаще всего дружинниками) и остальными соплеменниками строились на основе взаимности обязательств, при которой верности со стороны «подвластных» соответствовала со ...
7. Словарь античности. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: античности Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕН") ТАБЛИНИЙ ТАБЛИНИЙ (лат. tablinum), в рим. домах примыкавшая к атрию ср. комната, служившая вначале спальней, а позднее столовой. Сообщавшийся с атрием посредством большой двери, Т. имел вид открытой экседры, а при наличии атрия и перистиля становился проходной комнатой, ведущей во внугр. комнаты. ТАБУ ТАБУ (полинез. tabu - запрещать), система запретов на совершение определ. действий. В античности Т. распространялось на те обычаи и традиции, которые имели отрицательные последствия для общества в целом и для культа в частности: запрещались кровосмешение и браки между родственниками, запрещалось прикасаться к предметам культа, входить в святая святых храма; жрецы и священнослужители обязаны были носить определ. одежду и соблюдать необходимые требования. Существовали табуирострованные дни (лат. dies nefasti). Тотемисгич. корни Т. периода античности сейчас установить невозможно. ТАБУЛА РАЗА ТАБУЛА РАЗА (лат. tabula rasa гладкая,...
8. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: мировое пространство; 700), и мифологическое понимание X. (он порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день, Theog. 123 - 124). У схолиастов X. мыслится то как вода (с фантастической этимологией от cheo, «лью», «разливаю»), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй. В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X. Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал (так, X. у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь, на пародийном языке Аристофана - птиц). Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже...
9. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "М"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: соорудил много дворцов и храмов, желая придать новой столице блеск и величие; прославился как умный политик. Еще при жизни М. было начато сооружение его гробницы, которое завершила жена М. Артемисия. Усыпальница получила название Мавсалейион (считалась одним из семи чудес древнего мира). От него происходит слово «мавзолей». МАГИСТРАТУРА МАГИСТРАТУРА (от лат. magistratus - начальник, должностное лицо) государственная должность в Риме; эти должности появились в период становления Республики, на рубеже VI - V вв. до н.э. Поскольку должности м. считались почетными, никакой платы магистраты не получали. Первоначально все м., кроме народных трибунов, занимали исключительно патриции, в нач. III в. до н.э. они стали доступны плебеям. Все м. были временными (как правило, на один год) и коллегиальными. Различались м. ординарные (выборные) и экстраординарные (по назначению), высшие (избирались в центуриатных комициях) и низшие (избирались в трибутных комициях), курульные (привилегией которых было наличие специального курульного кресла) и некурульные. К...
10. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "П" (часть 6, "ПОД"-"ПОР") ПОДЗЕМНЫЙ МИР ПОДЗЕМНЫЙ МИР - Для обозначения П. м. у греков существовало неск. назв.: «Аид» ( рим . Орк) обозначало как сам П. м., так и его владыку. Со словом «Эреб» связывалось представление о подземной тьме. Тартар мыслился местом наказания умерших. ПОДКИДЫВАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДКИДЫВАНИЕ ДЕТЕЙ - В Греции детей (особенно девочек) подкидывали по разным причинам, особенно часто подкидывали физически неполноц. детей. Это же явление имело место и во всей Римской державе в период ранней Империи. В некоторых греч. городах издавали спец. законы, запрещавшие П. д. ( Фивы ). В Риме также было запрещено подкидывание первородных сыновей и дочерей. Родители подброш. детей могли требовать их возвращения, но должны были при этом компенсировать приемным родителям или воспитателям затраты на содержание ребенка. Судьба подкинутой дочери - излюбл. мотив новоаттич. комедии. Самый знаменитый мифологич. сюжет, связанный с П. д., - сюжет мифа об Эдипе. ПОДОБАЮЩЕЕ ПОДОБАЮЩЕЕ (греч. рrероn, лат. decorum), также соответствующий, приличный, служащий мерилом ценности в античной социальной этике и эстетике. В этике требуется честность, любовь к порядку, постоянство и соблюдение должного соотношения слова и дела. Внутр. отличительным чертам П. соответствуют внешние - красота и здоровье. В ...