Поиск по материалам сайта
Cлово "SCHOOL"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 4. Размер: 22кб.
2. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДИА"-"ДЮР")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
3. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
4. ЛИВИС (Leavis) Фрэнк Реймонд (1895-1978)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Ч"
Входимость: 1. Размер: 17кб.
6. ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
8. ШКОЛА “АННАЛОВ” (“новая истор. наука”)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Ш"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПАШ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 7, "СОД"-"СПЕ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГРА"-"ГЮЛ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
13. Мифы народов мира. ФАРН
Входимость: 1. Размер: 12кб.
14. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
15. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 1. Размер: 45кб.
16. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
17. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЛА"-"ГРА")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
18. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 9, "АРА"-"АРТ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
19. Мифы народов мира. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
20. Мифы народов мира. Статьи на букву "У" (часть 2, "УМУ"-"У")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
21. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Экономические школы
Входимость: 1. Размер: 6кб.
22. Мифы народов мира. Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАВ"-"ЗЕМ")
Входимость: 1. Размер: 34кб.
23. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 2, "АГА"-"АДХ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
24. Мифы народов мира. АВРААМ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
25. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕН"-"ЛИТ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
26. Большой толковый словарь по культурологии. ЛОТМАН
Входимость: 1. Размер: 29кб.
27. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 1. Размер: 26кб.
28. ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993)
Входимость: 1. Размер: 27кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Словарь средневековой культуры. ШКОЛА
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: образования. Усвоив некоторые дидактические приемы античности, основополагающие принципы предметной организации и отбора содержания учебного материала, средневековая образовательная практика включила их в иную институциональную структуру и переподчинила иным культурным и социальным приоритетам. Уже в эпоху поздней античности и раннего средневековья происходит процесс десекуляризации образования. В этот период формируются важнейшие черты средневековой школьной практики: воспроизведение в структуре и содержательном минимуме учебной программы основ античной системы знания; подчинение светского знания целям религиозного образования и духовного попечения; преимущественная ориентация школьного тренинга на подготовку клира и усвоение практических навыков выполнения специфических церковных обязанностей; функционирование образовательных учреждений в рамках или под контролем церковных институтов. В средиземноморской Европе упадок светской образованности не был сокрушительным, в то время как в северных регионах формирующегося латинского мира функции трансляции книжного знания сосредоточиваются в рамках церковных институтов - в монастырях и при епископских кафедрах. В целом, однако, общей тенденцией было последовательное сокращение круга людей, причастных к образованию и знанию. Направление развития школьной системы в средневековой Европе в значительной степени было предопределено теологической полемикой IV в. Спор об отношении церкви к античному знанию завершился принятием умеренной позиции Августина, полагавшего, что «языческая» образованность...
2. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДИА"-"ДЮР")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Часть текста: развития природы, об-ва и мышления. В широком смысле Д. - это просто дискуссия, в к-рой путь к истине идет через критическое обсуждение. Примером такой Д. служат диалоги Платона. Особое понимание Д. связано с именем Канта, для к-рого она служит доказательством того, что любая попытка рассуждения, выходящая за пределы возможного опыта, ведет к противоречиям. Гегель рассматривал Д. как взаимодействие понятий, при к-ром одна идея (тезис) вступает в противоречие с др. (антитезис), в рез-те чего возникает третья идея ( синтез ), более полная и близкая к истине по сравнению с каждой из первых двух. В этом последнем значении термин Д. употребителен в диалектическом материализме марксизма. Диалектический материализм Диалектический материализм (dialectical materialism), философия марксизма, разработанная последователями Маркса, преимущ. в Германии и быв. Советском Союзе. Д.м. составляет органич. единство материализма и диалектики, исходит из того, что материя - единств, основа мира, сознание - св-во материи, признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как рез-т его внутр. противоречий. Центр , категория Д.м. - материя, способ ее существования - движение, осн. формы существования - пространство и время. Сущность диалектического понимания движения и развития объективного мира и познания выражают осн. законы Д.м.: единство и борьба противоположностей, переход количеств, изменений в качеств., закон отрицания отрицания. Дивали (праздник Светильников) Дивали (праздник Светильников) (DTvalT), индуистский праздник в кон. окт., длящийся пять дней, когда одновременно отмечают новолуние и новый год. Д. получил свое назв. от слова лампы (dipas на санскрите), к-рые зажигаются во время праздника, и связан с Лакшми, царственной супругой Вишну , богиней процветания; по традиции в конце праздника Д....
