Поиск по материалам сайта
Cлово "OPP"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
2. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 2. Размер: 17кб.
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВР"-"Е")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
4. Реальный словарь классических древностей. СОЗВЕЗДИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
6. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕП"-"ЛИК")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
8. Мифы народов мира. АФИНА
Входимость: 1. Размер: 25кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
10. Мифы народов мира. ГЕРОЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
11. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЕР"-"ГИГ")
Входимость: 1. Размер: 70кб.
12. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПАН")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕЩ"-"ПОД")
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОЛМ"-"ОРМ")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Часть текста: город перебов в фессалийской провинции Гестиеотида. Гомер (Il. 2, 739) называет его λευχή, потому что в окрестностях его ( по Strab. 9, 440) находилось много белой глины. Теперешнее имя его Elassona. ОЛОФИКС ОЛОФИКС - Olophyxus, Όλόφυξος, город на горе Афоне, который во времена Фукидида (Thuc. 4, 109) имел смешанное население из пеласгов, фракийцев и греков. Hdt. 7, 22. Strab. 7, 331. ОЛУР ОЛУР - Olŭrus, 'Όλουρος, 1. горная крепость Ахеи, близ теперешнего Ксилокастро. Хеn. Hell. 7, 4, 17; 2. город Менении, называемый также Oluris и Dorion (Ноm. Il. 2, 594), на юг от реки Неды. Strab. 8, 350. ОЛЬВИЯ ОЛЬВИЯ - Olbĭa, Όλβία, 1. сильная крепость при Памфилийском заливе, недалеко от реки Катаракта. Strab. 14, 666; 2. милетская колония и богатый торговый город при слиянии Борисфена с Гипанисом, в 240 стадиях от устья; он называется также Олбиополь и Борисфен; в 56 г. до Р. X. он был разрушен гетами. Hdt. 4, 18; 3. О. или Астак, город в...
2. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого...
3. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВР"-"Е")
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕВР"-"Е") ЕВРИПИЛ ЕВРИПИЛ - EurypСћlus, Ευρύπυλος, 1. сын Евемона, царь Ормения в Фессалии, с 40 кораблями участвовал в походе против Трои, где он в числе главных героев вызвался вступить в поединок с Гектором. Рану, нанесенную ему Парисом, излечивает Патрокл. Ноm. Il. 2, 736. 7, 167. 11. 580. 509 сл. 15, 390. Е. считается также местным героем в Гирии (Hyria), где он назывался сыном Посейдона и Келенои, дочери Атланта, и царем в киренской области; кроме того, он имел отношение к культу Диониса, имевшего прозвище Aesymnetes. Гефест передал сделанное им и уложенное в ящике изображение Диониса Дардану, который и хранил его как святыню. При разделе троянской добычи ящик этот пришелся на долю Е.; Еврипил, открыв его, впал в сумасшествие. Дельфийский оракул приказал ему ради излечения посвятить ящик на том месте, где он встретил людей, приносящих жертву по иноземному, варварскому обычаю. Он пришел в Арою в Ахае, где ежегодно...
4. Реальный словарь классических древностей. СОЗВЕЗДИЯ
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: 'Έσπερος, см. Phosphorus, Фосфор . В более поздние времена насчитывали обыкновенно 48 С., а именно: 12 в зодиаке, 21 на северном небе и 15 на южном. С. зодиака являются следующие: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева , Весы, Скорпион, Стрелок, Козерог, Водолей, Рыбы. Северные: Большая и Малая Медведица, Дракон , Кефей , Кассиопея , Андромеда , Персей , Пегас , Малый Конь, Треугольник, Возница, Боот, Северная Корона, Змееносец, Змей, Геркулес, Орел, Стрела, Лира, Лебедь, Дельфин. Южные: Орион , Кит , Эридан , Заяц, Малый и Большой Пес, Гидра, Чаша, Ворон, Кентавр, Волк, Алтарь, Южная рыба, Арго, Южная Корона. О происхождении знаков или фигур С. мы имеем мало сведений; точно так же колеблются показания относительно их числа, названия и вида. Поэты старались объяснить их название и происхождение мифически. Приведем здесь главнейшие из них в алфавитном порядке латинских имен, причем будем обращать внимание на мифологию. Andromeda, дева, лежащая с распростертыми руками, к югу от Кассиопеи, см. Andromeda, Андромеда ; Anguis, Hydra; Anguifer, Serpentarius; Aquarius, Ύδροχόος; Водолей, в зодиаке, между Козерогом и Рыбами, человек, стоящий на коленях и льющий воду из урны, вероятно, образное представление дождливого месяца; мифологически принимали его или за Ганимеда или за Девкалиона, жившего во времена потопа, или за Кекропа, во времена которого не употребляли еще при...
5. Мифы народов мира. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕВ"-"ДЕЯ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: как к богам вообще (во множественном числе, нередко в собирательном значении), так и особенно к разным классам низших богов. Последние сохраняются и в индуистском культе Шивы или Вишну, так или иначе (часто довольно внешне) приспосабливаясь к ним. Во многих сельских местностях и сейчас чтут т. н. «грамадеват» (grâmadevátâ - деревенское божество), охраняющих местное население от болезней, неурожая, падежа скота, порчи, стихийных бедствий; они же могут даровать богатство, силу, потомство. Им посвящаются особые культовые сооружения, святилища («девагриха», др.-инд. devagrha-, букв. «божий дом»), в них помещаются изображения «грамадеват» - от антропоморфных статуй до груды камней или дерева, символизирующих эти деревенские божества; за ними ухаживали: омывали их, кормили, приносили им жертвы и т. д. Культ Д., лучше всего известный по поздним источникам, восходит тем не менее к глубокой древности, где он связан с коллективными божествами плодородия. Не случайно, что «грамадеваты» нередко называются «матерями» (ср. связь «матерей» с древнейшим культом «Великой матери», хорошо известным в Индии). в. т. ДЕВАТАУ СОТАПАН ДЕВАТАУ СОТАПАН (букв. «духи, победившие водный поток»), в мифологии монов (мон-кхмерская группа) в Нижней Бирме группа духов. Рассматриваются как мужские по природе в противоположность хтоническим водным божествам нагам, женским. Культ Д. с. вытеснил культ последних. Д. с. были канонизированы в числе 36 в 15 в. правителем монского государства в Пегу. Это число связано с делением средневекового государства Раманадесы на 32 округа,...
