Поиск по материалам сайта
Cлово "ROMULUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 3. Размер: 69кб.
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
4. 4. СОЧЛЕНЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕУ"-"РУЧ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 13, "ПРА"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАП"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПАШ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
11. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "Р"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
12. Мифы народов мира. ФАРН
Входимость: 1. Размер: 12кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РОЖ"-"РЮБ")
Входимость: 3. Размер: 69кб.
Часть текста: РОЖДЕНИЕ - С времён глубочайшей древности идея Р. (и плодородящей силы женщины) связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силы земли в частности (ср. палеолитические фигурки богинь-матерей, мужские и женские знаки в палеолитической живописи, восприятие пещеры - места Р. как лона земли). С Р. связано также представление, согласно которому ничто живое не умирает, но лишь временно покидает этот мир, чтобы вновь появиться в нём, родившись повторно. С несколько более поздним периодом развития мифопоэтического мышления связаны процессы «космизации» представлений о Р., перевода биологических, сексуальных явлений на уровень астральных, планетарных (ср. особую роль солнца и луны в символике смерти и возрождения; постепенная замена женских и мужских знаков солярными и лунарными отмечается уже в неолите) и других природных процессов (ср. священный брак неба и земли). В этом кругу мифологических символов Р. из женского лона становится лишь частным случаем, преобладает Р. супружеской парой богов неживых объектов (например, островов в мифе об Идзанаки и Идзанами), появление живых существ из неживых объектов [например, первые люди создаются у палеоазиатов и индейцев Вороном из земли, травы, костей, пыли; в шумеро-аккадской мифологии - богиней Нинмах из глины и т. п.; в скандинавской мифологии прародитель богов Бури возник из солёных камней, которые лизала корова {Аудумла)} или из различных частей тела мифологических персонажей {Пуруши, Имира, Зевса, Брахмы) и т. п. Наряду с этим многочисленны и сюжеты о Р. детей от брака божества со смертным. Основной семантический комплекс, вычленяемый в...
2. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
Часть текста: подчёркнутыми физическими атрибутами, ср. Ярила ) или женщины (укр. соответствие Костроме, ср. Купала и др.). Ритуальные похороны К. знаменовали переход к весеннему циклу. Название «К.» родственно укр. костру б, «неряха»; ср. также этимологию названия Кострома. в. и., в. т. КОТ КОТ - кошка. В ряде мифологических традиций образ К. выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мёртвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»). В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник ...
3. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "Р"
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: крестьяне, ремесленники и т. п. В античных странах основными источниками пополнения рабов были: войны, долговая кабала, пиратство, а также дети, рожденные от рабов и рабынь, и подкидыши. Со временем долговое р. было отменено: в Афинах - Солоном в 594 г. до н.э., в Риме - Петелием в 326 г. до н.э. Р. в период своего возникновения носило патриархальный характер, т.е. рабы были практически на положении членов семьи: жили в доме, ели вместе со всеми за столом и т.д. В классической же рабовладельческой системе рабы - это говорящие орудия труда, вещи владельца. Совр. наука не может определить точного количества рабов в античных странах: известно только, что рабов было значительно больше, чем свободных людей. В различных сферах производства характер труда рабов отличался: наиболее тяжелым был труд в каменоломнях, шахтах, на мельницах, в мастерских и гладиаторских школах. В лучших условиях находились рабы-интеллигенты: ученые, врачи, учителя, служащие учреждений и т.п. Рабовладельческое общество было более прогрессивным, чем первобытная община. При налаженной системе организации рабского труда и усиленной эксплуатации рабовладельцы получали огромные прибыли, а это давало большие возможности для развития производства, науки, искусства и т.п. Но, достигнув высокого уровня развития производства, производительные силы не могли дальше развиваться в рамках рабовладельческих отношений. К тому же борьба рабов не способствовала успеху производства и ускоряла его кризис и падение. Поэтому были найдены новые формы зависимости: вольноотпущенничество, колонат , пекулий и др. Эти формы зависимости способствовали переходу от рабства к феодальным отношениям и феодальному способу производства; происходил процесс дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений в новых...