3. Мифы народов мира. МАЗДА
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: ). До последнего времени М. и Ахура Мазда рассматривались исключительно как частичное и полное название, и спор шёл в основном лишь о том, как понимать слово «М.» - как эпитет к Ахура (т. е. «Мудрый Ахура», «Мудрый господин») или как просто существительное («мудрость», откуда Ахура Мазда, «господин мудрость»), которое, собственно, и является именем божества. В начале 20 в. была выдвинута точка зрения (Э. Леман), которую поддержали Э. Бенвенист, М. У. Смит, С. Конов, К. Барр, П. Тиме, Б. Шлерат, В. В. Маландра и др., что М. - это персонифицированное абстрактное понятие, означающее мудрость (ср. Boxy Мана, собств. «благая мысль», Армайти, «благонамеренность» и др.). Однако в результате ряда исследований последнего времени (прежде всего ф. Б. Дж. Кейпера) было показано, что слово mazda- нужно понимать не как абстрактное существительное женского рода, к которому позднее и вторично присоединилось h в качестве показателя именительного падежа мужского рода, а как архаичное прилагательное, восходящее к форме *mazdâH-s, «мудрый». Более того, очень вероятно, что ни М., ни Ахура М., строго говоря, не были именами главного бога, но лишь нетабуированными вариантами его обозначения. Во всяком случае, характерно, что, с одной стороны, в «Яште» (I) перечисляются двадцать «ложных» имён бога, а, с другой стороны, иранцы обозначали его...
4. ЛИВИС (Leavis) Фрэнк Реймонд (1895-1978)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: культуролог, педагог. Почти вся его жизнь связана с Кембридж, ун-том: там он учился, стал доктором философии (1924), издавал лит. и публицистич. ежеквартальник “Скрутини” (1932-53), преподавал (1927-62); в 1931 отстранен от работы за профессиональный нонконформизм, в 1936 восстановлен на неполную ставку, лишь в 1954 приглашен в штат англ. отделения Дайнинг-колледжа, в 1959 стал университетским лектором, т.е. доцентом. В 1962 ушел в отставку, оставшись почетным членом Даунинг-колледжа, но вскоре отказался от этой чести, заявив, что в колледже все больше отходят от его принципов преподавания лит-ры. Преподавал в Оксфорде (1964), Йоркском (1965), Уэльском (1969), Бристолском (1970) ун-тах, в 1968 ездил с лекциями в США, написал книгу “Лекции в Америке” (1965). Почетный доктор Лидс., Белфаст., Абердин., Делийского ун-тов. Самый влиятельный, после Т.С. Элиота, англ. критик 20 в., Л. дал альтернативу марксизму критически настроенной части об-ва, для к-рой лит-ра является не “сокровищницей изящной словесности”, а формой сопротивления негативным симптомам обществ, развития. Он воспитал просвещенную, критически мыслящую группу гуманитариев, к-рая, несмотря на свою немногочисленность, обладает достаточной энергией для сохранения высоких критериев культуры нации. Л. верил в высокую миссию искусства и в то, что решающую роль в жизни человека играет культура, а подлинные реформаторы об-ва — художники, к-рые, меняя общее мироощущение, прокладывают путь социальным реформам. Л. пересмотрел историю англ. поэзии в русле изменений, происходящих в 10-е — нач. 30-х гг. 20 в., вывел на авансцену новых поэтов — Т.С. Элиота, Э. Паунда, Дж. М. Хопкинса, в ту пору еще не признанных в Кембридже, отошел от традиц. канона критики 19 в. (“Новые вехи в англ. поэзии”, 1932; “Переоценка: традиции и новаторство...
5. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Ч"
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: лат. письмо , введенное в нач. 20 в. Хауса развивался под сильным влиянием араб, и др. африк. яз., позднее появились заимствования и кальки из франц. и англ. яз. Части речи Части речи (parts of speech), категории классификации слов в грамматике. Совр. языкознание предпочитает использовать термин лексические категории. Осн. Ч.р. - существительное, глагол и прилагательное, но предлог, наречие и союз также очень важны, поскольку являются необходимыми элементами структуры предложения. Традиционно Ч.р. определяют с т.зр. значения: к существительным относят имена собственные и назв. предметов, к глаголам - слова, обозначающие действие или состояние как процесс, к прилагательным - слова, обозначающие признаки (кач-ва, св-ва) предметов. Однако в совр. языкознании Ч.р. характеризуются гл.об. по формальным признакам (наличие категорий ед. и мн. числа, артикля, того или иного окончания, степеней сравнения и т.д.). Частное право Частное право (private law), право, регулирующее отношения между частными лицами и орг-циями. Обычно оно занимается проблемами, относящимися к сфере семьи, собственности, частных компаний и договоров, а также гражд. правонарушений. Однако в понятия частное и общественное в разных странах вкладывается разное содержание. В нек-рых странах (напр., во Франции) взаимоотношения гос. орг-ций регулируются иными правилами и рассматриваются иными судами, чем отношения между частными лицами или частными орг-циями. В Великобритании различия между публичным правом и Ч.п. выражены гораздо слабее. Частный сектор Частный сектор (private sector), часть экономики, не находящаяся под контролем гос-ва. К нему относятся приусадебные х-ва, частные предприятия и такие некоммерч. орг-ции, как благотворительные об-ва и частные науч.-исслед. ин-ты ( государственный сектор ). Человеческий капитал Человеческий капитал (human capital), умение и...
6. ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: социальную антропологию в Оксфорде. В 1949-71 возглавлял кафедру социальной антропологии Манчестер. ун-та; организовал в Манчестере Школу социальной антропологии. В 1954 вышла одна из этапных работ Г. “Ритуалы восстания в юго-вост. Африке” (Фрэзеровская лекция 1952). В этой небольшой работе были сформулированы осн. идеи о ритуалах восстания и о роли конфликта в укреплении социальной структуры и поддержании морального порядка. Предметом исследования были ритуалы свержения жреца-царя, бытующие у народов Зулуленда, Свазиленда и Мозамбика. На основе их анализа Г. пришел к выводу, что разыгрывание конфликта в этих церемониях выполняет катартическую функцию, а тем самым служит укреплению социального порядка и сплоченности членов об-ва: восстание против персонифицированной власти обеспечивает неприкосновенность внеиндивидуальной системы социальных институтов. Более того, поскольку в любом об-ве внутр. конфликты неизбежны, то ритуализированные формы конфликта являются одним из важнейших механизмов поддержания социальной стабильности. Сравнивая племенные об-ва с современными, Г. отмечал, что такого рода церемонии могут выполнять функцию укрепления социального порядка только в первых, поскольку требуют в качестве необходимого условия своей эффективности общность осн. верований и ценностей членов об-ва, а также общего стабильного полит, фона: ритуалы восстания характерны для об-в, базисные аксиомы и принципы организации к-рых не подвергаются сомнению участниками. Внутр. враги могут взбунтоваться против отд. короля; они не пытаются опрокинуть полит, систему. В совр. об-вах, где полит, стабильность постоянно находится под вопросом, ритуальные формы регулирования социальных конфликтов теряют свою эффективность, и функцию поддержания полит, стабильности в об-ве выполняет гл. обр. формальное право. Идея функциональности конфликта в племенных об-вах получила дальнейшую...
7. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Часть текста: Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШКЛ"-"ШЮЦ") ШКЛОВСКИЙ ШКЛОВСКИЙ - Виктор Борисович Шклóвский (1893-1984) писатель, теоретик лит-ры, критик, киновед, кинодраматург. В 1912-14 учился на историко-филол. ф-те Петербург. ун-та. Принимал активное участие в событиях 1917-20 (участник Февр. восстания, комиссар Временного правительства на Зап. фронте и в Персии, участник антисоветского подполья и граждан. войны). В 1922-23 в эмиграции, в Берлине. До к. 20-х гг. ведущий представитель рус. формальной школы (см. Русская формальная школа ), инициатор создания ОПОЯЗа. Издал неск. десятков книг (научные труды по поэтике лит-ры и кино, лит. и кинематограф. критика, историко-худож. и мемуарно-худож. произведения, популярно-инструктивные работы), работал на киностудиях, автор многих киносценариев. Ш. первым выступил с теор. оправданием худож. практики Футуризм а, и это выступление ("Воскрешение слова", 1914) считается первой работой нарождавшегося рус. формализма. Ш. на основе переосмысления идей А.Н. Веселовского и А.А. Потебни развивает мысль о поэтич. речи как средстве обновления восприятия фактов бытия, переводе их из области автоматизированного повседневного пользования в область вновь увиденных, переживаемых и потому подлинно существующих вещей и явлений. Искусству, т.о., отводится в культуре вполне опр., хотя и несколько ограниченная, роль "механики воскрешения". Поэтич. слово (в обобщении - прием искусства) при этом оказывается "самовитым", затрудненным, отличным от слов и способов практич. жизни (различение "поэтич. языка" и практического). С этим связано введенное Ш. известное понятие "отстранения", имеющее смысл общекультурного стилистич. приема формообразования. Позднее Ш. переходит к развитию теории прозы, утверждая при этом специфику лит-ры (и искусства) в определении суммы приемов создания формы, превращающих любой жизненный материал в худож. ...