6. Мифы народов мира. ЦАРЬ
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога - божественный Ц. (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный Ц. справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена Ц. происходит в результате состязания старого Ц. с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти - скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный Ц. воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту шутовского Ц. (см. в ст. Раб ). По мнению Хокарта, вера в божественных Ц. - древнейшая религия человечества. Кембриджская школа во многом осталась верна предложенной немецким учёным В. Манхардтом схеме культовой драмы умирающего и воскресающего духа растительности. Со временем концепция божественного Ц. подверглась критике. Американский этнолог Дж. фонтенроз указал на то, что реконструируемый комплекс Ц.-бога ни в одной культурной...
7. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕП"-"ЛИК")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕП"-"ЛИК") ЛЕПРЕОН ЛЕПРЕОН - Leprĕon, Λέπρεον, τό, и Leprĕos, ο̉ Λέπρεος, город в Трифилии, области Элиды, основанный, по преданию, минийцами из Лемноса. Л. лежал в 40 стадиях от моря к югу от Пилоса (у и. Стровицы), на одном из выступов горы Минфы, и имел сильную крепость. Лепреаты участвовали в битве при Платеях как самостоятельный народ (Hdt. 9. 28) и старались неоднократно, притом с успехом, сохранить свою независимость от Элиды. При заключении мира в 399 г. эта независимость была утверждена за ними. Оттого некоторые географы причисляли область их к Аркадии, другие же считали Лепреатиду совершенно самостоятельною и отдельною страною. Strab. 8, 342. 344 сл. Paus. 5, 4, 4. ЛЕПТИН ЛЕПТИН - Leptines, Λεπτίνης, 1. брат старшего Дионисия, командовал флотом против карфагенян. Он навлек на себя неудовольствие своего брата и был смещен и изгнан в 390 г. до Р. X.; впоследствии он был возвращен и принят с почетом. Он пал славною смертью в битве при Кронии в 383 г. Plut. Dio 9 сл. Diod. Sic. 15. 17. 7; 2. убийца сиракузского тирана Каллиппа, от руки которого пал Дион. Plut....
8. Мифы народов мира. АФИНА
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем (Apollod. I 3, 6). Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, А. получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение А. изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. А. является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что А. считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. А.- одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу (Hes. Theog. 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Horat. Carm. I 12, 17-20) и место её - ближайшее к Зевсу (Plut. Conv. 2). Наряду с новыми функциями богини военной мощи, А. сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называет А. «совоокой» (glaycôpis), орфический гимн (XXXII 11) - «пестровидной змеей». А.-покровительница змей...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 11, "КРИ"-"КУТ") КРИСП КРИСП - Crispus, см. Constantinus, Константин , и Sallustius, Саллюстии . КРИСПИН КРИСПИН - Crispīnus, 1. некто стоик-болтун, любитель проповедовать о добродетели, осмеянный Горацием (Horat. Sat. 1, 1, 120. 3, 129. 4, 14. 2, 7, 45). В схолиях он называется Плоцием К. и говорится про него: hic poeta fuit, qui sectam stoicam versibus scripsit; 2. египетский невольник, бывший в большой милости у Домициана, Iuven. 1, 24. 4, 1; 3. см. Quintii, Квинтии , В, 5-7. КРИСТАЛЛИНА КРИСТАЛЛИНА - Crystallĭna, т. е. vasa, были сосуды из чистого белого и прозрачного стекла, которое мы называем также хрусталем. Plin. 37, 2, 11. Juv. 6, 155. КРИТ Статья большая, находится на отдельной странице . КРИТИЙ КРИТИЙ - I. Critias, Κριτίας, 1. сын Дропида, родственник Солона, через сына своего Каллайсхра дед Крития Младшего, а через дочь своего сына Главкона прадед философа Платона; 2. К. Младший, ученик Горгия Леонтинского и Сократа, сначала заявил себя приверженцем демократии и при разбирательстве дела об убиении Фриниха (411 г. до Р. X.) настоял на том, чтобы сперва было произведено расследование относительно образа действий Фриниха, вследствие чего это убийство было признано делом законным. В течении следующих лет он находился в изгнании во Фракии и Фессалии, после же низвержения демократии в 404 г. встречаем мы его опять в Афинах, в числе тридцати. Здесь сначала К. действовал в союзе с Фераменом (см. Theramenes, Ферамен ),...
10. Мифы народов мира. ГЕРОЙ
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Часть текста: сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Г. обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, «полубогами» (ήμίθεοι), Opp. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Г. разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный» (Hesych. v. ήρως)- Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат. servâre, «оберегать», «спасать»), а также сближая с именем богини Геры - Ήρα. История Г. относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - сер. 2-го тыс. до н. э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения Г., вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Г. с указанием их родителей и места рождения (Неs. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда Г. не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей ). Т....