Поиск по материалам сайта
Cлово "RELIGION"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 9. Размер: 26кб.
2. Мифы народов мира. ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 9. Размер: 37кб.
3. Мифы народов мира. ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 7. Размер: 32кб.
4. Мифы народов мира. ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 16кб.
5. Мифы народов мира. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 29кб.
6. Мифы народов мира. ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 13кб.
7. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 42кб.
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")
Входимость: 5. Размер: 62кб.
9. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 39кб.
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВОС"-"ВЯЙ")
Входимость: 4. Размер: 58кб.
11. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЗЮ"-"ЦЮН")
Входимость: 4. Размер: 39кб.
12. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕН"-"ГИС")
Входимость: 3. Размер: 56кб.
13. Мифы народов мира. ЙЕМЕНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 13кб.
14. Мифы народов мира. ПРАЗДНИК
Входимость: 3. Размер: 20кб.
15. Мифы народов мира. МИТРА
Входимость: 3. Размер: 27кб.
16. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 12, "АФР"-"АЯМ")
Входимость: 3. Размер: 73кб.
17. МЕЛАНД (Meland) Бернард Юджин (1899-1994)
Входимость: 3. Размер: 6кб.
18. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СВЯ")
Входимость: 3. Размер: 47кб.
19. Мифы народов мира. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕР")
Входимость: 3. Размер: 56кб.
20. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДУ"-"ДЯН")
Входимость: 3. Размер: 69кб.
21. ГИРЦ (Герц) (Geertz) Клиффорд (р. 1926)
Входимость: 3. Размер: 8кб.
22. Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕД"-"РЫН")
Входимость: 3. Размер: 49кб.
23. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЯ"-"МЕТ")
Входимость: 3. Размер: 64кб.
24. Мифы народов мира. РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ
Входимость: 3. Размер: 16кб.
25. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕТ"-"СИН")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
26. ФРОММ Эрих (1900-1980)
Входимость: 2. Размер: 7кб.
27. Словарь средневековой культуры. АГИОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
28. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "К" (часть 3, "КЛА"-"КОН")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
29. САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Входимость: 2. Размер: 4кб.
30. Мифы народов мира. ИУДАИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 52кб.
31. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДОД"-"ДУА")
Входимость: 2. Размер: 66кб.
32. Мифы народов мира. ТИБЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 25кб.
33. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 7, "АНГ"-"АНУ")
Входимость: 2. Размер: 62кб.
34. Мифы народов мира. ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 35кб.
35. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 7, "КОС"-"КУК")
Входимость: 2. Размер: 78кб.
36. Мифы народов мира. Статьи на букву "С" (часть 4, "СВА"-"СЕР")
Входимость: 2. Размер: 61кб.
37. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
38. Мифы народов мира. ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 37кб.
39. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 11, "АСТ"-"АФИ")
Входимость: 2. Размер: 55кб.
40. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФРА"-"ФУТ")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
41. Мифы народов мира. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАГ"-"ЦЗЫ")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
42. Мифы народов мира. ЧИСЛА
Входимость: 2. Размер: 19кб.
43. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 2. Размер: 17кб.
44. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 8, "КУК"-"КЭШ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
45. Мифы народов мира. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 2. Размер: 32кб.
46. Мифы народов мира. МАНИ
Входимость: 2. Размер: 18кб.
47. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 9, "АРА"-"АРТ")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
48. Мифы народов мира. Статьи на букву "К" (часть 4, "КАЮ"-"КЕФ")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
49. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕВ")
Входимость: 2. Размер: 43кб.
