Поиск по материалам сайта
Cлово "REP"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 12, "АПП"-"АРД")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОТ"-"БУЦ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАФ"-"РОД")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАП"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
8. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC")
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "REP"-"VOC") REPETUNDARUM REPETUNDARUM - Repetundarum (sc. pecuniarum) crimen, собственно, преступление римского чиновника, позволившего себе вымогать у римских подданных и союзников деньги, которые можно было потребовать обратно (res repetere); во времена императоров этим именем называлось вообще преступление, заключавшееся в дурном исполнении служебных обязанностей. Tac. ann. 6, 29. Несмотря на закон Порциев (lex Porcia, Закон Порция , ок. 195 г. до Р. X.), который определял наместникам известные обязанности, часто возникали затруднения, доводимые потом до сведения сената, который или сам вел следствие, или приказывал вести его комиссии, пока не была учреждена особенная постоянная комиссия, quaestio perpetua, законом Л. Кальпурния Пизона Фругия (lex Calpurnia, Закон Кальпурния ) в 149 г. до Р. X. Cic. off. 2. 21. Cic. Cluent. 53. В нем перечислялись запрещенные действия, ведение процесса и определенные наказания, вероятно дополненные lex Iunia вскоре после 3-й Пунической войны. Другие определения давал lex Servilia, Закон Сервилия , 105(?) г. до Р. X., и lex Acilia, Закон Акилия . После...
2. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 12, "АПП"-"АРД")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: fori, называется ommi eruditione imbutus (c. 2) и довольно софистическим способом ведет защиту новейшего направления в красноречии (с. 5-10. 16-23). АПРИЙ АПРИЙ - Άπρίης, египетский царь (595-570 гг. до Р. X.), в Ветхом Завете фараон Гофра, сын Псаммиса, был низвергнут Амасисом после неудачного похода на Кирену, предпринятого будто бы А. с целью погубить остатки касты воинов. Hdt. 2, 161. 169. АПРОНИАН АПРОНИАН - Aproniānus, M. Cassius, наместник Далмации и Киликии, куда сопровождал его сын его, известный историк Кассий Дион. В 191 г. А. был консулом. Dio Cass.49. 1. 36. 72, 7. АПРОНИЙ АПРОНИЙ - Apronius, 1. Quintus, сообщник Г. Верреса по злодеяниям в Сицилии. Cic. Verr. 3, 9, 22. 23, 57 слл.; 2. Lucius, римский всадник. В 14 г. от Р. X. сражался под знаменами Друза, сына Тиберия, против возмутившихся паннонских легионов. В 14 и 15 гг. от Р. X. командовал частью армии, подчиненной Германику. В 20 г., будучи проконсулом в Африке, счастливо воевал против Такфарината. Tac. ann. 1, 29. 56. 72. 4, 23; 3....