4. 4. СОЧЛЕНЕНИЕ
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: и радикальной возможностью говорить определяет первый и самый фундаментальный инвариант предложения. Рядом с ним по обе стороны располагаются элементы: части дискурсии или части «речи». Эти слои языка еще индифферентны и определены лишь той незначительной фигурой, почти незаметной и, однако, центральной, которая обозначает бытие; они функционируют вокруг этой «способности суждения» (judicateur) как вещь, подлежащая суждению (judicande), и как вещь, выносящая суждение (judicat) 1 . Каким же образом этот чистый рисунок предложения может превращаться в отдельные фразы? Каким образом дискурсия может высказать все содержание представления? Дело в том, что дискурсия состоит из слов, которые последовательно называют то, что дано представлению. Слово обозначает, то есть по своей природе оно есть имя. Имя собственное, так как оно указывает лишь на определенное представление — и ни на какое другое. Так что по контрасту с единообразием глагола, который всегда есть лишь универсальное высказывание атрибутивности, имена имеются в изобилии, и оно бесконечно. Следовало бы иметь их столько, сколько имеется вещей, подлежащих именованию. Но каждое имя тогда было бы столь сильно связано с одним-единственным представлением, которое оно обозначает, что нельзя было бы даже выражать малейшую атрибутивность; и язык деградировал бы: «если бы мы имели для существительных только имена собственные, то их нужно было бы множить без конца. Эти 1 U. Domergue. Grammaire générale analitique, p. 11. слова — a множество этих слов обременило бы память — никак не упорядочили бы ни объекты наших знаний, ни, следовательно, наши идеи, и все наши речи были бы чрезвычайно запутанными» 1 . Имена могут функционировать во фразе и допускать атрибутивность только в том случае, если одно из них (по крайней мере атрибут) обозначает...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕУ"-"РУЧ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: самая западная из южнодунайских земель, граничила на севере с Винделикией (соединенной с Римом с конца 1 в. от Р. X.), на западе с землей гельветов в Галлии, на юге с Альпами ( от М. Adula-Сен-Готтард до M. Ocra-Terglou) и с цизальпинской Галлией, на востоке с землей венетов и с Нориком, следовательно, теперешний Граубюнден, Тироль и часть Ломбардии. Эта страна пересекалась отрогами Альп, Ретийскими Альпами. Из рек нужно назвать: Aenus (Инн), пограничная река на востоке, Athesis (Эч) и низвергающиеся с Альп притоки реки По: Тичино, Аддуя, Сарий, Оллий , Минций и т. д. Страна представляла более удобств для скотоводства, чем для земледелия, но также производила прекрасное вино. Жители, Raeti, ΄Ραιτοί, т. е. горные жители (от кельтского raiti), по-видимому, были родственны с выселившимся, вероятно, отсюда в Италию разенами или этрусками; с тех пор как они делаются известными, земля уже была во владении кельтских племен. Из отдельных народностей следует заметить: лепонтиев, на южном склоне Сен-Готарда, древнеретийского племени, мезиатов, веннонов, сарунетов, бриксентов, генавнов, тридентинцев (около Триента на Эче) и некельтов евганеев (между Патавием и Вероной), камунов и триумпилинов. Городов было мало: самым замечательным был Tridentum (н. Триент); другие: Curia (Чур), Clavenna (Чиавенна), Bauzanum (Ботцен) и многие другие. Plot. 2, 12. Strab. 4, 206. РЕЯ РЕЯ - Rhea, Cybĕle, ΄Ρέα, ΄Ρεία, Κυβέλη, дочь...