50. Мифы народов мира. ДРЕВО МИРОВОЕ
Входимость: 2. Размер: 26кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 9. Размер: 26кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ ЗАПАДНОСЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ - Мифологические представления западносемитских народов ханаанейско-аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4-3-го тыс. до н. э. Сирию, Финикию и Палестину, восстанавливаются на основе источников, имеющих фрагментарный характер, - эпиграфики (со 2-й половины 2-го тыс. до н. э.), включающей упоминания богов и их эпитетов, описания жертвоприношений; археологических материалов; данных ономастики (прежде всего теофорные имена). Некоторые сведения о З. м. имеются в письменных памятниках соседних народов - египетских, месопотамских, хеттских; основу для ряда реконструкций даёт Библия (отразившая добиблейские мифологические представления); определённую информацию содержат произведения греческих и римских, а также эллинизированных ближневосточных авторов (указывающие, в частности, на соответствия западносемитских богов божествам других мифологий). Эти источники, однако, представляют тенденциозную интерпретацию- З. м. Более подробно известны мифологические представления населения Угарита (город-государство на территории Финикии) - по сохранившимся спискам богов, записям мифов, ритуальных текстов, сделанных в 14 в. до н. э. (самые ранние из известных материалов) со слов верховного жреца (местная храмовая традиция). У западносемитских народов не сложилась единая для всех этнических...
2. Мифы народов мира. ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 9. Размер: 37кб.
Часть текста: характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию; хронологически В. м. относится к эпохе между сер. 2-го и сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии. Источники В. м.: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки, тексты, связанные с брахманами; упанишады. Эти источники относятся к классу шрути - «услышанное» (т. е. откровение). В. м. передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Некоторые сведения о В. м. могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. В этом смысле даже поздние индуистские тексты, обряды, изобразительное искусство наряду с ведийской археологией и языковыми свидетельствами (прежде всего при сравнительно-исторической интерпретации их: этимология, топономастика и др.) могут рассматриваться как...
3. Мифы народов мира. ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 7. Размер: 32кб.
Часть текста: Среднего царства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат» и др. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т. д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н. э., Плутарха (1-2 вв. н. э.), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и др. Е. м. начала формироваться в 6-4-м тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д. Сам ном также персонифицируется в образе особого божества; например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны; мемфисская - Птах, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Нефертум - бог растительности, и др.). Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, ...
4. Мифы народов мира. ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 16кб.
Часть текста: ХЕТТСКАЯ МИФОЛОГИЯ - мифология населения Хеттского царства (Древнего, 18-16 вв. до н. э., Среднего, 15 в. до н. э., и Нового, 14-13 вв. до н. э.; существовало на территории Малой Азии, состояло из трёх основных областей: страны хатти - хеттов в северной и центральной части Малой Азии, Лувии - на юго-западе Малой Азии и Палы - на северо-востоке). Древнейшим слоем X. м. является мифология хатти (протохеттов), оказавшая существенное влияние на хеттские мифологические воззрения. Видимо, язык хатти 3-го тыс. до н. э. близкородствен северо-западным кавказским (абхазо-адыгским) языкам и имеет черты, общие с северовосточно-кавказскими (нахско-дагестанскими) языками, что позволяет проводить параллели между обозначениями сходных понятий в хаттском и соответствующих кавказских языках. Ко 2-му тыс. до н. э. язык хатти сохранялся лишь в качестве священного. На основании документов из архива столицы Хеттского царства Хатусаса (современный Богазкёй) можно составить достаточно полное представление о мифологии хатти. Главными богами являлись бог солнца Эстан (Eštan, хетт. Истанус), Вурунсему (богиня солнца города Аринна; arinna, «источник», родственно хурритскому arinn-i, «источник»), её дочь - солнечное божество Мецулла, богиня Каттахцифури («царица богиня», хетт. Камрусепа), бог-кузнец Хасамили (Хасамиль), бог престола Хальмасуит (хетт. Halmašuit, хатт. Ha-n-wa-š-wi-t, от Ha-ni-wa-š, «то, на чём сидят - престол», упоминается в древнейшей хеттской надписи царя Аниттаса, 18 в.), бог-пастух Хапанта-ли, бог плодородия Телепину (хетт. Телепинус), покровительница Хатту-саса воинственная богиня Инара, божества подземного мира Лелъвани и пара Иштуштайя (Ištuštaya, Ešduš-taya, возможно, родственно имени Эстан) и Папайя, богиня зерна Каит (Kait,...
5. Мифы народов мира. РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 29кб.