3. Большой толковый словарь по культурологии. ТЕОЛОГИЯ
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: к феномену Т. История термина. Термин «Т.» впервые вошел в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов (по типу «Теогонии» Гесиода). Подобное изложение чаще всего осуществлялось в поэтической форме; так, Платон говорит о людях, разрабатывающих Т. «в эпосе или в трагедии» (Rep. II, 379 А). Такая «Т.» не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной: Цицерон называет «теологами» вольнодумных последователей Эвге-мера, учивших, что боги суть всего лишь обожествленные люди (Cic. nat. deor. Ill, 55). Более определенная связь с религиозной верой имеет место там, где слово «Т.» прилагается к мистическому преданию тайных религиозных кружков-«тиасов» (напр., на языке позднеантичных религиозных философов слово «Теолог», употребляемое как имя собственное, есть обозначение легендарного поэта древности Орфея, основавшего сообщество орфиков и передавшего им свои мистические гимны). Нередко «теологами» называли жрецов, в обязанность которых входило рассказывать посетителям храма местные мифы. Однако во всех случаях термин «Т.» относился к сфере мифологии, а не философской спекуляции. Аристотель, опираясь на ту критику, которой Платон подверг «Т.» народных и поэтических мифов, впервые перенес обозначение «Т.» на спекулятивную «первую философию», «высшую созерцательную науку» (ср. Arist. Met., 1026 А., 15-20; там же, 1064в 1 и др.). Для Аристотеля Т. есть прежде всего учение о неподвижном перводвнгателе, источнике и цели мирового бытия, и как раз аристотелевское словоупотребление оказало решающее воздействие на дальнейшую историю слова. Однако еще патристика понимала Т. в неспекулятивном смысле. Для Тертуллиана (Adv. nat. И, 1, 2) и Августина (De civ. Dei, VI, 5-10; VIII, 15) «Т.»...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БОТ"-"БУЦ")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: Раздраженная алчностью и вероломством римлян, которые обесчестили ее дочерей и угрожали и самой насилием, притесняли ее подданных и расхищали их имущество (Tac. ann. 14, 31), она призвала свой народ к оружию, 62 г. от Р. X. На римские гарнизоны было сделано нападение, город Лондиний был завоеван британцами и более 70 000 римских солдат и колонистов избито, пока римский полководец Светоний Павлин (см. Suetonii, Светонии , 1) не разбил наголову бесчисленное войско царицы Боадицеи (62 г.); она сама приняла яд, чтобы не попасть в руки римлянам. Tac. ann. 14, 34-37. Tac. Agr. 15, 16. Dio Cass. 62-12. БОЭФ БОЭФ - Boēthus, Βοηθός, из Халкедона, известный ваятель и торевт во 2 в. до Р. X. Cic. Verr. 4, 14. Плиний (34, 84) очень хвалит его статую мальчика, который душит гуся, произведение, из подражания которому, несомненно, возникли многочисленные группы, изображающие мальчика, который силой старается удержать гуся. БОЭЦИЙ БОЭЦИЙ - Boëtius (не Boethius), Anicius Manlius Torquatus Severinus, родился в Риме, вероятно, ок. 475 г. от Р. X., консул в 510 г., ученик платоника Прокла, жил долго в Афинах, занимаясь наукой, приехав в Рим, приобрел доверие короля остготов Теодориха и достиг высших государственных должностей и общей известности как государственный человек и философ. Смотря с тяжелым чувством на настоящее и исполненный живой симпатии к римской национальности, он не стесняясь говорил о желании свободы и был заподозрен вследствие этого в сношениях с византийским двором. Поэтому впоследствии его оклеветали раздраженные его любовью к справедливости и завидовавшие его влиянию вельможи перед Теодорихом, который к старости сделался подозрителен. Когда в Вероне, при храброй защите консулара Альбина, Б. сказал, что если бы Альбин поступил так, он сам и весь сенат единодушно поступили бы не иначе, то немедленно постигло его наказание. Он был сначала...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАФ"-"РОД")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: признаёт его вторым в ряду архангелов (после Михаила). В неканонической книге Товита он выступает в роли ангела-целителя, посланного богом, чтобы вернуть Товиту зрение и избавить от одержимости злым духом Асмодеем девицу, предназначенную в жёны Товии (сыну Товита), и называется одним из «семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу святого» (Тов. 12, 12- 15). Вместе с Гавриилом он наказывает ангелов-повстанцев Шемихазая и Азазеля (книга Еноха). Выступая наравне с другими архангелами в функции просветителя (ср. Михаил ), Р. научает Ноя распознавать целебные травы, передаёт Адаму книги тайных знаний (позднее, в «Потерянном рае» Дж. Мильтона, Р. представлен учителем Адама и Евы). Как и они, Р. сокрушает злых духов, склоняющих людей к порокам и преступлениям, особенно же насылающих болезни. Отголоски представлений о Р. как целителе прослеживаются в описанной Цельсом и Оригеном символике гностической секты офитов, представлявших семерых архангелов в образах животных, среди них Р. в образе змеи (дракона), связанной в ряде мифологий с врачеванием. Каббалистические представления ставят Р. во главе одной из высших ангельских иерархий - офаним. РАХИЛЬ РАХИЛЬ (евр. râhçl, «овца»), в ветхозаветном предании (Быт. 29-35) младшая дочь Лавана Арамеянина, сестра Лии, двоюродная сестра и жена Иакова. Иаков впервые встречает Р. у колодца близ Харрана в Месопотамии. Когда Р. подошла к колодцу, чтобы напоить скот, который она пасла, Иаков, отвалив камень от его устья, напоил овец, поцеловал Р. и заплакал (в мотиве колодца с его символикой плодородия, возрождения, священного брака, новой жизни воспроизводится...
6. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДИВ"-"ДОГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Часть текста: Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muž, diva žena, польск. dzivožona; сербо-лужицк. dziwja žona, dŸiwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны - со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu - «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый ) превратилось в обозначение...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАП"-"ТЕЛ")
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: как универсальный космогонический принцип. Он лежит и в основе мироздания (из Т. родились закон и истина, ночь, океан, из океана - год, распределяющий дни и ночи, и т. д., РВ Х 190), и в основе религиозного поведения - умерщвления плоти, аскезы, которая также является отражением Т. Вместе с Манью Т. защищает своих почитателей и убивает их врагов. Позже Т. стал одним из важных понятий в ряде систем древнеиндийского умозрения. Лит.: Вlair С. J., Heat in the Rig Veda and Atharva Veda, New Haven, 1961. Д. Г. ТА ПЕДН ТА ПЕДН - Кето, Мольтёк, Англай, Пле, в мон-кхмерской мифологии небесное божество у семангов (полуостров Малакка). Иногда говорят, что он живёт в солнечном свете или что Т. П. и есть солнце. Иногда образ Т. П. сливается с образом Корея. По некоторым представлениям, Т. П. живёт на востоке, его младший брат - на западе. У Т. П. есть жена Манои. В мифах семангов функции создателя мира оказались нечётко разделёнными между женским божеством Манои и мужским божеством Т. П. я. ч. ТА ПИАГО И ТА ТАНГОЙ ТА ПИАГО И ТА ТАНГОЙ - в мон-кхмерской мифологии культурные герои у семангов (полуостров Малакка). Они муж и жена. Некогда они жили на земле. Та Пиаго был плодовым деревом перахом. Та Тангой - плодовым деревом рамбутаном. Они преподали людям искусство наносить орнамент по оружию и на гребнях. Та Тангой научила женщин быть привлекательными с помощью украшений, бамбуковых гребней и пр. я. ч. ТАРА ТАРА (санскр. târâ, «спасательница»), в буддийской мифологии бодхисатва. идам и праджня, наиболее популярный женский мифологический образ,...
8. Словарь средневековой культуры. СВЯТЫЕ
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: добавились и христанские мученики . По мнению христиан, начальная история их церкви (I-III вв.) была связана с систематическими преследованиями со стороны римских властей. Христиане, не отрекшиеся от веры под пытками, принявшие мученическую смерть , представлялись своим единоверцам истинным примером для подражания. Память о них приобретала характер ежегодного обряда, а их погребения становились местами особого почитания. Утверждение христианства в качестве официально разрешенной религии (313 г.) открыло новые перспективы для почитания С.ых. С этого времени культ С.ых занимает одно из центральных мест в религиозной и церковной жизни христианского общества. Существенная, если не исключительная, роль в этом процессе принадлежала епископам - ключевым фигурам в организационно-административной системе ранней христианской церкви. Усилиями епископов мученики, почитавшиеся в тех или иных общинах, т.е. весьма узким кругом христиан, приобретают широкую популярность, зачастую в масштабах всей христианской ойкумены. Епископы являлись инициаторами создания торжественных мемориалов над могилами мучеников (как правило, в форме базилики) или переноса их мощей в храмы из захоронений в римских катакомбах, активно занимались поисками останков ...