Поиск по материалам сайта
Cлово "PSYCHE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 3. Размер: 68кб.
2. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 57кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
4. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 9, "ПРО"-"ПЯТ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
5. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "П"
Входимость: 1. Размер: 63кб.
6. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИТ"-"ДЮР")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЫ"-"АКА")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
8. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
10. Мифы народов мира. МАНДАЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
11. ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИП"-"ГРА")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
13. Античный мир в терминах, именах и названиях. Статьи на букву "П"
Входимость: 1. Размер: 74кб.
14. ДУША (англ. soul, нем. Seele, фр. ame)
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРА"-"ПСЫ")
Входимость: 3. Размер: 68кб.
Часть текста: шакти - божественной женской энергией. В ряде философских школ противостоит пуруше, понимаемому как «Я», отличное от тела, ума и чувств. П. состоит из трёх субстанций - гун, которые, постоянно изменяясь, порождают страдание, радость, безразличие. П. характеризуется необусловленностью, вечностью, вездесущностью. Соединившись с пурушей, П. нарушает равновесие и вызывает эволюцию мира. в. т. ПРАКСИФЕЯ ПРАКСИФЕЯ - Пракситея (Πραξιθέα), в греческой мифологии: 1) дочь Теспия, родившая от Геракла Нефа (Apollod. II 7, 8); 2) жена афинского царя Эрехфея, пожертвовавшая своими дочерьми ради победы афинян в войне с Элевсином (Lycurg. 98 след.); 3) наяда, жена афинского царя Эрихтония, мать Пандиона (Apollod. Ill 14, в). а. т.-г. ПРАТЬЕКАБУДДА ПРАТЬЕКАБУДДА (санскр. pratyekabuddha, пали paccekabuddha, «будда для самого себя»), в буддийской мифологии тот, кто достиг нирваны, но не проповедует дхарму. П. появляются в те же самые кальпы, что и будды, но они никогда не встречают будд. Одновременно может существовать неограниченное число П. Лит.: Charpentler J., Studien zur indinchen Erzahlungaliteratur, T. 1 - Paccekabudd-hageachichten, Uppsala, 1908. Л. М. ПРАХ КЕТ МЕАЛЕА ПРАХ КЕТ МЕАЛЕА - в кхмерской мифологии принц, для которого был выстроен ансамбль Ангкора. Сын правителя Индрапасты (здесь как название Кампучии) П. К. М. обладал изумительной красотой и моральными совершенствами. Сам Энтреа (Индра) спустился к нему на землю и забрал его на небо. Но райские существа теводы не могли перенести запаха человека. Тогда Энтреа велел божественному архитектору Пуснуке воздвигнуть на земле дворец, аналогичный небесному. Бык Нандин указал на холме Бакхенг место для строительства. Пятибашенный храм Ангкор Ват стал обиталищем П. К. М. я. ч. ПРАХЛАДА ПРАХЛАДА (др.-инд. prahlâda, букв. «радость», «восторг»), в индуистской мифологии сын асура Хираньякашипу, дед асура Бали. Наиболее подробно миф о П....
2. Этнопсихологический словарь. Статьи на букву "Э"
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: высокой степенью национального самолюбия, добросовестностью и старательностью во всех сферах жизни и деятельности, стремлением завоевать доверие представителей других этнических общностей. Эмоционально волевые национально-психологические особенности Эмоционально волевые национально-психологические особенности - охватывают сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этнических общностей. Например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности, как показали кросскультурные исследования, отличаются у различных народов не наличием или присутствием каких-то эмоциональных и волевых черт, их количество у всех одинаково, а: 1) спецификой их соотношения в национальном характере и национальном темпераменте; 2) динамикой протекания чувств и проявления воли; 3) своеобразием национальной установки на....
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДРА"-"ДЮФ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: светской архитектуры, замечательные мозаики, фрески, миниатюры, рельефы, декоративные изделия. ДРЕВС, АРТУР ДРЕВС, АРТУР (Drews) (1.11.1865, Итерзен, - 19.7.1935, Ахерн), немецкий философ-идеалист, последователь Э. Гартмана. Профессор политехнического института в Карлсруэ (с 1898 г.). В основе бытия, по Д., лежит иррациональная и божественная стихия, обретающая самосознание в религиозно-философском творчестве человека. С позиции этого «конкретного», или «динамического», пантеизма Д. выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух. Д. приобрел известность как плодовитый популяризатор т. н. мифологической школы в религиеведении. Его интерпретация образов Христа и других новозаветных персонажен как безличных астральных символов основана на гипотезах Дж. Фрейзера, Дж. Робертсона и других историков религии. В конце жизни разрабатывал расовую «германскую религию» (книга о Р. Вагнере «R. Wagner», 1934, толкование свастики и т. п.), смыкаясь с идеологией нацизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь ДУССЕЛЬ ДУССЕЛЬ - Энрике Дуссель (Dussel) (р. 1934) аргент. философ и теолог, в наст. время живет в Мексике. Д. - своеобразный продолжатель "философии лат.-амер. сущности" Л.Сеа. Основываясь на теор. вопросах, разработанных предшественниками (проблема взаимосвязанности аутентичности и универсальности, необходимость культурной самоидентификации народов Лат. Америки и др.), Д. предложил способ их практич. разрешения в концепции "инаковости" Лат. Америки, вырастающей в "философию освобождения". Д. отказывает зап.-европ. культуре в прерогативе на истор. субъектность, справедливо ...
