Поиск по материалам сайта
Cлово "NUB"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
2. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЦ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 10, "АНН"-"АНФ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САС")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 10, "СОС"-"СТА")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
7. Реальный словарь классических древностей. ПЕРИКЛ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГИГ"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мифы народов мира. ХАОС
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй. В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X. Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал (так, X. у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь, на пародийном языке Аристофана - птиц). Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порождённое Ночью. В «Облаках» X. вместе с Облаками и Языком является богом Сократа (Nub. 424), и тот даже им клянётся (627). Так, к концу классического периода в Греции существуют две концепции X., исходящие из гесиодовской концепции. Одна выдвигает на первый план понятие X. как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного; а другая понимает X. как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни. Первая концепция углубляется Аристотелем и ещё больше Платоном. Аристотель («Физика» IV 208 b 31) понимает X. Гесиода просто как физическое место, где находятся те или другие физические тела. Платон же, хотя сам и не использует этого понятия (в Conv. 178 b он говорит о гесиодовском X.), по свидетельству...
2. Мифы народов мира. ЗЕВС
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: По первой букве А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я ЗЕВС ЗЕВС (Ζεύς), Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. - исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo - «дневное сияющее небо», др.-инд. deva - «бог», dyaus - «небо» (Дьяус), греч.Ζεύς, род. п. Διός «Зевс, бог ясного неба», лат. deus - «бог», dies - «день»; др.-инд. Dyaus pitar, др.-греч. Ζεύς πατήρ- лат. Jup(p)iter, Diespiter). В античности этимология слова «З.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». З. - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи (Неs. Theog. 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец З., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося З. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (453-491). Согласно другому варианту, Рея родила З. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Apollod. I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания З. Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением З. (в образе быка З. похитил Европу). Главным местопребыванием З. Лабриса, или З. Лабрандского, считался лабиринт...
3. Мифы народов мира. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГАЦ")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: - святая Г. (Šventa Gabija; ср. Паникс - мифологизированный образ огня в прусской мифологии). Святую Г. призывают остаться с людьми. Иногда этим именем обозначают крещёный огонь или восковую свечу, вылепленную руками, и даже святыню, святилище. «Пойти за Г.» означает «умереть»; ср. распространённую символику: угасание свечи - смерть. Реже встречается мужская ипостась этого божества - Габис (литов. gabis, gabys). Другой вариант имени - Габета (литов. gabeta). Тот же корень встречается в имени литовской богини очага Матергабия, ср. Пеленгабию, Поленгабию (Роlengabia у Я. Ласицкого, 16 в.), литовское божество домашнего очага (от pelenãi, «зола, пепел»). в. И., в. т. ГАБРИЕЛ ХРЕШТАК ГАБРИЕЛ ХРЕШТАК - в армянской мифологии персонаж, идентифицируемый (после принятия армянами христианства, 4 в.) с архангелом Гавриилом, перенявший функции духа смерти Гроха и бога грозы и молнии Вахагна. В народной традиции и верованиях встречаются и поныне три наименования духа смерти (Г. X., Грох, Хогеар). Г. X. - пламенный, грозный и бесстрашный, вооружён огненным мечом (зарница - блеск его меча). Живёт на небесах под началом у бога; одна его нога - на небесах, другая - на земле. Как ангелу смерти люди оказывают сопротивление Г. X. В одном мифе герой Аслан Ага вступает в борьбу с Г. X., чтобы добиться для людей бессмертия, но терпит поражение. Как бог грозы и молнии Г. X., один или вместе с другими ангелами, борется против вишапов. Г. X. выступает также посредником между богом и людьми. В эпосе «Сасна Црер» Г. X. спускается с неба и разнимает борющихся между собой отца и сына (Давида и Мгера). с. б. а. ГАБЬЯУЯ ГАБЬЯУЯ - Габьяуис (литов. Gabjauja, Gabjaujis), в литовской мифологии божество богатства, чаще - женское. Нем. историк Т. Шульц (17 в.) упоминает имя Г. как обозначение бога амбаров, овинов. Другой немецкий историк 17 в. - М. Преториус...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "А" (часть 10, "АНН"-"АНФ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: носили простые железные кольца с печатями, позднее они стали украшать пальцы золотыми кольцами, которые были украшаемы геммами и драгоценными камнями; для сохранения таких колец имелись особые ящички, или дактилиофеки. Вообще, кольца, позднее служившие украшением, первоначально имели назначение печатей, а также служили внешним отличием некоторых сословий. Золотые кольца, явившиеся на место прежних железных, были сперва отличием для всех сенаторов и должностных лиц, а потом и всадники получили ius annuli aurei. Плебеи носили железные кольца; право носить золотое кольцо давалось только за особые заслуги; с этим правом давалось и звание всадника, в том, конечно, случае, если награждаемое лицо имело ценз, определенный для всадников. Императоры были очень щедры в даровании права носить золотое кольцо; этот знак отличия давался даже вольноотпущенникам, и тогда они становились и ingenui и équités. Поэтому кольцо потеряло свое прежнее значение и короткое время служило только отличием свободнорожденного или, по крайней мере, человека, пользующегося правами свободнорожденного, а потом позволено было носить кольца и таким лицам, которые пользовались лишь неполной или посредственной ingenuitate, соединенною с некоторыми привилегиями. Plin. 33, 1 слл. Разнообразно было употребление колец как печатей: ими, напр., запечатывали письма, скрепляли документы и контракты, опечатывали домашние кладовые, бочки, ящики и т. п., чтобы помешать рабам воровать запасы. При обручениях жених обыкновенно давал невесте кольцо (так наз. annulus pronubus). Plin. ук. м. При трауре колец не носили. Liv. 9, 7. И у греков железные кольца употреблялись преимущественно как печати, отсюда σφραγίδες (см. это слово). Ношение дорогих колец у Аристофана (Arist. Nub. 332. Eccl. 632) представляется признаком фатовства. Обычай ношения колец...
5. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 2, "САЛ"-"САС")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Часть текста: н. мыс Salmon. Strab. 2, 106. 10. 472. 474. САЛОНИИ САЛОНИИ - Salonĭi, 1. P. Salonius, участвовал в 342 г. до Р. X. в качестве военного трибуна в восстании войска, расположенного лагерем при Капуе. Liv. 7, 41; 2. Salonia, дочь писца, вторая жена Катона Старшего и мать Катона Салонийского. САЛОНЫ САЛОНЫ - Salōnae или -na, Σαλω̃ναι, Σάλων, главный город Далмации, при заливе, который и теперь еще называется тем же именем, необыкновенно важный пункт для римлян вследствие своего стратегического положения и своей гавани, своими предместьями простиравшийся до горного прохода Клиссуры, через который был единственный доступ с суши в Далмацию. Этот город - родина императора Диоклетиана; на три римские мили южнее находилась его великолепная вилла, от которой уцелели значительные остатки. После того как готы разрушили С., жители поселились в Спалате. Caes. b. c. 3, 8, 9. Strab. 7, 315. Eutr. 9, 27, 16. САЛТАЦИОН САЛТАЦИОН - Saltatĭo, см. Όρχηστική, Танец . САЛЬВИИ САЛЬВИИ - Salvĭi. К роду Сальвиев принадлежали: 1. Salvius, который в 43 г. в качестве народного трибуна своим veto не позволил сенату изгнать Антония и впоследствии был убит во время проскрипций. App. b. с. 4, 17; 2. чтец и библиотекарь Аттика. Cic. ad Att. 16, 2; 3. M. Salv. Otho, дед императора Оттона, родом из Этрурии, попал в число сенаторов благодаря влиянию Ливии. Suet. Oth. 1; 4. его сын, L. Salv. Otho, временщик Тиберия, человек очень строгий, особенно к солдатам в Иллирии, был некоторое время наместником в Африке и открыл заговор, составленный против жизни императора Клавдия. Suet. Oth. 1. Plut. Oth. 13. Tac. hist. 2, 23; 5. его старший сын L. Salv. Otho Titianus был два раза...
6. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "С" (часть 10, "СОС"-"СТА")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: во Фракии, первый и главнейший поэт, занимавшийся скабрезными сюжетами. Этот род поэзии (λόγος κιναιδολόγος) был назван по нему сотадовым. Содержание было взято большей частью из мифологии, изложение, полное грубого сладострастия, рассчитано на устное чтение, рифма - преимущественно Ionici a minore - намеренно неровна и без достоинств. Он жил при Птолемее Филадельфе и, говорят, им был брошен в море в свинцовом ящике за издевательство над его браком с собственной сестрой Арсиноей. Athen. 14, 620 сл. СОТЕР СОТЕР - Σωτήρ, Σαώτης, Servator, спаситель, покровитель, прозвище всех богов, защищающих страну и город, а также охраняющих и укрепляющих жизнь и здоровье отдельных людей, так, напр., Зевса, которому, как С., посвящался первый кубок после обеда, Посейдона как спасителя в опасностях бурь, также Диоскуров, Диониса как ι̉ατρός, Асклепия, Геракла, Аполлона и др....
7. Реальный словарь классических древностей. ПЕРИКЛ
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: Алкмеонидов; в молодости был учеником и другом элеата Зенона, музыканта Дамона, считавшегося и величайшим политическим теоретиком своего времени, но в особенности Анаксагора, который от суеверия и предрассудков толпы привел его к более глубокому пониманию вещей. Достигши зрелого возраста и уже отличившись во многих походах, ок. 469 г., когда Фемистокл находился в изгнании, а Аристид был уже вдали от дел, П. обратился к занятию государственными делами. В то время в Афинах стоял во главе правления Кимон, усилия которого были направлены к тому, чтобы весь военный пыл греков направить на войну с персами и, таким образом, сохранить в Греции единодушие и status quo. Против Кимона выступил П., который, несмотря на то что по рождению и природным склонностям принадлежал к аристократии и лишен был способности легко вступать в сношения с народом, тем не менее примкнул к партии реформ, старавшейся посредством введения диоболии на дионисовских празднествах и других денежных раздач снискать себе расположение народа, а также привлечь бедных к участию в общественной жизни. Plut. Per. 7 слл. П. был одним из обвинителей Кимона, когда последнего обвиняли в том, что он при завоевании Фасоса был подкуплен македонским царем (Plut. Cim. 14); но выдающееся влияние П. приобрел лишь после того, как войско,...
8. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: другим - еще позже, а по третьим - ок. 150 г. до Р. X. в Сирии, переложил, по примеру Сократа, басни Эзопа (см. Aesopus, Эзоп ) в холиамбы или скацонты (сенары, оканчивающиеся спондеем или хореем). Его труд состоял, полагают, из 10 книг и служил образцом для подражания всем позднейшим баснописцам, именно римским; но до нас сохранилась лишь небольшая часть его сочинений. Рукопись, содержащая 123 басни, найдена в 1844 г. на Афонской горе; ее издали Boissonade (1844), Lachmann (1845) и Schneidewin (1853). Миноид Минас (Minoides Minas), нашедший рукопись, продал ее в 1857 г. Британскому музею, вместе со списком еще 95 холиамбических басен, подлинность которых оспаривает Gobet, a защищает Sauppe. БАВИЙ БАВИЙ - Bavius, благодаря Вергилию (Exlog. 3, 90) прославившийся вместе с Мевием как дурной поэт. По Евсебию, он умер в 33 г. до Р. X. в Каппадокии. БАВКИДА БАВКИДА - Baucis, см. Philemon, Филемон . Βαυκαλήματα или καταβαυκαλήσεις, песни, которыми матери и кормилицы убаюкивали маленьких детей, нося их на руках. Колыбели вошли в употребление, по-видимому, только впоследствии. БАГАУДЫ БАГАУДЫ - Bagaudae, так назывались галльские крестьяне, возмутившиеся при Диоклетиане вследствие притеснений от римских властей (Bagaudae=rebelles). Лишь с большим трудом удалось Максимиану подавить на некоторое время восстание, в 285 г. от Р. X.; но впоследствии оно распространилось и на Испанию, продолжалось около полутора века и возгоралось несколько раз еще в более опасных размерах. БАГРАД БАГРАД - Bagrădas, Βαγράδας, 1. пограничная река между Персидой и Карманией, впадающая в Персидский запив, н. Набен-Руд; 2. самая большая река провинции Африки (Zeugitana), берущая начало в Нумидии в...
9. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФЕМ"-"ФЕР") ФЕМИСКИРА ФЕМИСКИРА - ThemiscСћra, Θεμίσκυρα, равнина в Понте, изобиловавшая водой и пастбищами, между реками Иридом и Фермодонтом, с городом того же имени (столицей амазонок), лежавшим у устья Фермодонта. Во времена Августа город более не существовал. Aesch. Prom. 722. Hdt. 4, 86. Strab. 12, 547. ФЕМИСТИЙ ФЕМИСТИЙ - Themistĭus, Θεμίστιος, сын философа Евгения Пафлагонского, ритор и философ во 2-й половине 4 в. от Р. X.; жил при императорах Константине, Юлиане и их преемниках, ценивших его за красноречие, которое доставило ему прозвище Εύφραδής, современник же его Грегорий называл его βασιλεὺς λόγων. Как учитель и писатель, Ф. занимался красноречием и философией. Из 36 речей его, известных еще Фотию, до нас дошли 34, одна из них сохранилась только в латинском переводе. Содержание их было большей частью панегирическое и посвящено памяти различных императоров, но в них говорится также о дружбе, земледелии и других предметах. Изд. W. Dindorf (1832). Из философских его сочинений мы имеем 4 комментария к Аристотелю в парафрасической форме (изд. Spengel, 1866). ФЕМИСТО ФЕМИСТО - Themisto, Θεμιστώ, 1. нереида Hesiod. theog. 261; 2. дочь Гипсея, вторая жена Адаманта, мать Орхомена, Сфингия, Левкона, Ерифрия, Схойнея и Птоя. Афамант женился на ней, считая свою первую жену Ину умершей; когда же он узнал, что Ино жива и заблудилась в ущельях Парнасса во время...
10. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГИГ"-"ГИП")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: древностей Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГИГ"-"ГИП") В начало словаря По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГИГ"-"ГИП") ГИГЕС ГИГЕС - Gyges, Γύγης, царь лидийский, 716-678 г. до Р. X. Посредством придворного бунта он низверг с престола ассирийскую династию Гераклидов (Сандонидов), царствовавших в Лидии с 1221 г. до Р. X. и основал туземную (карийскую?) династию Мермнадов. Рассказ о том, как он достиг престола, а именно вследствие бесстыдного легкомыслия его предшественника Кандавла и посредством перстня-невидимки, - еще полумифический. Г. распространил лидийскую власть до Пропонтиды и до Геллеспонта, искал мирных сношений с Грецией, посылал в Дельфы драгоценные дары, но впоследствии стал покорять греческие колонии в Азии. Его богатство вошло в пословицу. Hdt. 1, 8-14. Plat. r. p. 359. Justin. 1, 7. Cic. off. 3, 9, 38. ГИГИЕЯ ГИГИЕЯ - Hygiēa, Ύγιεία, см....