8. ШКОЛА “АННАЛОВ” (“новая истор. наука”)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: все существующие в об-ве связи — экон., социальные, культурные. С этим связан решит, разрыв с традиц. позитивистски ориентированной истор. наукой. Ш.“А.” обращается к иному, нежели прежде, объекту изучения и ставит в центр не деятельность “великих” людей, не описание событий, в первую очередь политических, а исследование всего об-ва в его целостности, вскрытие глубинных структур, существовавших в течение больших временных отрезков. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук — социологии, этнологии, географии — и смены взглядов на истор. источники. Поскольку “писаная” история охватывает лишь небольшую часть об-ва, сторонники Ш. “А.” привлекают данные археологии, истории техники, языка, хоз. документы, обращают внимание на массовые письменные источники (проповеди, жития и т.п.), но не для создания отд. историй быта, экономики, религии и т.п., а для комплексного, синтезирующего описания. Это повлекло за собой и эпистемологич. поворот. В классич. истор. науке считалось достаточным провести критич. исследование источника, отделить истинное от неистинного; все, о чем прямо не сообщалось в источнике, полагалось не подлежащим изучению. Основатели и последователи Ш.“А.” приняли иной подход: источник сам по себе нем, чтобы извлечь из...
9. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Ш"
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: начинающийся вечером в пятницу и заканчивающийся с заходом солнца в субботу; в это время , согласно Четвертой заповеди, запрещена любая работа ( либеральный иудаизм допускает исключения). В ортодоксальном иудаизме этот запрет распространяется на любые действия, напр., нельзя готовить пищу, переносить что-либо в руках, зажигать огонь. Ш. отмечается преимущ. дома, хотя посещение синагоги в пятницу и субботу поощряется. Вечером первого дня мать семейства зажигает и благословляет свечи во время соответствующей трапезы, отец благословляет два хлеба, т.н. халы. Над чашей вина произносится молитва кидуш (освящение), после чего хлеб преломляют, посыпают солью и съедают. В конце трапезы читается заключительная молитва авдала (различение), воздающая благодарность Богу за разделение свящ. и мирского. Шакти Шакти (Shakti, санскрит - сила, энергия), в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги; имя Великой Богини, или Деви, - одного из самых значит, монотеистических божеств индуистского культа; в Индии она повсеместно почитается народом как богиня-мать. Ш. является супругой Шивы, но ей поклоняются отдельно. В своей благодетельной ипостаси она известна как Ума, Парвати, а в грозном облике разрушительницы предстает под именами Кали или Дурга (Дурга-пуджа). Ш. нередко отождествляется с Лакшми, богиней богатства и удачи, супругой Вишну . В шактизме...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПАШ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: лекарь Трита. известный и авторам «Ригведы». Враждебное с точки зрения «Ригведы» (VI 61, 1) племя паравата (paravata) может быть чуть искажённым вариантом П. Контекст всех упоминаний о П. влечёт за собой гипотезу о П. как скорее социальной (военная аристократия), нежели этнической группировке. «Авеста» подчёркивает дозороастрийский, языческий характер верований П.: они, например, не поклонялись Амеша Спента, а первый из них, Иима, открыто противился культу Ахурамазды («Видевдат» 2, 3). В «Шахнаме» П. соответствуют Пишдадиды. Лит.: Грантовский Э. А., Индо-иранские касты у скифов, в кн.: XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, [№ ] 123, М., I960. Л. Л. ПАРАДИЗ ПАРАДИЗ (европеизированная форма авест. термина pairidaçza), в иранской мифологии (в младоавестийских и ахеменидских преданиях) место блаженства и успокоения духа. Времяпрепровождение в П. выступало синонимом блаженства, лучшего из мыслимых для человека состояний, благодаря чему с усилением религиозно-символической интерпретации П. превратился в образ рая и благого...