4. Словарь античности. Статьи на букву "П" (часть 9, "ПРО"-"ПЯТ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: для обозначения П., первоначально являвшегося исполнителем секулярной функции в греч. полисе. ПРОРОК ПРОРОК (греч. жрец, который предсказывает то, что должно произойти). В древности, за пределами ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстеп. служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего, П. считался посредником между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях П., осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашатаем божеств, воли, непосредственно вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего (ссылки на Христа, описание исцелений). ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - не всегда однозначно употребляемое обозначение отдельных явлений греч. культуры, в особенности в области истории философии. Гегель применял его к софистам, другие - к представителям ионийской школы, Ксенофану, Сократу. К. Маркс называл Эпикура выдающимся греч. просветителем. Те, кого называли просветителями, пытались распространением научно-теоретич. знаний преодолеть благоговение и страх перед богами, мифич. толкование всего неизвестного и непонятного, представления, насаждавшиеся религиями, а также нравственно облагородить человека или дать ему необходимую сумму знаний. Греч. П. ориентировалось преим. на небольшую социальную прослойку общества. ПРОСКРИПЦИЯ ПРОСКРИПЦИЯ (лат. обнародованное объявление), особые списки, на основании которых лица, попавшие в них, объявлялись вне закона. Всякий, кто убивал или выдавал этих людей, получал награду; имущество их подлежало конфискации, а рабы становились свободными. Имущество осужденных продавалось с аукциона. Известны в первую очередь пресловутые П. Суллы 82 до н. э., при помощи которых он избавился от врагов сенатского и всаднич. сословия. Конфискации ...
5. Краткий словарь мифологии и древностей. Статьи на букву "П"
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: предводительствовавший спартанцами в битве при Платее в 479 г. до Р. X. Из-за его надменности, греческие союзники возненавидели его и склонились к признанию гегемонии Афин. Впоследствии он завел изменнические сношения с Персией, за что был уморен голодом в храме Афины, куда он скрылся, узнав об открытии его измены (470 г. до Р. X.). ПАВЗИЙ Павзий (Pausias, Πανσίας). Известный греческий живописец, современник Апеллеса, живший около 360-330 гг. до Р. X. ПАГАЗЫ Пагазы (Pagasae, Παγασαί). Приморский город в Фессалии, где, по преданию, Аргонавты построили свой корабль Арго. ПАДУС Падус (Padus). Древнее название реки По, в северной Италии. ПАКТОЛ Пактол (Pactolus, Παχτωλός). Река в Лидии, золотые пески которой вошли в поговорку. См. Мидас . ПАКУВИЙ Пакувий (Pacuvius). Римский поэт, писавший трагедии, род. в Брундизиуме около 220 г. до Р. X. Он был не только замечательным трагиком, но и живописцем. Он долго жил в Риме и умер 90 лет от роду. ПАЛАМЕД Паламед (Palamedes, Παλαμήδης). Сын Навплия, одного из героев, участвовавших в походе на Трою. Одиссей обвинил его в измене, спрятав в его палатке письмо, написанное будто бы Приамом. Греки побили Паламеда камнями. Паламед считался изобретателем некоторых греческих букв, весов, мер, игр в кости и в шашки. ПАЛЕМОН Палемон (Palaemon,...
6. Словарь античности. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИТ"-"ДЮР")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: издал сохранивший значение до нашего времени сборник вост. - греч. надписей «Orientis Graeci Inscriptiones Selectae», (в 2 т., Лейпциг, 1903 - 1905; переиздание: Лейпциг, 1960), а также сборник «Inscriptionum Graecarum» (в 4 т., Лейпциг, 1915 - 1924). ДИФИЛ ДИФИЛ - род. до 350 до н. э. в Синопе, ум. в Смирне, поэт новоаттич. комедии. Из 100 написанных им произведений сохранилось лишь ок. 130 фрагментов, которые характеризуют эти произведения как веселые бытовые пьесы. Среди комич. персонажей - историч. и мифич. герои. Д. оказал значительное влияние на творчество рим. комедиографов ( Плавт ). ДИФИРАМБ ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos), др.-греч. хоровая песнь, связанная с культом Диониса (назв. от призыва «Thriambe Dithyrambe»). У истоков этой художеств, формы, постровидимому, стояли Арион и Лас. Симонид Кеосский был победителем в Д. - агонах. Выдающиеся примеры этого жанра мы встречаем у Вакхилида и Пиндара. В 5 - 4 вв. до н. э. такие мастера, как Меланиппид, Филоксен и Тимофей преобразовали Д., введя в него свободные ритмы и музыкальные новшества: виртуозное сольное пение, а также смену тональностей и ритма. В то время как Аристофан и Платон критиковали Д., Аристотель выделял его в качестве единств, жанра совр. ему лирики. Из богатой коллекции...