Часть текста: - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д. (Aul. Gell. I 21), имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределённость пола древних божеств (ср. Палес ), отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них (Фавн - Фавна, Полона - Помон и т. п.), в формуле обращения к божеству - «бог или богиня», «муж или женщина»; использование в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь называться» (II 28). Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень. Марс - копьё. Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов и созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина, с которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды, культ. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что «Индигитаменты» были не народным...
6. Мифы народов мира. ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 6. Размер: 13кб.
Часть текста: - Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии. Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в...
7. Мифы народов мира. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 42кб.
Часть текста: своего культа носят на себе изображения вепрей» («Германия» XLV). Некоторые сведения о ритуале и идолопоклонстве эстиев и пруссов содержатся в англо-саксонском описании путешествия Вульфстана (кон. 9 в.) и в жизнеописаниях епископа Адальберта Бременского, пытавшегося приобщить пруссов к христианству. Данные источников 12-13 вв. расширяют представления о раннебалтийском язычестве: напр., араб. географ Идриси сообщает о поклонении огню, в булле папы Иннокентия от 5 октября 1199 упоминаются и другие объекты почитания - деревья, травы, водные источники, животные и т. д. С началом агрессии Тевтонского ордена, немецкой колонизации и христианизации в кон. 12 - нач. 13 вв. количество источников по Б. м. (прежде всего у пруссов) резко увеличивается (орденские договоры с пруссами, «Рифмованная хроника», «Ливонская хроника» Генриха Латвийского, польские анналы, русские летописи). Более поздние источники - «Хроника Пруссии» Петра Дюсбурга (14 в.), сочинения польского историка Я. Длугоша (15 в.), немецкого монаха С. Грунау, литовских писателей Мажвидаса, Даукши, Бреткунаса и др., польских историков М. Стрыйковского, Я. Ласицкого (16 в.) и др., сообщающие много нового, вместе с тем не только содержат немало сомнительных сведений, но иногда и дополняют Б. м. в соответствии с античными мифологическими образцами и общими представлениями о мифологии самих авторов (в некоторых случаях отдельные авторы 16 в., например Грунау, подозреваются в подделках, с чем - в полном объёме - согласиться трудно). В 16 в. христианизация балтийских народов была завершена, но остатки...
8. Мифы народов мира. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАР")
Входимость: 5. Размер: 62кб.
Часть текста: Это значение употребляется и по сей день, хотя понятие «душа» не точно соответствует представлению египтян о Б. В период Древнего царства, согласно «Текстам пирамид», обладание Б. приписывалось только богам и фараонам. Б. мыслилось как воплощение их силы и могущества. Их могло быть несколько (множ. ч. бау). Позднее, согласно «Текстам саркофагов» и «Книге мёртвых», Б. считалось воплощением жизненной силы всех людей, продолжающим существовать и после их смерти. Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, Б. может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днём» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Б. осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т. д. Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве Б. богов нередко фигурируют священные животные (напр., Б. Себека - крокодил, Осириса - баран, Б. многих богов - змея) или другие божества [так, Хнум в Латополе (Эсне) считался Б. Шу, в Гипселисе - Осириса, в...
9. Мифы народов мира. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Входимость: 5. Размер: 39кб.
Часть текста: мифологии. Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и мифология восточных славян (племенные центры - Киев и Новгород). Можно предполагать существование и других вариантов (в частности, южнославянских на Балканах и западнославянских в польско-чешско-моравской области), но сведения о них скудны. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность «язычества» была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов С. м. на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии - средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян) и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова») и летописи (мифология восточных славян). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по С. м. дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные...
10. Мифы народов мира. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВОС"-"ВЯЙ")
Входимость: 4. Размер: 58кб.
Часть текста: одну ночь могли проскакать десять тысяч ли, у одного на спине росли крылья, и он мог летать. В, с. - постоянная тема китайской живописи и поэзии. б. р. ВОСКРЕСЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - Иисуса Христа (греч. Άνάστασις, лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал свою насильственную смерть и В. «в третий день» (напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок, символически соотнесённый с ветхозаветным прототипом - трёхдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Матф. 12, 40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счётом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его В., как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток - примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. как таковое, т. е. оживание тела Христа и его выход из...