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РА"-"РЕТ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: н. Волга. РАБИРИИ РАБИРИИ - Rabirĭi, 1. С. Rab., римский сенатор, обесславленный за безбожные насилия над апулийскими земледельцами, в 63 г. был защищаем Цицероном и Гортензием вследствие поднятого против него Лабианом по наущению Цезаря обвинения (perduellionis) в утайке государственных денег, осквернения священных мест, принятии участия в убиении трибуна Сатурнина и в других преступлениях (Cic. Rab. 3. Aur. Vict. vir. ill. 73). В то же время его спасла знать (nobilitas) под предводительством Метелла Целера тем, что прервала комиции, так обвинение не было вновь поднято; 2. С. Rabirius Postumus, приемный сын вышеназванного, собственный сын К. Курия (Cic. Rab. Post. 17), во время процесса Габиния также был обвиняем в подкупе; его защищал Цицерон за то, что он способствовал возвращению его из изгнания. Рабирий позволял себе такие насилия над царем египетским Птолемеем Авлетом, и такие угнетения народа, что был принужден бежать от ярости александрийцев. Cic. Rab. Post. 14. Поэтому он должен был отчасти исправить причиненный им вред. Защита Цицерона, как кажется, не имела успеха. Р. был изгнан, возвратился во время диктатуры Цезаря (Suet. Caes. 12) и служил в 46 г. до Р. X. под его начальством в Африке. Caes. b. Afr. 8; 3. С. Rab., эпический поэт, которого древние очень высоко ценили. Vell. Pat. 2, 36. Ov. ex Pont. 4, 16, 5. Quint. 10, 1, 90. Найденный в Геркулануме отрывок стихотворения об актийской войне и смерти Клеопатры (около 60 гексаметров) не без основания приписывается ему (новейшее издание у Riese в его Anthologia lat., стр. 3 слл. и у Bährens'a в его poetae Lat. min., т. I, стр. 212 слл). РАБОНИЙ РАБОНИЙ - Rabonĭus, Lucius, один из опекунов П. Юния, которых жестоко истязал в 74 г. до Р. X. претор Веррес. Cic. Verr. 1, 50. РАБОТОРГОВЕЦ...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "П" (часть 13, "ПРА"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: (Ноm. Il. 639. Ноm. Od. 10, 235), крепкое и кислое, поэтому нелюбимое в Афинах, красное вино, неизвестно какого сорта; по мнению одних, названо так по горе Прамне близ Смирны в Малой Азии или на острове Икарий, по мнению других, вообще вино, смешанное с морской водой или долго сохраняющееся ( от παραμένειν). ПРАНДИУМ ПРАНДИУМ - Prandĭum, см. Cibi, Пища , 7. ПРАСИИ ПРАСИИ - Prasĭi, Πράσιοι, могущественный народ на берегах Ганга, столицей которых был город Палибофра или Паталипутра. В битве с Селевком Сирийским они выставили в поле под предводительством своего царя Сандракотта войско, по сказанию, в 600.000 человек с 9.000 слонов (ок. 300 г. до Р. X.). Curt. 9, 2, 3. Plin. 6, 17, 21. ПРАСИЙ ПРАСИЙ - Prasĭae, Πρασιαί, 1. аттический дем, принадлежавший к Цандионовой филе, с храмом Апполона. Исходный пункт священного посольства в Делосе; н. Прасса на южной стороне бухты Порто-Рафти. Thuc. 8, 95. Strab. 9, 399; 2. город в Лаконии на восточном берегу (называемый также Πρασιά), был занят афинянами во время Пелопоннесской войны. Thuc. 2, 56. 6, 105. 7, 18. Polib. 4, 36. Strab. 8, 368. 374. ПРАСИЙСКОЕ ОЗЕРО ПРАСИЙСКОЕ ОЗЕРО - Πρασιὰς λίμνη, также Κερκινι̃τις, значительное озеро в Македонии (н. Такино), через которое протекает Стримон, выше Амфиполя. Hdt. 5, 25. 1, 11, 3. ПРАТИН ПРАТИН - Pratĭnas, Πρατίνας, сын Пирронида из Флиунта (поэтому ο̉ Φλίασιος), один из древнейших греческих трагиков, который ок. 70 ол. состязался с Эсхилом и...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ")
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: классических древностей Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АВИ") АБАДДИР АБАДДИР - Abaddir, см. Βαίτυλος, Байтилы . АБАК АБАК - Abăcus, ά̉βαξ, αβάκιον, всякий для особенного употребления предназначаемый стол; так, у римлян, в особенности стол о трех ногах, на котором во время обеда или только напоказ выставлялась золотая и серебряная посуда - поставец для посуды (Cic. Verr. 2, 4, 16. 25. Plin. 37, 2, 6). Доска такого стола была по большей части мраморная, иногда серебряная, реже из дерева citrus, из кленового или кедрового дерева; форма ее обыкновенно была четырехугольная, реже круглая, иногда с возвышенными вокруг краями; ножка делалась из слоновой кости или дорогой делосской бронзы. Словом abaci обозначаются также гладкие поля в искусственной мраморной облицовке стен (Plin. 33, 56. Vitr. 7, 3, 10), иногда и пестрые поля мозаичных полов (αβάχιοχος,); затем - доски (Suet....
9. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАП"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: дни и ночи, и т. д., РВ Х 190), и в основе религиозного поведения - умерщвления плоти, аскезы, которая также является отражением Т. Вместе с Манью Т. защищает своих почитателей и убивает их врагов. Позже Т. стал одним из важных понятий в ряде систем древнеиндийского умозрения. Лит.: Вlair С. J., Heat in the Rig Veda and Atharva Veda, New Haven, 1961. Д. Г. ТА ПЕДН ТА ПЕДН - Кето, Мольтёк, Англай, Пле, в мон-кхмерской мифологии небесное божество у семангов (полуостров Малакка). Иногда говорят, что он живёт в солнечном свете или что Т. П. и есть солнце. Иногда образ Т. П. сливается с образом Корея. По некоторым представлениям, Т. П. живёт на востоке, его младший брат - на западе. У Т. П. есть жена Манои. В мифах семангов функции создателя мира оказались нечётко разделёнными между женским божеством Манои и мужским божеством Т. П. я. ч. ТА ПИАГО И ТА ТАНГОЙ ТА ПИАГО И ТА ТАНГОЙ - в мон-кхмерской мифологии культурные герои у семангов (полуостров Малакка). Они муж и жена. Некогда они жили на земле. Та Пиаго был...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАП"-"ПАШ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: известный и авторам «Ригведы». Враждебное с точки зрения «Ригведы» (VI 61, 1) племя паравата (paravata) может быть чуть искажённым вариантом П. Контекст всех упоминаний о П. влечёт за собой гипотезу о П. как скорее социальной (военная аристократия), нежели этнической группировке. «Авеста» подчёркивает дозороастрийский, языческий характер верований П.: они, например, не поклонялись Амеша Спента, а первый из них, Иима, открыто противился культу Ахурамазды («Видевдат» 2, 3). В «Шахнаме» П. соответствуют Пишдадиды. Лит.: Грантовский Э. А., Индо-иранские касты у скифов, в кн.: XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, [№ ] 123, М., I960. Л. Л. ПАРАДИЗ ПАРАДИЗ (европеизированная форма авест. термина pairidaçza), в иранской мифологии (в младоавестийских и ахеменидских преданиях) место блаженства и успокоения духа. Времяпрепровождение в П. выступало синонимом блаженства, лучшего из мыслимых для человека состояний, благодаря чему с усилением религиозно-символической интерпретации П. превратился в образ рая и благого воздаяния. У ранних иранцев П.- охотничий парк в квадратной ограде (ср. символическое значение квадрата). Иранская и иноплеменная иранизированная знать возводила реальные роскошные П., порождавшие ассоциации с райским садом. Древне-мидийские и ахеменидские П. были известны Ксенофонту («Киропедия» I 4, 5, 11; «Анабасис» I 2, 7), Ктесию (5-4 вв. до н. э.) и другим авторам. Подобный П. раскопан вблизи городища Топрак-Кала в древнем Хорезме (3 в. н. э.). Через греческое посредство авестийский термин в форме παρ’αδεισς проник в культурное наследие Европы. Омейядские замки в Мшатте, Каср эль-Хайре, Аммане были продолжением традиции иранских П.- попытками воплотить в архитектурных формах образ земного рая. л. л....