7. Мифы народов мира. Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЫ"-"АКА")
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: В начало словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЫ"-"АКА") АДЫГСКАЯ МИФОЛОГИЯ АДЫГСКАЯ МИФОЛОГИЯ - см. в ст. Кавказско-иберийских народов мифология . АЕДИЕ АЕДИЕ - в мифологии народа эдэ (группа горных индонезийцев) во Вьетнаме верховное божество. Его голова символизирует небесный купол («перевёрнутый гонг»), нахмуренный лоб - облака (набегающие думы), дыхание - воздух, половые органы - плодородие, правый глаз - золотое солнце, левый глаз - серебряную луну, руки - два столпа, на которых держится небо. Его жена Хэба (мать-земля) породила в браке с ним прекрасную дочь - солнце-женщину и сына, который умер от укуса сколопендры-тысяченожки. С тех пор А. поселился в большом доме на самом высоком ярусе небес. Он творит суд и правит, опираясь не на власть, а на свой моральный авторитет. В доме А. висит чудесный барабан - дамбху, ударяя в который он повелевает всеми духами и божествами. н. н. АЕДУ АЕДУ - в мифологии народа эдэ (группа горных индонезийцев) во Вьетнаме мужское божество, ведающее погодой и плодородием. Считается вторым божеством после Аедие. н. н. АЕ КЭБОАЛАН АЕ КЭБОАЛАН - в мифологии народа эдэ...
8. Библиография
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: проблемы зарубежной литературыXX века: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Андреев Л. Г. — М., 1989. — 175с. 7. Андреев Л. Г. Порывы и поиски двадцатого века // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров западноевроп. лит. XX в. / Сост., предис., общ. ред. Андреева Л. Г. — М., 1986. — С. 3-18. 8. Андреев Л. Г. Французская литература и "конец века". // Вопр. лит. — М., 1986. — № 6. — С. 81 — 101. 9. Балашова Т. В. Методология "новой критики" // Теории, школы, концепции. — М., 1975. — С. 64-108. 10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. — М.. 1989. — 616 с. 11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 502 с. 12. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 6-71. 13. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М., 1979. — 320 с. 14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.,1979. — 424 с. 14а. Вайнштейн О. Б. Сопротивление теории или эстетика чтения. // Вопр. лит. —М.,1990.— № 5. — С. 88-93. 15. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры: (Критика философии М. Хайдеггера). — М., 1963. —121 с. 16. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). — М., 1989. — 50 с. 17. Гульельми А. Группа 63. // Называть вещи своими именами. — М.,1986. — С. 185-194. 18. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. — М.,1990. —107 с. 19. Деррида Ж. Письмо к японскому другу. // Вопр. философии. — М., 1992. — № 4. — С. 53 - 57. 20. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. ...
9. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕР"-"ДИС")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: наиболее прочные элементы классич. эстетики. Обновил и во многом переосмыслил в постструктуралистском ключе ту линию в исследованиях культуры и искусства, к-рая связана с именами крупнейших структуралистов - Фуко , Р. Барт а, Леви-Стросс а и их последователей - Мец а, Тодоров а. Специфика эстетич. взглядов Д. связана с переносом внимания со структуры как таковой на ее оборотную сторону, "изнанку". Изучение таких неструктурных внешних элементов структуры, как случайность, аффекты, желание, телесность, власть, свобода и т.д. способствуют размыканию структуралистского текста и его погружению в широкий социокультурный контекст в качестве открытой системы. Трактуя человеч. деятельность в целом как своего рода чтение безграничного текста мира, Д. снимает оппозицию "логическое - риторическое", заостряя столь актуальную для совр. теории познания проблему неопределенности значений. Взгляды Д. оказали глубокое влияние не только на континентальную, но и на англо-амер. эстетику, вызвав к жизни йельскую школу критики, а также многочисл. исследоват. группы в др. ун-тах. Филос. взгляды Д., чья эволюция отмечена смещением интереса от...
10. Мифы народов мира. МАНДАЛА
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: словаря По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я МАНДАЛА МАНДАЛА (др.-инд. «mándala», «круг», «диск», «круглый», «круговой» и т. п.), один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву). Само слово «М.» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (помимо указанных, ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Риг-веды», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие М. и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков нашей эры (впрочем, немецкий востоковед 3. Хуммель полагает, что М. возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах буддизма слово «М.» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой...